Понятие, функции, задачи и виды самостоятельной работы студентов
ИНСТИТУТ СФЕРЫ ОБСЛУЖИВАНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА (ФИЛИАЛ)
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г.ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(ИСОиП (ФИЛИАЛ) ДГТУ)
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
«Философия, история и мировые религии»
Е.Е. Несмеянов
подпись
«5» сентября 2014 г.
На правах рукописи
Задания для самоконтроля
по дисциплине
«ФИЛОСОФИЯ»
Составитель доц., к.ф.н. В.В. Котлярова
Рассмотрены и рекомендованы для использования в учебном процессе на заседании кафедры «Философия, история и мировые религии»
Протокол № 2 от 05.09.2014 г.
ШАХТЫ 2014
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Наиболее актуальными в настоящее время становятся требования к личным качествам студента – умению самостоятельно пополнять и обновлять знания, вести поиск необходимых учебных материалов; повышается роль самостоятельной работы студентов над учебным материалом, усиливается ответственность преподавателя за развитие навыков самостоятельной работы, за стимулирование профессионального роста студентов, воспитание их творческой активности и инициативы.
В связи с этим самостоятельная работа студентов является важной и неотъемлемой частью учебного процесса.
Понятие, функции, задачи и виды самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа – это планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.
Самостоятельная работа выполняет рядфункций, среди которых необходимо отметить:
- развивающая (повышение культуры умственного труда, приобщение к творческим видам деятельности, обогащение интеллектуальных способностей студентов);
- ориентирующая и стимулирующая (процессу обучения придается ускорение и мотивация);
- воспитательная (формируются и развиваются профессиональные качества специалиста);
- исследовательская (новый уровень профессионально-творческого мышления);
- информационно-обучающая (учебная деятельность студентов на аудиторных занятиях).
Задачамисамостоятельной работы студентов являются:
- систематизация и закрепление полученных теоретических знаний и практических умений студентов;
- углубление и расширение теоретических знаний;
- формирование умения использовать справочную литературу;
- развитие познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности;
- формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
- развитие исследовательских умений.
В учебном процессе высшего учебного заведения выделяют двавида самостоятельной работы: аудиторная и внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по дисциплине выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданиям.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Внеаудиторная самостоятельная работа включает такие формы работы, как:
1. индивидуальные занятия (домашние занятия):
- изучение программного материала дисциплины (работа с учебником и конспектом лекции);
- изучение рекомендуемых литературных источников;
- конспектирование источников;
- выполнение контрольных работ, курсовых работ;
- работа со словарями и справочниками;
- использование аудио- и видеозаписи;
- работа с электронными информационными ресурсами и ресурсами Internet;
- составление плана и тезисов ответа на семинарском занятии;
- составление схем, таблиц, для систематизации учебного материала;
- выполнение тестовых заданий;
- решение задач
- подготовка презентаций
- ответы на контрольные вопросы;
- аннотирование, реферирование, рецензирование текста;
- написание эссе, тезисов, докладов, рефератов;
- составление глоссария, кроссворда по темам дисциплины;
- работа с компьютерными программами;
- подготовка к экзамену;
2. групповая самостоятельная работа студентов:
- подготовка к занятиям, проводимым с использованием активных форм обучения (круглые столы, деловые игры);
- анализ деловых ситуаций (мини-кейсов) и др.
- участие в Интернет - конференциях
3. получение консультаций для разъяснений по вопросам изучаемой дисциплины.
Содержание внеаудиторной самостоятельной работы определяется в соответствии с учебно-методическим комплексом по дисциплинам. Распределение объема времени на внеаудиторную самостоятельную работу в режиме дня студента не регламентируется расписанием.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику специальности, изучаемой дисциплины, индивидуальные особенности студента.
Основнойформой контроля знаний студентов является проведение тестирования. Автором разработаны тесты для самостоятельного контроля знаний. В соответствии с сформулированной целью тестирования для разработки был выбран содержательно-ориентированный тест для самоконтроля. В качестве тестовых заданий разрабатывались задания закрытой формы с четырьмя вариантами ответов. Порядок расположения заданий в итоговом тесте выбирался исходя из последовательности тем в рабочей программе.
1. Рациональная форма мировоззрения, основанная на знании, понятийно-категориальном осмыслении действительности – это:
а) искусство,
б) религия,
в) мифология,
г) философия.
2. Познавательно-интеллектуальные аспекты мировоззрения отображаются:
а) в миропонимании;
б) в мироощущении;
в) в мировосприятии;
г) моральных установках общества и личности.
3. Философский метод, рассматривающий предметы и явления действительности обособленно и статично, – это:
а) метафизика,
б) диалектика,
в) эклектика,
г) софистика.
4. Предельно общие, фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные связи бытия и познания – это:
а) представления,
б) категории,
в) умозаключения,
г) абстракции.
5. Что является источником философского знания, согласно Сократу?
а) процесс познания мира;
б) жизнь человека в обществе;
в) знание о неизбежности смерти;
г) постоянная духовная неудовлетворенность.
6. Карма в древнеиндийской философии – это:
а) закон вечного круговорота бытия;
б) понятие долга и предназначения;
в) закон воздаяния;
г) выход за пределы круга перевоплощений.
7. Для Платона мир нереальный и недействительный – это мир:
а) первоматерии;
б) эйдосов;
в) множества конкретных предметов и вещей;
г) представлений.
8. Учение Фомы Аквинского и целое религиозно-философское направление, им созданное, называется:
а) атомизмом;
б) томизмом;
в) августинизмом;
г) папизмом.
9. Основной рабочий метод Ф. Бэкона – это:
а) анализ;
б) синтез;
в) дедукция;
г) индукция.
10. Фейербах называл способ иллюзорного, мнимого удовлетворения человеком своих потребностей (в тех объективных условиях, когда его активность не приводит к реальным последствиям):
а) политикой;
б) философией;
в) наукой;
г) религией.
11. Согласно М. Хайдеггеру и Ж. П. Сартру, бытие, направленное к ничто и сознающее свою конечность, – это:
а) мышление;
б) переживание;
в) экзистенция;
г) научный факт.
12. Реализм как течение средневековой философии представляет собой:
а) учение о реальном существовании единичных вещей;
б) учение о реальном существовании общих понятий;
в) учение о реальности окружающего мира;
г) учение о реальности существования Бога.
13. Кто из русских философов является автором «философии всеединства»?
а) Н.Бердяев;
б) Н.Лосский;
в) В.Соловьев;
г) Ф.Достоевский.
14. Течение русской философии, утверждающее особый самобытный характер развития России:
а) западничество;
б) евразийство;
в) славянофильство;
г) местничество.
15. С точки зрения Ф.М. Достоевского, путь к мировой гармонии (обществу без зла) – это:
а) революционные преобразования;
б) нравственное самосовершенствование;
в) экономические реформы;
г) такой путь не возможен вообще.
16. Философия «серебряного века» была:
а) диалектико-материалистической;
б) позитивистской;
в) сциентистской;
г) религиозно-идеалистической.
17. « Я не научился любить свою родину с закрытыми глазами, с преклоненной головой, с запертыми устами» – писал автор «Философических писем», осмелившийся сказать горькую правду об исторической судьбе Росси:
а) Герцен,
б) Чернышевский,
в) Белинский,
г) Чаадаев.
18. Согласно В.С. Соловьеву, три абсолютные ценности- благо, истина и красота – всегда образуют единство, смыслом которого являются
а) любовь,
б) счастье,
в) мудрость,
г) бессмертие.
19. Учение о всеобщей закономерной связи и взаимной обусловленности всех явлений – это:
а) детерминизм;
б) индетерминизм;
в) диалектика;
г) синергетика.
20. К атрибутам материи относится:
а) движение;
б) мышление;
в) человек;
г) жизнь.
21. Форма бытия, являющаяся главной в экзистенциализме – бытие:
а) неживой природы;
б) живой природы;
в) человека;
г) социальное.
22. Теория самоорганизации сложных систем называется …
а) этика;
б) синергетика;
в) эстетика;
г) диалектика.
23. Какая из перечисленных идей является центральной, основной в умопостигаемом мире по Платону:
а) истина;
б) благо;
в) красота;
г) справедливость.
24. «Пограничная ситуация» в экзистенциализме - это:
а) бытие между свободой и необходимостью,
б) бытие между добром и злом,
в) бытие между любовью и ненавистью,
г) бытие между жизнью и смертью.
25. Умозаключение, в котором переход от общего знания к частному является логически необходимым, называется:
а) аналогией,
б) дедукцией,
в) индукцией,
г) традукцией.
26. К формам чувственного познания относится:
а) факт,
б) восприятие,
в) проблема,
г) гипотеза.
27. Относительная истина – это
а) неполное знание об объекте, которое впоследствии уточняется;
б) относительно точное знание об объекте;
в) истина, которая впоследствии может быть пересмотрена;
г) знания, отражающие относительно малую часть свойств объекта.
28. Критерием истины является:
а) суждение;
б) опыт;
в) практика;
г) абсолютная идея.