Эпоха возрождения и реформации
Возрождение (Ренессанс) – эпоха в истории культуры и философии, характеризующаяся восстановлением интереса к античной культуре и философии. В эпоху Средних веков античность оценивалась в целом негативно, несмотря на заимствования некоторых философских идей. Л.Валла назвал средневековье «темными веками», т.е. временем религиозного фанатизма, догматизма и мракобесия. Возрождениегеографически и хронологически подразделяется на южное (прежде всего, Италия 14-16 в.) и северное (Франция, Германия, Нидерланды, 15-16 в.).
Особенности философии Возрождения:
- антропоцентризм – представление об особом «достоинстве» (месте) человека в мире;
- гуманизм – в широком смысле: система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и реализацию творческих способностей;
- секуляризация – культура и философия приобретают светский характер, освобождаются от влияния богословия, однако этот процесс не дошел до возникновения атеизма;
- рационализм – возрастает убежденность в могуществе разума как средства познания и «законодателя» человеческих поступков;
- антисхоластическая направленность – изучать нужно не слова, а явления природы;
- пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и мир;
- взаимодействие с наукой;
- взаимодействие с художественной культурой.
Гуманизм как культурное движение эпохи Возрождения, прежде всего в Италии, Флоренции, подразделяется на «ранний» («гражданский») гуманизм, 14 – 1-я пол. 15 в. (К.Салутати, Л.Валла, Л.Б.Альберти, Д.Манетти, П.делла Мирандола) и «поздний», 2-я пол. 15 – 16 в. (неоплатонизм М.Фичино, неоаристотелизм П.Помпонацци). С конца 15 в. гуманистическое движение перешло в Нидерланды (Э.Роттердамский), Германию (И.Рейхлин), Францию (М.Монтень), Англию (Т.Мор). Гуманизм подразделялся на «светский», дистанцировавшийся от религии, и «христианский» (Э.Роттердамский); в его этике синтезировалось гуманистическое понимание человека с идеалами раннего христианства. Натурфилософы эпохи Возрождения:Н.Кузанский, Н.Коперник, Д.Бруно, Г.Галилей. Социальные мыслители:Н.Макиавелли, Т.Кампанелла, Т.Мор.
Космология и онтология:
- гелиоцентризм – учение, что не Земля, а Солнце является центром мира;
- пантеизм;
- идея единства мироздания и его законов;
- идея бесконечность Вселенной и множественности миров.
Гносеология:
- укрепление позиций разума, развитие научных методов познания природы;
- скептицизм – в философии М.Монтеня: критическое рассмотрение на основе разума, сомнения относительно любых идей, какими бы истинными они не казались;
- эксперимент – у Г.Галилея: главный метод познания законов природы;
- математике принадлежит особая роль в познании природы (Н.Кузанский, Г.Галилей).
Философская антропология:
- принципы гуманизма;
- реабилитация телесного начала в человеке;
- подобие микрокосмоса макрокосмосу – принцип, указывающий на особый статус человека в мире, его возможность познать Бога и созданный им мир (Н.Кузанский, Мирандола);
- культ творческой, всесторонне развитой личности.
Этика:
- секуляризация морали – освобождение ее от религиозной санкции;
- гражданский гуманизм – доктрина, согласно которой участие в общественных и государственных делах – это обязанность каждого гражданина;
- гражданские добродетели, обеспечивающие разумное подчинение личных интересов общественным интересам в интересах общего блага;
- труд – главный фактор развития человека, способ реализации творческих способностей;
- гедонизм – получение удовольствий как главная цель жизни человека;
- благородство – понятие, характеризующее достоинство человека не по происхождению, а по личным качествам и заслугам;
- идея Фортуны – удача приходит только к деятельному, трудолюбивому человеку.
Социальная философия:
- макиавеллизм – понятие, характеризующее социально-политическую доктрину Н.Макиавелли, изложенную в трактате «Государь», что политика и мораль несовместимы и для достижения политических целей возможно применение любых средств;
- утопия – в широком смысле: неосуществимый проект идеального общества; в узком смысле: название труда Т.Мора, в котором предлагался такой проект, наряду с работой «Город Солнца» Т.Кампанеллы.
Философия истории:
- идея законов исторического развития, которые вырабатываются в ходе коллективной исторической деятельности людей, неучастия Бога в историческом процессе;
- теория исторического круговорота – учение, согласно которому все народы проходят примерно одинаковые, повторяющиеся стадии развития;
- концепция роли выдающейся личности в истории в ее связи с идеей Фортуны.
Реформация – в широком смысле: социально-политическое, религиозное и идеологическое движение в странах Центральной и Западной Европы, направленное против католической церкви как политической и духовной силы, против ее «обмирщения», злоупотреблений католического духовенства; в узком смысле: пересмотр основных догматов католицизма, приведший к возникновению новой ветви в христианстве – протестантизма. Реформация подразделялась на бюргерско-буржуазную, обоснованную в учениях М.Лютера (Германия), У.Цвингли (Швейцария), Ж.Каль-вина (Франция – Швейцария), и народную, обоснованную Т.Мюнцером (Германия).
Идеологи Реформации выступили против «порчи церкви», за возврат к «истинному христианству апостольских времен», «очистку» веры от исторических наслоений. Чтобы добиться этого, необходимо проверить Священное Предание авторитетом Священного Писания (Библии), противопоставить авторитет Библии католической церкви, сохранить таинства, догматы и обряды, которые основаны на Библии. Протестантизм признал два церковных таинства из семи, отменил поклонение святым, обязательные посты и большинство церковных праздников. Принципы:
- «оправдание верой» - принцип учения М.Лютера: искренняя вера – единственное условие спасения души, а «добрые дела» - лишь проявление веры, а не самодостаточный путь к спасению;
- «всеобщее священство» - принцип учения М.Лютера: для спасения не нужны духовенство и церковь, любой мирянин – сам себе священник, а мирская жизнь - священнослужение;
- «свобода убеждения» (совести) - принцип учения М.Лютера: верующий имеет внутреннюю свободу, право самостоятельного толкования Библии, а не только Папа Римский;
- предопределение - принцип учения М.Лютера: у человека нет свободы воли, воля Бога предопределяет жизнь каждого человека;
- «абсолютное предопределение» - принцип учения Ж.Кальвина: Бог еще до сотворения мира предопределил одних людей к спасению, а других – к гибели, и никакие усилия человека не смогут изменить этого, но каждый должен быть уверен, что именно он – «божий избранник»;
- профессиональная деятельность – в учении Ж.Кальвина: успех в ней – признак богоизбранности, профессия – это призвание, место служения Богу, профессиональный успех самоценен, а не является средством достижения мирских благ;
- мирской аскетизм – принцип учения Ж.Кальвина: человек в повседневной жизни должен довольствоваться только необходимым для жизни.