Религиозное сознание. Феномен религиозной веры
Ведущим свойством и признаком религиозного сознания является религиозная вера. Вера – особое психологическое состояние уверенности в чем-либо при недостаточной информации. Вера возникает по поводу событий, имеющих смысл, состоит из познавательного и волевого элементов, выступает фактором объединения людей и стимулом их активности. Религиозной вера становится при условии веры в объективное существование сверхъестественного, священного, возможность общения человека с ним и в истинность соответствующих представлений, действий. Содержание религиозной веры символично.
В религиозном сознании преобладают чувственные формы, особенно велика роль представлений. Важным компонентом религиозного сознания являются религиозные чувства– эмоциональное отношение к сверхъестественному в соединении с религиозной верой. Религиозное сознание существует посредством религиозного языка. Религиозный язык – это часть естественного (этнического) языка, с помощью которой выражаются религиозные значения и смыслы. В языке религиозное сознание реализуется в устной и письменной форме, в священных слове и тексте. Со словом связаны речевая магия в древних религиях, особое почитание Слова (Логос) и Имени в связи с идеей Бога присутствует в христианстве. В исламе освящается язык Корана, продиктованного Мухаммеду на «чистом арабском языке». Религиозное сознание имеет два взаимосвязанных уровня – обыденный и теоретический. Обыденноерелигиозное сознание предстает в совокупности образов, представлений, чувств, традиций непосредственно отражающей условия бытия и присущей всем верующим. Теоретическое сознание – это профессионально разрабатываемая и распространяемая система понятий, идей, концепций. В ее состав входят теоретический уровень мировоззрения, концепции нравственности, экономики, права, политики, искусства и других, а также религиозная философия. Они объединяются в теологии (богословие). Учение о Боге (Богах) является системообразующим и субординирующим элементом теоретического религиозного сознания и теологии в частности.
Теология включает систему богословских дисциплин, излагающих, обосновывающих и защищающих отдельные стороны вероучения. Современное христианское богословие, например, включает следующие разделы: догматика, излагающая обязательные для христианина принципы христианства – догматы; основное богословие (апологетика), занимающееся оправданием веры в основы данной религии и критикой других религиозных учений; нравственное богословие; библейская теология (экзегетика), трактующая смысл Откровения; церковная археология; патрология, излагающая учение об основоположниках церкви; история Ветхого и Нового заветов; история церквей; литургика, содержащая предписания о порядке проведения церковной службы; гомилетика – учение о церковной проповеди и другие дисциплины, регламентирующие деятельность церкви.
Религиозное мышление, по существу, стало первой формой осмысления человеком мира и, возможно, оно, согласно последним научным данным, возникло около 40 — 50 тысяч лет тому назад. Появление религии было обусловлено таким уровнем и качеством человеческого мышления, когда человеческий интеллект оказался способным отделить свою мысль (в виде образа, фетиша, слова) от окружавшей его реальной действительности. В дальнейшем, по мере своего развития, человек мог конструировать собственные представления об окружающей его среде, – опираясь не на предметы, вещи, явления, а оперируя продуктами умственной деятельности, то есть образами, фетишами, словами.
Итак, мифологическое, религиозное как формы сознания были первыми из известных мироощущений человека окружающего его мира. Они выступали не столько способом понимания явлений, предметов, вещей, сколько своеобразной поддержкой человеку хоть в какой-то ориентации и объяснении происходящего. О роли религии в истории человечества, ее взаимоотношении с философией в последующие годы будет сказано через призму взаимодействия христианства с европейской философией. Философское осмысление мира начинается значительно позднее мифологического и религиозного. Это положение в полной мере распространяется на культурную жизнь Древней Греции. Задолго до появления философов милетской школы (Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена) в Древней Греции уже существовало мифологическое и религиозное мироощущение, что само по себе неудивительно, так как философское осмысление — это более высокий уровень постижения мира и вполне закономерно его более позднее по времени появление. Итак, мифологическое и религиозное мироощущение способствовали в известной степени появлению философии, но и философия, как к античности, так и в последующие столетия, способствовала становлению Христианства.
Религиозная вера
Выделяют три основных взаимосвязанных элемента религии:
религиозное сознание (религиозная вера, религиозные идеи, представления, настроения, чувства),
религиозный культ (религиозные действия: богослужения, обряды, ритуалы, посты, молитвы, праздники и т. д.),
религиозные организации, связывающие служителей культа и верующих (религиозные учреждения, объединения, общины, секты, церкви и др.).
Какой из этих элементов является главным, фундаментальным, определяющим своеобразие религии как целостного явления культуры? Это, конечно, религиозное сознание, и в нем следует искать «минимум» религии. Но что отличает религиозное сознание от других форм духовности? Во-первых, убежденность в раздвоенности единого бытия на две реальности: мир земной и мир высший, потусторонний.
Во-вторых, вера в первозначность высшего мира и его приоритетную роль по отношению к земному миру. В-третьих, признание возможности взаимосвязи, взаимодействия, взаимообщения двух миров. Эти три основополагающие аксиомы представляют собой отличительную «опорную» точку религиозного сознания. Его своеобразие заключается в том, что мир сверхъестественного с его специфическими представлениями (духами, бестелесными существами, богами и т. д.) воспринимается верующими не просто как абстракции — вымыслы, а как живая реальность, существующая и действующая.
Она не противостоит человеку, но невидимыми связями пронизывает его плоть, дух, волю, чувства, эмоции, живет внутри человеческого «Я» в качестве его необходимой реальности, гораздо более важной и значимой, нежели вся другая действительность. Мир высший, потусторонний по-своему ощущается и переживается человеком, потому и называется сверхъестественным миром. Он сверхъестествен в том смысле, что не подчиняется законам физического мира, находится за пределами эмпирического, основанного на опыте, земного бытия и не доступен пониманию обычными чувственно-рациональными способами. Чем же было обусловлено «прорастание» религиозных представлений в глубинные пласты сознания, почему они получили такую яркую чувственно-эмоциональную окраску? Суть тут в особенностях религиозной веры.
Часто веру в сверхъестественное называют отличительной характеристикой религии. Действительно, религиозная вера отличает ее от всех других духовных явлений. Не случайно понятия «религиозный» и «верующий», «вера» и «религия» употребляются как взаимозаменяемые.
Вера как особое интеллектуальное чувство и определенное психологическое отношение к миру не является исключительной принадлежностью религии. Она свойственна всем без исключения людям, как религиозным, так и нерелигиозным. Люди верят в науку, разум, прогресс, коммунизм, верят в счастье, любовь, справедливость, в бессмертие, верят гаданиям, пророчествам и т. п.
Так в чем же заключается своеобразие религиозной веры? Прежде всего, религиозная вера отличается от всякой иной тем, что ее объектом выступают представления (мысли-образы, понятия-фантазии) о потустороннем, природа которого коренится в сфере священного, таинственного, недоступного для постижения разумом обычного человека. Во-вторых, религиозная вера — это вера в реальное существование сверхъестественного мира и в возможность двусторонних отношений с ним. В-третьих, вера в реальность сверхъестественного проявляется в сознании в качестве личностно-психологической убежденности в абсолютной и безоговорочной истинности религиозных представлений. Таким образом, религиозная вера имеет дело со своеобразным знанием, не требующим дополнительных рассудочных доказательств. Во многом по этой причине она так непоколебима, стойка и прочна.
На обыденном уровне религиозное сознание существует в виде образов, представлений, настроений, чувств, переживаний, привычек, традиций и т. д. Здесь присутствуют и рационально-чувственные элементы религиозной веры, но приоритетная роль принадлежит эмоционально-чувственному элементу.
На теоретическом уровне религиозное сознание представлено в форме систематического вероучения. Содержание вероучения сформулировано в вероучительных книгах (Библия, Коран и др.), утверждается религиозными организациями в виде канонизированных формул (догматов). Содержание вероучения развивается в специальной отрасли религиозного знания — богословии, или теологии, которая включает апологетику, догматику. Вероучительные формулы и документы являются результатом переработки содержания обыденного сознания, но они, в свою очередь, оказывают сильное влияние на повседневные религиозные предствления, формулируя его в заданном религиозными организациями направлении.