Особенности развития науки в эпоху Возрождения
В Европе к XV веку зарождались буржуазные общественные отношения. Идет рост ремесленного производства, рост городов, углубляются и распространяются торговые отношения. Запад унаследовал многие труды античных мыслителей и натурфилософские труды арабских ученых. Человек стал активным началом в исследовании природы и это явилось зарождением идеи экспериментального исследования в науке и культуре. Все это привело к тому, что на первое место вышел Северо-Запад, Европа, а впоследствии Америка. Так наступает эпоха Возрождения (поначалу раннего, а затем позднего).
Возникают первые центры научной мысли: Оксфордский и Парижские университеты. Крупной фигурой в Оксфорде стал Роберт Гроссетест (по прозвищу большеголовый, (1175-1253)). Он один из первых стал переводить естественно-научные произведения Аристотеля и стал писать комментарии к ним. Но Гроссетест и сам писал книги по математике, физике (оптике), астрономии. Он был ярким теоретиком и практиком экспериментального естествознания. Так формировался идеал математизированного и опытного знания.
Для проверки гипотез Гроссетест пользовался методом верификации (опытной проверки) и фальсификации. Впоследствии, в XX в., эти методы нашли отражение в неопозитивизме Л. Витгенштейна и К. Поппера. Метод фальсификации в то время был особенно необходим. Надо было отбросить те предположения, которые противоречат природе вещей. Таким образом, отбирались наиболее подходящие системы знаний.
Гроссетест, предпринимая попытку выработать общую методологию естественнонаучного исследования, исходит из идей Аристотеля, изложенных им во «Второй Аналитике». Здесь ученый четыре аристотелевские причины заменяет двухполюсной причинно-следственной цепочкой. Так складывалась метафизика (философия) того времени, которая стала корнем того «эмпиризма» и «индуктивизма», который показался многим столь похожим на методологию науки нового времени и скорее является чертой, принципиально отличающей средневековый метод физического мышления от экспериментально-теоретического метода новой науки».
В Оксфорде много внимания уделялось разработке теории света; оптика считалась основой некоторой универсальности физической теории. Здесь уже уменьшалась творческая роль Бога. Тогда считалось, что Бог создает вначале некий светящийся пункт, который, мгновенно расширяясь, рождает огромную сферу, где слиты начала материи и формы. Признавалось, что природа познается посредством применения математики, а основу физики составляет оптика. Весь мир является результатом самовозрастающей светящейся массы. И в человеке - световое начало, а свет человеческого знания - это ничтожно малая частичка абсолютного божественного света.
Видной фигурой явился Роджер Бекон (1214-1242) английский натурфилософ и богослов по прозвищу «тонкий доктор», т. е. оригинальный, удивительный мыслитель своего века. В духе оксфордской школы был противником умозрительных рассуждений схоластов. Бэкон создает энциклопедию, в которой значительное место отводит математике (геометрии, арифметике), астрономии и музыке. Ученый считал, что лишь благодаря применению математики наука, полная сомнений и неясных мест, может быть удостоверена и достигнуть очевидности и истинности. Но он полагал, что кроме математики еще нужен опыт. Р .Бэкон выделял дни основных способа познания: а) с помощью доказательств, б) из опыта. Но и опыт есть внешний - через органы чувств и соответствующие инструменты. Есть опыт внутренний - это внутреннее озарение и божественная «иллюминация». Это фантастический праопыт, которым Бог наделил «святых отцов и пророков».
Конечно, нельзя делать вывод, о том, что здесь закладывался фундамент экспериментальной науки. Все это сложилось позднее. Все тогдашние мыслители не сомневались в основах христианского мировоззрения. Никто из них не нарушал иерархии средневековых наук с теологией во главе.
Заметную роль в развитии науки в XIV в. сыграл английский философ Ульям Оккам. Он развивал логическое учение. Признавал две разновидности знания: 1) интуитивное, т. е. внутренне переживание, 2) абстрактное знание, как отвлечение от единичных вещей. Идеи Оккама были широко распространены в университетах того времени. Постепенно в науку внедряются математические расчеты. Утвердится идея о том, что законы природы могут быть описаны языком математики. Все это становится знамением всей эпохи Возрождения.
Зарождается новый тип мышления. Европа с XV века стала играть ведущую роль во всемирной истории. Философия Возрождения не была восстановлением античной философии, она обладала собственным (богатым содержанием. Происходит секуляризация, начавшаяся в XVвв. в Европе, своего рода ограничение роли церкви. Философия, наука приобретают автономность по отношению к церкви.
Наступает смена мировоззренческой ориентации. Для человека ценностью является не потусторонний мир, а мир реальный. Особенно это проявилось в протестантизме. Акценты смещаются на познание природы. За религией осталась мораль, спасение души.
10. Становление классической науки нового времени (17 –19 вв.).
Классическая наука – это огромный период в истории науки, это время величайших изобретений и открытий, именно поэтому этот период определяется как классика, эталон науки, ее образец. В этот период была создана механистическая картина мира – в основе этого представления о мире было заложено представление о том, что законы механики, физики распространяются не только на природу, но и на другие области жизни, включая и общество. В этот период выделяются 2 этапа:
1) 17 – 18 вв., связанный с открытием И. Ньютоном закона всемирного тяготения в 17 в. (1663 г.) и освоение открытий Ньютона европейской наукой – эпоха Просвещения.
2) Возникновение дифференцированной науки, связанной с промышленными революциями (конец 18 – 19 вв.). Ключевым здесь является понятие классической науки, включающее 4 особенности:
1) Основной областью знаний в классической науке стала физика и на ней, как стали считать, базируются все другие науки, причем не только естественные, но и гуманитарные – при этом имелась в виду физика Ньютона – рассматривала мир как механизм, совокупность материальных тел, движущихся по строгим естественным законам, причем такое понимание мира распространялось и на биологические объекты, а также и социологические процессы, в том числе и на человека.
2) Весь мир сводился к механическим силам притяжения и отталкивания. Все явления, в том числе, и социальные можно представить как перемещение частиц вещества, лишенных каких-либо качественных особенностей. Первостепенное значение в научных методах приобрели расчеты, особое внимание уделялось точным измерениям. Один из мыслителей – О. Конт призывал социальную науку называть социальной физикой.
3) В отличие от научной мысли Средневековья, наука развивалась на своей собственной основе, т.е. она развивалась вне влияния ненаучных, религиозных установок и опиралась только на собственные выводы.
4) Под влиянием содержания классической науки стала перестраиваться и сложившаяся в Средневековье система образования. Наряду со средневековыми университетами стали появляться политехнические специальные учебные заведения, причем учебные программы стали выстраиваться по другой системе, в основе которой первое место занимала механика, затем физика, химия, биология, социология. Вместе с тем, в рамках этого большого периода выделяется 2 этапа: наука периода Просвещения (17 – 18 вв.), наука эпохи промышленной революции (конец 18 – начало 19 вв.).
Наука эпохи Просвещения (17 – конец 18 вв.).
Этот этап характеризуется огромным влиянием на весь корпус науки идей И. Ньютона (1643 – 1727 гг.). Классический труд Ньютона «Математические начала натуральной философии» (1677 г.). В нем Ньютон доказал, что сила тяжести, которая наблюдается в земных условиях является той же силой, которая удерживает Землю на орбите и все другие планеты. Эта сила пропорциональна массе взаимодействия тел и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними: F = m / s ².
Вторая особенность эпохи Просвещения заключалась в прочном утверждении в сознании ведущих ученых рационалистического мировоззрения в противовес религиозному (основанному на догмах). Поэтому этот период стали называть веком разума. Считали, что Вселенная развивается по собственным присущим ей законам.
Третья особенность состоит в том, что самым престижным занятием стала считаться в это время наука. Основанием стал лозунг Ф. Бэкона «Знание – сила». Утвердилось мнение, что человеческое познание имеет огромные возможности, а также в огромных возможностях социального прогресса – умонастроение, получившее наименование познавательного и социального оптимизма.
Начался активный процесс институционализации науки, появились институты, которых раньше не было. Именно в это время сложилась классическая система организации науки, просуществовавшая до настоящего времени. Стали появляться особые учреждения, которые стали объединять профессиональных ученых – академии наук. В 1603 г. появилась первая – Римская – академия наук. Одним из первых академиков стал Галилей, академия вскоре стала защищать его от нападок церкви.
В это же время стал повышаться уровень научных исследований в университетах. Появляются специальные высшие учебные заведения: Горное училище в Париже (1747), Горное училище в Петербурге (1773) и др. Появились кафедры как центры организации внутривузовских исследований. Возникло понятие «научная и учебная дисциплина».
Промышленная революция (конец 18 – 19 вв.).
3.1. Технические достижения 18 в.
Промышленная революция – широкое понятие, под которым понимается развитие энергетики и машинного производства. Крупнейшие изобретения не всегда были связаны с чисто научными теоретическими открытиями. Эти изобретения непосредственно возникали в результате потребностей практики (общества, промышленности). Например, многие технические нововведения в Англии были вызваны огромным спросом на товары. Отсюда и крупнейшие изобретения, например, в текстильной промышленности.
Произошли изменения в системе образования. В составе преподавателей университетов стали появляться крупные ученые. Профессия преподавателя стала одной из самых престижных. Кроме старых университетов значительную роль стали играть отраслевые специализированные вузы, в которых кроме традиционных дисциплин главное внимание стало уделяться изучению естественных и технических дисциплин, математики. Эти дисциплины занимали центральное место в учебных программах новых учебных заведений, образцом которых стала Парижская политехническая школа, созданная в 1794 г. Основным организационным звеном высших учебных заведений стали кафедры, задачей которых являлось обеспечение преподавания определенного комплекса учебных дисциплин и подготовка соответствующих учебников, в том числе по математике, физике и т.д.
Основные выводы по классической науке XVII – XIX вв.
1) Развитие классической науки – лавинообразный рост научных открытий и технических изобретений, который привел к созданию новой сферы жизни – техносферы (которую иногда называют второй природой) в виде машинного производства, систем транспорта, связи. К концу XIX в. заложены основы современной промышленной цивилизации.
2) К концу периода сформировалась современная система наук, которая включала математику, физику, химию, биологию и комплекс социологических наук. Причем методы естественных наук (экспериментальные методы) стали все теснее сближаться с методами гуманитарных наук. Образовался единый фронт науки и научная сфера стала одной из ведущих сфер в социальной жизни.
3) Сформировалась система светского массового образования, которое продолжает в общих чертах существовать и в настоящее время. Важную роль стало играть техническое образование, хотя сохранилась система религиозного образования – против нее никто и не возражал – но существующая обособленно.
4) Появились предпосылки для активной разработки наиболее общих философских проблем (принципов) науки. В XVIII – XIX вв. появились классики теории познания и теории науки: Ф. Бэкон, Р. Декарт, И. Кант (пределы возможности человеческого познания), Г. Гегель, О. Конт (роль изучения комплекса естественных наук).