Понятие и образ природы в философии и науке
Понятие природы одновременно является философским понятием и понятием из области естествознания. Ни в философии, ни в естествознании нет точного определения понятия природы. В зависимости от контекста и целей это понятие используется в самых разных смыслах.
В самом широком смысле природа – это весь мир, вся Вселенная, включая нашу планету и проживающее на ней человечество. В этом смысле понятие природы совпадает с философским понятием бытия.
В узком смысле природа – это среда обитания человека и прочих живых существ. Именно в таком смысле обычно используется понятие природы в естественных науках – биологии, зоологии, ботанике. Такое понимание природы выражено в понятии биосферы.
В философии в таком узком смысле природу понимают также как непосредственно окружающий человека мир планеты Земля. Иногда уточняют, что в данном случае речь может идти о двух природах. Первая природа – естественная живая и неживая природа нашей планеты. Вторая природа – искусственная природа – т.е. созданная человеком среда его обитания – населенные пункты и сеть транспортных магистралей между ними.
В любом смысле понятие природы подразумевает окружающий человека мир, который существует вне человека и помимо человека, и одновременно с участием человека как важнейшего организма живой природы.
В истории философии образ природы воспринимался по-разному. С одной стороны, природой являлось все сущее, т.е. весь окружающий человека земной и космический мир. С другой стороны под природой подразумевалась сущность каждого отдельного предмета большой природы. Отсюда идут выражения «о природе вещей», «о природе явлений», «о природе человека». Родоначальниками такого разносмыслового использования понятия природы являются античные философы, и эти смыслы природы сохранились до наших дней и широко используются и в философском языке, и в научном языке, и в обыденном общении.
Нельзя не отметить, что европейская философия обязана природе как таковой своим рождением, поскольку именно в качестве философии природы – натурфилософии возникла и первые столетия своего существования развивалась философия. Первые философские учения возникли именно в результате наблюдения античных мудрецов за предметами и явлениями окружавшей их живой и неживой природы. Таковы милетская и элейская школы натурфилософии, таковы пифагорейцы и первые атомисты.
Своим непосредственным предшественником античная натурфилософия имела миф, в котором природное и человеческое были слиты воедино. Мифилогическое мировоззрение античного человека исходило из того, что в целом природные стихии господствуют над человеком и неподвласты ему. Но при этом сам человек является безусловной частью природы. И, наконец, что природные явления имеют человеческое подобие, т.е. свое лицо, свой характер, свою индивидуальность. За каждым природным явлением скрывается божество. У древних греков таких божеств было исключительное множество – боги лесов, боги полей и лугов, боги отдельных выдающихся деревьев, боги океана и морей, боги отдельных рек, боги домашнего очага, боги ветров и т.п. Исключительной заслугой древних, утраченной в последующие эпохи, было четкое представление о полной гармонии человека и природы, их равноправных отношений, понимание красоты природы как таковой и природной красоты человека.
Средневековье принесло новое понимание природы. Теперь природа рассматривалась как божье творение, что означало совершенство и красоту природы. Но человек имел приоритет над природой, поскольку также являлся божьим творением, но при этом – по образцу и подобию божиему. Т.е. человек был сотворен не одновременно с природой, а отдельно от нее особым актом творения. Человек, таким образом, становился надприродным существом. Смыслом жизни человека было теперь не поддержание гармонии с природой, а ценности религиозного характера – отдание всего себя служению Богу, познание Бога, укрепление в вере и т.п.
Эпоха Возрождения потребовала возврата к идеалам античности, но только в части утверждения гуманистических ценностей, освобождения человека от статуса раба Божьего. Возрождение не вернулось не пониманию гармонии природы и человека, но, наоборот, заложило основы идей подчинения и преобразования природы, которые стали господствующими в Новое время, а также в течение всего 20 века. Природа стала рассматриваться просто кладовой и подсобным помещением для индустриального человека. Очень сильно такие настроения были выражены в совестком социалистическом обществе, прямо призывавшем своих членов на борьбу с природой.
Новое время также дало начало механистическому представлению о природе. Она воспринималась в качестве сложно механизма, подобного часам, в котором нет ничего одухотворенного.
Сегодня начатый в эпоху античности круг замыкается и человек снова подходит в осознанию необходимости жизни в гармонии с природой, с ее бережным использованием, с идеей помощи природе в воспроизводстве и взятия у природы только минимально необходимого, что позволит не нарушить биологический баланс. Теперь природа мыслиться не механизмом, а организмом. Однако основным мотивом для утверждения экологических ценностей теперь уже является страх в том, что окончательно погубив природу, человек уничтожит собственную среду обитания, а значит – и себя самого.
Важным вопросом философского осмысления природы является вопрос о соотношении природного и социального в развитии человека. Природное является непременным условием существования человечества. Природа – естественная среда обитания человека. Само развитие человеческого общества является частью процесса развития природы. Связь человеческого общества с природой заключается не только в удовлетворении потребностей людей за счет природы, но и в удовлетворении культурных, творческих, эстетических потребностей.
В истории философии и в науке присутствуют теории, указывающие на определяющую роль природных условий в развитии человека и общества. Это так называемые географические или климатические теории. Например, различия в технологическом и культурном уровне между народами северных стран и южных стран объясняется тем, что южная природа гораздо более удобна для жизни человека, поэтому южные народы менее активны в труде, менее предприимчивы, а потому и менее развиты в экономическом и культурном плане по сравнению со своими северными соседями.
Климатические условия, конечно, влияют на развитие общества, но считать такие факторы определяющими нет оснований, в противном случае наиболее развитыми народами являлись бы не жители умеренных широт, а эскимосы.
Если для философии природа – это феномен осмысления закономерностей человеческого бытия и развития человеческого сознания, то для естественных наук природа в целом и отдельные составляющие ее элементы – это объекты научного познания. В связи с исключительной специализацией естественных наук сегодня фактически каждый уголок природы, каждый природный объект имеет «своего ученого», является отдельной областью научного познания – окенология, лимнология, геология, спелеология, вулканология, метеорология, ботаника, зоология и т.п. Сам человек как часть природы является предметом изучения антропологии, социобиологии, психологии, медицинских наук. Наконец, отдельную область науки составляют исследования о влиянии человека на природу – экология.