Специфика научно-технического творчества

Изучением творческой деятельности, ее механизмов и закономерностей занимаются многие науки: философия, психология, педагогика, искусствоведение, кибернетика, информатика и т.п.

И, несмотря на то, что до создания единой науки о творчестве еще далеко, потребность в ней ощущается достаточно остро, особенно в разделе разработки методов творческого (продуктивного) мышления.

И в средних, и высших учебных заведениях большое внимание уделяется развитию способностей к генерированию новых нетривиальных идей в процессе решения творческих задач – эвристических способностей. Развитие этих качеств у будущих ученых, техников, менеджеров является важным фактором в преодоление инертности мышления и ускорения поиска решений поставленных задач.

Творчество выступает как средство обновления, развития, совершенствования человека, общества, форм и условий жизни людей. Основными его видами по традиции считаются художественное, научное, техническое творчество. Однако кроме них существуют и многие другие виды творчества: социальное, политическое, идеологическое и т.д.

Результаты творчества возникают в человеческой голове как духовные, идеальные образования – замыслы, представления, идеи, теории, художественные образы. Но окончательное выражение они получают в какой-то материальной, чувственно воспринимаемой форме – в словах, знаках, произведениях искусства, технических конструкциях.

В исторической традиции наука о творческой деятельности называется эвристикой (греч. «heurisko» – отыскиваю, открываю). Она формируется в виде суммы методов и приемов оптимизации индивидуального творчества.

Первоначально эвристика возникла в Древней Греции в виде метода обучения, в котором посредством наводящих вопросов учителя ученик приходил к правильному ответу. Искусство наведения на новое решение Сократ (469 – 399 г. до н.э.) назвал майевтикой (повивальным искусством)

Само слово «Эврика» появилось в лексиконе более 2000 лет назад. «Эврика!» – это по легенде восклицание древнегреческого ученого Архимеда (ок.287 – 212 г. до н.э.). Он создал учение о методах решения задач, выдвижения и обоснования гипотез, описал способы создания новых технических объектов из известных элементов. Термин «эвристика» ввел древнегреческий математик Папп Александрийский в III в. н.э. Обобщив труды античных математиков, он объединил творческие методы решения математических задач, отличные от чисто логических.

В Новое время первую попытку описать логику изобретения сделал Г.В. Лейбниц (1646 – 1716). Путь достижения цели он видел в расчленении понятий на элементарные ячейки – азбуку мысли – и последующем комбинировании. Его современник Х. Вольф (1679 – 1754) предложил ряд правил искусства изобретательства, а чешский математик Б. Больцано (1781 – 1848) описал различные методы и эвристические правила.

В России в начале ХХ в. ряд исследователей начинали создавать теорию творчества, среди них особенно выделяется инженер П.К. Энгельмейер, отстаивающий мысль о том, что процесс изобретательства, вопреки распространенному мнению, является тоже творческой деятельностью. Психологические исследования, проведенные в 20-30-е гг. выявили сходство когнитивных механизмов при решении творческих задач в разных областях деятельности (науке, искусстве, технике). Поэтому тщетны попытки деления творчества на высшие и низшие типы.

Основной признак творчества – новизна получаемых результатов. При этом речь идет не просто о новизне во времени, а о качественной новизне. Новым во времени является, например, каждый экземпляр серийной продукции, но по своим качественным характеристикам он представляет собой более или менее точную копию изготовленных до него экземпляров. Новизна творческого результата – это качественная новизна, связанная с его оригинальностью, своеобразием, неожиданностью, непохожестью на все, что существовало до сих пор. Чем больше качественно нового содержит творческий результат, тем выше уровень творчества.

В техническом творчестве, например, выделяют два уровня творческих достижений: рационализаторские предложения, в которых содержатся уже известные, но новые для данного предприятия творческие решения, и изобретения, представляющие собой оригинальные технические решения, имеющие мировую новизну.

В науке различают открытия разных уровней: открытие технически предсказанного явления; открытие явления непредсказанного, но вписывающегося в существующие теории; открытие существенно нового явления, требующее пересмотра имеющихся теорий.

Различными уровнями новизны характеризуются результаты и в других областях творческой деятельности.

Определение меры новизны творческого результата нередко является трудным делом и требует специальной экспертизы.

Новизна может быть объективной и субъективной. Объективная новизна предполагает, что результат является новым для человечества, что он получен в истории общества впервые. Субъективная же новизна имеет индивидуально-психологический характер; полученный субъектом результат нов для него, но на самом деле повторяет уже известное другим. Деятельность является творческой, если результат ее обладает хотя бы субъективной новизной. Но, конечно, общество выше оценивает творчество первооткрывателя, чем того, кто вторично «изобретает велосипед».

Другой основной признак творчества –социальная значимость (ценность, важность для общества) его результатов. Они должны представлять интерес не только для того, кто их получил, но и для других людей. Если продукт деятельности имеет ценность для его создателя, то он обладает индивидуальной значимостью. Но пока результат не станет известным другим людям, его социальная значимость остается под вопросом.

Общественная ценность творческих результатов определяется тем, какова их действительная роль в развитии тем или иных областей человеческого бытия. А это выясняется со временем. Известно, что многие выдающиеся творцы в течение жизни страдали от непонимания их творчества современниками и даже подвергались гонениям и насмешкам. Однако, в конце концов, история ставит все на свои места, и подлинно творческие достижения рано или поздно получают всеобщее признание.

Практическая и теоретическая ценность результатов творчества, их полезность и эффективность, их влияние на общество зависят не только от их сущности, но и от того, как общество их использует. Творчество инженеров способно вести к последствиям, имеющим в одних отношениях полезный, а в других – вредный характер. Научные открытия (например, в области ядерной энергетики) могут использоваться в интересах общества, и вопреки им. Социальная значимость результатов творчества может быть позитивной и негативной.

Между двумя указанными признаками творчества – новизной и социальной значимостью – существует сложная и противоречивая связь. Новый результат, как правило, не имеет еще социальной значимости: требуется время, чтобы его значение выявилось. Напротив, социально значимый результат – это результат, уже получивший общественное признание и, следовательно, переставший быть новым. Новизна и значимость – противоположности: новое еще не значимо, а значимое еще не ново. Парадоксальность творчества состоит в том, что оно соединяет эти противоположности. Творец не просто создает нечто новое, но и предчувствует заранее его будущую значимость. Творческий дар есть не только способность созидания – он есть еще и способность предвидения.

Таким образом, творчество – это деятельность, приводящая к качественно новым и социально значимым результатам.

Процесс творчества отличается большим своеобразием. Он складывается из нескольких этапов:

- постановка творческой задачи;

- поиск решения;

- рождение идеи, которая дает ключ к решению задачи;

- разработка концепции (плана, проекта, сценария), ведущей к искомому конечному результату;

- материализация результата – воплощение его в форму, доступную для восприятия другими людьми (текст, чертеж, изделие и т.д.)

Творчество часто связано с особым психологическим феноменом состоянием вдохновения, творческого экстаза, в котором субъект ощущает огромный прилив сил и проявляет удивительную активность и работоспособность. В творческом процессе большую роль играют неосознаваемые или плохо осознаваемые впечатления, импульсы, ассоциации, совершаемая бессознательно мыслительная работа.

Второй этап творческого процесса (поиск решения) иногда сопровождается явлением инкубации: человек отвлекается от творческой задачи, но в подсознании его продолжается поиск ее решения, подспудно вынашивается и созревает идея, ведущая к нему. На следующем этапе итоги такого неосознанного движения мысли в результате внезапного, неожиданного интуитивного озарения – «инсайта» – вдруг всплывают в сознании. И тогда субъекту представляется, что интуиция непонятным образом как бы подсказывает ему искомый результат.

Способность к творчеству не дана человеку природой. Она появляется и развивается у людей вместе с появлением и развитием культуры. Культура – это почва, на которой растет творческая деятельность. И в то же время вся культура – продукт творчества.

Происходящие в условиях индустриального общества процессы (в особенности ускорение темпов технического прогресса, повышение уровня жизни, рост образованности населения) резко увеличивают потребность общества в творческом труде. В современную эпоху развитие творческой активности людей во всех областях деятельности становится одной из важных социальных задач. И чем больше общество заинтересовано в прогрессе, тем больше почитается и поощряется в нем творчество.

Творчество по самому своему существу есть свободная деятельность. Где нет свободы творчества, там неизбежно угасание творческой активности. Творческий труд не терпит принуждения. Для творчески одаренной личности характерны самоотдача и преданность своему делу, стремление к совершенству в нем.

Общество нуждается в особо тонком социальном управлении, которое должно регулировать не только легко учитываемые общественные параметры, но и трудно фиксируемые, порой весьма неуловимые характеристики.

Вопросы управления и регуляции научно-технического творчества уже давно обсуждаются в литературе. Накопление большого эмпирического материала, создание разнообразных методик, эвристик, алгоритмов поиска новых решений, с одной стороны возродило целый ряд философских проблем, с другой – поставило новые задачи. Например: можно ли вообще управлять творческим актом? Если можно, то каковы механизмы этого процесса? Работают ли они только на организационно-административном уровне или возможно вмешательство и индивидуально-личностный поиск решения? Правомерно ли вообще считать технический проект, полученный с помощью эвристических средств, считать творческим продуктом?

В настоящее время известно около 40 различных методик, общей целью которых, несмотря на существенные различия в содержании, является оптимизация мыслительной деятельности субъекта или коллектива, решающего некоторую техническую проблему. Сами же методики классифицируются и ранжируются, систематизируются и сравниваются.

Со времени создания первой из известных методик – морфологического анализа Ф. Цвикки – прошло больше 50 лет и можно с полным основанием утверждать, что все они выступают, в первую очередь, средствами борьбы с психологической инерцией мышления,которая является одним из главных тормозов при решении не только творческих, но и любых задач. Конечно, когда мысль ученого или изобретателя постоянно направлена на решение какой-либо проблемы, эффект психологической инерции снижается в течение определенного времени. Но вряд ли кто-нибудь будет возражать против ускорения этого процесса.

Однако сегодня достаточно очевидно, что вопрос об оптимизации творчества нельзя решать только на основе выявления, систематизации пусть даже и очень важных приемов, возникших в творческой деятельности. Методики поиска новых решений, ориентированные в основном на обобщение опыта, вряд ли могут надежным образом способствовать появлению принципиально новых идей. Наиболее выдающихся творцов прошлого и настоящего характеризует обычно независимость мышления и полная самостоятельность в определении направления поиска. Методики же творческого поиска регламентируют создание нового путем движения в поле уже сложившихся творческих методов.

С определенной степенью условности методы стимулирования эвристического поиска в решении нестандартных задач можно разделить на две группы:

1. Рациональные методы, систематизирующие проблемную ситуацию;

2. Психологические методики, активизирующие продуктивное мышление человека.

Психологические факторы продуктивной деятельности связаны с потенциальными способностями человека, трудно поддаются контролю и медленно меняются.

Творчество – процесс внутренне противоречивый. Вовлекаясь в этот процесс, личность одновременно должна занимать противоположные позиции и выполнять несовместимые друг с другом действия.

В процессе творчества человек должен, с одной стороны, решать поставленную задачу, а с другой – рефлектировать над своими действиями по ее решению, обдумывать и оценивать их. Но если человек анализирует свое мышление, то он мыслит о своем мышлении, т.е. предметом его мысли становится само мышление, а вовсе не та задача, на которую оно направлено. Парадоксальность ситуации состоит в том, что хотя человек в момент творческого вдохновения не может заниматься рефлексией, он вместе с тем и не может творить без нее. Ибо задача рефлексии – построение и фиксация тех нормативов, которые обеспечивают функционирование систем, разработка методов оперирования конкретными объектами, методов решения конкретных задач. И если творчество предполагает не использование готовых алгоритмов, а нахождение новых методов, то рефлексия составляет его необходимый компонент.

Творческая деятельность требует от человека полной самоотдачи, страстной увлеченности делом, глубокой преданности ему. И вместе с тем творческая личность должна быть способна «отделять от себя» результаты своей деятельности, отстраняться о них, смотреть на них посторонними глазами, чтобы представить их реальную, социально значимую ценность.

В истории известно немало случаев, когда самооценка творцом своих произведений оказывалась более верной, чем их оценка современниками, и они, невзирая на неприятие со стороны общества, продолжали следовать своим принципам (например, художники В. Ван Гог, П. Гоген, Т. Руссо). Но случалось и так, что из-за недостатка заинтересованности и увлеченности человек неверно оценивал перспективы своей работы и бросал ее на полпути. Например, Ньепс де Сен-Викторза 30 лет до Беккереляобнаружил, что урановая соль испускает лучи, засвечивающие фотопластинку, но он не придал этому значения – и прошел мимо открытия радиоактивности. А из-за неспособности беспристрастно оценить свою работу некоторые ученые «открывали» то, чего не самом деле не было, и при этом искренне верили в свои «открытия». Так, французский физик Р. Блондлов начале ХХ в. «обнаружил» несуществующие Х-лучи и опубликовал множество работ, посвященных их исследованию.

Принципиально новые и наиболее социально значимые результаты творчества получаются вследствие того, что творец подчиняет свою деятельность требованиям, выдвигаемым развитием культуры, но проявляющимся еще столь незаметно и в столь непривычных формах, что их, кроме него, никто не видит.

Но чтобы отступать от заданных культурой норм, творцу надо освоить их, и притом освоить значительно глубже, чем это делает просто потребитель культуры. А гениальные творения, улавливающие «ветер перемен» по его легким дуновениям, требуют этого в особой мере. Гений, как и все, – дитя своего времени, но чрезвычайно одаренное, любопытное и отважное.

Творческое мышление неалгоритмично. Для него не существует готовых, заранее известных канонов, образцов, рецептов, которым оно должно следовать. Оно движется по неизведанным путям, а потому его повороты непредсказуемы. Оно то и дело, как отметил Эйнштейн, «грешит против разума», совершая странные с точки зрения здравого смысла маневры и «безумные» скачки. Это вовсе не значит, что творчество предполагает нарушение законов логики. В конечном счете, оказывается, что ход творческого процесса им не противоречит. Когда дело сделано, тогда становится особенно ясной логическая неизбежность избранного творческим гением пути, а впоследствии учащиеся даже начинают недоумевать, почему столь простые и очевидные истины когда-то открывались с большим трудом.

Но абсолютная неуправляемость процесса творчества – не более чем иллюзия. Эта иллюзия порождается тем, что во время творческого «везения», когда все удается, от личности действительно не требуется никаких специальных усилий для нахождения способов развития мысли, и не требуется как раз потому, что используемые в это время способы мышления обеспечивают успех. Отсюда и впечатление, будто то, что он ищет, появляется «само собой».

На самом деле никакое творчество невозможно без управления творческим процессом. Даже самые неожиданные догадки и находки появляются не на пустом месте. Ведь творчество не сводится одним только актам «озарений» и «прозрений». Это кульминационные моменты творческого процесса, но не с них он начинается и не ими кончается. Они могут совершиться только после того, как на предшествующих этапах его была продумана постановка задачи, накоплена и освоена необходимая для ее решения информация, испытаны многие пути решения, оказавшиеся неудачными. А действительная ценность идей, рождающихся в эти моменты, выявится лишь тогда, когда на последующих этапах творческого процесса созданная на их основе концепция приведет к решению задачи. Творческая работа, которая делается до и после «озарений», сознательно и целенаправленно планируется и регулируется. Да и сами вспышки интуитивных «озарений» подчиняются некоторым закономерностям и происходят не помимо воли автора: если бы его разум не был озабочен поисками идеи, она бы не появилась.

Творческий процесс хотя и не алгоритмичен, но и не хаотичен. Творец фактически использует в своей деятельности целый ряд регулятивов, которые направляют ход его мысли, – принципов, методов, правил и т.д. Их можно разделить на две группы.

К первой относятся регулятивные средства, которые творческая личность получает «в готовом виде» (хотя освоение их и требует иногда немалого труда) из культуры своей эпохи:

- Заданные существующей в данной сфере деятельности традицией методы, приемы, правила постановки и решения задач (парадигмальные нормы), которые прочно вошли в практику и стали для тех, кто работает в той области, привычным рабочим инструментарием. Например, принципы и методы общепризнанной научной теории или господствующего художественного стиля.

- Обобщающие имеющийся опыт эвристические приемы и методики, которые помогают искать решения задач, хотя, в отличие от четких алгоритмов, не определяют однозначно ход рассуждений и не гарантируют получение искомого результата. Например, методика мозгового штурма, синектика, ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) Альтшуллераи др.

Вторую группу регулятивов творчества составляют индивидуально-личностные установки и склонности, которые определяют поле поиска решений, отбор используемой информации, выбор способов действия и т.д. Таким образом, в творчестве наряду с сознательно и обдуманно применяемыми методами значительную роль играют регулятивы, которые используются субъектом непреднамеренно и безотчетно, не рефлектируются и не вербализуются.

Однако не следует преувеличивать роль подсознания в творчестве. Как она ни значительна, но творчество – это царство разума (интуиция есть тоже одно из проявлений разума). И если творец не всегда осознает путь, по которому он пришел к результату, то из этого нельзя делать вывод, что сознание его не участвовало в творческом процессе.

Наши рекомендации