Теория антропогенеза П. Тейяра де Шардена
На основании теории Дарвина в начале ХХ века сложилась и другая теория антропогенеза, автором которой был французский палеонтолог, член монашеского ордена иезуитов Пьер Тейяр де Шарден (1881-1955). Она представлена им в книге «Феномен человека», увидевшей свет, как это нередко бывало в истории, только после смерти автора, в конце 50-х гг. В России книга переведена в 1987 году. Для нас концепция Тейяра де Шардена представляет интерес с двух точек зрения: во-первых, как вариант современной религиозной философии, и, во-вторых, поскольку в ней представлены современные данные палеонтологии, уточняющие картину антропогенеза.
Будучи человеком глубоко религиозным и при этом еще и крупным ученым, Тейяр де Шарден хотел обновить христианскую догматику, привести ее в соответствие с неоспоримыми открытиями науки о человеке. Поэтому он отвергает догмат Священного Писания о сотворении человека Богом из праха земного с последующим вселением души1 и утверждает, что в появлении человека на Земле нет ничего сверхъестественного - он является закономерным этапом эволюции материи. Эволюцию материи от неживой к живой, и затем к человеку, по мнению Шардена, можно представить в виде «дерева жизни».
У основания «дерева жизни» находится неорганическая материя, которая, развиваясь, порождает живую материю. Жизнь никто не творит. Она практически одновременно возникает на всей Земле, потому что на всей планете существовали тогда условия для возникновения жизни. Как писал ученый: «Сама молодая Земля по своему первоначальному химическому составу в целом и есть...чрезвычайно сложный зародыш жизни». Живая материя тоже начинает развиваться, ее развитие идет в направлении усложнения нервной системы живых организмов и головного мозга (по выражению Шардена - в сторону цефализации). Появление живого существа со сложно организованным головным мозгом стало закономерным этапом развития живой материи. Никаких особых внешних условий для этого не потребовалось. По логике рассуждений Тейяра де Шардена, человек просто не мог не появиться, и он появился.
Почему развитие неорганической материи идет в направлении усложнения молекул, появления живой материи и сознания? Просто потому, считает антрополог, что материя вовсе не противоположна сознанию, на самом деле они едины. Материя является носителем, «матрицей» духовного начала. В природе все единообразно, но существование каких-то явлений нам не всегда доступно. Например, наличие духовного начала нам доступно только в человеке, но значит ли это, что на других ступенях организации материи, до человека, нет места духу? По мнению Шардена, нет. Каждая частица материи является вместе с тем и носительницей частички духа. Материальное и духовное неразрывно сосуществуют в материи как внешнее и внутреннее. Материя обладает также двумя видами энергии: тангенциальной (физической) и радиальной (духовной). Эволюция материи осуществляется в направлении убывания тангенциальной энергии и возрастания радиальной.
В росте «дерева жизни» Шарден выделяет 4 стадии:
· «преджизнь» (литосфера) - на этой стадии развивалась неживая материя;
· «жизнь» (биосфера) - на этой стадии развивалась живая природа, но человека еще не было;
· «феномен человека» (ноосфера, сфера духа) - стадия жизненной эволюции, связанная с развитием человека от индивида к обществу;
· «сверхжизнь» - это стадия, которая у человечества еще впереди, и на которой мы остановимся особо.
Появление человека подготавливалось развитием материи в биосфере. Это развитие шло, как было сказано выше, в направлении усложнения нервной системы, головного мозга, и вследствие этого - усложнения форм поведения. В восходящем движении к сознанию впереди других животных видов оказались приматы - высшие животные, в число которых Шарден включает не только обезьян и полуобезьян, но уже и непосредственных прародителей человека – предгоминидов(буквально, «предчеловекоподобных»). Совершенно естественным образом в них развивается сложный мозг, который позволяет потомкам приматов стать людьми.
Переход от приматов к человеку осуществился не на какой-то одной особи или паре особей, а на множестве антропоидов, обитавших на огромной площади, простирающейся от Южной Африки до Китая и Малайи примерно 200 тыс. лет назад. Таким образом, согласно данным палеонтологии, человек появляется практически одновременно во всех существующих сегодня этнических центрах, и практически одновременно возникают известные на сегодня расы людей: белая, черная и желтая.
О том, что переход от приматов к человеку состоялся, свидетельствуют дошедшие до нас памятники первобытной культуры. И это не примитивные орудия труда (хотя такие тоже были), а предметы культовой практики и произведения первобытного искусства. Почему? Только ли потому, что сам он являлся религиозным мыслителем, Тейяр де Шарден усмотрел доказательства появления сознания не в орудиях труда, а в наличии культовых предметов и произведений искусства? Нет, не только. Будучи ученым, он разделяет убеждение, что способность совершать простейшие трудовые действия (например, производить каменные орудия) может возникнуть и без появления сознания. Хорошо известно, что пчелы умеют строить соты, муравьи - муравейники, птицы - довольно сложные гнезда, но ни кто из них не обладает разумом.
Несомненными доказательствами наличия сознания являются только свидетельства существования в человеке таких мыслительных актов, как самонаблюдение, самопознание и размышления (их совокупность называется рефлексией). Шарден определил рефлексию как приобретенную сознанием способность сосредоточится на самом себе и овладеть самим собой как предметом; как способность не просто познавать, а познавать самого себя1. О наличии у первобытных людей таких актов, то есть рефлексии, говорят, как раз, найденные погребения со следами простейших обрядов, выдающих наличие примитивных религиозных представлений, и наскальная живопись, сюжеты которой свидетельствуют о ее магическом предназначении.
В свете новых данных палеонтологии Шарден уточняет представление о ступеньках антропогенеза. Человек появляется не из обезьяны (и поэтому современные обезьяны не могут превратиться в людей). На «древе жизни» у обезьян и человека когда-то очень давно был общий родственник среди приматов, но затем этот родственный первым и вторым вид разделился на разные ветви, и дальнейшая эволюция шла по разным направлениям. Обезьяны - точно такой же сложный продукт длительной эволюции, как и человек, но их развитие пошло в направлении биологического совершенствования, наилучшей приспособляемости к определенным условиям обитания. Развитие человека пошло в направлении совершенствования мозга, сознания2.
Ближайшими предшественниками человека разумного Тейяр де Шарден называет следующих предгоминидов: австралопитека (появился около 2,6 млн. лет назад), питекантропа(около 500 тыс. лет назад) и синантропа (около 400 тыс. лет назад). Их сменяют гоминиды (собственно человек, Homo sapiens): сначала неандерталец (обитал на земле между 200-35 тыс. лет назад), а затем кроманьонский, или ориньякский человек (появляется около 40 тыс. лет назад). Кроманьонцы не были прямыми потомками неандертальцев. Между ними существовал еще какой-то вид, останки которого науке неизвестны. Однако это не опровергает, как утверждал Шарден, эволюционной теории происхождения человека, поскольку науке известно, что сохранение останков живых существ – дело случая. Они сохраняются, если попадают в такие природные условия, которые их «консервируют». В противном случае вследствие своей чрезвычайной непрочности они очень быстро разрушаются.
У неандертальца общепризнанно наличие настоящего разума (о чем свидетельствует наличие погребений), однако деятельность этого разума была в значительной степени сведена к заботам о сохранении существования и о размножении. Интеллектуальное развитие кроманьонца считают более высоким, так как у кроманьонского человека уже есть искусство.
Развитие человека не останавливается с его выделением из мира животных, развитие человека продолжается, утверждал Тейяр де Шарден. Чем больше становится на Земле людей, тем пышнее разрастается «древо жизни» и все больше перемешиваются живущие ныне расы и народы. Постепенно, говорится в «Феномене человека», человечество будет превращаться в один вид, за счет бесконечного смешения генов представителей различных групп и рас. Этот новый вид будет обладать совершенными способностями (физическими, моральными, интеллектуальными), и, в конце концов, объединенное человечество ждет новая стадия жизни - «сверхжизнь».
«Сверхжизнь» - это измененное состояние человечества, не физическое, но чисто духовное, при котором радиальная энергия достигает своего максимума, когда человечество осознает само себя и покидает «свою органо-планетарную опору» и эксцентрируется к «трансцендентному центру своей возрастающей концентрации»1. То есть, говоря обыденным языком, физическое существование человечества придет к концу, наступит «конец Света». Человечество превратится в чисто духовную энергию. Этот процесс Шарден разъясняет таким образом: произойдет отделение сознания от своей материальной матрицы, чтобы отныне иметь возможность всей своей силой покоится в Боге-омеге. Вообще, Бог, в соответствии с тейярдистским учением, является и причиной эволюции материи, приводящей к возникновению человека разумного, и конечным пунктом развития материи, «пунктом омега», по выражению Шардена. Природный мир несовершенен, появление человека призвано помочь его совершенствованию.
Человечество, по Шардену, будет в «точке омега» несомненно, но что будет накануне этого события, - это вопрос. Мыслитель считает, что возможны два варианта развития событий. По первому Зло в мире будет минимальным, тогда не будет больше войн, несправедливости, человечество объединится, достигнет небывалого могущества и будет воплощением Христа в мире. По второму варианту максимального напряжения достигнет не только дух, но и мировое Зло. Тогда, говорит Шарден, «ноосфера в последний раз разделится на зону мысли и зону любви»2. Видимо, - это будет третья и последняя Мировая война, после которой наступит «смерть материально исчерпавшей себя планеты»3.
Таким образом, отвечает на вопрос о происхождении, а заодно и о будущем человека современная религиозная философия. Учение Тейяра де Шардена о человеке роднит с марксистским учением не только опора на эмпирические данные науки, но и вера в светлое будущее человечества. Различия между ними состоят в том, что в марксистской теории светлое будущее связано с земной жизнью, оно - результат трудовой деятельности, потому что главное свойство человека - свойство трудиться. У Тейяра будущее связано с нематериальной жизнью человечества, и его залогом является духовное, божественное начало, присутствующее в материи и в человеке как естественном продукте развития материи. Главным свойством человека у французского философа, поэтому оказывается духовность, проявляющаяся в способности к самосознанию, самопознанию и познанию мира - рефлексия.