Эмпиризм Ф. Бэкона и рационализм Р. Декарта в философии Нового времени
Философия XVII в. способствовала развитию естествознания, науки в целом. С развитием научного естествознания возникла потребность в выработке методологии научного исследования. При решения этой проблемы оформились два основных течения западноевропейской философии XVII в. — эмпиризм и рационализм. Эмпиризм - направление философской мысли, направленное на опытное естествознание и считающее опыт или эксперимент источником знания и критерием его истинности. Рационализм - направление философской мысли, определяющее разум источником знания и высшим критерием истинности знания.
Английский философ и политический деятельФрэнсис Бэкон (1561—1626) является родоначальником эмпиризма. Он был убежден, что философия должна стать наукой. Науку в целом и знание в частности он рассматривает как высшую ценность, обладающую практической значимостью. Свое отношение к науке он выразил высказыванием «Знание — сила», при этом Бэкон утверждает, что человек столько может, сколько он знает.
Бэконом разработана классификация наук, где перечисляются: история, занятая описыванием фактов, строится на памяти, литература, строящаяся на воображении, а в основе теоретических наук и философии лежит разум. Его классификация также включает в себя естественную теологию, антропологию и философию природы, входящие в первую философию или в собственно философскую науку.
Большое значение в научном познании Бэкон отводит правильному методу, который кратчайшим и эффективным путем приводит к истине, увеличивает власть человека над природой. Метод ориентирует теоретическую и практическую деятельность человека, поэтому он является мощной преобразующей силой.
Главные причины, приводящие современную Бэкону науку к отставанию от жизни и опыта, он видит в идолах или заблуждениях разума, которые искажают сознание. Среди них Бэкон выделяет следующие идолы:
1. «призраки рода, обусловленные человеческой природой. Они являются следствием несовершенства органов чувств;
2. «призраки пещеры» как результат субъективности человека, преодолеть их можно через коллективный опыт;
3. «призраки рынка», вызванные привычкой пользоваться в суждениях о мире мнениями, расхожими в обществе;
4. «призраки театра», вызываемые к жизни слепой верой в авторитеты.
Бэкон полагает, что очистив разум от заблуждений, необходимо выбрать метод познания. Им предлагаются следующие метафорические методы познания:
1. метод паука как ученого, выводящего знание из разума, но пренебрегающего фактами;
2. путь муравья или ученого, собирающего факты, но не обобщающего их;
3. путь пчелы или ученого, интеллектуально перерабатывающего опытные данные. Данный метод позволяет прийти к познанию природы вещей.
Познание вещи, как полагает Ф.Бэкон, следует начать с выделения в ней элементарных форм. Далее следует познавать эти элементарные формы, сопоставляя их с данными, полученными в ходе опыта или эксперимента. Это есть индуктивный метод познания, при котором процесс познания движется от частного к общему. Это есть метод экспериментального естествознания. Особенность индуктивного метода заключается в анализе, когда объект познания расчленяется на составные части. Бэкон полагает, что познав элементарные части, мы постигаем природу в целом и добиваемся власти над ней. Индукция есть истинный метод познания согласно Бэкону. В целом же Бэконом выдвинут естественнонаучный метод познания, основанный на эмпиризме и рассматриваемый как преимущественный в науке.
В то же время английский естествоиспытатель не отвергает дедукцию и общие понятия, однако они не должны отрываться от опыта или эксперимента, а истинность дедуктивных понятий обеспечивается постепенным индуктивным восхождением к знанию.
Рационализм построен на идее веры в разум и его всесилие. Именно разум приводит человека к абсолютной истине или знанию, обладающим всеобщим и обязательным характером. Рационализм 17 века берет начало в учении Рене Декарта (1596-1650), французского математика и философа. Им заложены основы дедуктивно-рационалистического метода познания.
Декарт в проблемах гносеологии выступает как философ-скептик. При этом его скептицизм носит методологический характер, так как скептицизм применяется им в целях достижения достоверной истины. Так, Декарт полагает, что любое утверждение может вызвать сомнение человека, несомненно только одно: «Мыслю, следовательно, существую», так как акт сомнения в этом положении означает одновременно и акт мышления, и акт существования. Этот методологический принцип лежит в основе философии Декарта. Он убежден, что из мыслящего субъекта рационально-дедуктивным путем выводятся философские утверждения.
Согласно Декарту «Я» есть нечто мыслящее, духовное (от слова «дух» или сознание) или душа. Душа – это непротяженная сущность или субстанция. Первый предмет познания человека –его собственная душа, в которой содержатся как врожденные, так и приобретенные идеи. Центральной врожденной идеей является идея Бога. Если человек от рождения обладает этой идеей, то, следовательно, предмет этой идеи, то есть идеи Бога, существует.
Декарт выдвигает идею существования двух субстанций: материальной, которая обладает протяженностью, но не обладает мышлением, и духовной, которая, наоборот, обладая мышлением, не обладает протяженностью.
Метод дедукции, предложенный Р. Декартом, заключается в предложении идти от наиболее общих философских положений к более частным положениям конкретных наук, a уже от них следует идти к максимально конкретным знаниям.
Декартом выведены основные правила, следование которым ведет разум к познанию истины. Они заключаются в следующем:
1. необходимо принимать за истинное то, что самоочевидно и не вызывает сомнения;
2. правило анализа, заключающееся в делении сложной вещи на простые составляющие, доходя до самоочевидных вещей;
3. правило синтеза, заключающееся в движении процесса познания от элементарных вещей к сложным;
4. правило систематизации или перечисления, дающее возможность ничего не пропускать как в познанном, так и познаваемом.
Данные правила процесса познания выведены Р. Декартом в работе «Рассуждение о методе».
Вопросы для обсуждения:
1. Почему Ф. Бэкон считает, что в его время первонеобходимой проблемой является изменение картин мира?
2. Почему Бэкон придаёт большое значение научному методу?
3. Что означает сравнение Бэкона метода с факелом? Можно ли сказать, что философские размышления Ф.Бэкона отличаются метафоричностью и образностью? Поясните ответ
4. Какой метод понимается под методом пчелы? Что общего у данного метода с поиском пчелы?
5. Что представляет собой индуктивный метод познания?
6. Значение индукции в научном познании
7. Что понимается под эмпиризмом?
8. Какое значение в научном познании Бэкон отводит эксперименту?
9. В чём заключается разница между индуктивным и дедуктивным методом познания?
10. В чём значение дедуктивного метода научного познания? В каких областях знания он применим?
11. Что представляет собой рационализм? Почему рационалистические идеи одерживают верх в философии 17-18 в.в.?
12. Прокомментируйте афоризм Декарта «Мыслю, следовательно, существую»
13. Каково значение философского наследия Декарта?