Человек философствует, по мнению Л. Фейербаха, -

1) по естественной склонности души;

2) во имя реализации своей общественной сущности;

3) для решения стратегических жизненных задач;

4) ради постижения мира в идеях.

8. Философские проблемы изначально и непосредственно касаются:

1) природных явлений;

2) объективного мира в целом;

3) социальной жизни;

4) судьбы, и высших идеалов человека.

9. Какой вопрос не относится к исходным вопросам высших и вечных интересов человеческого разума, согласно представлениям И. Канта?

1) Что я могу знать?

2) Что я должен делать?

3) Что есть моя конечная цель?

4) На что я могу надеяться?

10. По мысли Гегеля, предмет философии совпадает с предметом:

1) естественных наук;

2) религии;

3) истории;

4) математики.

11. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям, - это:

1) мировосприятие;

2) миропонимание;

3) мировоззрение;

4) мироощущение.

12. Совокупность подходов, приемов, способ решения разнообразных практических и познавательных проблем - это:

1) методика;

2) метод;

3) методология;

4) механизм.

13. Философское учение о ценностных отношениях человека и мира - это:

1) гносеология;

2) онтология;

3) эстетика;

4) этика

Ответы:

1 --- 4; 2 --- 3; 3 --- 3; 4 --- 4; 5 --- 2; 6--- 4; 7 --- 2; 8 -- 4; 9 --- 3; 10 -- 2; 11 --- 3; 12 --- 3; 13 --- 3.

Философская мысль Древнего Востока и Античности

№ 1

1. Из перечисленных философских школ Индии указать ортодок­сальную:

1)чарвака-локаята;

2)буддизм;

3) джайнизм;

4) веданта.

2. Сиддхарта Гаутама Шакьямуни — создатель:

1) конфуцианства;

2) буддизма;

3) мусульманства;

4) йоги

3. Укажите древнекитайский философский текст:

1)«Упанишады»;

2) «Книга перемен»;

3) «Книга мертвых»;

4) «Типитака».

4. «Теория недеяния» — основной принцип:

1) даосизма;

2) буддизма;

3) конфуцианства;

4) моизма

5. В V в. до н. э. существовало сто философских школ:

1)в Индии;

2) в Египте;

3) в Китае;

4) в Греции.

6. Первоначальный атеизм представлен в учении:

1) Аристотеля;

2) 3eнoнa;

3) Сократа;

4) Ксенофана.

7. Высказывание «В ту же реку дважды не войдешь» принадлежи античному философу:

1) Пифагору;

2) Гераклиту;

3) Платону;

4) Фалесу.

8. Утверждал, что всякое понятие о движении противоречиво, а следовательно, не истинно:

1) Эпикур;

2) Сократ;

3)Зенон;

4) Аристотель.

9. Впервые в центр философии ставит проблему человека как мо­рального существа:

1) Протагор;

2) Платон;

3) Сократ;

4)Зенон

10. Полагал, что есть вечные и идеальные ценности бытия:

1) Гераклит;

2) Протагор;

3) Фалес;

4) Платон

11. По своему мировоззрению Платон был:

1) объективным идеалистом;

2) субъективным идеалистом;

3)скептиком;

4) материалистом.

12. Логику сделал орудием познающего разума:

1) Протагор;

2) Платон;

3)Зенон;

4) Аристотель.

13. Свобода и управление своими чувствами — главные принципы философской школы античности:

1) софистов;

2)стоиков;

3)эпикурейцев;

4) киников.

Ответы:1---4; 2---2; 3---2; 4---1; 5---3; 6---4; 7---2; 8---3; 9---3; 10---4; 11---1; 12---4; 13---2.

№ 2 Древний Восток

1. Основателем даосизма в Китае был:

1) Мо Цзы;

2) Лао Цзы;

3) Конфуций;

4) Чжуан Цзы.

2. Недеяние в даосизме - это:

1) полная бездеятельность;

2) необходимое вмешательство в происходящее;

3) планирование своих действий;

4) внутреннее освобождение от эгоизма

3. Согласно китайской философской традиции, энергия в человеке, которая не является космической, называется:

1) цзин (психофизическая энергия);

2) ци (материально-духовная);

3) инь/ян (сексуальная);

4) шэнь (духовная).

4. Согласно китайской философии, духовным центром человека является:

1) мозг;

2) лицо;

3) сердце;

4) желудок.

5. Среди главных условий долголетия в китайской фи­лософской традиции нет такого, как:

1) поддержание в чистом состоянии духовной психофизи­ческой энергии (ци);

2) вегетарианство;

3) совершенствование тела и души;

4) соблюдение общественного порядка.

6. Среди основополагающих принципов учения Конфу­ция нет следующего:

1) слушаться старших по возрасту и званию;

2) сдерживать себя,

3) формировать собственный, стиль жизни и мышления;

) быть гуманным.

7. Управление обществом в конфуцианствесравнива­ется с отношениями:

1) отца и сына;

2) матери и детей;

3) друзей;

4) сотрудников.

8. Среди постулатов легизма отсутствует следующий:

1) человек от природы добр;

2) интересы индивидов противоположны;

3) стимул в соблюдении законов - страх перед наказанием;

4) закон - один для всех.

9. Брахманы - это религиозно-философские тексты, восходящие к:

1) Дао Дэ Цзин;

2) Самаведе;

3) Ригведе;

4) упанишадам.

10. Карма в древнеиндийской философии - это:

1) закон вечного круговорота бытия;

2) понятие долга и предназначения;

3) закон воздаяния;

4) выход за пределы круга перевоплощений.

11. Дхарма в древнеиндийской философии - это:

1) понятие долга и предназначения;

2) закон вечного круговорота бытия;

3) абсолютное духовное освобождение;

4) вид религиозно-духовной практики.

12. «Будда» в соответствующем религиозно-философ­ском учении - это:

1) родовое имя принца Гаутамы - Шакьямуни;

2) просвещенный;

3) мудрый;

4) просветленный.

13. Эта школа классической индийской философии бы­ла скорее практической, нежели теоретической:

1) ньяя;

2) локаята даршана;

3) миманса;

4) йога.

Ответы:

1---2; 2--- 4; 3---3; 4--3; 5 ---2; 6--- 3; 7---1; 8--- 1; 9--- 3; 10---3; 11---1; 12---4; 13-- 4

Философская мысль периодов Средневековья, Возрождения и Реформации

№ 1

1. Истоки средневековой философии находятся в:

1) атомистической философии античности;

2) философии Возрождения;

3) философии Сократа;

4) философии Платона, стоиков и эпикурейцев.

2. Онтологическим принципом средневековой философии явля­ется:

1)рационализм;

2) креационизм;

3)откровение;

4) формализм.

3. «Ангельским доктором» назвали впоследствии средневекового мыслителя:

1) Фому Аквинского;

2) Августина Блаженного;

3) Аристотеля;

4) Марка Аврелия.

4. Гносеологическим принципом средневековой философии явля­ется:

1)историзм;

2)рационализм;

3)откровение;

4) креационизм.

5. «Отцом схоластики» называют средневекового мыслителя

1) Фому Аквинского

2) Августина Блаженного

3) Пьера Абеляра

4) Боэция

6. В средневековой философии в споре об универсалиях номиналисты утверждали:

1) идея общего предшествует вещи

2) идея вещи не соответствует материальному воплощению

3) идея идентична вещи, а «имена после вещей»

4) реальны лишь единичные вещи

7. В средневековой философии в споре об универсалиях реалисты утверждали:

1) идея общего предшествует вещи

2) реальны лишь единичные вещи

3) идея веще не соответствует материальному воплощению

4) идея идентична вещи

8. Индукция – это понятие, означающее в философии:

1) метод психологического воздействия

2) метод мышления - от общего к частному

3) метод мышления - от частного к общему

4) метод всеобщего познания

9. Рационализм – это понятие, означающее в философии:

1) область математики

2) научное знание вообще

3) теоретическое познание, основанное на разуме

4) опытное знание

10. Представителем эмпиризма в философии Нового времени был:

1) Бэкон

2) Декарт

3) Спиноза

4) Лейбниц

11. Учение Декарта о субстанции называется:

1) дуализм

2) монизм

3) плюрализм;

4) универсальная математика.

12. Для философии эпохи Просвещения характерно:

1) метафизичность;

2) теоцентризм;

3) рационализм;

4)креационизм.

13. Теорию естественного права разработал:

1) Гельвеции;

2) Ламетри;

3) Гердер;

4) Локк

Ответы: 1---4; 2---2; 3---1; 4---3; 5---4; 6---4; 7---1; 8---3;9---3; 10---1; 11---1; 12---3; 13---4.

№ 2

1. В онтологии Иоанна Скота Эриугены, который пер­вым поставил фундаментальные проблемы соотношения бога и мира, исследователи усматривают:

1) арианство;

2) стоицизм;

3) пантеизм;

4) панпсихизм.

2. Его называли «первым отцом схоластики» и «Карлом Великим схоластической философии»:

1) Ансельм Кентерберийский;

2) Иоанн Росцелин;

3) Иоанн Скот Эриугена;

4) Пьер Абеляр.

3. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:

1) исследовать социальную действительность;

2) исследовать природу;

3) найти рациональные доказательства веры;

4) сформировать христианскую философию

4. В схоластике провозглашалось различие между:

1) верой и разумом;

2) наукой и теологией;

3) теологией и философией;

4) философией и наукой.

5. Исторический период развития схоластики:

1) IV-Хвв.;

2) IX-XV вв.;

3) VIII-XVI вв.;

4) I-IV вв..

6. Иоанн Скот Эриугена признавал:

1) только положительную (позитивную) теологию;

2) негативную теологию;

3) и позитивную и негативную одновременно;

4) необходимость отказаться от их различения.

7. Средневековые универсалии своим происхождением прямо и непосредственно обязаны учению:

1) Платона об идеях;

2) Аристотеля о сущности вещей;

3) Плотина об эманациях;

4) Порфирия о характере родов и видов.

8. Девиз Ансельма Кентерберийского:

1) вера не требует разума;

2) вера и разум неразлучны;

3) разум ищет веру;

4) вера ищет разум.

9. Ансельм доказывал, что существование относительных вещей предполагает абсолютное бытие бога, основываясь на интеллектуализированных положениях:

1) Фомы Аквинского;

2) Августина Блаженного;

3) Фомы Кемпинского;

4) Иоанна Скота Эриугены.

10. Бернар Клервосский (1091-1153), главный представитель цистерцианской школы, считал основным средством философии:

1) рациональное мышление;

) постижение религиозных догматов;

3) мистическое общение с Богом;

4) постижение законов природы.

11. К александрийской школе пантеистического аристотелизма XIII в. относятся:

1) Аверроэс;

2) Давид из Динанта;

3) Сигер Брабантский;

4) Альберт Великий.

12. К произведениям Сигера Брабантского не относится:

1) О вечности мира;

2) О единстве разума против аверроистов;

3) О необходимости и взаимной зависимости причин;

4) О разумности души.

13. С середины ХШ в. схоласты разделились во мнениях относительно основных положений:

1) Псевдо-Дионисия Ареопагита;

2) Августина Блаженного;

3) Фомы Аквинского;

4) Ибн Рушда (Аверроэса).

Ответы:

1 --- 3; 2 --- 3; 3 --3; 4 --- 2; 5 ---2; 6 --- 2; 7 ---4; 8 ---4; 9 ---2; 10 --3; 11 ---2; 12 –2; 13 --2

Философия XIX – начала XX веков

№ 1

1. «Вещь в себе» у Канта означает:

1) закрытую для других личность;

2) скрытый смысл вещи;

3) закон

4) сущность.

2. Абсолютная идея Гегеля начинает развитие:

1)с мышления;

2) co свободы воли;

3) с природы;

4) с общества.

3. Решающую роль Абсолюта в природе утверждал в своей филосо­фии:

1) Ньютон;

2) Фейербах;

3) Шеллинг;

4) Гегель.

4. Согласно Фейербаху общественное развитие определяет кате­гория:

1) мышление;

2) любовь;

3) самосознание нации;

4) долг

5.Выделите высказывание, наиболее точно соответствующее сущ­ности экзистенциализма:

1) это учение о высшем понима­нии мира;

2) это познание причин и прин­ципов сущего;

3) это учение о том, как челове­ку жить;

4) это учение о человеческой свободе.

6. Назовите основную черту русской философии:

1)эмпиризм;

2)позитивизм;

3) нравственно-религиозный характер;

4) рационализм.

7. Социальную историю П. Я. Чаадаев рассматривал:

1) как обусловленный религией процесс;

2) как нечто неподвижное;

3) как процесс, определяемый государством;

4) как нечто фатальное.

8. В основу славянофильства легли принципы:

1) учение о народе как движущем факторе истории;

2) любовь к славянству;

3) опора на сельскую общину;

4) увлеченность языковой культурой.

9. А. И. Герцен принадлежал к идеологическому направлению:

1) славянофильство;

2) западничество;

3)позитивизм;

4) народничество.

10. «Всеединство» в философии В. С. Соловьева означает:

1) учение о сущности единого общества;

2) единство природы и человека;

3) единство природы и общества;

4) единство Бога со всем миром.

11. В основу мира, согласно взглядам Н. А. Бердяева, заложено:

1) иррациональное начало, существовавшее раньше Бога;

2) стремление к свободе;

3) Бог;

4) софия.

12. Термин «ненасилие» в мировоззрении Л. Н. Толстого следует понимать как:

1) бездействие, подобное «недеянию» Лао-Цзы;

2) сотворение добра;

3) не причинение зла другому;

4) середина между добром и злом.

13. Причина русского коммунизма, согласно Н. А. Бердяеву:

1)в мессианизме;

2) в позитивизме;

3) в русском национальном характере;

4) в западнической политики Петра I.

Ответы: 1---2; 2---2; 3---4; 4---2; 5---4; 6---3; 7---1; 8---3; 9---2; 10---4; 11---2; 12---3; 13---3.

№ 2

1. В своей философии истории И. Г. Гердер полагал, что человечество в своем развитии закономерно приходит к:

1) царству божию;

2) декадансу;

3) гуманизму;

4) варварству.

2. Прогресс человечества Гердер связывал прежде всего с деятельностью:

1) правителей государства;

2) выдающихся личностей;

3) изобретателей-новаторов;

4) религиозных лидеров.

3. Важнейшим фактором истории, который определяет коллективное и историческое стремление европейцев жить в комфорте, а также общий характер их образования и духовной зрелости, Гердер считал:

1) язык;

2) новаторство;

3) традицию;

4) миф.

4. Исторический прогресс человечества, по Гердеру, начался с:

1) языка;

2) трудовой деятельности;

3) прямохождения;

4) развития рук.

5. В своей «Всеобщей естественной истории и теории неба»Иммануил Кант впервые выдвинул:

1) теорию подлунного мира;

2) небулярную теорию;

3) теорию предустановленной гармонии;

4) теорию множественности миров.

6. «Критика чистого разума» Канта являлась критикой познания, к которому можно прийти:

1) интуитивно;

2) способом доказательств;

3) на основе чувственного опыта;

4) в первичном ощущении.

7. Кант стремился исключить метафизику из области действительного познания, понимая под ней систему доказательств:

1) априорности чувственного опыта;

2) трансцендентных предметов;

3) апостериорности ощущений;

4) непознаваемости «вещи в себе».

8. Для гносеологии Канта справедливо утверждение:

1) все наше познание начинается с чувственного опыта;

2) познание начинается с «душевных восприятий», которые упорядочиваются нашим разумом;

3) познание - это восприятие чувствами идей как совокупности свойств, присущих ощущениям наших органов чувств;

4) познание представляет собой сочетание эмпирического опыта и нечувственной основы опыта.

9. По теории Канта, время и пространство:

1) являются вечными реальными атрибутами субстанции;

2) не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту;

3) возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира;

4) являются неотъемлемыми свойствами единичных вещей.

10. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть:

1) вещь в себе;

2) феномен;

3) ноумен;

4) интеллектуальный синтез.

11. В этике Канта обосновывается нравственный закон, согласно которому человек является «целью в себе», поскольку:

1) связь между чувственным стимулом и поведением имеет характер прямой необходимости;

2) человек - это существо, способное к абсолютно свободной автономной мотивации поведения;

3) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как средство достижения своих целей;

4) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе.

12. Другая формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать...»:

1) привычной формой твоего поведения;

2) принципом инстинкта самосохранения;

3) общим «естественным» законом;

4) примером для подражания других.

13. По Канту, знание нравственного закона:

1) является актуальной проблемой этики;

2) обусловлено образованием или воспитанием;

3) дается в эмпирическом опыте;

4) дано каждому доопытно.

Ответы:1 --3; 2 --3; 3 --3; 4 --3; 5--2; 6 --2; 7 --2; 8 --4; 9 --2; 10 --2; 11--4; 12 --3; 13---4

Наши рекомендации