Этика, мораль, нравственность

Этика – это философская наука, изучающая особую сторону человече­ского бытия – нравственность.

Этика – альфа и омега философии. Ещё в глубокой древности перед чело­веком встали вопросы, имеющие нравственное содержание: «зачем я живу?», «что мне следует делать?», «как мне относиться к окружающим?» и др. Фило­софия зарождается, как особая мировоззренческая попытка человека осознать свою роль и свою ответственность в мире и, основываясь на этом знании, реа­лизовать своё сокровенное предназначение. Внимание, уделяемое мыслителями разных эпох проблеме нравственности, вполне оправдано. Место, которое за­нимает этика в сфере философского знания, отражает ту важную роль, которую и играет нравственность (или мораль) в жизни человеческого общества.

Впервые термин «этика» (в смысле «нравы») ввёл Аристотель (в 4 веке до н.э.). Он обозначил этим словом некую сумму знаний и поучений, касающихся духовных качеств человека. В научном обиходе понятие «этика» закрепили стоики (с 3 веке до н.э.). Они стали считать этику, наряду с физикой и логикой, одной из трёх частей философии.

Понятие «мораль» является синонимом понятия «этика». Латинское слово «мос» (mos) – смысловой аналог греческого слова «этос». Во множест­венном числе это «mores». Это слово и было использовано римским оратором Цицероном (в I веке до н.э.) при переводе аристотелевых текстов.

Слова «этика» и «мораль» входят во многие современные языки. Однако, в некоторых языках возникают и свои определения. Так в русском языке появился с 18 века термин «нравственность», этимология которого аналогична его стар­шим прототипам. В современной общекультурной лексике все три слова обычно употребляются как синонимы. Однако, в рамках научного знания эти понятия различают. «Этика» – наука, теоретическое знание. «Мораль» и «нрав­ственность» – изучаемый этой наукой предмет, особая форма общественного сознания или человеческой деятельности.

Этические категории – это основные понятия научного аппарата этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы нравственности.

Важнейшим «знаковым» понятием этики является категория добра. С её помощью выражается положительная, нравственная характеристика того или иного явления. Противоположно ей, выражающее отрицательную нравствен­ную оценку, – понятие зла. Конечно, та и другая характеристики даются исходя из определённых нравственных представлений. Вместе они образуют категори­альную пару, охватывая практически весь нравственный универсум.

К понятию добра очень близко понятие нравственного идеала – высшего образца, конечной цели нравственной деятельности. Этический идеал – это со­вершенная личность, служащая примером для подражания, или представление о должном обществе, о гармоничном социальном устройстве и т.д. Здесь важ­ную роль играет понятие справедливости, характеризующее меру соответствия между деятельностью человека и её оценкой другими людьми, обществом.

Идеалы наполняют жизнь человека смыслом, когда каждый поступок осознан и соотнесён с общими ценностями. С понятием идеала тесно связано понятие нравственной нормы. История этики даёт нам множество различных норм, например знаменитый Декалог – десять заповедей Ветхого завета (не убий, не укради и т.д.). Следует понимать, что норма – не цель, а средство, и без связи с идеалом она формальна, лишена нравственного содержания.

Если нормы воспринимаются человеком как соответствующие его ценно­стным установкам, их соблюдение становится долгом, т.е. личной задачей, обя­занностью. Долг – это нравственная форма осознания необходимости действия. Понятие «долг» – одно из значимых в нравственной жизни, и в этике сущест­вует специальный раздел «деонтология» – наука о должном. Чтобы исполнить свой долг, человеку часто приходится испытывать трудности, как во внешнем мире, так и в мире внутреннем.

Способность человека понимать, критически оценивать и переживать не­соответствие своего поведения должному (поведению), характеризуется понятием совесть. Совесть – это нравственно-психологический механизм самоконтроля. Ответст­венность за свои поступки есть главная характеристика личности.

Противоречивость и сложность общественного бытия проявляется в на­личии множества идеалов. Предпочтение человеком того или другого нравст­венного стандарта определяется в понятии выбора. Возможность выбора ука­зывает на важнейшую характеристику человеческого бытия – свободу воли. Это ключевая категория в этике. Свобода является неотъемлемым качеством субъекта нравственности. Вынужденный поступок не может считаться ни доб­рым, ни злым.

В этике существуют и другие категории, например: вина, милосердие, честь, польза, справедливость и т.д.

Каждая категория этики отражает определённую сторону нравственности, она не существует сама по себе, а находится во взаимосвязи с другими, образуя категорийный аппарат. Так, без понятия идеала не имеет смысла понятие нормы. Без понятия нормы теряет смысл понятие долга. Если нет представле­ния о долге, то нет представления о совести и других нравственных чувствах, и т.д.

В истории этики отдельные категории стали системообразующим прин­ципом, легли в основу целых этических направлений. Например, основой эвдо­монизма стало понятие «счастье», основой утилитаризма стало понятие «польза», и т.д.

Предмет этики.

Предмет, который изучает этика – нравственность, то есть. духовно-практический, ценностный способ освоения мира, деятельность, обусловленная мировоззре­нием. Именно совокупность идеалов, принципов, взглядов, убеждений опреде­ляет поведение личности, делает поведение осмысленным.

Человек – существо социальное. Совместная жизнедеятельность людей требует наличия способов регуляции их поведения. Это стало причиной воз­никновения и развития религии, права и т.д. Нравственность – один из таких регуляторов. Нравственность определяет поведение людей с помощью пред­ставлений о ценном (идеалах, принципах, нормах и т.п.) и должном (обязанно­стях, ответственности и т.п.)

Нравственный регулятор – историческое явление, он развивается, отра­жая прогрессивную динамику общественной жизни. Очевидны следующие тен­денции её развития:

– усиление роли нравственности в системе общественных отношений и в жизни отдельного человека, в таких сферах как культура, политика, право и т.д.

– изменение самого содержания нравственности, его гуманизация, чело­век становится не средством, а целью нравственного общения.

– рост эффективности нравственных форм регулирования в обществе.

Нравственное сознание апеллирует к достоинству личности, к осознанному выбору уважающего себя человека. Очевидно, роль морали будет возрас­тать, т.к. нравственная регуляция является наиболее адекватной формой

само­регуляции личности.

На самых ранних этапах существования человеческого общества универ­сальной системой регламентации общественной жизни являлось «табу» (немо­тивированный запрет). К древним формам нравственности относятся обычаи и традиции – виды социального ритуала, общепринятого стереотипа поведения. Первоначальные нормы нравственности обычно являлись одновременно и пер­воначальными нормами права, религии и т.д. В целом, традиционные представ­ления ориентировали на уважение к старшим, коллективизм и трудолюбие. Важным этапом в развитии нравственности стало выдвижение в качестве нрав­ственного критерия разума. Развитие нравственности не было равномерным и поступательным, но каждый новый этап имел определённое прогрессивное значение.

На рубеже 18 – 19 в.в. наука этика, наконец, окончательно выделила свой предмет, что дало возможность полноценного исследования структуры, свойств и специфических функций нравственности.

Мир нравственных явлений многообразен. Исследователи выделяют в нём три основных элемента:

– нравственное сознание (общественное и индивидуальное);

– нравственная практика;

– нравственные отношения.

Нравственное сознание – субъективная сторона нравственности, отраже­ние нравственного бытия людей; главное – оценка явлений. Особое место в ие­рархии ценностей занимает идея о должном (идеал), которая определяет конеч­ную цель (смысл) деятельности человека (общества).

Элементом социальной жизни является общественное сознание, в кото­ром аккумулирован нравственный опыт многих поколений. На обыденном уровне это «житейский опыт» и «здравый смысл». На теоретическом уровне это решение «смысложизненных» вопросов человеческого бытия, где главную роль играет моральная философия, т.е. этика.

Индивидуальное нравственное сознание состоит из рационального, эмо­ционального и волевого компонентов. Рациональная часть – это совокупность нравственных переживаний. Здесь важны такие понятия как совесть, стыд, честь и т.д. Благодаря волевому усилию субъективный нравственный мотив реализу­ется в действие (поступок), зачастую вопреки давлению объективных обстоя­тельств. Поступок – базовый элемент нравственной практики. Это сложное явле­ние, включающее в себя: замысел (постановка цели), мотивацию,

выбор, принятие решения, действие.

Нравственные отношения – это совокупность зависимостей и связей, воз­никающих в процессе нравственной практики. Эти отношения классифициру­ются по различным признакам. По содержанию это обязанности, права. По характеру требовательности это нормы, указания, советы. По характеру связи это соперничество, соревнование и т.д.

Универсальным правилом нравственного поведения является «золотое правило». Оно сформулировано на заре человеческой цивилизации и звучит так: не делай другим того, чего себе не желаешь. Это правило императивно, т.е. повелительно. Нравственная норма – всегда требование. Нравственная норма, как правило, не локализована ни ситуационно, ни во времени. Для нравствен­ной нормы нет исключений. «Золотое правило», как большинство нравствен­ных норм, имеет общечеловеческую значимость.

Таким образом, главными свойствами морали являются:

– императивность;

– универсальность;

– общезначимость.

Кроме того, зачастую нравственным нормам свойственна внеинституциональность (они не фик­сируются в документах, а поддерживаются силой общественного мнения) и антиномич­ность (двойственность, противоречивость).

Нравственность, как явление социальной и духовной жизни, выполняет следующие функции:

– регулирует, гармонизирует и оптимизирует отношения между людьми;

– информирует личность о накопленном человечеством нравственном зна­нии;

– воспитывает, формирует личность;

– ориентирует в системе ценностей;

– гуманизирует, приподнимает человека над обыденностью;

– формирует мировоззренческую и коммуникационную культуру.

Функции нравственности в значительной степени совпадают с функ­циями, этики как нравственной теории. Этику часто называют практической философией. Однако, являясь наукой, этика выполняет теоретические задачи, такие как:

– сбор информации о многообразных явлениях нравственного мира;

– систематизация накопленного материала, построение адекватных моде­лей;

– выработка требований (нормативная функция), инструментов и правил исследования (методическая функция), прогнозов (прогностическая функция) и др.

Наши рекомендации