Культура античного полиса и становление первых форм теоретической науки
Зарождение первых форм теоретического знания связано с античностью.
В древнеегипетской цивилизации знания существовали в религиозно-мистической форме. Только жрецы могли читать священные книги и как носители практических знаний имели власть над людьми. Они накапливали знания в области математики, химии, медицины, фармакологии, психологии (в области медицины – мумифицирование).
Для хозяйственной деятельности были также накоплены знания в области математики: вычисление площадей, расчет выплат, подсчет продуктов и т.д. Древние египтяне не создавали теорий (что является признаком научного знания).
Шумеры изобрели гончарный круг, колесо, бронзу, цветное стекло, установили длительность года = 365 дней, 6 час, 15 мин., 41 сек.
Способ мышления шумерской и других цивилизацией Древней Местопотамии отличался от европейского: не было рационального исследования мира, теоретического решения проблем.
Особый тип мышления – миф.
Человек первобытный выделил себя из окружающей среды. Логическое мышление не было отделено от эмоционально – аффектно-моторной сферы.
Формирование зачатков научных знаний связано с культурным переворотом, который произошел в Древней Греции. В 8-6 вв. до н.э. греческие поселения на чужой территории дали возможность выйти грекам из изоляции. (У них появилась предприимчивость, изобретательность, терпимость к иным взглядам, обычаям, культурам).
Ремесло отделяется от с/х, возникает товарное производство, развиваются товарно-денежные отношения, расцветает культура, философия, зарождается натурфилософия.
Около 5 в. до н.э. усиливаются демократические тенденции. Стимулируются публичные споры по проблемам, что способствует развитию критичности, без которой немыслимо научное познание.
В Греции начала формироваться доказывающая наука (теорема, аксиома – греческого происхождения).
Научное знание ориентируется на поиск предметных структур. Возникла потребность в научном эксперименте. Древние греки пытаются описать и объяснить возникновение, развитие и строение мира в целом и вещей его составляющих.
Зарождается натурфилософия.
Для создания людей космоса нужен был развитый математический аппарат.
Математика как теоретическая наука была представлена пифагорейской школой. Началом всего является число. Пифагорейцы считали числовые отношения ключом к пониманию мироустройства.
Теоретическая математика развивается, появляются уже – теоремы Пифагора.
К началу 4 в. до н.э. Гиппократ изложил основы геометрии, базирующейся на методе математической индукции.
Немного позже стала развиваться геометрия объемных тел.
Интерес к Космосу не ослабевает (4 в. до н.э.- Эвдокс, Калипп).
Аристотель – имел свои модели.
В основе этих моделей лежит представление о том, что Космос состоит из ряда сфер или оболочек, обладающих общим центром, совпадающим с центром Земли. Сверху Космос ограничен сферой неподвижных звезд, которые совершают оборот вокруг мировой оси в течение суток. Все небесные тела: Луна, Солнце, 5 планет к тому времени известные (Венера, Марс, Меркурий, Юпитер, Сатурн) описываются системой взаимосвязанных сфер, каждая из которых вращается равномерно вокруг оси. Все сферы находятся в непрерывном движении.
Среди натурфилософских идей античных выделяются атомистика и элементаризм. По мнению Демокрита – бытие не едино, а представляет собой бесконечное число частиц, которые движутся в пустоте; когда они соединяются, то это приводит к возникновению вещей, а когда разъединяются то – к гибели.
По мнению Эмпедокла, Космос образован 4 элементами – стихиями: огнем, воздухом, водой, землей и 2-мя силами: любовью и враждой. Элементы не подвержены качественным изменениям, они вечны.
Платон (473-347 в. до н.э.) считает, что частицы имеют сложную внутреннюю структуру (в работе «Тимей»). Некоторые элементы могут переходить друг в друга.
Аристотель (384 – 322 в. до н.э.) создал объемную систему знаний о мире. В эту систему вошли знания из области физики, этики, политики, логики, ботаники, зоология, философии. Работы: «Физика», «О происхождении и уничтожении», «О небе», «Механика», «О душе», «История животных». Согласно Аристотелю, истинным бытием обладает не идея, не число, а конкретная единичная вещь, представляющая сочетание материи и формы. Материя – это то, из чего состоит вещь, но чтобы стать вещью материя должна принять форму. Материя находится в изменении, движении. Не существует движения помимо вещи. Он выделяет 4 вида движения: в отношении сущности – возникновение и уничтожение, в отношении количества – качественные изменения, в отношении места – перемещение.
Велика заслуга Аристотеля в создании логики, он впервые представил приемы рассуждения как целостное образование и сделал их предметом научного исследования. Центральная проблема его учения – выяснение вопроса, как строится дедуктивное рассуждение, с помощью которого ведутся доказательства в математике, оптике, геометрии и др. науках.
Согласно стоикам, мир представляется единым и взаимосвязанным потоком событий, где все имеет причину и следствие. Они признавали связь физики и этики.
С Эпикуром также тесно связаны физика и этика. Он считал, что вещи делимы до бесконечности. Атомы Эпикура наделены тяжестью и поэтому движутся сверху вниз, но при этом могут спонтанно отклоняться от вертикального перемещения.
В эпоху эллинизма наибольшие успехи были зафиксированы в области математических знаний.
Евклид (конец 4 в. начало 3 в. до н.э.) создал 15-томный труд, где он систематизировал имеющиеся в то время знания в области математики.
Архимед (287-212 в. до н.э.) – разработал методы вычисления площадей поверхностей и объемов геометрических тел. Он известен как гениальный механик и инженер.
Во II – I вв. н.э. – упадок эллинистических государств, теряют свое значение культурные ценности, приходят в упадок библиотеки, научная жизнь замирает. Римская империя не дает ученых авторитетов. Наука носит книжно-компиляторский характер. Наиболее известные сочинения: Лукреций Кар – «О природе вещей», Птоломей: «Труды по теоретической астрономии».
В античности не было экспериментальной базы для рождения подлинно теоретического естествознания и науки в целом.
Средневековая наука
Эпоху Средневековья относят к началу II в. н.э., завершение к 14-15 в.
В это время знание во многом заимствовано из античности; это знание всеобщее, подлинное, доказательное. Но обладать им может только творец, только ему доступно знать, и это знание только универсальное. Существование любой вещи определено свыше.
Тексты Священного писания – верные.
Познание – под контролем церкви. Формируется жесткая цензура, всё противоречащее религии подлежит запрету. Так в 1131 г. был наложен запрет на изучение медицинской и юридической литературы.
Познавательная деятельность носит теологически-текстовый характер, исследуются и анализируются не вещи и явления, а понятия. Метод – дедукция. В мире нет объективных законов.
Но рождение науки имело место (развивались: алхимия, астрономия, натуральная магия).
Средневековые ученые, в основном выходцы из арабских университетов. Своё знание называли натуральный магией. Магия понималась как глубокое знание скрытых сил и законов Вселенной. Маг – практик – экспериментатор, но не теоретик.
П. Абеляр – стремился разграничить веру и знание, предлагал сначала с помощью разума исследовать религиозные истины, а затем судить, заслуживают они веры или нет. Ему принадлежит принцип «понимать чтобы верить». Его работа «Да и нет», где 159 вопросов христианской догматики. На них были предложены ответы из авторитетных церковных писаний и показано, что на каждый из вопросов в распоряжении богослова имеется как утвердительный, так и отрицательный ответ.
Альберт Великий имел обширные знания по естествознанию. Он стремился согласовать богословие и науку. Главным методом научного исследования он считал наблюдение и опыт (при изучении природы). В его наследии есть географические сочинения.
Систему образования на первых порах в Средневековье представляли монастырские школы, которые готовили священнослужителей. Содержание обучения: I-ая ступень – светское знание, II-ая высшая ступень – теология.
Грамматика сводилась к изучению правил латинского языка, языка Священного писания. Риторика сводилась к умению составлять проповеди.
Арифметика получала также функцию мистического истолкования чисел, встречающихся в Священном писании; геометрия включала в себя некоторые, порой фантастические сведения относительно различных стран и земель, а также населяющих их народов. Музыка целиком была сведена к искусству организации церковного песнопения.
Астрономия стала предметом, с помощью которого можно было, прежде всего, определять сроки наступления церковных праздников.
Но стали возникать и светские школы. Среди них особо выделяются юридические. Правовые знания были также необходимы. В г. Болонье уже в 11 в. возник один из первых университетов, который в течение всех Средних веков играл роль первого научного и преподавательского центра по изучению юриспруденции.
Лулмей рассматривал логику. Логический механизм Лулмея (сама его идея) была высоко оценена Лейбницем.
Особенность средневековой науки была в том, что она выступает как совокупность правил в форме комментариев, а также наблюдается интерес к систематизации и классификации знаний.
На Востоке в Средние века наметился прогресс в области математики, астрономии, медицины.
Начиная с 7 в., в политической жизни стран Ближнего и Среднего Востока произошли важные изменения. Арабы в очень короткий срок захватили обширные территории, куда вошли земли Ирана, Северной Африки, азиатские провинции Византии, значительная часть бывшей Римской Империи, Армении, Индии. Был создан Арабский халифат. В городах халифата строились обсерватории, создавались библиотеки при дворцах, мечетях, медресе.
Первый научный центр – Багдад (конец 8 в. начало 9 в.). Здесь были сосредоточены ученые, переводчики, переписчики из разных стран, библиотека, на базе которой была создана обсерватория.
Греческое влияние отразилось на стиле сочинений арабов, которое характеризовалось систематичностью изложения материала, полнотой, строгостью формулировок и доказательств, теоретичностью.
Арабоязычные учения добились новых достижений в алгебре (например, рассматривали задачи, требующие решения уравнений третьей, четвертой и пятой степеней, а также извлечения корней тех же степеней).
Аль-Фараби (870-950) первым среди арабоязычных философов осмыслил и доработал логическое наследие Аристотеля, собрал и упорядочил весь комплекс аристотелевского «Органона» (присоединенил к нему Риторику).
Газен – труды по оптике.
Среднеазиатский ученый Бируни (973-1048) в своих произведениях рассматривал вопросы математики, астрономии, физики, географии, геологии, метеорологии, ботаники, этнологии, сделал предположение о возможности обращения Земли вокруг Солнца. У него работы по минералогии, астрономии, он познакомил индийских учёных с достижениями древнегреческой математики.
Омар Хайям 1048-1131 – философ, поэт, математик написал «Комментарий» к «Началам» Евклида. Он создал солнечный календарь.
Авиценна – философ, врач, математик астроном. «Канон врачебной науки» - снискал мировую славу.
Ученые арабского Средневековья внесли большой вклад в развитие медицины, в частности глазной хирургии, что натолкнуло на мысль об изготовлении из хрусталя линз для увеличения изображения.
Закария Рази (864 – 925 г.г.) создал медицинскую энциклопедию. Для своего времени он резко выступил против различных религиозных направлений и сект.
Большое значение имело создание Самаркандской обсерватории.
Но в 15 в. после убийства Улугбека центр разработки проблемы естествознания и математики переносится в Западную Европу.
Средневековая наука в 14-15 вв. подошла к созданию методов новой науки. Этому предшествовал прогресс ремесленного производства, рост городов, торговые контакты с арабами. Особая роль была отведена Оксфорскому и Парижскому университетам.