Перечень вопросов к экзамену (для проверки знаний)
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
ТЕСТЫ
1. Предмет философии права:
1. Учение о предельных основаниях человеческого бытия.
2. Учение о справедливости.
3. Учение о предельных основаниях права как одного из способов человеческого бытия.
4. Познание общественного идеала, уяснение того, каким должен быть "нормальный" строй общества
2. Позитивное право – это:
1. Проявление властной воли конкретных социальных субъектов и, в первую очередь, государства.
2. Идеал, т.е. очищенная от случайностей форма должного в отношениях между людьми.
3. Система установленных норм и исторически сформировавшихся институтов.
4. Действующая система правовых норм, отношений и судебных решений.
3. Естественное право – это:
1. Учение об отстаивании особой ценности и важности правового порядка.
2. Глубинная сущность права, его "идеальность".
3. Учение об исходных принципах, на основе которых принимаются действующие правовые нормы, на основе которых происходит их оценка.
4. Учение об отрицании необходимой связи между правом и моралью.
4. Онтология права – это:
1. Проблемы статуса института прав человека в современном обществе.
2. Права человека в конкретном социуме.
3. Соотношение личности и права.
4. Проблемы природы права и его оснований, бытия права и форм его существования.
5. Антропология права – это:
1. Процесс познания в сфере права.
2. Правовая практика как критерий правовой истины.
3. Вопросы соотношения права с иными формами ценностного сознания: моралью, политикой, религией.
4. Проблемы соотношения личности и права.
6. Гносеология права – это:
1. Ценность, как определяющая характеристика человеческого бытия.
2. Особенности процесса познания в сфере права.
3. Вопросы о правовом идеале и правовом мировоззрении.
4. Правовая практика как критерий правовой истины.
7. Аксиология права – это:
1. Вопросы об общем критерии правомерности.
2. Проблемы статуса института прав человека в современном обществе.
3. Ценность, как определяющая характеристика человеческого бытия.
4. Основные правовые ценности: справедливость, свобода, равенство, права человека, их "иерархия".
8. Философия права акцентирует внимание:
1. На конструировании понятийного каркаса позитивного права.
2. На вопросах социальной обусловленности правовых норм.
3. На рефлексии оснований права.
4. На вопросах социальной эффективности правовой системы в целом.
9. Философии права присущи следующие функции:
1. Мировоззренческая.
2. Методологическая.
4. Аксиологическая.
4. Все вышеперечисленные.
10. Древнекитайский мыслители - легисты:
1. Шень Бухай.
2. Лао-цзы.
3. Конфуций.
4. Шан Ян.
11. Философия права эпохи высокой классики в античный период характеризуется следующими парадигмами:
1. Моральная ориентация, недопущение эгоистических мотивов.
2. Идея наказания - основной принцип теоретических обоснований государства и права.
3. Отличие писаного закона от неписаной справедливости.
4. Равенство всех людей по природе.
Право – это сугубо человеческий феномен.
1. Да.
2. Нет.
52. Право – содержание закона.
1. Да.
2. Нет.
Можно ли утверждать, что прао – это продукт общества, а закон – продукт государства?
1. Да.
2. Нет.
54. Маркс трактовал понятие «справедливость» исходя из:
1. уравнительных отношений;
2. материалистического понимания истории;
3. идеалистического понимания истории;
4. теории естественного права.
Создает ли правовую культуру тоталитарное общество?
1. Да.
2. Нет.
Герменевтический круг – это целевое понимание, учитывающее и логические, и исторические и психологические аспекты текста?
1. Да.
2. Нет.
Являются ли свобода, равенство и справедливость сущностными характеристиками права?
1. Да.
2. Нет.
58. Право, как общественное явление исследует:
1. Антропология;
2. Философия;
3. Демография;
4. Общая теория права.
59. Герменевтика – это:
1. Учение о мире в целом;
2. Учение о ценностях;
3. Теория интерпретации, понимания, истолкования;
4. Часть мифологии.
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА
Перечень вопросов к экзамену (для проверки знаний)
1. Объектно-предметная область философии права, ее функции, задачи как науки и научной дисциплины.
2. Понятийно-категориальный аппарат философии права, структура философского знания и его функции.
3. Методология и основные методы познания правовой реальности.
4. Диалектика объективного и субъективного в познании правовой реальности.
5. Герменевтика и толкование законов.
6. Значение философско-правовой культуры в жизни общества и человека в современных условиях.
7. Значение философии права для профессиональной деятельности юриста.
8. Основные классификации развития философско-правовых концепций.
9. Философско-правовые учения мыслителей Древнего Востока и Древнего Запада.
10. Основные концепции философии права Средневековья.
11. Философско-правовые воззрения эпохи Возрождения и Нового времени.
12. Философско-правовая мысль в России: становление и развитие.
13. Философия права И. Канта.
14. Философия права Г. Гегеля.
15. Философия права К. Маркса.
16. Философско-правовые теории XVII-XVIII веков в Западной Европе.
17. Иррационалистические и позитивистские философско-правовые концепции XIX века.
18. Характеристика основных философско-правовых концепций XX - начала XXI веков (неокантианство, неогегельянство, структурализм, экзистенциализм, постмодернизм).
19. Сущность и природа правовой реальности правовых отношений и правового сознания.
20. Правовая реальность и жизненный мир человека.
21. Философские аспекты взаимосвязи права и закона.
22. Философские аспекты взаимосвязи права и морали.
23. Философские аспекты взаимосвязи права и справедливости.
24. Правовая культура общества и гражданина: сущность, структура.
25. Сущее и должное в праве и морали и их соотношение.
26. Право и актуальные проблемы глобального мира.
27. Человек как правовое существо.
28. Правовая социализация личности: сущность, содержание.
29. Условия, механизмы и средства формирования правового человека и гражданина.
30. Законы общества и законы государства: общее, частное, особенности и различия.
31. Право и власть, их взаимосвязь и взаимодействие.
32. Соотношение социальной справедливости и правовой справедливости.
33. Право, как средство решения глобальных проблем современности.
34. Аксиология как учение о ценностях, понятие ценностей и их виды.
35. Аксиологический смысл права как социального явления.
36. Право, как элемент общего блага, как свобода и ответственность.
37. Степень и мера правовой свободы гражданина.
38. Право, как равенство и справедливость.
39. Справедливость как правовое равенство.
40. Ценность права и правовые ценности в современном обществе.
41. И. Кант о праве и свободе гражданина.
42. Г. Гегель о праве, как реальности и мере свободы.
43. Аксиологический смысл международного права как регулятора международных отношений в современном мире.
6.2. Простые контрольные задания (для проверки умений)
ъ
1. Охарактеризуйте философию права как науку, исходя из позиций Г. Гегеля. В чем, по-вашему мнению, заключается особенность толкования Г. Гегелем философии права как особой науки?
2. В чем, по-вашему мнению, состоит различие философского и юридического толкований предмета философии права? Объясните свое понимание.
3. Проведите анализ соотношения и взаимосвязи философии права и других общественных наук? Объясните свое мнение.
4. Назовите основные категории и методы философии права и объясните свое понимания.
5. Объясните основные функции философии права и ее значение для профессиональной деятельности юриста.
6. В табличной форме запишите основные философские концепции права и дайте им краткую характеристику?
7. В чем заключается содержание и смысл основных философско-правовых концепций Древней Индии. Кратко объясните.
8. Дайте сравнительную характеристику философско-правовых воззрений Конфуция и легистов.
9. Как в учениях софистов объясняется природа законов. Дайте сравнительную характеристику философско-правовых концепций Платона и Аристотеля?
10. Раскройте основные положения и смысл философско-правового учения Фомы Аквинского.
11. Кратко охарактеризуйте философско-правовые идеи Н. Макиавелли. В чем вы видите их социальный смысл?
12. В табличной форме проведите сравнительный анализ философско-правовых взглядов Т. Гоббса и Дж. Локка.
13. В чем заключается сущность права и как, по-вашему мнению, повлияла на развитие правовой науки философско-правовая концепция Ж.Ж. Руссо.
14. Проанализируйте и в табличной форме изложите сущность и соотношение права и морали в учении И. Канта.
15. Объясните в чем заключается сходство и различие философско-правового позитивизма О. Конта, Дж. Остина, Г. Гуго.
16. Поясните ваше понимание сущности философско-правового рационализма Ф. Ницше?
17. Проанализируйте и объясните основные достоинства и недостатки философии права К. Маркса.
18. Объясните, что вы понимаете под ценностными ориентациями личности и какова специфика правовых ценностных ориентаций в современном российском обществе?
19. В чем заключается общественная ценность права и какие правовые ценности являются наиболее важными для жизни общества и гражданина?
20. Проанализируйте и объясните, как вы понимаете соотношение философских категорий «право и свобода», «право и ответственность и личности»?
21. Дайте свое объяснение выражения Г. Гегеля «право есть реальность свободы»?
22. Объясните ваше понимание содержания и смысла равенства как правовой ценности.
23. Объясните ваше понимание содержания и смысла справедливости как правовой ценности.
24. Дайте оценку платоновской идеи совершенного государства. На каком основании философ К. Поппер охарактеризовал идеальное государство Платона как прообраз тоталитарных диктатур ХХ века?
25. Почему схоластическая философия к ХIV ст. исчерпывает свои возможности и испытывает кризис? Какое негативное содержание имеет с тех времен термин «схоластика»?
26. Какую цель преследовал Дж. Локк, разграничивая первичные и вторичные качества? Что он понимал под этими качествами? Приведите примеры первичных и вторичных качеств.
27. «Свобода – это познанная необходимость», считал Б. Спиноза. Современные философы видят в таком определении свободы ее фактическое отрицание. Как вы думаете, почему? Почему механистическое мировоззрение того времени несовместимо с признанием за человеком свободы?
28. Какая особенность философии права Гегеля? Как Гегель трактует проблему свободы?
29. Какая разница между влиянием на поведение человека в обществе норм «права» и норм «морали»? Какое обобщающее определение можно дать морали, а какое праву?
30. Какое место занимает нравственность и право в ценностных ориентациях человека? Объясните свою позицию.
31. Какие международные правовые тенденции и процессы порождает процесс глобализации и возможно ли остановить процесс глобализации? Объясните свое мнение.
32. Кратко проанализируйте неокантианские и неогегельянские концепции философии права и выскажите свое мнение об их актуальности в настоящее время.
33. Проведите сравнительный анализ чистого учения о праве Г. Кельзена и концепции «возрожденного» естественного права. В чем, по-вашему мнению, они сходны и в чем различие.
34. Поясните, что является объектом и предметом философии права и как характеризовал философию права Г. В. Ф. Гегель?
35. Чем философское толкование предмета философии права отличается от юридического? Объясните.
36. Русский философ Н. Бердяев выделяет первичную абсолютную свободу и божественную свободу. К чему ведет каждая из них по Бердяеву?
37. В соответствии с марксистско-ленинской концепцией в основе возникновения права, его функционирования и неизбежного отмирания лежат классово-экономические причины. Объясните ваше понимание данного положения.
6.3. Комплексные контрольные задания (для проверки навыков)
1. В духе какой политико-правовой концепции высказался Ф. Прокопович? Перечислите Западноевропейских философов, высказывавших сходные идеи.«Злобы человеческие побудили человека во един общества союз и сословие собираться».
2. В духе какой политико-правовой концепции высказался Г.И. Пестель? Перечислите Западноевропейских философов, высказывавших сходные идеи.
«Бог, творец вселенныя, есть и творец законов природы, нужд естественных. Сии законы глубоко впечатлены в сердцах наших. Каждый человек им подвластен, ничто ни в силах их низвергнуть, и потому постановления государственные должны быть в таком же согласии с законами природы, как и святыми законами веры».
3. Создайте свой проект «правильного государства». Уточните - на основании каких принципов вы будите его организовывать, к каким целям стремиться, с помощью каких средствами управлять, с какими «вызовами» столкнется ваше государство и как вы сможет на них «ответить».
4. Философия иррационализма - это разрыв с классической философией и классическим способом мышления. Против каких положений классической философии и мировоззрения выступает Ницше?
«Три заблуждения. Всемерное поощрение науки, характерное для последних столетий, объяснялось отчасти тем, что при её посредстве люди надеялись более всего приблизиться к пониманию доброты и мудрости божией, - основной мотив, звучавший в душе великих англичан (таких, как, например, Ньютон), - отчасти же это обуславливалось верой в абсолютную пользу познания, а точнее – верой в то, что между моралью, знанием и счастьем существует неразрывная связь – основной мотив, звучавший в душе великих французов (таких, как, например, Вольтер), - в какой-то мере это объяснялось и тем, что в науке видели воплощение самоотверженности, безобидности, самодостаточности, истинной невинности, и оттого считали её достойной любви, наука казалась далекой от дурных инстинктов человека – основной мотив, звучавший в душе Спинозы, который в сфере познания чувствовал себя равным Богу, - вот три причины – три заблуждения».
(Ницше Ф. Стихотворения. Философская проза. СПб., 1993. С.306)
5. Немецкий социолог ХХ столетия Макс Вебер считал, что именно из Реформации и появления протестантизма (XVI в.), в европейской культуре утверждаются такие ценности и нормы, как частная собственность, экономическая свобода, трудовая дисциплина, старательность и профессионализм, инициативность и др. Протестантизм создал новый тип личности, которая сыграла огромную роль в экономическом перевороте в Европе и Новом свете: личности деятельной, дисциплинированной, ответственной, готовой к суровым испытаниям и героизму ежедневного труда. Раскройте смысл протестантизма и особенности отражения в правовых нормах того времени.
6. Существует легенда, согласно которой к Зенону, учившему, что движения на самом деле нет, это всего лишь иллюзия, пришел ученик. Желая доказать учителю обратное, ученик нашел остроумный аргумент – он просто стал ходить перед Зеноном. Легенда имеет продолжение: Зенон побил палкой ученика за то, что тот так и не понял главного в рассуждениях учителя – «Очевидность не может быть доказательством!». По этому поводу А.С. Пушкин написал стихотворение «Движение» (1825):
Движенья нет, сказал мудрец брадатый.
Другой смолчал и стал пред ним ходить.
Сильнее бы не мог он возразить;
Хвалили все ответ замысловатый.
Но, господа, забавный случай сей
Другой пример на память мне приводит:
Ведь каждый день пред нами солнце ходит,
Однако ж прав упрямый Галилей.
Раскройте смысл апорий Зенона. Объясните, почему в полемике учителя и ученика прав был именно учитель. Что должен был понять ученик? И, при чем тут Галилео Галилей?
7. «Делай то, что от тебя требует в настоящее время природа, не надейся осуществить республику Платона и будь доволен движением вперед хотя бы на один шаг – не считай это маловажным. Кто может изменить образ мысли людей? А без такого изменения, что может быть, кроме рабства, стонов и лицемерного повиновения?». Это высказывание принадлежит римскому императору и философу-стоику Марку Аврелию. Как вы поняли, почему он негативно относится к радикальным изменениям в обществе?
8. Августин Блаженный, размышляя об основах христианской нравственности, выдвинул такой принцип: «Люби Бога – и поступай, как знаешь». Как вы понимаете и как оцениваете эту мысль? Что в ней: призыв к духовному росту? принцип самовоспитания и самоконтроля? критерий нравственного и правового поведения? или, возможно - проявление равнодушия ко всему, что не есть Бог? Или что-то еще?
9. «Я нисколько не обязанный умирать ни за одного гражданина, ни за двух, ни за трех и т.д. Почему же я обязан умирать за отчизну, которая состоит из всех этих граждан?», – так ставит вопрос Лоренцо Валла, гуманист эпохи Возрождения. А как бы вы ответили на вопрос этого мыслителя?
10. Знаменитое кантовское доказательство бытия Бога основано на его учении о человеке как свободном и моральном существе.
Первый тезис Канта: все в мире подчинено закону причинности.
Второй тезис: если человек тоже всецело подчинен этому закону, то он не может нести нравственную ответственность за свои поступки. Кант говорит, что отрицать свободу человека - значит отрицать всю мораль. Там, где нет свободы - там нет ответственности, и не может быть ни права, ни нравственности. Но они есть.
Третий тезис: если мы все же утверждаем нравственную вменяемость человека, мы должны констатировать факт его свободы.
Вывод: следовательно, человек, живя в мире, не подчиняется основному закону мироздания. Значит, человек «не от мира сего»: ничто в мире не может действовать свободно, а человек - может. Значит, человек есть нечто большее, чем мир.
Таким образом, через человеческое бытие (в котором есть нравственность и свобода) проступает иное измерение бытия - бытия не ограниченного пространством, временем, детерминизмом и одаренного свободой, нравственностью и разумом. Такое бытие на языке философии именуется Богом...
Прокомментируйте и объясните логику Канта: почему же человек свободен, и как из факта человеческой свободы Кант выводит доказательство бытия Божия?
11. Павел Новгородцев, русский философ и правовед писал о русском народе: «...Сам по себе, в своей естественности и непосредственности, народ может быть и плох и хорош, и поэтому не надо самому народу поклоняться, а только идеалам и святыням его».
Новгородцев ссылается также на слова Достоевского: народ «грешит и пакостится ежедневно, но в лучшие минуты, во Христовы минуты он никогда в правде не ошибется».
Какие идеалы и святыни (которым стоит поклоняться, по Новгородцеву) исповедывал русский народ? Не ошибались ли сами Достоевский и Новгородцев в том, что народ «в лучшие минуты в правде не ошибется»? Выскажите свое мнение и аргументируйте его.
12. Г. Гегель: «Истина – это не отчеканенная монета, которую можно положить в карман». Приведите примеры, которые бы подтверждали, что истина – это бесконечный процесс раскрытия все новых граней предмета познания. Как это рассуждение можно применить к юридической истине?
Объясните.
13. Известен так называемый «парадокс свободы»: неограниченная свобода ведет к своей противоположности, поскольку без защиты и ограничения со стороны закона свобода необходимо приводит к тирании сильных над слабыми. Однако «неограниченная свобода» - это вовсе не свобода, а произвол, анархия. Свобода всегда связана с необходимостью – внутренней или внешней. Объясните это высказывание.
14. Юрист и социолог Б.Н. Кистяковский, один из авторов известного сборника «Вехи», писал об обратном влиянии права на нравственность. Право не есть только «этический минимум», право не есть только принуждение. Право - это «единственная социально-дисциплинирующая система». Игнорируя ценность права, русская интеллигенция, писал он, оказывается крайне неустойчивой в своих нравственных принципах.
Объясните мысль Б.Н. Кистяковского об обратном влиянии права на нравственность.
15. «Право есть минимум морали» - такое определение дает русский философ В. С. Соловьев. «Задача права вовсе не в том, чтобы лежащий во зле мир обратился в Царство Божие, а только в том, чтобы он – до времени не превратился в ад». Такой преждевременный ад грозит, по Соловьеву, с двух противоположных сторон: со стороны личных произволов, разрывающих общественную солидарность (угроза анархии), или, напротив, со стороны сил общественной опеки, подавляющей личность (угроза деспотизма).
Объясните мысль Соловьева: как понимать – «право - минимум морали», в чем суть возможного «земного ада», и каким образом право может его предотвратить?
16. Из всех высказываний выберите правильные.
· Всякая гипотеза приводит к новой теории.
· Настоящая научная теория не нуждается в гипотезах.
· Теория состоит из большого числа гипотез.
· Только проверенная гипотеза приводит к новой теории.
· Не каждая, экспериментально подтвержденная гипотеза вырастает в теорию.
Обоснуйте свой ответ.
17. Если биологические факторы играют ведущую роль в поведении человека, то правомерным будет вывод, что и в отклоняющемся, асоциальном поведении определяющая роль принадлежит биологическим факторам (инстинктам). Тогда можно говорить о генетической обусловленности преступности.
Каково ваше мнение по этому вопросу?
18. Человек по Канту с одной стороны принадлежит природной необходимости, а с другой – нравственной свободе и абсолютным ценностям. Как составная часть чувственного мира явлений он подчинен необходимости, а как носитель духовности - он свободен.
Можно ли согласиться с данным пониманием человека? Какая роль права в этом процессе?
19. Российские исследователи отмечают, что нам нечего «стеснятся» принципа коллективизма (общности, соборности), который укоренен в традиционных ценностях нашей жизни и в народном менталитете, но и не следует абсолютизировать его и отождествлять с ценностями «казарменного коллективизма».
Можно ли согласиться с данным высказыванием? Аргументируйте ответ.
20. Какие положения Канта принимаете, какие нет? Обоснуйте. Какие способы аргументации использованы Кантом?
«…человек есть животное, которое, живя среди других членов своего рода, нуждается в господине. Дело в том, что он обязательно злоупотребляет своей свободой в отношении своих ближних; и хотя он, как разумное существо, желает иметь закон, который определил бы границы свободы для всех, но его корыстолюбивая животная склонность побуждает его, где это ему нужно, делать для самого себя исключение. Следовательно, он нуждается в господине, который сломил бы его собственную волю и заставил его подчиняться общепризнанной воле, при которой каждый может пользоваться свободой. Где же он может найти такого господина? Только в человеческом роде. Но этот господин также есть животное, нуждающееся в господине. Поэтому, как ни поступит человек в данном случае: предоставит ли он верховную власть одному или сообществу многих избранных для этой цели лиц, нельзя понять, как он создаст себе главу публичной справедливости, который сам был бы справедлив. Ведь каждый облеченный властью всегда будет злоупотреблять своей свободой, когда над ним нет никого, кто распоряжался бы им в соответствии c законами. Верховный глава сам должен быть справедливым и в то же время человеком. Вот почему эта задача самая трудная из всех; более того, полностью решить ее невозможно; из столь кривой тесины, как та, из которой сделан человек, нельзя сделать ничего прямого. Только приближение к этой идее вверила нам природа. Что эта проблема решается позднее всех, следует еще из того, что для этого требуются правильное понятие о природе возможного [государственного] устройства, большой, в течение многих веков приобретенный опыт и, сверх того, добрая воля, готовая принять такое устройство. А сочетание этих трех элементов – дело чрезвычайно трудное, и если оно будет иметь место, то лишь очень поздно, после многих тщетных попыток».
(Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане // Сочинения: в 6 т. М., 1966. Т. 6. C. 16-17)
21. Проанализируйте рассуждение Г. Гегеля о гражданском обществе. Выявите принципы построения гражданского общества.
«Одним принципом гражданского общества является конкретная личность, которая служит для себя целью как особенная, как целокупность потребностей и смесь природной необходимости и произвола, – но особенное лицо, как существенно находящееся в соотношении c другой такой особенностью, так что оно заявляет свои притязания и удовлетворяет себя лишь как опосредствованное другим особым лицом и вместе c тем как всецело опосредствованное формой всеобщности – другим принципом гражданского общества.
Прибавление. Гражданское общество есть разъединение, которое появляется посредине между семьей и государством, хотя развитие гражданского общества наступает позднее, чем развитие государства, так как в качестве разъединения оно предполагает наличность государства, которое оно должно иметь перед собою как нечто самостоятельное, чтобы существовать. Гражданское общество создалось, впрочем, лишь в современном мире, который один только воздает свое каждому определению идеи. Когда государство представляют как единство различных лиц, как единство, которое есть лишь общность, то этим разумеют лишь определение гражданского общества. Многие новейшие государствоведы не могли додуматься до другого воззрения на государство. В гражданском обществе каждый для себя – цель, все другие суть для него ничто. Но без соотношения c другими он не может достигнуть объема своих целей; эти другие суть потому средства для целей особенного. Но особенная цель посредством соотношения c другими дает себе форму всеобщности и удовлетворяет себя, удовлетворяя вместе c тем благо других. Так как особенность связана c условием всеобщности, то целое есть почва опосредствования, на которой дают себе свободу все частности, все случайности рождения и счастья, в которую вливаются волны всех страстей, управляемых лишь проникающим в них сиянием разума. Особенность, ограниченная всеобщностью, есть единственная мера (Мая), при помощи которой всякая особенность способствует своему благу...
Таким образом, себялюбивая цель, обусловленная в своем осуществлении всеобщностью, обосновывает систему всесторонней зависимости, так что пропитание и благо единичного лица и его правовое существование переплетены c пропитанием, благом и правом всех, основаны на них и лишь в этой связи действительны и обеспечены. Можно рассматривать эту систему ближайшим образом как внешнее государство, – как основанное на нужде государство рассудка».
(Гегель. Философия права // Сочинения. М., Л., 1934. Т. 7. С. 211-212)
22. Право, по Гегелю, состоит в том, что наличное бытие вообще есть наличное бытие свободной воли. Само понятие «право» употребляется в гегелевской философии права в трех значениях:
1. право как свобода (идея права);
2. право как определенная ступень и форма свободы (особое право);
3. право как закон (позитивное право).
Поясните, как вы понимаете эти значения и как они соотносятся с современной социальной действительностью?
23. Между нормами права и нормами морали могут возникать противоречия, когда право требует одно, а мораль предписывает прямо противоположное. Так в прошлом, примером подобного противоречия был уголовный процесс, когда в качестве свидетелей допрашивались супруг или близкие родственники обвиняемого (подсудимого). По закону их отказ от дачи показаний или ложные показания должны повлечь уголовную ответственность. В то же время по моральным соображениям органы следствия и суд старались не привлекать их к такой ответственности, если только в стремлении выгородить близкого человека родственники обвиняемого не оговаривали заведомо невиновных, стремясь переложить на них вину за преступление.
Как вы можете объяснить данную ситуацию и ваше отношение к ней.
24. Авторы в юридической литературе выделяют следующие важнейшие свойства позитивного права:
- всеобщую, обязательную нормативность;
- определенность по содержанию;
- формальную определенность;
- государственную обеспеченность.
Дайте расширенную трактовку данных свойств позитивного права.
25. Мировой опыт существования и функционирования государства и права говорит о том, что в праве выражается, прежде всего, воля властвующих. Вместе с тем, она, опасаясь социальных взрывов и утраты своего привилегированного положения, порой вынуждена считаться с волей и интересами подвластных.
Воля и интересы властвующих групп, слоев или классов, не являются безграничными. Их эгоизм, как справедливо подмечал Г. Шершеневич, должен подсказывать им «благоразумие и умеренность в правовом творчестве». Помимо использования силовых средств, они могут охранять свои интересы также с помощью права, «тесно сплетая» свои интересы с интересами подвластных, «по возможности, не доводя последних до сознания противоположности».
Прокомментируйте данное положение. Как, по вашему мнению, происходит существование и функционирование государства и права в современных российских условиях? Объясните вашу позицию.
26. Как известно, решение основного вопроса философии права может быть осуществлено через решение ряда основных задач, или главных вопросов философии права:
1. об основании справедливости и ее критериях (вопрос об обосновании «естественного права»);
2. о нормативной (обязывающей) силе права, (вопрос о соотношении права и власти);
3. о природе и функциях позитивного права.
Как вы понимаете данные задачи философии права? Объясните свою позицию.
27. К основным компонентам философии права как научной дисциплины относятся:
- онтология права;
- антропология права;
- гносеология права;
- аксиология права;
- философско-правовая праксиология.
Объясните ваше понимание целей и задач каждого из компонентов как отдельных учений.
28. Дайте краткое объяснение понимания вами сущности следующих философских концепций права:
- философско-правовой идеализм;
- философско-правовой материализм;
- философско-правовой рационализм;
- философско-правовой иррационализм;
- философско-правовой позитивизм;
- философско-правовой либерализм.
Существует ли их проявления в современных условиях.
29. В философии права рассматривается юридическая концепция общего блага.
В русле такого подхода в Европе утвердились идеи всеобщей свободы и правового равенства всех людей, неотчуждаемых прав и свобод человека и гражданина, правового закона и государства.
Современная интеграция европейских обществ в рамках Европейского Союза также осуществляется на основе концепции общего блага. Но это уже новый, наднациональный способ интеграции и обеспечения общего блага. Объединенная Европа создает единое правовое пространство, в котором все граждане государств-членов ЕС будут обладать равными правами и возможностями защиты этих прав в органах правосудия на всей территории ЕС.
Как, по вашему мнению, реализуется эта концепция в современных условиях в ЕС?
Какие проблемы с реализацией юридической концепции общего блага существую в постсоветской России?
30. Право в психологической концепции Петражицкого Л.И. - это не законодательные нормы, не правовые отношения, объективно складывающиеся в обществе, а исключительно индивидуальное психическое явление – психическое переживание, обладающее особыми признаками. Право у него предстает как сугубо индивидуально-психическое явление и не имеет объективного существования.
Учёный формулирует понятие нормативного факта, который противопоставлялся им правовой норме. Петражицкий дает свою трактовку проблеме соотношения права и закона, подчёркивая, что законодательное установление и правовая норма - далеко не одно и тоже.
Дайте ваше объяснение выше сказанным положениям и выскажите свое отношение к самому подходу в понимании права.
ТЕСТЫ
1. Предмет философии права:
1. Учение о предельных основаниях человеческого бытия.
2. Учение о справедливости.
3. Учение о предельных основаниях права как одного из способов человеческого бытия.
4. Познание общественного идеала, уяснение того, каким должен быть "нормальный" строй общества
2. Позитивное право – это:
1. Проявление властной воли конкретных социальных субъектов и, в первую очередь, государства.
2. Идеал, т.е. очищенная от случайностей форма должного в отношениях между людьми.
3. Система установленных норм и исторически сформировавшихся институтов.
4. Действующая система правовых норм, отношений и судебных решений.
3. Естественное право – это:
1. Учение об отстаивании особой ценности и важности правового порядка.
2. Глубинная сущность права, его "идеальность".
3. Учение об исходных принципах, на основе которых принимаются действующие правовые нормы, на основе которых происходит их оценка.
4. Учение об отрицании необходимой связи между правом и моралью.
4. Онтология права – это:
1. Проблемы статуса института прав человека в современном обществе.
2. Права человека в конкретном социуме.
3. Соотношение личности и права.
4. Проблемы природы права и его оснований, бытия права и форм его существования.
5. Антропология права – это:
1. Процесс познания в сфере права.
2. Правовая практика как критерий правовой истины.
3. Вопросы соотношения права с иными формами ценностного сознания: моралью, политикой, религией.
4. Проблемы соотношения личности и права.
6. Гносеология права – это:
1. Ценность, как определяющая характеристика человеческого бытия.
2. Особенности процесса познания в сфере права.
3. Вопросы о правовом идеале и правовом мировоззрении.
4. Правовая практика как критерий правовой истины.
7. Аксиология права – это:
1. Вопросы об общем критерии правомерности.
2. Проблемы статуса института прав человека в современном обществе.
3. Ценность, как определяющая характеристика человеческого бытия.
4. Основные правовые ценности: справедливость, свобода, равенство, права человека, их "иерархия".
8. Философия права акцентирует внимание:
1. На конструировании понятийного каркаса позитивного права.
2. На вопросах социальной обусловленности правовых норм.
3. На рефлексии оснований права.
4. На вопросах социальной эффективности правовой системы в целом.
9. Философии права присущи следующие функции:
1. Мировоззренческая.
2. Методологическая.
4. Аксиологическая.
4. Все вышеперечисленные.
10. Древнекитайский мыслители - легисты:
1. Шень Бухай.
2. Лао-цзы.
3. Конфуций.
4. Шан Ян.
11. Философия права эпохи высокой классики в античный период характеризуется следующими парадигмами:
1. Моральная ориентация, недопущение эгоистических мотивов.
2. Идея наказания - основной принцип теоретических обоснований государства и права.
3. Отличие писаного закона от неписаной справедливости.
4. Равенство всех людей по природе.