Сознание

№ 1

1. Сознание рассматривается как свойство высокоор­ганизованной материи, в философском направлении:

1) объективный идеализм;

2) субъективный идеализм;

3) диалектическый материализм;

4) экзистенциализм.

2. В психофизиологическом аспекте материалистическая философия рассматривает сознание как:

1) часть психики, подчиняющуюся принципу реальности;

2) субъективную реальность, или субъективный образ объективного мира;

3) высшую функцию мозга, связанную с речью;

4) душу, использующую мозг в качестве орудия для реализации своих целей.

3. Человеческому сознанию присуще:

1) пассивное отражение действительности;

2) активная, творческая деятельность;

3) непосредственное воздействие на действительность;

4) порождение объективной реальности.

4. Самосознание человека - это:

1) духовное зеркало для самоизучения и самолюбования;

2) осознание себя человеком в процессе общения с другими людьми;

3) осознание себя в процессе освоения материальной и духовной культуры человечества;

4) результат рефлексии, размышления личности о себе самой.

В современной философии это понимается как высшая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее широкими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины. Это

1) рассудок;

2) разум;

3) мышление;

4) ум.

6. Согласно Канту, рассудок, как первая предпосылка разума, есть способность:

1) согласовывать внутренние правила с внешней деятельностью;

2) ориентации в обыденной жизни;

3) ориентироваться на достижение практических целей и использовать понятия обыденной жизни по определенным правилам;

4) разложения целостных объектов на составные части.

7. Что появилось у человека раньше - мышление или язык:

1) мышление;

2) язык;

3) одновременно;

4) они совершенно не связаны между собой, потому вопрос некорректен.

8. В современной семиотике естественный язык рассматривается как:

1) непосредственная деятельность сознания;

2) адекватное выражение мысли;

3) система естественных и искусственных знаков;

4) вторая сигнальная система.

9. Каждый национальный язык является уникальным, поскольку он:

1) позволяет передавать и распространять информацию;

2) способствует совершенствованию профессиональных знаний;

3) является средством общения всех людей между собой;

4) служит средством передачи традиций и является важнейшим условием культурной самоидентификации.

10. «Бессознательное» в современной философии-это:

1) явления и процессы в психике человека, которые им не осознаются, но влияют на его поведение;

2) рефлекторные процессы в организме человека;

3) все, что не осознается человеком;

4) нечто, присущее только отдельному человеку.

Ответы:1 ---3; 2 --3; 3 --2; 4 --4; 5 --2; 6 --3; 7 ---3; 8 --3; 9 --4; 10 --1.

Общество

№ 1

1. Какое из нижеприведенных определений вписывается в тему «Общество как процесс»:

1) общество — система взаимоотношений между людьми, возни­кающая в результате их совместной жизнедеятельности;

2) общество — совокупность людей, связанных определенными отношениями в процессе своей деятельности;

3) общество — определенный этап в историческом развитии че­ловечества;

4) общество — организация людей, объединенных общим заняти­ем или увлечением (например, спортивное или философское).

2. Какие из перечисленных понятий являются инородными для формационной концепции Карла Маркса:

1) капитализм;

2) феодализм;

3) традиционное общество;

4) постиндустриальное общество.

3. Какая из приведенных характеристик соответствует взглядам Гегеля:

1) общество развивается линейно от низших ступеней к высшим;

2) общество развивается по спирали;

3) общество развивается по кругу;

4) общество не развивается.

4. Что является критерием исторического прогресса в теории ста­дий роста:

1) состояние морали;

2)способ производства;

3) уровень демократизма в государстве;

4) научно-технический прогресс.

5. Кто из ниженазванных философов является приверженцем цивилизационной концепции общественного развития:

1) К. Маркс;

2) У. Ростоу;

3) Н. Данилевский;

4) А. Тойнби.

6. Что такое система:

1) рядоположенность предметов любой природы;

2) порядок в расположении предметов одного типа;

3) любая совокупность элементов;

4) совокупность элементов, находящихся во взаимодействии.

7. Что такое цивилизация с точки зрения системности:

1) совокупность предметов материальной культуры;

2) общество, развитие которого определяется техникой;

3) общество, имеющее свою специфическую культуру;

4) над-культурное образование, связанное едиными принципами жизнеустройства.

8. Социальная стратификация — это:

1) разделение общества на классы;

2) сложная неустойчивая структура в обществе;

3) деление людей на общественные группы в зависимости от вы­бора профессии;

4) процесс разделения людей на социальные слои.

9. Существует стадиальная теория развития общества. Ее предста­вителями являются:

1) У. Ростоу;

2) К. Маркс;

3) A. Тоинби;

4) Н. Бердяев.

10. Как называется труд английского историка А. Тойнби, в котором излагается его концепция истории человечества:

1) «Закат Европы»;

2) «Россия и Европа»;

3) «Постижение истории»;

4) «Смысл истории».

11. Кто из русских мыслителей XIX в. был создателем теории куль­турно-исторических типов?

1)П. Я. Чаадаев;

2) Н. К. Михайловский;

3) Н. Я. Данилевский;

4) Н. А. Бердяев.

12. Понятие «традиционное общество» означает:

1) докапиталистическое, доиндустриальное общество;

2) восточное общество;

3) общество, где господствующей религией является ислам;

4) примитивное общество.

13. Приведите в соответствие сферы общественной жизни и харак­теризующие их особенности западного общества:

1) экономическая сфера;

2) социальная сфера;

3) политическая сфера;

4) духовная сфера:

а) независимое положение личности;

б) частная собственность;

в) рациональное мышление;

г) правовое государство.

Ответы:1---1,2; 2---3,4; 3---2; 4---4; 5---3,4; 6---4; 7---4; 8---4; 9---1; 10---4; 11---3; 12---1; 13---1/б, 2/а, 3/г, 4/в.

№ 2

1. Общество является предметом исследования такой философской науки, как:

1) культурология;

2) социальная философия;

3) гносеология;

4) политология.

2. В философии Нового времени (Т. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант) основное внимание в рассмотрении развития науки было обращено на:

1) общество как целостную систему, в которой человек лишь составная ее часть;

2) человека, и общество понималось как совокупность отдельных индивидов с их способностями, поведением, действиями;

3) общество, как совокупность объективно данных человеку общественных отношений, а человек при этом находится на пересечении, в «узлах» разнообразных общественных связей;

4) человека и общество одновременно, поскольку они являются взаимодополняющими и постоянно взаимодействующими сторонами.

3. Согласно концепции М. Вебера, общество - это:

1) жизненный мир, построенный в соответствии с феноменологией сознания;

2) понимающее «бытие-в-мире»;

3) свободный практический и творческий выбор;

4) система социальных действий и их смыслов.

4. В марксизме утверждается, что структура общества вытекает из:

1) жизни людей согласно их речевым актам;

2) истолкования смысла социальных действий людей;

3) формы материального производства;

4) соответствующего общественного договора.

5. В русском космизме общество интерпретируется с точки зрения так называемого «натуралистического» подхода, при котором общество - это:

1) воплощение совершенной идеи справедливости;

2) открытая система, действующая на основе «социальных технологий» и «социальной инженерии»;

3) продолжение природы и космических закономерностей;

4) «град земной», стремящийся к совершенству «града божьего».

6. Отчуждение во взаимоотношениях человека и общества наступает тогда, когда:

1) человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества;

2) происходит растворение человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля над результатами своей деятельности в обществе;

3) осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов;

4) выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный способ жизнедеятельности в обществе.

7. К главным составным частям общества (согласно учениям Ферсмана, Плотникова, Дьяконова) не относится:

1) антропосфера;

2) социосфера;

3) ноосфера;

4) техносфера.

8. К источникам саморазвития общества не должно относиться:

1) взаимодействие общества и природы;

2) использование техники и новых информационно-технологических возможностей в целях совершенствования человеческого существования;

3) саморазвитие техносферы и искусственной реальности, кардинально изменяющее статус человека;

4) развитие духовной сферы в направлении к идеалу.

9. В марксизме процесс развития общества описывался в виде:

1) циклов;

2) стрелы;

3) спирали;

4) маятника.

10. Ход человеческой истории в виде линейного поступательного движения (прогресса) описывался, преимущественно, в трудах:

1) немецкого философа К. Ясперса;

2) новоевропейских философов Ф. Бэкона и Р. Декарта;

3) французского историка и культуролога Ф. Броделя;

4) русского историка и ученого Л. Н. Гумилева.

11. В христианской философии подробно разработана идея о «конце света». Концепцию о «конце истории» выдвинул:

1) Ф. Бродель;

2) П. Сорокин;

3) Ф. Фукуяма;

4) А. Тойнби.

12. Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали:

1) К. Сен-Симон и Г. Спенсер;

2) Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров;

3) К. Маркс и Ф. Энгельс;

4) Ф. Ницше и А. Камю.

13. Фактору случайности в саморазвитии общества основное значение придает современное направление:

1) герменевтики;

2) структурализма;

3) постмодернизма;

4) синергетики.

Ответы:

1 ---2; 2 ---2; 3 --4; 4 --3; 5 --3; 6 --2; 7 --3; 8 --3; 9 --3; 10 ---2; 11 --3; 12 ---4; 13 –4

Философия в современном мире: формирование экологического сознания

№ 1

1. Чем вызван кризис современной цивилизации:

1) развитием науки;

2) отсутствием разумной стратегии развития общества;

3) дефектами социальной системы;

4) научно-техническим прогрессом.

2. Что такое «экологический императив»:

1) нравственный закон;

2) изучение глобальных моделей развития человечества;

3) учет экологических требований как факторов, определяющих стратегию развития общества;

4) золотое правило нравственности.

3. Что означает термин «ноосфера»:

1) объединение человечества в единую мировую систему;

2) сфера господства разума;

3) система глобального моделирования окружающей среды;

4) глобализация общества.

4. Что означает термин «коэволюция»:

1) взаимодействие индивида и общества;

2) совместное, взаимосогласованное развитие человека и природы;

3) современная теория эволюции;

4) синоним эволюционного подхода.

5. Что такое «Римский клуб»:

1) объединение футбольных болельщиков города Рима;

2) объединение римских политологов с целью борьбы с корруп­цией;

3) объединение ученых для рассмотрения глобальных проблем современности;

4) объединение народов Центральной Италии с целью противо­стояния промышленно развитому северу.

6. К глобальным проблемам относятся:

1) вырубка тропических лесов;

2) демографическая проблема;

3) экономическое неравенство;

4) истощение минеральных ресурсов.

7. Какие признаки характеризуют элитарную культуру:

1)ее произведения культуры являются «искусством для искус­ства»;

2) она ориентирована не на профессионала, а на потребителя;

3) ее произведения являются товаром;

4) конфессиональность.

8. Массовая культура — это:

1) культура, произведения которой являются в первую очередь товаром;

2) культура, которая тиражируется с помощью СМИ;

3) культура вне национальных и социальных различий;

4) все вышеперечисленное.

9. Основные понятия, характеризующие современную культуру:

1) экранная культура;

2) постмодернизм;

3) массовая культура;

4) игровая культура.

10. Философ, автор «научно-технической утопии»:

1) Ж. Фурастье;

2) 3. Бжезинский;

3) A. Тоинби;

4) Н. Данилевский.

11. Назовите, кто из нижеперечисленных философов является авто­ром теории массового общества и массовой культуры:

1) X. Ортега-и - Гассет;

2) A. Тоффлер;

3) А. Печчеи;

4) Ж. Фурастье.

12. Кому из философов принадлежит термин «футурошок», харак­теризующий встречу с обществом будущего:

1) A. Тоффер;

2) С. Хантингтон;

3) A.Тоинби

4) 3. Бжезинский.

13. В чем проявляется процесс гуманизации образования:

1) в увеличении объема гуманитарных знаний;

2) в повороте к общечеловеческим ценностям в обучении;

3) в отказе от идеологизации обучения;

4) в расширении количества гуманитарных дисциплин.

Ответы:1---2,3; 2---3; 3---2; 4---2; 5---3; 6---2,3; 7---1; 8---4;4 9---1,2,3,4; 10---1; 11---1; 12---1; 13---2

Наши рекомендации