Субъект и объект в научном познании
РАЗДЕЛ № 1 ФИЛОСОФИЯ НАУКИ
- Структура познавательного процесса.
Структура познавательного процесса: Теоретическое и эмпирическое познание:
Теоретическое познание: (тут много методов: 1) Идеализация (в ее результате образуется идеальные объекты, газ, атом, операция, цифра). Идеализация – важный метод. 2) Абстрагирование – (в результате образуется множество понятий. Центральное место в понятийной категории; 3) Анализ и синтез; 4) Дедукция и индукция; Дедукция – утверждение и обратное. Индукция – объединение реальных фактов и объектов похожие объекты. Индукция и дедукция в науке имеют очень важное значение; 5) Метод восхождения от абстрактного к конкретному; 6) Метод восхождения от исторического к логическому (в философии и в СГН).
Эмпирическое познание: (относятся методы, соответствующие или приемы и процедуры, средства познания и результаты познания, то есть формы знания). Различают два метода: Наблюдение и эксперимент. Им соответствуют часто используемые приемы и процедуры а) описание; б) измерение; в) документирование; г) сравнение; д) обобщение; е) классификация; з) типологизация. Средства – это правила и законы математики. Принципы и требования логики. Используемые приборы: (технические приборы). В соответствии образуется три сравнительных знания: 1) научные факты (множественные); 2) эмпирические законы; 3) Гипотезы, объяснения, особенности объекта.
Структура – это множество отношений между элементами системы, которые обычно описываются в виде некоторых функций. Структура, как правило, представляет собой относительно самостоятельный и независимый от конкретного содержания элементов блок системы. Поэтому структуры могут конструироваться и исследоваться в виде самостоятельного предмета. Именно такой подход реализуется в современной математике, которую часто называют наукой об абстрактных структурах разных типов (Н.Бурбаки и др.). (Лебедев, словарь).
Структура научного знания — множество областей науки, различных наук, научных дисциплин, уровней и видов научного знания, а также различных единиц научного знания. Области научного знания: математика, логика, естествознание, технические науки, технологические науки, социальные науки, гуманитарные науки, комплексные и междисциплинарные исследования. Виды научного знания: чувственное, эмпирическое, теоретическое, метатеоретическое; аналитическое и синтетическое*, предпосылочное и выводное; атрибутивное и ценностное; объективно-описательное и нормативно-методологическое; идеографическое и номотетическое; дискурсное и интуитивное; явное и неявное; личностное и общезначимое и др. Уровни научного знания: чувственное знание, эмпирическое знание, теоретическое знание, метатеоретическое знание. Единицы научного знания: протоколы наблюдения, графики, классификации, факты, законы, модели, теории, доказательства, принципы, научно-исследовательские программы, парадигмы, дисциплины и др. Благодаря огромному количеству элементов научного знания, их количественному разнообразию, много* образным внутренним связям и отношениям между ними современное научное знание, безусловно, представляет собой сверхсложную систему. Отсюда следует, что закономерности развития научного знания представляют собой систему таких факторов его детерминации, которые не подчиняются простым причинным или однозначным законам, а имеют сложный, системный и нелинейный характер, где случайность и творчество играют весьма существенную роль». (Лебедев, словарь).
Субъект и объект в научном познании.
Наука как специфический способ человеческой деятельности. С этой точки зрения в процессе общественного познания выделяются следующие характеристики.
Наука есть системное образование, включающее: объект познания, субъект познания, и сама познавательная деятельность. Объект познания пассивен, поэтому человек может принимать неожиданные, различные средства познания и моделировать полученные результаты.
Субъект познания активен и проявляется в трех позициях. 1) субъект избирает объект для познания; 2) субъект избирает комплекс методов, которые способны дать больший результат. 3) человек оперирует теми формами знания в отношении изучаемого объекта.
СУБЪЕКТ — деятельное существо, обладающее сознанием, свободой выбора, волей и способное принимать решения в условиях неполной определенности; бинарная оппозиция понятию «объект».
СУБЪЕКТ КЛАССИЧЕСКОЙ НАУКИ — реальный субъект научного познания классического этапа ее развития {XVII—XIX вв.) — это либо отдельный ученый, либо относительно небольшой научный коллектив (лаборатория, кафедра, невидимый колледж, научная школа).
СУБЪЕКТ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ — существо, создающее научное знание, а также хранящее, воспроизводящее и применяющее его. В понимании категории «субъект научного познания» философией было выработано четыре основных концепции: 1) объективно-трансценденталистская, 2) субъективно-трансценденталистская, 3) эмпиристско-психологическая, 4) социальная. Согласно первой концепции (Платон, Г. Лейбниц, Г. Гегель и др.), подлинным субъектом научного познания выступает самопознающий себя в человеке объективный Разум (теория познания как припоминание душой мира идей — Платон; научное познание как рефлексия монады — Лейбниц; научное познание как диалектическое развертывание Абсолютной идеей своего содержания с помощью сознания человека— Гегель). Согласно второй концепции (Р. Декарт, И. Кант, Э. Гуссерль и др.), субъектом научного познания является трансцендентальный индивидуальный субъект (или человек вообще как идеальное познающее существо). Этот субъект обладает априорно данными ему средствами и формами познания истины (интуиция и дедукция — Декарт; априорные формы созерцания и категории рассудка— Кант; интенциональность сознания: и способность непосредственного усвоения своего собственного содержания, феноменов — Гуссерль). И в первой, и во второй концепциях субъекта научного познания реальные ученые лишь средство «в руках» трансцендентального субъекта, который принципиально не может ошибиться в вопросах получения истины (объективная истина ему, так сказать, гарантирована). Согласно третьей концепции (Аристотель, Дж. Локк, Ю. Юм, Э. Мах, А. Пуанкаре и др.), реальными субъектами научного познания являются отдельные конкретные ученые, живущие в определенную эпоху, усвоившие определенный накопленный до них массив знания и находящиеся под его влиянием. Это эмпирические индивиды, обладающие нормой восприятия и мышления и способные к когнитивному творчеству. Объективная истина им не гарантирована, но они стремятся к ее получению с помощью разного рода методов. Наконец, представители четвертой концепции (М. Ве-бер, Ф. Знанецкий, А. Эйнштейн, М. Планк и др.) считают субъектом научного познания не отдельного ученого, а научное сообщество, дисциплинарно ориентированные и профессионально сплоченные научные коллективы разной мощности (лаборатория, невидимый колледж, научная школа, исследовательский институт и т.п.). Субъект научного познания является принципиально социальным существом не только в том плане, что он всегда «дитя своей эпохи», но и в плане своей структуры как диверсифицированной внутри себя социальной системы. Необходимость когнитивных коммуникаций между отдельными учеными, взаимная научная критика и совместные усилия по производству нового знания и его обоснования — столь же существенные условия научного познания, как и взаимодействие ученых с объектом познания. С этих позиций, ни само по себе взаимодействие с объектом научного познания, ни использование когнитивных возможностей сознания и ресурсов ранее накопленного научного знания еще не могут гарантировать получения объективно-истинного знания— главной цели науки. Дополнительными гарантиями его получения являются научные коммуникации и проверка научного знания на практике, в процессе его использования и применения в материальной деятельности.
СУБЪЕКТ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ — субъект познания современной науки; состоит из следующих элементов, тесно взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом: 1) отдельный ученый; 2) малая исследовательская группа (лаборатория, кафедра, невидимый колледж, научная школа); 3) большой научный коллектив (институт, академия, дисциплинарное научное сообщество); 4) национальное научное сообщество; 5) международное научное сообщество.
ОБЪЕКТ — 1) то, на что в данный момент направлено сознание определенного субъекта, его воля. Это может быть сознание другого субъекта, и даже собственное сознание. В качестве объекта рефлексии могут выступать и продукты сознания (теории, понятия, суждения и др.). При таком широком определении «объекта» понятия «объект» и «субъект», «объект» и «сознание» являются существенно относительными и соотносительными; 2) то, что находится вне и независимо от сознания трансцендентального субъекта (или сознания вообще) («вещь в себе» — Кант»); 3) предметы, которые даны сознанию только через чувственный опыт (ощущения, восприятия, наблюдения); 4) предмет; поведение которого детерминировано и/или который.ре обладает свободой воли и способностью принимать самостоятельные решения. В соответствии с различными пониманиями «объекта» различают: 1) объекты как вещи материального мира; 2) объекты как предметы чувственного опыта; 3) мысленные (абстрактные) объекты; 4) идеальные (теоретические) объекты.
3. Наука как система знаний.