Немецкая классическая философия: представители и основные идеи
Немецкая классическая философия, представленная субъективным и объективным идеализмом, а также антропологическим материализмом, явилась важной вехой в развитии философской мысли. К ее достижениям можно отнести учение об активности человеческого сознания, этику долга, раскрытие содержания чувства прекрасного и возвышенного, познание и осознание самого себя, возвышение роли научного знания, определение соотношения субъективного и объективного, проникновение всеобщего в отдельное, указание на единство мира и раздвоенность всякого целого, нахождение источника развития, разработку диалектических законов и категорий, анализ и оценку сущности религии. Она непосредственным образом повлияла на историю философии, войдя составной частью в марксизм и оказав существенное влияние на многие последующие философские направления. Классиками немецкой философии конца XVIII — начала XIX вв. являются И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель и Л. Фейербах.
Иммануил Кант(1724-1804) является родоначальником немецкой классической философии. На формирование взглядов Канта особое влияние оказали X. Вольф, А. Г. Баумгартен, Ж.-Ж. Руссо и Д. Юм. По вольфианскому учебнику Баумгартена Кант читал лекции по метафизике. Следуя признаниям Канта, сочинения Руссо отучили его от высокомерия, а Юм «разбудил» его «от догматического сна». В XX в. определяющее влияние Канта признают ведущие представители феноменологии, экзистенциализма, философской антропологии и аналитической философии. К его основным работам можно отнести следующие: «Всеобщая естественная история и теория неба», «Исследование степени ясности принципов естественной теологии и морали». «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».
Творчество Канта имеет два периода — докритический и критический. В докритическом он являлся сторонником атомистической теории строения природы, созданной древнегреческими философами Левкиппом, Демокритом и Эпикуром, полагая, что мир можно познать таким, каков он есть на самом деле, используя для объяснения его строения всего лишь законы механики. Уже в студенческой работе он высказал предположение о возможности многомерных пространств. Создал теорию естественного возникновения Солнечной системы из вращающейся газовой туманности с помощью постепенного уплотнения вещества, и тем самым внес в картину строения мира идею естественного развития.
В критическом периоде Кант, будучи в уже достаточно зрелом возрасте, кардинально пересмотрел свои убеждения и пришел к выводу о принципиальной невозможности познания мира таким, каков он есть на самом деле. К этому выводу он пришел после рассмотрения надындивидуальных доопытных, субъективных (чувственных и рациональных) познавательных способностей человека. Теперь основное внимание он сосредоточил на рассмотрении сущности духовных свойств человека, связанных с процессом познания, нравственностью и чувством прекрасного. Три основных вопроса — «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?» — он свел к одному, а именно: «Что есть человек?» В этот период Кант написал три критики: «Критика чистого разума» (посвящена изучению процесса познания); «Критика практического разума» (содержит рассмотрение нравственности); «Критика способности суждения» (включает в себя изучение чувства прекрасного и эстетических категорий ).
В «Критике чистого разума» он совершает, по его выражению, «коперниканский переворот». Сущность переворота заключается в утверждении, что мы не извлекаем непосредственно законы природы из опыта, а предписываем законы природе благодаря активной и субъективной структурности нашего сознания. Мы живем в иллюзии, будто объекты действительности не связаны с нашими особенностями их восприятия. Основное внимание Кант уделяет рассмотрению «чистых», «априорных» ( «доопытных») форм. Признаками априорного знания являются всеобщность (постоянное их присутствие во всех наших представлениях) и необходимость (их причинно обусловленная связь между собой). Данные априорные формы проходят сквозь всю совокупность частных представлений и даже выходят за пределы наших познавательных возможностей в суждениях об объектах, недоступных для нашего понимания, расположенных вне границ опыта. Свое учение Кант называет трансцендентальным идеализмом.
Существуют две области априорных форм — чувственность и рассудок. Чувственность предполагает созерцание, то есть внутреннее видение того, что мы создаем с помощью рассудка: комбинации ощущений, математические построения, операции с конкретными понятиями, работу воображения... Созерцание может быть: эмпирическим, когда оно предполагает операции в опыте с ощущениями (зрительными, слуховыми, осязательными и т. д.); чистым, где отсутствуют ощущения (в математике — арифметике и геометрии), и чистой формой, содержащей в себе только возможность для наполнения себя каким-либо конкретным содержанием (эмпирическим или чистым). Чистая форма чувственного созерцания имеет две разновидности — пространство (внешнее чувство) и время (внутреннее чувство). Они существуют независимо от вещей, являясь субъективными условиями человеческого сознания и познавательной деятельности. Принципом пространственного созерцания является одновременность сосуществования самостоятельных частей, расположенных вне друг друга, где они находятся как бы, но выражению Канта, в состоянии «общения» между собой. Принципом созерцания во времени является последовательность расположения частей друг после друга.
К априорным формам рассудка относятся идеи чистого разума, категории рассудка и способность суждения. Идеи чистого разума носят регулятивный характер, поскольку управляют категориями, способностью суждения и всеми действиями нашего мышления. Следует назвать три идеи чистого разума: архитектоника, целокупность и принцип достаточного основания.
Архитектоника есть способность нашего рассудка создавать системы по принципу подчинения второстепенных значений главному, то есть более общему. В ней заключен своеобразный принцип пирамиды. Целокупность, как идея разума, есть абсолютное и безусловное единство всех условий, чего в опыте достичь невозможно. Идея разума, в частном случае ее использования, переходит в категорию рассудка, и в самом общем смысле есть способность объединять отдельные разрозненные и качественно отличные друг от друга значения какой-либо общей границей. Кант указывает, что «трансцендентальное понятие разума есть не что иное, как понятие целокупности условий для данного обусловленного».
Принцип достаточного основания означает, что, имея определенный набор значений, объединенных общей границей, мы в какой- то момент считаем себя вправе сделать какое-либо заключение, расположив эти значения последовательно друг за другом в силу их (действительной или мнимой) причинной обусловленности. Эта идея чистого разума проявляет свою сущность в формальном логическом законе достаточного основания: «...закон достаточного основания есть основание возможного... объективного знания явлений касательно отношения их во временной последовательности».
Категории рассудка помогают совершать самые простые мыс мыслительные операции при установлении некоторого множества, разграничении целого и части, определении чего-то как части целого или множественности частей внутри целого, нахождении причины и следствия и т. и. В таблице категорий Кантом указываются следующие: количества (единство, множественность, целокупность), качества (реальность, отрицание, ограничение), отношения (присущность и самостоятельное существование, причинность и зависимость, взаимодействие между действующим и подвергающимся воздействию), модальности (возможность-невозможность, существование-несуществование, необходимость-случайность). Последнее, третье значение в ряду является результатом синтеза двух предыдущих.
Кант вводит понятие «вещь в себе». По сути, это любой объект неживой или живой природы. Можно выделить четыре аргумента кантовского агностицизма:
1. Способ существования нашего сознания (его структурированность и заключенный в нем принцип априорности) отличен от способа существования окружающих нас вещей природы. Природа сознания и природа вещей как они есть различны.
2. Исследователь никогда не достигнет конечной причины, поскольку всегда будет иметь дело только со следствием чего-то другого.
3. Наш опыт всегда ограничен и потому никогда не будет обладать исчерпывающей полнотой.
4. Пространственно-временные созерцания и аналигико-синте- тические суждения представляют собой отношения, но вещи не состоят из одних только отношений.
Этика долгаКанта имеет следующие характерные черты. Абсолютно доброй волей обладает только Бог. Он создал моральный закон для человечества (систему вечных и «общегодных» моральных норм), поместив его в душу каждого из людей. Кант определяет два условия повеления (императива) для воли, которые могут исходить либо от стремления к разнообразным удовольствиям, либо от морального закона. Категорический императив предполагает отказ от удовольствия, самолюбования и ближайшей выгоды ради служения всеобщему моральному закону. Его смысл заключается в следующем: поступай так, чтобы правило твоего поведения могло стать правилом для поведения всех, то есть нормой всеобщего законодательства. Это путь страданий. Гипотетический императив ищет возможность удовлетворения природных склонностей, нацелен на утоление жажды удовольствий. Сущность человеческой свободы заключается в свободе от природных склонностей.
Иоганн Готлиб Фихте(1762-1814), познакомившись с сочинениями Канта, сразу же почувствовал себя кантианцем и стал искать встречи с автором полюбившейся философской системы. Диалектика Фихте бесконечного процесса творческого самоопределения Я в переработанном виде (трансформация самосознания из субъективного идеализма применительно к объективному идеализму) была воспринята Ф. В. Шеллингом и Г. В. Ф. Гегелем. К основным сочинениям Фихте можно отнести «Основы общего наукоучения», «Назначение человека», «Речи к немецкой нации».
«Наукоучение»,по мнению Фихте, есть последняя задача философии, заключающаяся в исследовании научного знания. В «Основах общего наукоучения» Фихте настойчиво пытается допустить возможность совмещения «абсолютного», то есть божественного сознания, присутствующего во всем мире природы в качестве сущности мира и вещей, с человеческим сознанием. Это тождество, недопустимое для теории познания Канта. Таким образом, божественное сознание — Я и человеческое сознание Я сливаются, но при этом человеческое Я выступает лишь как часть и продукт божественного сознания. Поэтому человеческое сознание смутно отражает в себе идеал совершенного во всех отношениях божественного сознания. ЭтикаФихте основана на переосмыслении кантовской этики долга. Фихте подчеркивает, что в кантовской этике следование моральному закону исключает получение чувственного удовольствия. Поэтому он выдвигает идею о возможности радостного исполнения долга. Справедливости ради надо отметить, что Кант, в частности, не отрицал и такую возможность. Фихте строит теорию идеального государства, имеющую сходство с социалистическими учениями.
Фридрих Вильгельм Иозеф Шеллинг(1775-1854) после учебы в латинской школе и семинарии поступает в богословский институт, где знакомится с Гегелем. Защищает диссертацию об истолковании библейского сюжета. Встречается с Фихте и осваивает его идеи наукоучения. Затем у него проявляется интерес к пантеистическому мировоззрению Спинозы. Шеллинг видел свою заслугу в соединении учения о природе Спинозы с идеализмом Фихте. Шеллинга приглашают в Берлин, где он пять лет читает курс своих лекций. Среди его слушателей были М. Бакунин, С. Кьеркегор, Ф. Энгельс. Гегеля он считал своим учеником, который, по его мнению, исказил и ухудшил принципы его системы. В России Шеллинг повлиял на взгляды П. Я. Чаадаева, славянофилов, а также на формирование религиозной философии В. С. Соловьева и Н. А. Бердяева. В своих произведениях Шеллинг балансировал между философией, теософией и поэзией, часто раскрывая свои взгляды через мистические художественные образы. В своих главных чертах философское учение Шеллинга говорит о единстве всего существующего: единстве духовного и материального; единстве субъекта и объекта; о всеобщем, постоянном изменении и развитии существующего; о делении всякого целого на противоположные части, борьба между которыми и приводит ко всякому изменению, движению и развитию. Шеллинг принял и развил намеки Фихте о тождестве сознания с сущностью объекта познания. Возможность тождества сознания с сущностью объектов познания у Фихте он сделал основным принципом своей философской системы. Его философии свойственны дуалистичность, то есть сочетание духовного и материального, проявляющегося в природе, и пантеизм как слияние Бога с природой, где природа выступает проявлением божественной сущности. Этика. Шеллинг полагал, что поскольку человек есть лишь часть мироздания, то в человеческой духовности отражается «темная основа» Бога как его безличной повсеместно присутствующей духовности.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) в 23 года заканчивает учебу в теологическом институте и получает степень магистра философии. Учение «абсолютного идеализма» Гегеля акцентирует внимание исключительно на логичности и разумности божественного замысла мироустройства, сохраняя в своей системе самые общие принципы мировоззрения Шеллинга (раздвоенность всего существующего, развитие через борьбу внутренних противоречий, всеобщая взаимосвязь вплоть до взаимоперехода противоположностей). В принципиальном отношении его учение состоит из двух частей:
1. Система (в мире присутствует жесткая, неподвижная система из всеобщих законов, свойств, раздвоенности и противоречивости единого, инобытия идеи, самопознания абсолютного духа и т. д.).
2. Метод (все находится в постоянном движении и изменении благодаря действию неизменных всеобщих законов).
Гегель формирует законы диалектики.
1. Единство и борьба противоположностей. Внутренние противо-положности служат источником развития. Их единство обеспечивается взаимодействием и общим признаком (посредствующим звеном при переходе одной противоположности в другую). Подчиняет себе два остальных закона.
2. Отрицание отрицания. Всякое изменение, развитие предполагает отрицание своего предыдущего состояния, но и то, что сейчас отрицает, тоже будет затем отрицаться.
3. Переход количественных изменений в качественные и обратно. При накоплении количественных характеристик однородного происходит качественный скачок. «Обратно» означает количественное накопление произошедших качественных изменений (качество переходит в количество) и (или) переход обратно в свою противоположность.
О соотношении рассудка и разума. Рассудок (первая ступень мышления) есть способность логично и ясно мыслить. Рассудок разделяет мир, определяя единичные значения. Мир представляется совокупностью различных по качеству сущностей, отличных друг от друга. Рассудку не дано возвыситься над различиями и увидеть их единство, взаимосвязь. Разум (высшая ступень мышления — диалектического) предполагает умение открыть в любой сущности (ее определениях) раздвоенность на взаимосвязанные противоречия.
Тождество мышления и бытия. Мысль способна отражать сущность объективной действительности во всех ее проявлениях, так как в сущности вещи заключена имевшаяся до вещи идея.
Философия духа включает в себя:
1. Субъективный дух. Человеческая душа во всей совокупности ее проявлений: эмоциональные переживания, сознание, самосознание, рассудок и разум, этические нормы.
2. Объективный дух. Формы социального существования и регулирования соотношения индивидуальных, групповых и общественных интересов в области общественной морали и права. Государство имеет собственные (общественные) интересы, которые выше интересов отдельных граждан.
3. Абсолютный дух. В единстве субъективного и объективного духа отражается содержание абсолютного духа. Существует три основные формы абсолютного духа: искусство, религия и философия.
В его философии история развивается помимо желаний и интересов отдельных людей. Мировой разум управляет движением человеческой истории по своему усмотрению, и потому его логика непостижима. В определенный момент мировой дух выбирает для реализации своих целей какой-то народ и в нем выдающихся личностей, способных реализовывать нужные для мирового разума идеи (вкладывая их в сознание выдающихся политических деятелей и полководцев, ведущих за собой массы).
Людвиг Фейербах (1804-1872), учился в Гейдельбергском и в Берлинском университетах. Прослушал все лекции Гегеля по философии и логике. Первоначально был последователем объективного идеализма Гегеля, но затем, критически переосмыслив его взгляды, окончательно порывает с гегелевским учением, став материалистом и атеистом.
Антропологический материализм Фейербаха ставит в центр внимания человека, которого он считает частью природы, а не творением Бога. С идеей Бога-Творца, как он справедливо замечает, тесно связан объективный идеализм. Фейербах определял объективный идеализм как рационализированную религию. Согласно его представлению религия и философия противоположны, поскольку в основании религии лежит вера в догматы, а основу философии составляет вечное сомнение и разум, ищущий естественные, а не сверхъестественные объяснения явлений природы и всего существующего. Главную задачу философии он видел в критике религии, разоблачении накопившихся религиозных иллюзий и предрассудков. Центром философских размышлений должен стать не Бог, а человек, поскольку не Бог создал человека, а человек создал в своем воображении Бога.
Одной из причин веры в Бога является, согласно Фейербаху, раздвоение человеческой сущности на «светлую» и «темную» стороны. «Разлад между богом и человеком, на котором основана религия, есть разлад человека с его собственной сущностью». Итак, любовь к Богу есть ложная форма любви человека к своей фантазии о собственном совершенстве. Она должна быть заменена подлинной любовью человека к самому себе, возможному собственному совершенству, совершенству ближнего.
В решении вопроса о познании Фейербах утверждал, что ощущения дают нам подлинное представление о реальности и составляют единственный источник нашего познания. Благодаря ощущениям мы познаем физические объекты, свои психические состояния и духовный мир других людей. Если бы мы были лишены ощущений, то не имели бы ни малейшего представления о существующей действительности. Фейербах отрицал возможность познания с помощью чистого разума, считая это выдумкой идеалистической философии.