Этика, мораль, нравственность
Этика – это философская наука, изучающая особую сторону человеческого бытия – нравственность.
Этика – альфа и омега философии. Ещё в глубокой древности перед человеком встали вопросы, имеющие нравственное содержание: «зачем я живу?», «что мне следует делать?», «как мне относиться к окружающим?» и др. Философия зарождается, как особая мировоззренческая попытка человека осознать свою роль и свою ответственность в мире и, основываясь на этом знании, реализовать своё сокровенное предназначение. Внимание, уделяемое мыслителями разных эпох проблеме нравственности, вполне оправдано. Место, которое занимает этика в сфере философского знания, отражает ту важную роль, которую и играет нравственность (или мораль) в жизни человеческого общества.
Впервые термин «этика» (в смысле «нравы») ввёл Аристотель (в 4 веке до н.э.). Он обозначил этим словом некую сумму знаний и поучений, касающихся духовных качеств человека. В научном обиходе понятие «этика» закрепили стоики (с 3 веке до н.э.). Они стали считать этику, наряду с физикой и логикой, одной из трёх частей философии.
Понятие «мораль» является синонимом понятия «этика». Латинское слово «мос» (mos) – смысловой аналог греческого слова «этос». Во множественном числе это «mores». Это слово и было использовано римским оратором Цицероном (в I веке до н.э.) при переводе аристотелевых текстов.
Слова «этика» и «мораль» входят во многие современные языки. Однако, в некоторых языках возникают и свои определения. Так в русском языке появился с 18 века термин «нравственность», этимология которого аналогична его старшим прототипам. В современной общекультурной лексике все три слова обычно употребляются как синонимы. Однако, в рамках научного знания эти понятия различают. «Этика» – наука, теоретическое знание. «Мораль» и «нравственность» – изучаемый этой наукой предмет, особая форма общественного сознания или человеческой деятельности.
Этические категории – это основные понятия научного аппарата этики, отражающие наиболее существенные стороны и элементы нравственности.
Важнейшим «знаковым» понятием этики является категория добра. С её помощью выражается положительная, нравственная характеристика того или иного явления. Противоположно ей, выражающее отрицательную нравственную оценку, – понятие зла. Конечно, та и другая характеристики даются исходя из определённых нравственных представлений. Вместе они образуют категориальную пару, охватывая практически весь нравственный универсум.
К понятию добра очень близко понятие нравственного идеала – высшего образца, конечной цели нравственной деятельности. Этический идеал – это совершенная личность, служащая примером для подражания, или представление о должном обществе, о гармоничном социальном устройстве и т.д. Здесь важную роль играет понятие справедливости, характеризующее меру соответствия между деятельностью человека и её оценкой другими людьми, обществом.
Идеалы наполняют жизнь человека смыслом, когда каждый поступок осознан и соотнесён с общими ценностями. С понятием идеала тесно связано понятие нравственной нормы. История этики даёт нам множество различных норм, например знаменитый Декалог – десять заповедей Ветхого завета (не убий, не укради и т.д.). Следует понимать, что норма – не цель, а средство, и без связи с идеалом она формальна, лишена нравственного содержания.
Если нормы воспринимаются человеком как соответствующие его ценностным установкам, их соблюдение становится долгом, т.е. личной задачей, обязанностью. Долг – это нравственная форма осознания необходимости действия. Понятие «долг» – одно из значимых в нравственной жизни, и в этике существует специальный раздел «деонтология» – наука о должном. Чтобы исполнить свой долг, человеку часто приходится испытывать трудности, как во внешнем мире, так и в мире внутреннем.
Способность человека понимать, критически оценивать и переживать несоответствие своего поведения должному (поведению), характеризуется понятием совесть. Совесть – это нравственно-психологический механизм самоконтроля. Ответственность за свои поступки есть главная характеристика личности.
Противоречивость и сложность общественного бытия проявляется в наличии множества идеалов. Предпочтение человеком того или другого нравственного стандарта определяется в понятии выбора. Возможность выбора указывает на важнейшую характеристику человеческого бытия – свободу воли. Это ключевая категория в этике. Свобода является неотъемлемым качеством субъекта нравственности. Вынужденный поступок не может считаться ни добрым, ни злым.
В этике существуют и другие категории, например: вина, милосердие, честь, польза, справедливость и т.д.
Каждая категория этики отражает определённую сторону нравственности, она не существует сама по себе, а находится во взаимосвязи с другими, образуя категорийный аппарат. Так, без понятия идеала не имеет смысла понятие нормы. Без понятия нормы теряет смысл понятие долга. Если нет представления о долге, то нет представления о совести и других нравственных чувствах, и т.д.
В истории этики отдельные категории стали системообразующим принципом, легли в основу целых этических направлений. Например, основой эвдомонизма стало понятие «счастье», основой утилитаризма стало понятие «польза», и т.д.
Предмет этики.
Предмет, который изучает этика – нравственность, то есть. духовно-практический, ценностный способ освоения мира, деятельность, обусловленная мировоззрением. Именно совокупность идеалов, принципов, взглядов, убеждений определяет поведение личности, делает поведение осмысленным.
Человек – существо социальное. Совместная жизнедеятельность людей требует наличия способов регуляции их поведения. Это стало причиной возникновения и развития религии, права и т.д. Нравственность – один из таких регуляторов. Нравственность определяет поведение людей с помощью представлений о ценном (идеалах, принципах, нормах и т.п.) и должном (обязанностях, ответственности и т.п.)
Нравственный регулятор – историческое явление, он развивается, отражая прогрессивную динамику общественной жизни. Очевидны следующие тенденции её развития:
– усиление роли нравственности в системе общественных отношений и в жизни отдельного человека, в таких сферах как культура, политика, право и т.д.
– изменение самого содержания нравственности, его гуманизация, человек становится не средством, а целью нравственного общения.
– рост эффективности нравственных форм регулирования в обществе.
Нравственное сознание апеллирует к достоинству личности, к осознанному выбору уважающего себя человека. Очевидно, роль морали будет возрастать, т.к. нравственная регуляция является наиболее адекватной формой
саморегуляции личности.
На самых ранних этапах существования человеческого общества универсальной системой регламентации общественной жизни являлось «табу» (немотивированный запрет). К древним формам нравственности относятся обычаи и традиции – виды социального ритуала, общепринятого стереотипа поведения. Первоначальные нормы нравственности обычно являлись одновременно и первоначальными нормами права, религии и т.д. В целом, традиционные представления ориентировали на уважение к старшим, коллективизм и трудолюбие. Важным этапом в развитии нравственности стало выдвижение в качестве нравственного критерия разума. Развитие нравственности не было равномерным и поступательным, но каждый новый этап имел определённое прогрессивное значение.
На рубеже 18 – 19 в.в. наука этика, наконец, окончательно выделила свой предмет, что дало возможность полноценного исследования структуры, свойств и специфических функций нравственности.
Мир нравственных явлений многообразен. Исследователи выделяют в нём три основных элемента:
– нравственное сознание (общественное и индивидуальное);
– нравственная практика;
– нравственные отношения.
Нравственное сознание – субъективная сторона нравственности, отражение нравственного бытия людей; главное – оценка явлений. Особое место в иерархии ценностей занимает идея о должном (идеал), которая определяет конечную цель (смысл) деятельности человека (общества).
Элементом социальной жизни является общественное сознание, в котором аккумулирован нравственный опыт многих поколений. На обыденном уровне это «житейский опыт» и «здравый смысл». На теоретическом уровне это решение «смысложизненных» вопросов человеческого бытия, где главную роль играет моральная философия, т.е. этика.
Индивидуальное нравственное сознание состоит из рационального, эмоционального и волевого компонентов. Рациональная часть – это совокупность нравственных переживаний. Здесь важны такие понятия как совесть, стыд, честь и т.д. Благодаря волевому усилию субъективный нравственный мотив реализуется в действие (поступок), зачастую вопреки давлению объективных обстоятельств. Поступок – базовый элемент нравственной практики. Это сложное явление, включающее в себя: замысел (постановка цели), мотивацию,
выбор, принятие решения, действие.
Нравственные отношения – это совокупность зависимостей и связей, возникающих в процессе нравственной практики. Эти отношения классифицируются по различным признакам. По содержанию это обязанности, права. По характеру требовательности это нормы, указания, советы. По характеру связи это соперничество, соревнование и т.д.
Универсальным правилом нравственного поведения является «золотое правило». Оно сформулировано на заре человеческой цивилизации и звучит так: не делай другим того, чего себе не желаешь. Это правило императивно, т.е. повелительно. Нравственная норма – всегда требование. Нравственная норма, как правило, не локализована ни ситуационно, ни во времени. Для нравственной нормы нет исключений. «Золотое правило», как большинство нравственных норм, имеет общечеловеческую значимость.
Таким образом, главными свойствами морали являются:
– императивность;
– универсальность;
– общезначимость.
Кроме того, зачастую нравственным нормам свойственна внеинституциональность (они не фиксируются в документах, а поддерживаются силой общественного мнения) и антиномичность (двойственность, противоречивость).
Нравственность, как явление социальной и духовной жизни, выполняет следующие функции:
– регулирует, гармонизирует и оптимизирует отношения между людьми;
– информирует личность о накопленном человечеством нравственном знании;
– воспитывает, формирует личность;
– ориентирует в системе ценностей;
– гуманизирует, приподнимает человека над обыденностью;
– формирует мировоззренческую и коммуникационную культуру.
Функции нравственности в значительной степени совпадают с функциями, этики как нравственной теории. Этику часто называют практической философией. Однако, являясь наукой, этика выполняет теоретические задачи, такие как:
– сбор информации о многообразных явлениях нравственного мира;
– систематизация накопленного материала, построение адекватных моделей;
– выработка требований (нормативная функция), инструментов и правил исследования (методическая функция), прогнозов (прогностическая функция) и др.