Человек философствует, по мнению Л. Фейербаха, -
1) по естественной склонности души;
2) во имя реализации своей общественной сущности;
3) для решения стратегических жизненных задач;
4) ради постижения мира в идеях.
8. Философские проблемы изначально и непосредственно касаются:
1) природных явлений;
2) объективного мира в целом;
3) социальной жизни;
4) судьбы, и высших идеалов человека.
9. Какой вопрос не относится к исходным вопросам высших и вечных интересов человеческого разума, согласно представлениям И. Канта?
1) Что я могу знать?
2) Что я должен делать?
3) Что есть моя конечная цель?
4) На что я могу надеяться?
10. По мысли Гегеля, предмет философии совпадает с предметом:
1) естественных наук;
2) религии;
3) истории;
4) математики.
11. Устойчивая система взглядов на мир, убеждений, представлений, верований человека, определяющих выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям, - это:
1) мировосприятие;
2) миропонимание;
3) мировоззрение;
4) мироощущение.
12. Совокупность подходов, приемов, способ решения разнообразных практических и познавательных проблем - это:
1) методика;
2) метод;
3) методология;
4) механизм.
13. Философское учение о ценностных отношениях человека и мира - это:
1) гносеология;
2) онтология;
3) эстетика;
4) этика
Ответы:
1 --- 4; 2 --- 3; 3 --- 3; 4 --- 4; 5 --- 2; 6--- 4; 7 --- 2; 8 -- 4; 9 --- 3; 10 -- 2; 11 --- 3; 12 --- 3; 13 --- 3.
Философская мысль Древнего Востока и Античности
№ 1
1. Из перечисленных философских школ Индии указать ортодоксальную:
1)чарвака-локаята;
2)буддизм;
3) джайнизм;
4) веданта.
2. Сиддхарта Гаутама Шакьямуни — создатель:
1) конфуцианства;
2) буддизма;
3) мусульманства;
4) йоги
3. Укажите древнекитайский философский текст:
1)«Упанишады»;
2) «Книга перемен»;
3) «Книга мертвых»;
4) «Типитака».
4. «Теория недеяния» — основной принцип:
1) даосизма;
2) буддизма;
3) конфуцианства;
4) моизма
5. В V в. до н. э. существовало сто философских школ:
1)в Индии;
2) в Египте;
3) в Китае;
4) в Греции.
6. Первоначальный атеизм представлен в учении:
1) Аристотеля;
2) 3eнoнa;
3) Сократа;
4) Ксенофана.
7. Высказывание «В ту же реку дважды не войдешь» принадлежи античному философу:
1) Пифагору;
2) Гераклиту;
3) Платону;
4) Фалесу.
8. Утверждал, что всякое понятие о движении противоречиво, а следовательно, не истинно:
1) Эпикур;
2) Сократ;
3)Зенон;
4) Аристотель.
9. Впервые в центр философии ставит проблему человека как морального существа:
1) Протагор;
2) Платон;
3) Сократ;
4)Зенон
10. Полагал, что есть вечные и идеальные ценности бытия:
1) Гераклит;
2) Протагор;
3) Фалес;
4) Платон
11. По своему мировоззрению Платон был:
1) объективным идеалистом;
2) субъективным идеалистом;
3)скептиком;
4) материалистом.
12. Логику сделал орудием познающего разума:
1) Протагор;
2) Платон;
3)Зенон;
4) Аристотель.
13. Свобода и управление своими чувствами — главные принципы философской школы античности:
1) софистов;
2)стоиков;
3)эпикурейцев;
4) киников.
Ответы:1---4; 2---2; 3---2; 4---1; 5---3; 6---4; 7---2; 8---3; 9---3; 10---4; 11---1; 12---4; 13---2.
№ 2 Древний Восток
1. Основателем даосизма в Китае был:
1) Мо Цзы;
2) Лао Цзы;
3) Конфуций;
4) Чжуан Цзы.
2. Недеяние в даосизме - это:
1) полная бездеятельность;
2) необходимое вмешательство в происходящее;
3) планирование своих действий;
4) внутреннее освобождение от эгоизма
3. Согласно китайской философской традиции, энергия в человеке, которая не является космической, называется:
1) цзин (психофизическая энергия);
2) ци (материально-духовная);
3) инь/ян (сексуальная);
4) шэнь (духовная).
4. Согласно китайской философии, духовным центром человека является:
1) мозг;
2) лицо;
3) сердце;
4) желудок.
5. Среди главных условий долголетия в китайской философской традиции нет такого, как:
1) поддержание в чистом состоянии духовной психофизической энергии (ци);
2) вегетарианство;
3) совершенствование тела и души;
4) соблюдение общественного порядка.
6. Среди основополагающих принципов учения Конфуция нет следующего:
1) слушаться старших по возрасту и званию;
2) сдерживать себя,
3) формировать собственный, стиль жизни и мышления;
) быть гуманным.
7. Управление обществом в конфуцианствесравнивается с отношениями:
1) отца и сына;
2) матери и детей;
3) друзей;
4) сотрудников.
8. Среди постулатов легизма отсутствует следующий:
1) человек от природы добр;
2) интересы индивидов противоположны;
3) стимул в соблюдении законов - страх перед наказанием;
4) закон - один для всех.
9. Брахманы - это религиозно-философские тексты, восходящие к:
1) Дао Дэ Цзин;
2) Самаведе;
3) Ригведе;
4) упанишадам.
10. Карма в древнеиндийской философии - это:
1) закон вечного круговорота бытия;
2) понятие долга и предназначения;
3) закон воздаяния;
4) выход за пределы круга перевоплощений.
11. Дхарма в древнеиндийской философии - это:
1) понятие долга и предназначения;
2) закон вечного круговорота бытия;
3) абсолютное духовное освобождение;
4) вид религиозно-духовной практики.
12. «Будда» в соответствующем религиозно-философском учении - это:
1) родовое имя принца Гаутамы - Шакьямуни;
2) просвещенный;
3) мудрый;
4) просветленный.
13. Эта школа классической индийской философии была скорее практической, нежели теоретической:
1) ньяя;
2) локаята даршана;
3) миманса;
4) йога.
Ответы:
1---2; 2--- 4; 3---3; 4--3; 5 ---2; 6--- 3; 7---1; 8--- 1; 9--- 3; 10---3; 11---1; 12---4; 13-- 4
Философская мысль периодов Средневековья, Возрождения и Реформации
№ 1
1. Истоки средневековой философии находятся в:
1) атомистической философии античности;
2) философии Возрождения;
3) философии Сократа;
4) философии Платона, стоиков и эпикурейцев.
2. Онтологическим принципом средневековой философии является:
1)рационализм;
2) креационизм;
3)откровение;
4) формализм.
3. «Ангельским доктором» назвали впоследствии средневекового мыслителя:
1) Фому Аквинского;
2) Августина Блаженного;
3) Аристотеля;
4) Марка Аврелия.
4. Гносеологическим принципом средневековой философии является:
1)историзм;
2)рационализм;
3)откровение;
4) креационизм.
5. «Отцом схоластики» называют средневекового мыслителя
1) Фому Аквинского
2) Августина Блаженного
3) Пьера Абеляра
4) Боэция
6. В средневековой философии в споре об универсалиях номиналисты утверждали:
1) идея общего предшествует вещи
2) идея вещи не соответствует материальному воплощению
3) идея идентична вещи, а «имена после вещей»
4) реальны лишь единичные вещи
7. В средневековой философии в споре об универсалиях реалисты утверждали:
1) идея общего предшествует вещи
2) реальны лишь единичные вещи
3) идея веще не соответствует материальному воплощению
4) идея идентична вещи
8. Индукция – это понятие, означающее в философии:
1) метод психологического воздействия
2) метод мышления - от общего к частному
3) метод мышления - от частного к общему
4) метод всеобщего познания
9. Рационализм – это понятие, означающее в философии:
1) область математики
2) научное знание вообще
3) теоретическое познание, основанное на разуме
4) опытное знание
10. Представителем эмпиризма в философии Нового времени был:
1) Бэкон
2) Декарт
3) Спиноза
4) Лейбниц
11. Учение Декарта о субстанции называется:
1) дуализм
2) монизм
3) плюрализм;
4) универсальная математика.
12. Для философии эпохи Просвещения характерно:
1) метафизичность;
2) теоцентризм;
3) рационализм;
4)креационизм.
13. Теорию естественного права разработал:
1) Гельвеции;
2) Ламетри;
3) Гердер;
4) Локк
Ответы: 1---4; 2---2; 3---1; 4---3; 5---4; 6---4; 7---1; 8---3;9---3; 10---1; 11---1; 12---3; 13---4.
№ 2
1. В онтологии Иоанна Скота Эриугены, который первым поставил фундаментальные проблемы соотношения бога и мира, исследователи усматривают:
1) арианство;
2) стоицизм;
3) пантеизм;
4) панпсихизм.
2. Его называли «первым отцом схоластики» и «Карлом Великим схоластической философии»:
1) Ансельм Кентерберийский;
2) Иоанн Росцелин;
3) Иоанн Скот Эриугена;
4) Пьер Абеляр.
3. Задача средневековой философии, с точки зрения схоластов, состояла в том, чтобы:
1) исследовать социальную действительность;
2) исследовать природу;
3) найти рациональные доказательства веры;
4) сформировать христианскую философию
4. В схоластике провозглашалось различие между:
1) верой и разумом;
2) наукой и теологией;
3) теологией и философией;
4) философией и наукой.
5. Исторический период развития схоластики:
1) IV-Хвв.;
2) IX-XV вв.;
3) VIII-XVI вв.;
4) I-IV вв..
6. Иоанн Скот Эриугена признавал:
1) только положительную (позитивную) теологию;
2) негативную теологию;
3) и позитивную и негативную одновременно;
4) необходимость отказаться от их различения.
7. Средневековые универсалии своим происхождением прямо и непосредственно обязаны учению:
1) Платона об идеях;
2) Аристотеля о сущности вещей;
3) Плотина об эманациях;
4) Порфирия о характере родов и видов.
8. Девиз Ансельма Кентерберийского:
1) вера не требует разума;
2) вера и разум неразлучны;
3) разум ищет веру;
4) вера ищет разум.
9. Ансельм доказывал, что существование относительных вещей предполагает абсолютное бытие бога, основываясь на интеллектуализированных положениях:
1) Фомы Аквинского;
2) Августина Блаженного;
3) Фомы Кемпинского;
4) Иоанна Скота Эриугены.
10. Бернар Клервосский (1091-1153), главный представитель цистерцианской школы, считал основным средством философии:
1) рациональное мышление;
) постижение религиозных догматов;
3) мистическое общение с Богом;
4) постижение законов природы.
11. К александрийской школе пантеистического аристотелизма XIII в. относятся:
1) Аверроэс;
2) Давид из Динанта;
3) Сигер Брабантский;
4) Альберт Великий.
12. К произведениям Сигера Брабантского не относится:
1) О вечности мира;
2) О единстве разума против аверроистов;
3) О необходимости и взаимной зависимости причин;
4) О разумности души.
13. С середины ХШ в. схоласты разделились во мнениях относительно основных положений:
1) Псевдо-Дионисия Ареопагита;
2) Августина Блаженного;
3) Фомы Аквинского;
4) Ибн Рушда (Аверроэса).
Ответы:
1 --- 3; 2 --- 3; 3 --3; 4 --- 2; 5 ---2; 6 --- 2; 7 ---4; 8 ---4; 9 ---2; 10 --3; 11 ---2; 12 –2; 13 --2
Философия XIX – начала XX веков
№ 1
1. «Вещь в себе» у Канта означает:
1) закрытую для других личность;
2) скрытый смысл вещи;
3) закон
4) сущность.
2. Абсолютная идея Гегеля начинает развитие:
1)с мышления;
2) co свободы воли;
3) с природы;
4) с общества.
3. Решающую роль Абсолюта в природе утверждал в своей философии:
1) Ньютон;
2) Фейербах;
3) Шеллинг;
4) Гегель.
4. Согласно Фейербаху общественное развитие определяет категория:
1) мышление;
2) любовь;
3) самосознание нации;
4) долг
5.Выделите высказывание, наиболее точно соответствующее сущности экзистенциализма:
1) это учение о высшем понимании мира;
2) это познание причин и принципов сущего;
3) это учение о том, как человеку жить;
4) это учение о человеческой свободе.
6. Назовите основную черту русской философии:
1)эмпиризм;
2)позитивизм;
3) нравственно-религиозный характер;
4) рационализм.
7. Социальную историю П. Я. Чаадаев рассматривал:
1) как обусловленный религией процесс;
2) как нечто неподвижное;
3) как процесс, определяемый государством;
4) как нечто фатальное.
8. В основу славянофильства легли принципы:
1) учение о народе как движущем факторе истории;
2) любовь к славянству;
3) опора на сельскую общину;
4) увлеченность языковой культурой.
9. А. И. Герцен принадлежал к идеологическому направлению:
1) славянофильство;
2) западничество;
3)позитивизм;
4) народничество.
10. «Всеединство» в философии В. С. Соловьева означает:
1) учение о сущности единого общества;
2) единство природы и человека;
3) единство природы и общества;
4) единство Бога со всем миром.
11. В основу мира, согласно взглядам Н. А. Бердяева, заложено:
1) иррациональное начало, существовавшее раньше Бога;
2) стремление к свободе;
3) Бог;
4) софия.
12. Термин «ненасилие» в мировоззрении Л. Н. Толстого следует понимать как:
1) бездействие, подобное «недеянию» Лао-Цзы;
2) сотворение добра;
3) не причинение зла другому;
4) середина между добром и злом.
13. Причина русского коммунизма, согласно Н. А. Бердяеву:
1)в мессианизме;
2) в позитивизме;
3) в русском национальном характере;
4) в западнической политики Петра I.
Ответы: 1---2; 2---2; 3---4; 4---2; 5---4; 6---3; 7---1; 8---3; 9---2; 10---4; 11---2; 12---3; 13---3.
№ 2
1. В своей философии истории И. Г. Гердер полагал, что человечество в своем развитии закономерно приходит к:
1) царству божию;
2) декадансу;
3) гуманизму;
4) варварству.
2. Прогресс человечества Гердер связывал прежде всего с деятельностью:
1) правителей государства;
2) выдающихся личностей;
3) изобретателей-новаторов;
4) религиозных лидеров.
3. Важнейшим фактором истории, который определяет коллективное и историческое стремление европейцев жить в комфорте, а также общий характер их образования и духовной зрелости, Гердер считал:
1) язык;
2) новаторство;
3) традицию;
4) миф.
4. Исторический прогресс человечества, по Гердеру, начался с:
1) языка;
2) трудовой деятельности;
3) прямохождения;
4) развития рук.
5. В своей «Всеобщей естественной истории и теории неба»Иммануил Кант впервые выдвинул:
1) теорию подлунного мира;
2) небулярную теорию;
3) теорию предустановленной гармонии;
4) теорию множественности миров.
6. «Критика чистого разума» Канта являлась критикой познания, к которому можно прийти:
1) интуитивно;
2) способом доказательств;
3) на основе чувственного опыта;
4) в первичном ощущении.
7. Кант стремился исключить метафизику из области действительного познания, понимая под ней систему доказательств:
1) априорности чувственного опыта;
2) трансцендентных предметов;
3) апостериорности ощущений;
4) непознаваемости «вещи в себе».
8. Для гносеологии Канта справедливо утверждение:
1) все наше познание начинается с чувственного опыта;
2) познание начинается с «душевных восприятий», которые упорядочиваются нашим разумом;
3) познание - это восприятие чувствами идей как совокупности свойств, присущих ощущениям наших органов чувств;
4) познание представляет собой сочетание эмпирического опыта и нечувственной основы опыта.
9. По теории Канта, время и пространство:
1) являются вечными реальными атрибутами субстанции;
2) не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту;
3) возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира;
4) являются неотъемлемыми свойствами единичных вещей.
10. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть:
1) вещь в себе;
2) феномен;
3) ноумен;
4) интеллектуальный синтез.
11. В этике Канта обосновывается нравственный закон, согласно которому человек является «целью в себе», поскольку:
1) связь между чувственным стимулом и поведением имеет характер прямой необходимости;
2) человек - это существо, способное к абсолютно свободной автономной мотивации поведения;
3) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как средство достижения своих целей;
4) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе.
12. Другая формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать...»:
1) привычной формой твоего поведения;
2) принципом инстинкта самосохранения;
3) общим «естественным» законом;
4) примером для подражания других.
13. По Канту, знание нравственного закона:
1) является актуальной проблемой этики;
2) обусловлено образованием или воспитанием;
3) дается в эмпирическом опыте;
4) дано каждому доопытно.
Ответы:1 --3; 2 --3; 3 --3; 4 --3; 5--2; 6 --2; 7 --2; 8 --4; 9 --2; 10 --2; 11--4; 12 --3; 13---4