Философские взгляды И.М. Сеченова, И.П. Павлова, И.И. Мечникова, В.М. Бехтерева
Иван Михайлович Сеченов (1829–1905 гг.) – выдающийся врач, основоположник русской физиологической школы, оказал заметное влияние на развитие философии.
Одним из первых далеко идущих диалектических выводов Сеченова был вывод о том, что «организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить среда, влияющая на него».
Сеченов первым начал делать опыты на головном мозге, тем самым преодолев существовавшее до него мнение о невозможности экспериментально вторгаться в головной мозг и изучать такие тонкие проблемы, как сознание, чувство, воля. Проведенные опыты дали возможность понять, как с помощью физиологических механизмов регулируется воля человека, при каких условиях она может вызываться или подавляться.
Сеченов открыл процесс торможения в головном мозге.
В своей работе «Рефлексы головного мозга» Сеченов высказал мысль о рефлексах, которые лежат в основе всех видов сознательной и бессознательной деятельности. И все эти процессы осуществляются через ЦНС.
Происхождение сознания становится более ясным: органы чувств живого организма, реагируя на внутренние или внешние раздражения, передают сигналы через разветвленную систему в мозг, который воплощает их в психически осмысленную реакцию.
Из анализа психических актов Сеченов пришел к тому, что «все сознательные движения, называемые обыкновенно произвольными, суть в строгом смысле отраженные». Таким образом, Сеченов объяснил психику функцией мозга как органа, связывающего человека с окружающей средой.
И.М. Сеченов опроверг теорию расизма. Он считал, что психическая деятельность человека, его умственный кругозор и уровень культурного развития определяются не той или иной расой, а теми условиями, в которых живет человек.
Иван Петрович Павлов (1849–1936 гг.) – выдающийся ученыйфизиолог, внесший большой вклад в развитие физиологии. Огромная заслуга Павлова заключается в разработке новых экспериментальных методик. Он изучал физиологию различных органов в нормальных условиях функционирования организма. Эти опыты одновременно позволили ему познать сущность так называемой душевной деятельности, в основе которой лежит феномен психической секреции. Полученные Павловым результаты явились новым словом в науке об условных рефлексах, т.е. о различных раздражителях, которые обуславливают образование временных нервных связей у отдельно взятого индивида. Возникновение их Павлов связывал с воздействием на организм внешней среды.
Он прочно связывал человека с природой: постоянную связь внешнего мира с ответной на него деятельностью организма называет безусловным рефлексом, временную – условным рефлексом.
Изучая высшую нервную деятельность человека, Павлов создал учение о двух сигнальных системах. Первая сигнальная система присуща человеку и животным и представлена органами чувств. Вторая сигнальная система присуща только человеку и есть результат его реакции на услышанное слово или какое-либо другое воздействие.
Все стороны жизнедеятельности человека объективно обоснованы и взаимосвязаны между собой, считал Павлов.
Павлов писал, что психическая деятельность есть результат физиологической деятельности головного мозга. Опираясь на результаты научных экспериментов, Павлов сделал философские обобщения о связи всего животного мира с окружающей средой. И. П. Павлов стал первым русским лауреатом Нобелевской премии (1904 г.).
Илья Ильич Мечников (1845–1916 гг.) – русский биолог и патолог, один из основоположников эволюционной эмбриологии, создатель сравнительной патологии воспаления и фагоцитарной теории иммунитета. Лауреат Нобелевской премии в области физиологии и медицины (1908 г.).
В молодости тяжелые переживания по поводу личных трагедий побудили Мечникова предпринять две попытки самоубийства. Сильное потрясение, связанное с ними, явилось причиной значительного изменения мировоззрения и привело к переоценке взглядов на мир. В дальнейшем Мечниковым были написаны работы «Этюды оптимизма», «Этюды о природе человека».
Главный интерес – к человеку, его взаимосвязи с природой. У человека постоянно возникают дисгармонии во взаимодействии с природой. Нельзя бороться с природой. С природной точки зрения «Человек – существо ненормальное».
Человек должен стремиться к радостному мировоззрению. Страдание – не цель, его необходимо избегать. Мечников считает, как и христианство, что человек испорчен (греховен). Приходит к понятию ортобиоза – теории научного обоснования жизни. Человек должен подойти сознательно к тому, как он живет.
Мечникова занимала проблема старости и смерти. Почему человек стареет? Он не должен стареть так рано, т.е. старость большинства людей преждевременна. Человек должен быть здоровым больший период жизни. Человек не подготовлен к смерти. В случае долгой, не отягощенной болезнями старости бывает, что человек устает жить и хочет умереть. И смерть в этой ситуации воспринимается как естественный конец, а не результат болезни.
Владимир Михайлович Бехтерев (1857–1927 гг.) был талантливым врачом и исследователем.
Им оставлен значительный след в изучении невропатологии, психиатрии, морфологии и физиологии нервной системы. Его работы представляют интерес и для философии.
Бехтерев занимался изучением строения различных отделов ЦНС. Его работы были посвящены исследованию проводящих путей и строению нервных центров. Им впервые описаны неизученные ранее нервные пучки, которые являются проводящими путями для передачи полученной организмом информации.
Большое значение для науки и для философии имеют работы Бехтерева по физиологии различных отделов нервной системы. Бехтерев, изучая ЦНС, установил, что каждая из систем организма имеет свои центры в коре мозга.
Бехтерев утверждал, что психические расстройства находятся в прямой зависимости от нарушений в организме. Его работы в области психологии построены на экспериментах двигательных областей коры головного мозга.
Тесты по теме 6
Русская философия
Выбрать правильный ответ
1. Развитие русской культуры и философии связано, прежде всего, с:
А. Крещением Руси и ее христианизацией
Б. Освобождением от татаро-монгольского ига
В. Развитием торговых связей
2 . Самобытность русской истории определяется своеобразием русской духовной жизни. Таково содержание понятия:
А. Западники
Б. Евразийцы
В. Славянофилы
3 . А. П. Чаадаев:
А. Западник
Б. Славянофил
В. Евразиец
4 . А.С. Хомяков:
А. Западник
Б. Славянофил
В. Евразиец
5 . Россия должна вписаться в процесс развития европейской культуры, считали:
А. Славянофилы
Б. Западники
В. Евразийцы
6 . Православная вера даст «цельное зрение ума» – считали:
А. Славянофилы
Б. Западники
В. Евразийцы
7 . Цельность общества основана на общих духовных православных ценностях. Таково содержание понятия:
А. Гражданское общество
Б. Соборность
В. Политическая система
Установить соответствие
Ответ: 1__ 2__ 3__
Выбрать правильный ответ
9 . «Народ – набор идеальных качеств, связанных с православием и общностью, а великие личности – представители народного духа», утверждают:
А. Славянофилы
Б. Западники
В. Марксисты
10 . Основная ценность национальной жизни (православие):
А. Соборность
Б. Климат
В. Производство
Установить соответствие
Ответ: 1__ 2__ 3__
Выбрать правильный ответ
12. Л.Н. Толстой был предан анафеме за:
А. «Рациональную» христианскую философию
Б. Революционную деятельность
В. Атеизм
13. Идея всеединства – центральная в философии:
А. Соловьева
Б. Бердяева
В. Франка
14 . Автор формулы «Благо – Истина – Красота»:
А. Толстой
Б. Достоевский
В. Соловьев
15 . «Тема свободы, творчества и Бога – главное в философии», утверждал:
А. Бердяев
Б. Ильин
В. Франк
16 . «Свобода нужна христианству, чтобы исполнять свой долг», утверждал:
А. Франк
Б. Толстой
В. Бердяев
17 . «Основной долг христианина – служение Богу, людям, отечеству», считал:
А. Франк
Б. Соловьев
В. Толстой
18 . Что произошло с группой русских писателей и философов в 1922 г.:
А. Их сослали на Соловки
Б. На пароходе отправили в Германию
В. Арестовали
19 . Н.Г. Чернышевский развивал идеи:
А. Западничества
Б. Славянофильства
В. Марксизма
20 . Автор «Слова о законе и благодати»:
А. Митрополит Илларион
Б. Князь Владимир
В. Владимир Мономах
21 . «Россия поверила в коммунизм как в новую религию», писал:
А. Бердяев
Б. Соловьев
В. Киреевский
22. «Народ – результат божественного провидения, объединен принципом соборности», утверждали:
А. Славянофилы
Б. Нигилисты
В. Западники
23 . «Народ – носитель общего человеческого духа, мировой культуры», утверждали:
А. Западники
Б. Нигилисты
В. Славянофилы
24 . Автор «идеи ранга»:
А. Ильин
Б. Соловьев
В. Толстой
25 . Эгалитаристы:
А. Сторонники идеи равенства
Б. Сторонники идеи ранга
В. Патриоты
26 . «Долг христианина – служить Богу, людям; свобода – условие для этого служения», считал:
А. Франк
Б. Ильин
В. Бердяев
27 . А. Герцен – продолжатель идей:
А. Западников
Б. Славянофилов
В. Марксистов
Вопросы для обсуждения
1. Философские идеи русской культуры до XIX в.
2. Славянофилы. И.В. Киреевский, А.С. Хомяков.
3. Западники.П. Чаадаев, Н. Чернышевский.
4. Ф. Достоевский и Л. Толстой – философские идеи.
5. В. Соловьев. Формула «Благо – Истина – Красота».
6. Идея всеединства В. Соловьева.
7. Н. Бердяев. Смысл и истоки русского коммунизма.
8. Философские идеи И.П. Павлова, И.М. Сеченова и И.И. Мечникова.
Темы рефератов и докладов
1. Толстой. Философия морали.
2. Достоевский. Проблема личной ответственности.
3. Достоевский и современный экзистенциализм.
4. Федоров. Проблема жизни и смерти.
5. В. Соловьев. Всеобщность теократии.
6. Бердяев. Русская идея.
7. Западники и славянофилы.
8. Русские врачи-философы.
9. Религиозно-философские искания русских писателей.
Объясните понятия: русская идея, западники, славянофилы, София, православная философия, ноосфера, соборность, метафизика «любви и сердца».
Раздел II
СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ
Тема 7