Натурфилософия эпохи Возрождения
ЛЕКЦИЯ 7. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
План лекции
1. Философия Возрождения (антропоцентризм).
2. Натурфилософия эпохи Возрождения.
3. Социально-политические концепции эпохи Возрождения.
Основные понятия
Гуманизм (человек, человеческое) – признание ценности человека как личности, где блага человека – высший и окончательный критерий.
Антропоцентризм – философский мировоззренческий принцип, содержанием которого является понимание мира в связи с включенностью в него человека как сознательного, деятельного существа.
Пантеизм (пан – все, теизм – божественный) – тождество природы и Бога, который растворен в мире, в любых вещах. Здесь имеются элементы материализма, частичный отход от ортодоксального теизма.
Философия Возрождения (антропоцентризм)
Эпоха Возрождения охватывает период XIV–XVI вв. Культура Возрождения обращается к культурному наследию Античности и как бы возрождает его. Отсюда и название этой культуры – Возрождение. Культуру Возрождения отличают:
1) светский, антиклерикальный характер; 2) гуманизм.
В эволюции философской мысли эпохи Возрождения можно выделить три периода:
1) гуманистический, или антропоцентрический, противопоставляющий средневековому теоцентризму интерес к человеку;
2) неоплатонический, связанный с постановкой широких онтологических проблем;
3) натурфилософский.
Это деление носит условный характер, т.к. не имеет хронологических рамок.
Важная отличительная черта мировоззрения этой эпохи – его ориентация на искусство. При этом главное внимание уделяется человеку. Человек не только является объектом философского исследования, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия. Поэтому философское мышление Возрождения называют антропоцентрическим.
Возрожденческое понимание человека отличается от античного и средневекового. Для гуманистической философии эпохи Возрождения характерно рассмотрение человекав его, прежде всего, земном предназначении. Его отношения с природой и Богом рассматриваются в рамках нового, пантеистического понимания мира. Индивид обретает самостоятельность, он представляет самого себя. Его позиция – гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, он склонен приписывать все свои заслуги себе. Человек теперь сам – творец, а потому фигура художника-творца становится символом Ренессанса, он созидает новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире – самого себя. И не только художника – любое творчество, будь то художественно, инженерно-техническое, социально-политическое приближает человека-творца к образу и подобию Бога. Мышление в основе своей остается религиозным, но человек-творец поднимается до уровня Бога.
Натурфилософия эпохи Возрождения
В эпоху Возрождения не остается без внимания природа (особенно в XVIв.). Человек и в искусстве, и в мышлении предстает как природно-духовное существо (сравните изображения христианских святых Средневековья и людей Возрождения), природно-телесное начало реабилитируется в сознании и перестает пониматься как «тюрьма духа». Понимание природы имеет новую специфику: христианский Бог здесь утрачивает свой трансцендентный потусторонний характер, он как бы сливается с природой. Такая натурфилософия есть пантеизм. Это религиозное и философское учение, отождествляющее Бога и мировое целое –«природа есть Бог в вещах».
В эпоху Возрождения были сделаны выдающиеся научные открытие в области географии (открытие и изучение новых территорий), астрономии (Н. Коперник, Г. Галилей), анатомии (А. Везалий).
Николай Кузанский – одна из самых значительных фигур раннего Ренессанса, последовательный пантеист. Самое значительное произведение Н. Кузанского – «Об ученом незнании», в котором он рассматривает центральную проблему своей философии – проблему соотношения Бога и мира. Богполучает у него наименование абсолютного максимума, или Абсолюта. Он максимум, т.к. он то, более чего не может быть, но поскольку он не может быть и менее того, что он есть, то он и минимум. Следовательно, абсолютный максимум и минимум совпадают в Боге. Бог выявляется не в его потусторонности, трансцендентности миру, а в неразрывном единстве с миром.
Таким образом, Н. Кузанский отвергает дуалистическое понимание мира и Бога. Низводя бесконечность Бога в природу, Н. Кузанский открыл принцип совпадения противоположностей в природе (максимума и минимума), сформулировал идею бесконечности Вселенной. Единое тождественно беспредельному, бесконечному, и этот принцип дал толчок для развития математики и астрономии. Тем самым Н.Кузанский подготовил революцию Н.Коперника, устранившую геоцентризм.
Создание новой космологии требовало не только усовершенствований наблюдений и расчетов, но и радикального пересмотра ее теоретических предпосылок. Наибольший вклад в решение вопроса о новой космологии внес Николай Коперник, который разработал принцип относительности (Земля вращается вокруг своей оси и вокруг Солнца, помещенного им в центр мира). Революция Коперника не сводилась к простой перестановке предполагаемого центра мира. Гелиоцентризм давал иную картину движения небесных светил; он позволял значительно упростить схему небесных движений, привести ее в большее соответствие с расчетами; соблюсти явления, т. е. дать описание движений, которое наилучшим образом согласовывалось с данными астрономических наблюдений. Главное заключалось в создании объективно истинной картины движения планет, что и явилось камнем преткновения для признания коперниканства со стороны теологии.
Под натурфилософией мыслители XVI в. понимали не только предмет своего исследования – философию природы, но и естественный, «натуральный» подход к познанию законов мироустройства.
Наиболее выдающимся натурфилософом эпохи Возрождения, разделявшим позиции пантеизма, является итальянский мыслитель Джордано Бруно (1548–1600). Он рассматривал окружающий мир как единый. Вселенная, согласно Дж. Бруно, едина, бесконечна и неподвижна. Разумеется, что в ней происходят постоянные изменения и движения, однако в целом она не двигается, так как наполняет все вокруг нас. Вселенная представляет собой совпадение Бога и природы, материи и формы, единства и множественности. Во Вселенной духовная и телесная субстанции имеют одно бытие и один корень.
Материя – это начало, которое производит формы из самого себя (тем самым отвергалась идея творения). Материя состоит из атомов. В своих работах Д.Бруно развивал учение о монадах. Вся Вселенная, согласно Дж. Бруно, одушевлена. Ей присуще внутреннее жизненное начало, которое он называл «мировой душой». Признавая природу одушевленной, он занимал позиции гилозоизма.
В своем космологическом учении Дж. Бруно опирался на гелиоцентрическую теорию Н. Коперника. Он утверждал, что Вселенная бесконечна, что она одна вокруг нас и в ней присутствует бесчисленное количество миров. Логически это не противоречит идее творения и всемогущества Бога – если Он всемогущ, то может сотворить неограниченное множество таких же прекрасных миров, как наш. Но тем самым Бруно отвергал основной христианский догмат – об уникальности Земли, сотворенной Богом за 6 дней, как описано в Священном писании.
Следуя пантеизму, Дж. Бруно отождествлял Бога с природой и, более того, отождествлялБога-природу с материей. Природа – это материя. Таким образом, Бог в философии Дж. Бруно представляет другое обозначение окружающего нас мира. С пантеизмом у Дж. Бруно согласуется теория панпсихизма, в соответствии с которой духовная субстанция определяет все многообразие проявления вещей. Духовная субстанция представляет собой активное созидательное начало.
В своей теории познания Дж. Бруно отвергал учение о двух истинах, т. е. истинах богословия и истинах философии. Он полагал, что существует только одна истина – истина, достигаемая философией. Дж. Бруно критически относился к традиционной религии, считая, что она отрицательно влияет на жизнь людей, подменяя разум слепой верой. В будущем эта религия, согласно Дж. Бруно, будет заменена «религией разума». «Религия разума» – это совокупность философских воззрений и нравственных норм, свободных от суеверий и надуманных культов. За свои взгляды Дж. Бруно подвергался преследованиям со стороны религиозных властей. Он был обвинен в ереси, а в 1600 г. суд инквизиции приговорил его к сожжению на костре.