Эмпиризм философии Нового времени

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Эмпиризм философии Нового времени………………………………………4

2. Рационализм философии Нового времени…………………………………..11

3. Основные социально-политические концепции в философии Нового времени, сходства и различия концепций Т. Гоббса и Дж. Локка по вопросам о государстве и о правах и свободах личности………………………………..16

Заключение……………………………………………………………………….18

Список использованной литературы…………………………………………...19

Введение

Начавшееся в XVI - XVII вв. Новое время, стало эпохой утверждения и постепенной победы в Западной Европе капитализма, как нового способа производства. Новое время - это эпоха быстрого развития науки и техники. В философии утверждается механицизм под влиянием таких точных наук, как механика и математика. В рамках этого типа мировоззрения природа рассматривалась как огромный механизм, а человек как инициативный и деятельный работник.

Основной темой философии этого времени стала тема познания. Сложились два крупных течения: эмпиризм и рационализм, по-разному трактовавшие источники и природу человеческого знания.

Такие ученые как Ф. Бэкон, С. Гоббс, Дж. Локк были сторонниками эмпиризма. Они утверждали, что основным источником достоверного знания о мире являются ощущения и опыт человека, так же призывали во всем полагаться на данные опыта, человеческой практики.

Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц придерживались рационализма, полагая основным источником достоверного знания - знание. Основателем данного течения считается Декарт - автор выражения "подвергай все сомнению", считавший, что во всем надо полагаться не на веру, а на достоверные выводы и ничто не принимать за окончательную истинную.

Данная тема актуальна тем, что период Нового времени внес весомый вклад в философскую мысль в само учение философии.

Цель данной работы изучить философские мысли Нового времени. Исходя из поставленной цели, определяются задачи: определить, что есть эмпиризм и рационализм; обратиться к их основоположникам и сторонникам; описать основные социально-политические концепции в философии Нового времени.

Эмпиризм философии Нового времени

XVI - XVII века открывают новый период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени. Начавшийся еще в эпоху Возрождения процесс разложения феодального общества расширяется и углубляется в веке. Предпосылки для формирования философии Нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натурфилософии.

Огромную роль на философскую мысль периода Нового времени сыграло развитие естествознания. Оно получило название «нового естествознания». Среди всех открытий, прежде всего, следует выделить разработку гелиоцентрической (солнце является центром, вокруг которого вращаются планеты) картины мира Николаем Коперником, противопоставленную им геоцентрической картине мира Клавдия Птолемея (II в. н.э.).

Активно участвовала философия в развитии новой науки. Творчество Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница и других философов XVII в. способствовало бурному развитию естествознания. Они совместно с естествоиспытателями работали рука об руку над построением фундамента новой науки и нового мировоззрения. Потребности мореходства определили развитие астрономии; кораблестроение, военное дело, строительство городов – развитие механики и математики. Новая наука начинает опираться прежде всего на практику материального производства: совершенствование орудий производства в металлургической и угольной промышленности, изобретение машин в текстильной промышленности.

В общественных науках разрабатывается теория естественного права (Гоббс и Гроций). Бойль применил механику в химии и разработал понятие химического элемента. Торричелли экспериментально установил факт давления воздуха, изобрел ртутный барометр и воздушный насос. Гарвей открыл кровообращение и эмпирически исследовал его роль. Выдающийся вклад в развитие механики, физики, математики, физиологии внесли Г. Лейбниц и Р. Декарт. Гильберт исследовал свойства и практическое применение магнита.

Такое развитие науки не могло не оказать воздействия на философию своего времени. В ней происходит решительный разрыв с религией и схоластикой: в борьбе против господства религиозных догматов, авторитета и давления церкви возникает учение о всемогуществе разума и безграничных возможностях научного исследования. Для философии Нового времени характерна сильная материалистическая тенденция, которая вытекает, прежде всего, из опытного естествознания.

В XVII веке так же на первый план выходят вопросы гносеологии. Гносеология – «философское учение о человеческом познании» [1, c. 12]. Человек и общество в своем бытии изменяют окружающий мир, но общество может существовать, только изменяя мир. Это практическое отношение к миру и является практической основой общества. Особенностью человеческого бытия является то, что для своего бытия, человек вынужден целенаправленно изменять окружающий мир. Чтобы изменение было рациональным, человечество выработало познание. Задача гносеологии является выяснение природы человеческого познания, его основных закономерностей, определение целей и возможностей человеческого познания. Она рассматривает основные механизмы познавательной деятельности; анализирует структуру человеческого знания, его основные свойства (что есть истина? – важнейший вопрос гносеологии), роль биологических и социальных факторов познания; исследует закономерности развития человеческого знания. Гносеология пытается дать образ человеческого познания, опираясь на многовековой опыт, она связана с психологией, кибернетикой и лингвистикой.Большинство философов Нового времени считали, что в этом – разумно устроенном мире – нет ничего, что было бы недоступно человеческому разуму, надо лишь найти верный путь (метод) познания.Гносеологическая философия состоит в изучении познавательного отношения в системе “мир-человек”. Начинают интенсивно разрабатываться проблемы познания. Роль философии в этом процессе обозначается как поиск путей познавательной деятельности, разработка методов познания. Действительность начинает рассматриваться с точки зрения возможности отразить природу и бытие в понятии, в мышлении (действительность рационализируется). Разум, его возможности абсолютизируются и возносятся на вершину человеческой деятельности. Центром философствования становится "человек мыслящий": "я мыслю, следовательно, существую" - формулировал свое кредо представитель рационализма Декарт. Именно в это время ставится задача: интенсивно изучать природу и человека. В философии эти задачи конкретизируются как разработка учения о субстанции, поиск методов познавательной деятельности.

Выделяют два основных направления: эмпиризм – «направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний» [1, c. 45] и рационализм, который выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности.

Основателем эмпиризма считается Френсис Бэкон (1561 - 1626), который был убежден в том, что философия способна стать наукой и должна ею стать. Науку, знание он рассматривал как высшую ценность, обладающую практической значимостью. Свое отношение к науке он выразил в афоризме «знание - сила».

Исходя и познавательных возможностей человека, которые включают в себя память, разум и воображение, Бэкон разработал классификацию наук. На память основывается история как описание фактов, на воображение – поэзия, литература и искусство вообще. Разум же лежит в основе теоретических наук и философии. Кроме философии Бэкон выделяет также и «первую философию», которая включает в себя «естественную теологию» (познание Бога через факты природы); «антропологию» (учение о человеке) и «философию природы».

Метод для Бэкона выступает как великая преобразующая сила, поскольку ориентирует практическую и теоретическую деятельность человека. Указывая кратчайший путь к новым открытиям, он увеличивает власть человека над природой.

Прежде чем восстанавливать науки, нужно вскрыть те факторы, которые привели к ее отставанию от жизни и опыта. Созидательной, положительной части новой философии должна предшествовать работа, направленная на выяснение причин, затемняющих естественный разум. Такими причинами выступают «идолы». Идолами Бэкон называет как индивидуальные заблуждения, так и заблуждения, присущие человеческому познанию в целом.

· «призрак рода» - это ошибки, обусловленные наследственной природой человека. Мышление человека имеет свои недостатки, т.к. "уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде". Человек постоянно истолковывает природу по аналогии с человеком, что находит свое выражение в теологическом приписывании природе конечных целей, которые ей несвойственны. В этом и проявляются идолы рода. К идолам рода Бэкон относит и стремление человеческого ума к необоснованным обобщениям.

· «призраки пещеры»- это ошибки, которые свойственны отдельному человеку или некоторым группам людей в силу субъективных симпатий, предпочтений. "Человеческий разум не сухой свет, его окропляют воля и страсти, а это порождает в науке желательное каждому. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает… Бесконечным числом способов, иногда незаметных, страсти пятнаются и портят разум".

· «призраки рынка» - это ошибки, порождаемые речевым общением и трудностью избежать влияния слов на умы людей. Эти идолы возникают потому, что слова - это только имена, знаки для общения между собой, они ничего не говорят о том, что такое вещи. Поэтому и возникают бесчисленные споры о словах, когда люди принимают слова за вещи.

· «призраки театра»- это ошибки, связанные со слепой верой в авторитеты, некритическим усвоением ложных мнений и воззрений. Здесь Бэкон имел в виду систему Аристотеля и схоластику, слепая вера в которые оказывала сдерживающее воздействие на развитие научного знания. Он называл истину дочерью времени, а не авторитета. Искусственные философские построения и системы, оказывающие отрицательное влияние на умы людей, - это, по его мнению, своего рода "философский театр".

Очистив разум от призраков, следует выбрать метод познания. Бэкон образно характеризует метод познания как пути паука, муравья и пчелы. Паук выводит истину из разума, а это ведет к пренебрежению фактами. Путь муравья – узкий эмпиризм, умение собирать факты, но не умение их обобщать. Путь пчелы - умственная переработка опытных данных.

Метод пчелы позволяет перейти к познанию вещей. Элементарных форм и познавать эти формы, сопоставляя их с фактами и данными опыта. Путь истинного познания – индукция, т.е. движение познания от единичного к общего.

Определяя индукцию как истинный метод, Бэкон вместе с тем не выступает против дедукции и общих понятий. Но они должны образовываться постепенно в процессе восхождения от единичных, опытных данных, фактов и не отрываться от опыта. Особенность индуктивного метода Ф. Бэкона – анализ. Это аналитический метод, основанный на «расчленении» природы в процессе ее познания. Познав первичные элементы, можно постичь тайну природы в целом и тем самым добиться власти над природой. Влияние Ф. Бэкона на развитие науки велико, так как его философия явилась выражением духа экспериментального естествознания.

Материалистические воззрения Ф. Бэкона были систематизированы и развиты в сочинениях другого английского философа Томаса Гоббса (1588 —1679). Т. Гоббс рассматривал материю в качестве единственной субстанции, а все явления, предметы, вещи, процессы считал формами проявления этой субстанции. Материя — вечна, а тела и явления — временны: они возникают и исчезают. Мышление от материи отделить нельзя, ибо мыслит только сама материя. Бестелесная субстанция невозможна так же, как бестелесное тело. Именно материя является субъектом всех изменений [9].

Томас Гоббс был представителем номинализма и эмпиризма гносеологии, хотя в его учении налицо и некоторые элементы рационализма. Он подчеркивал, что в человеческом уме нет ни одного понятия, которого не было бы первоначально в органах ощущения.

Будучи представителем передовой философии своего времени, Гоббс выступал против церкви и религиозной схоластики и ставил своей целью создание философии, тождественной естественному человеческому разуму и способной научить людей правильному мышлению. Математику он считал образцом знания и утверждал, что только она способна дать необходимо достоверное и всеобщее знание.

Философия, по Гоббсу, «врождена каждому человеку, ибо каждый в известной мере рассуждает о каких-нибудь вещах». Под рассуждением он понимает исчисление, поскольку вычислить - это значит найти сумму складываемых вещей или определить остаток при вычитании чего-либо из другого. Значит, рассуждать - это то же самое, что складывать и вычитать. Таким образом, логика у Гоббса совпадает с математикой, а мышление - с техникой счета.

Проблемы теории познания, человека и общества являлись главными в творчестве Джона Локка (1632 - 1704). Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие на историю культуры и общества, в частности на разработку американской конституции.

Проблемы теории познания, человека и общества являлись главными в творчестве Джона Локка (1632 - 1704). Его теория познания и социальная философия оказали глубокое воздействие на историю культуры и общества, в частности на разработку американской конституции [9].

В центре философии Д. Локка стоит его теория познания, которую он строил в традиции английского эмпиризма и материализма Ф. Бэкона, противостоя картезианству, кембриджским платоникам и университетской схоластической философии.

Согласно Локку, не существует врождённых идей и принципов - ни теоретических, ни практических (нравственных), включая и идею Бога, а всё человеческое знание проистекает из опыта. Все идеи возникают из двух основных источников - опыта внешнего (ощущения) и внутреннего (рефлексии). В основе знания лежат простые идеи, например, возбуждаемые в уме различными качествами тел - первичными, с которыми эти идеи сходны (протяжённость, фигура, плотность, движение), или вторичными, с которыми идеи не сходны (цвет, звук, запах, вкус). Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум из простых идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). Локк различает идеи ясные и смутные, реальные и фантастические, адекватные своим прообразам и неадекватные. Он считает, что познание реально лишь постольку, поскольку его идеи сообразны с действительностью, и определяет истину как соединение и разъединение идей или их знаков сообразно соответствию или несоответствию обозначаемых ими вещей. В вопросе о значении общих терминов Локк склоняется к концептуализму, отмечая, что реальная сущность вещей остаётся неизвестной и что ум имеет дело с номинальными сущностями. Познание Локка делит на интуитивное (самоочевидных истин, нашего собственного существования), демонстративное (положений математики, этики, бытия бога) и сенситивное (существования единичных вещей). Последнее оценивается им как наименее ясное и достоверное, что вносит в концепцию Локка явный рационалистический элемент [4, с. 218].

Наши рекомендации