Гносеология и метафизика Дж. Беркли
Субъективный идеализм Дж. Беркли. Скептицизм Д. Юма
Джордж Беркли (1685 – 1753). Его исходный тезис: «существовать – значит быть воспринимаемым». С этой точки зрения он критикует существование понятия материи как вещественной основы тел и учение Локка о двух классахкачеств (первичные качества тоже субъективны). Признавал существование только духовного бытия, которое делил на «идеи» (воспринимаемые нами субъективные качества – пассивны, непроизвольны, не зависят от нас) и «души» (деятельны, активны, могут быть причиной).
Чтобы избежать солипсизма, вносил в учение ряд оговорок. Хотя вещи (то есть суммы «идей») существуют лишь как предметы восприятия, воспринимаемый субъект в мире не один. Бог – это такой субъект, который не может исчезнуть, а потому не может исчезнуть и сотворенный им мир вещей. Здесь Беркли подходит к объективному идеализму. Постигаем Бога эмпирически: наши ощущения – не восприятия каких-то мифических вещей, а восприятия (через внешний мир) самого бога. Бог Беркли перманентно открывается человеку, присутствуя в каждой вещи, точнее в каждой комбинации ощущений. Позиция неоплатонизма с ярко выраженной пантеистической окраской.
Джордж Беркли считал внешний мир продуктом духовной деятельности. То, что люди принимают за независимые от своего сознания вещи или понятия (например: «материя»), есть не что иное, как комплекс их собственных ощущений (по терминологии автора – «идей»). Главный его постулат гласил: «Быть - значит быть в восприятии...» Своё учение он именовал «имматериализмом». «Кратко суть построений Беркли сводится к следующему. Поскольку наше познание ограничено ощущениями и идеями, порождаемыми ощущениями, но не распространяется на сами внешние объекты, необходимость в предположении о существовании внешнего мира отпадает. Внешний мир существует ничуть не в большей степени, чем искры, которые сыплются у человека из глаз, если его сильно ударить по голове. Вывод о существовании материального внешнего мира лишён смысла и недоступен познанию. Если бы внешние тела существовали, то мы никаким способом не могли бы узнать об этом, а если бы они не существовали, то по тем же причинам мы должны были бы думать, будто они существуют. Дух и ощущения - вот единственные реальности. Так Беркли опровергал идею о существовании материи».
37.Критический скептицизм в философии Д. Юма.
Давид Юм (1711-1776) сформулировал основные принципы новоевропейского агностицизма, считается предшественником позитивизма. Называет свою философию скептицизмом, потому что отрицал не только любую материальную субстанцию, но и духовную субстанцию, и индивидуальную душу. На место предметов поставил впечатления (восприятия: внешнего опыта – перцепции; внутреннего – аффекты, желания, страсти), а идеи (понятия), которые возникают на основе прошлого опыта, трактовал как отражения впечатлений.
Учение о причинности Юма является основным в его теории познания. «Нет ни сущности, ни субстанции, ни материи, ни причины». Объективное существование причинности не доказуемо. Категория причинности имеет смысл в границах психологии познания. Человеческий разум на основе ассоциаций, по смежности и сходству сам устанавливает причинные связи между явлениями.
Следует сказать, что Юм не утверждал и не отрицал объективного существования причинности, но думал, что она не подлежит доведению. Он лишь будто показывал, как последовательное логическое мышление приводит к скептицизму.
Учение о Боге и религии. Отрицает идею причинности Юм не признает возможным познания Бога от природы. За конечным нельзя сделать вывод о бесконечном. То, что не доступное опыту, нельзя довести, у него можно лишь верить. Бог не может быть познанным философией. Поэтому Бога и Откровение Юм считал областью веры, а не философии.
Исторические религии, за Юмом, - ошибка, но они естественны, как такие, которые вытекают из сущности человеческой природы. Основа религии не в уме, а в практической необходимости. Религию Юм выводит из чувства страха и надежды.
Этика. В этике Юм развил теорию утилитаризма, то есть объявил пользу критерием нравственности, но тем не меньше апеллировал к чувству солидарности и альтруизма. В этике же прекрасное отождествлял с пользой.
В новое время наблюдается тенденция к географическому разделению научной мысли в Европе. Разнообразные общественные проблемы и интересы будто концентрируются в той или другой стране. Если Англии создается блестящая школа политэкономии, то общественное мнение Франции склоняется в бок социальных проблем и ведутся обстоятельные разработки в отрасли политической философии, классическая же философия постепенно перемешивается в Германию.