Классическая теория познания и неклассическая теория познания

Два типа теорий познания: классическая и неклассическая.

Характерные черты классической теории познания:

1. Критицизм. Философия возникла как недоверие к традиции. Философия – это способ самоопределения свободной личности, полагающейся только на себя, на собственные чувства и разум в определении предельных оснований своей жизнедеятельности. Теория познания – это критика того, что считается знанием в обыденном смысле, в науке данного времени, в других философских системах.

2. Фундаментализм и нормативизм. Идеал знания должен был обоснован, т.е. следует найти такой фундамент знания, относительно которого не возникает никаких сомнений. Следует отличать существующее в познающем субъекте знание от нормативного знания, соответствующее всем критериям.

В основе классической теории познания лежит следующая теоретико-познавательная установка: реальность дана в чувственном опыте, но её сущность постигается с помощью препарирования и математической обработки данных чувственного восприятия.

Разделение на эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм: обоснованным может считаться только то знание, которое соответствует данным чувственного опыта, в основе которого лежат либо ощущения (сенсуализм), либо «чувственные данные» (неореализм), либо элементарные протокольные предложения (логический эмпиризм).

Рационализм в качестве знания рассматривал только то, что соответствует «врожденным идеям» (Декарт, Спиноза), или вписывается в систему категорий (Гегель, неокантианцы). Кант пытался занять некую третью позицию в этом споре.

3. Субъектоцентризм.Несомненный базис системы знания – это факт существования субъекта.Во всем остальном, в том числе и в существовании внешнего мира и других людей, можно усомниться. Знание о том, что существует в сознании, – неоспоримо и непосредственно; знание о внешних сознанию вещах – опосредованно. Эмпиризм считает неоспоримыми данные в сознании ощущения, рационализм – априорные формы сознания субъекта.

4. Наукоцентризм.Идеал знания – научное знание, как оно было представлено в математическом естествознании Нового времени. Мир таков, как о нём говорит наука.

В XX в. на смену классическому типу рациональности приходит неклассическая рациональность. Её черты:

1. Критицизм в теории познания сменился посткритицизмом, т.е. пониманием, что познание не может начаться с нуля, на основе недоверия ко всем традициям, а предполагает вписанность познающего индивида в одну из них. Данные опыта истолковываются в теоретических терминах, а сами теории транслируются во времени и являются продуктом коллективной разработки. На смену установки недоверия и поисков самодостоверности приходит установка доверия к результатам деятельности других.

2. Отказ от фундаментализма связан с обнаружением изменчивости познавательных норм, невозможности формулировать жесткие нормативные предписания развивающемуся познанию. Попытки отделять знание от незнания с помощью таких предписаний, предпринятые в науке XX в., в частности, в логическом позитивизме и операционализме, провалились.

Разные реакции на эту ситуацию:

Последователи Л.Витгенштейна говорят об отказе от теории познания как философской дисциплины. Р.Рорти: конец теории познания, вытеснение теоретико-познавательных исследований философской герменевтикой.

Большинство мыслителей выступают за создание новой теории познания. У.Куайн – программа «натурализованной эпистемологии»: научная эпистемология должна полностью отказаться от выдачи предписаний, от всякого нормативизма и свестись к обобщению данных физиологии высшей нервной деятельности и психологии, использующей аппарат теории информации.

Ж.Пиаже – концепция «генетической эпистемологии»: эпистемология имеет дело с нормами, которые философ находит в результате изучения реального процесса психического развития ребенка, с одной стороны, и истории науки, с другой.

Целый ряд исследователей подчеркивают коллективный характер получения знания (как обыденного, так и научного) и необходимость в этой связи изучения связей между субъектами познавательной деятельности. Эти связи, во-первых, предполагают коммуникацию, во-вторых, социально и культурно опосредованы, в-третьих, исторически изменяются. Нормы познавательной деятельности меняются и развиваются в этом социокультурном процессе. Социальная эпистемология предполагает взаимодействие философского изучения истории познания и его социально-культурного исследования.

Школа социально-культурного анализа познания сложилась под влиянием идей К.Маркса о коллективном и коммуникативном характере познавательной деятельности

Эволюционная эпистемология – исследование познавательных процессов как момента эволюции живой природы и как ее продукта (К.Лоренц, Г.Фоллмер и др).

3. Отказ от субъектоцентризма.

Коммуникативный подход в теории познания.Познающий субъект понимается в качестве изначально включенного в реальный мир и систему отношений с другими субъектами. Вопрос не в том, как понять познание внешнего мира, а как объяснить генезис индивидуального сознания. Л. Выготский: внутренний субъективный мир сознания может быть понят только как продукт межсубъектной деятельности, включающей коммуникацию

4. Отказ от наукоцентризма.Э.Гуссерль: Хотянаука является важнейшим способом познания реальности, она не может вытеснить вненаучные формы знания, например, обыденное знание. Чтобы понять процесс познания во всем разнообразии его форм и типов, необходимо изучать эти донаучные и ненаучные формы и типы знания, с которыми научное знание взаимодействует. Например, научная психология исследует те явления, которые были выделены здравым смыслом и зафиксированы в обыденном языке: восприятие, мышление, воля, желание и т.д. Обыденное и научное знание взаимообогащают друг друга.

Таким образом, теория познания оказалась в центре многих наук о человеке – начиная с психологии и заканчивая биологией и исследованиями истории науки. Возникновение информационного общества делает проблематику получения и ассимиляции знания одной из центральных для культуры в целом.

Темы контрольных работ

1. Методы философского анализа науки.

2. Механизм и формы взаимосвязи конкретно-научного и философского знания.

3. Основные концепции взаимоотношения науки и философии.

4. Постмодернистская философия науки.

5. Информация: ее разновидности, структура, функции.

6. Язык и мышление.

7. Роль творчества в познании.

8. Проблема истины в социальном познании.

9. Социально-исторические предпосылки возникновения новоевропейской науки.

10. Сущностные черты классической науки.

11. Неклассическая наука и её особенности.

12. Диахроническое и синхроническое разнообразие науки.

13. Логико-математический, естественно-научный и гуманитарный типы научной рациональности.

14. Свобода научных исследований и социальная ответственность учёного.

15. Основные формы вненаучного познания: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное.

16. Главные изменения в подходе к научной политике на рубеже третьего тысячелетия.

17. Основные тенденции формирования науки будущего.

18. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

19. Соотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности.

20. Методы научного познания.

21. Критический анализ основных моделей научного познания: индуктивизма, гипотетико-дедуктивизма, трансцендентализма, конструктивизма.

22. Философско-социальные проблемы развития техники.

23. Научные школы, их роль в организации и динамике научного знания.

24. Проблема критериев истины.

25. Роль и функции науки в инновационной экономике.

26. Наука как основа инновационной системы современного общества.

27. Философско-правовые аспекты проблемы интеллектуальной собственности.

28. Современная научная картина мира.

29. Проблемы развития современной российской науки.

30. Организационная структура современной науки.

Тесты:

1. Невозможность получения достоверного знания об окружающей действительности утверждает

а) эмпиризм

б) скептицизм

в) рационализм

г) субъективизм

2. Отражение свойств реальности, возникающее в результате воздействия их на органы чувств и возбуждения нервных центров головного мозга, характеризует понятие…

а) ощущения

б) представления

в) суждения

г) восприятия

3. Социальное средство хранения и передачи информации, одно из средств управления человеческим поведением называется…

а) трудом

б) языком

в) архетипом

г) деятельностью

4. «Внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве всех многообразных форм его существования» – это

а) сущность

б) явление

в) причина

г) закон

5. Согласно марксистской гносеологии, мышление – это

а) функция высокоорганизованной материи, головного мозга

б) способность, данная человеку Богом

в) качество, присущее всей природе

г) механизм функционирование неживой природы.

6. Высшим уровнем отражения является…

а) раздражимость

б) чувствительность

в) сознание

г) психическое отражение

7. Выявление в науке сущности изучаемого явления, подведение его под закон называется…

а) пониманием

б) узнаванием

в) объяснением

8. В науке различают только два уровня исследования:

а) гуманитарный и естественнонаучный

б) эмпирический и теоретический

в) чувственный и логический

г) интуитивный и рациональный

9. Язык, как и сознание, возник одновременно с появлением общества в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей, – таков взгляд сторонников…

а) религиозной философии

б) феноменологии

в) диалектического материализма

г) субъективного идеализма

10. Только практика является целью, источником и критерием познания и творчества, - доказывали представители…

а) марксизма

б) солипсизма

в) томизма

г) экзистенциализма

11. Как называется философское направление, абсолютизирующее возможности разума и недооценивающие возможности чувственного познания мира?

а) эмпиризм

б) рационализм

в) интуитивизм

г) агностицизм

12. Теория истины, в которой она понимается как знание, соответствующее действительности, называется…

а) прагматистская

б) субъективистская

в) конвенциалистская

г) корреспондентская

13. Рационализм – это …

а) преувеличение роли чувственного в познании

б) логическое осмысление субъектом окружающей действительности

в) познание, основанное на логике мышления

г) недооценка роли чувственного в познании

14. Какая философская категория отражает существенные, необходимые и повторяющиеся связи между явлениями мира?

а) закон

б) отношение

в) сущность

г) причина

15. Относительная истина – это …

а) система знания о мире, существующая на данном историческом этапе

б) завершенное знание о мире

в) знания, не проверенные практикой

г) истины, принадлежащие конкретной науке

16. Какая логическая процедура осуществляет мысленное расчленение предмета, явления или процесса на части?

а) синтез

б) анализ

в) обобщение

г) классификация

17. Философско-мировоззренческая позиция негативного отношения к науке и технике в силу их враждебности человеку и культуре носит название…

а) антисциентизма

б) нигилизма

в) волюнтаризма

г) сциентизма

18. Законы, описывающие большие совокупности объектов и носящие вероятностный и неоднозначный характер применительно к состоянию каждого из них, в науке принято называть …

а) историческими

б) социальными

в) статистическими

г) динамическими

19. Только практика является целью, источником и критерием познания, - утверждали представители …

а) марксизма

б) солипсизма

в) томизма

г) экзистенциализма

20. «Понимание» в качестве метода познания выдвинул

а) Г.Зиммель

б) В.Дильтей

в) Ч.Пирс

г) Г.Гегель

21. Научные знания создаются в сфере …

а) политической деятельности

б) духовного производства

в) материального производства

г) управления общественными процессами

22 . Первая научная революция произошла в …

а) V в. до н.э

б) XVII в.

в) XX в.

г) XIV в.

23. Метод познания, означающий мысленное разложение объекта на составные элементы, называется …

а) дедукция

б) индукция

в) анализ

г) синтез

24. Какие из перечисленных функций выполняет наука?

а) познавательную

б) прогностическую

в) мировоззренческую

г) воспитательную

25. Научное допущение или предположение, истинностное значение которого неопределённо, называется

а) теорией

б) теоремой

в) гипотезой

г) умозаключением

26. Методы теоретического уровня научного исследования

а) формализация

б) идеализация

в) наблюдение

г) эксперимент

27. Кто является автором теории относительности?

а) Галилей

б) Эйнштейн

в) Лейбниц

г) Лобачевский

28. НЕ относится к методам эмпирического познания

а) эксперимент

б) наблюдение

в) индукция

г) измерение

29. Для научного творчества характерны открытия, для технического – …

а) сомнения

б) умозаключения

в) изобретения

г) гипотезы

30. Выявление в науке сущности изучаемого явления, подведение его под закон называется …

а) пониманием

б) объяснением

в) узнаванием

г) диалогом

Наши рекомендации