Предпосылкирожденияииссиидиологии
Обратимсякистории,–доопределённойпоры(XVI—XVIIвеков)наукивеёнынешнемвиденебылововсе,основойдляпознанияслужилиалхимическиепринципыитрудыантичныхфилософов.Исследованиятоговремениподразумевалиучастиевовсехмирозданческихпроцессахнекихвысшихсил,ивыражалосьэточерезтакиепонятия,как:Бог,Абсолют,ВысшийРазум,Начало…Восновемеханизмапознания,бытовавшеговтевремена,неизменнонаходиласьпредпосылкаосвязивсегоматериальногос«божественнымНачалом».Этосоднойстороныпорождаломистицизм,подразумевающийналичиечего-тонепознанного,асдругой–желаниекакможнодетальнееописатьпринципыустройствафизическогомира,которыймынаблюдаем.
Втехсценариях,гдемысейчассебяосознаём,развитиецивилизациипошлопутёмразделениямеханизмапознаниянадвечасти–религиознуюинаучную.Введениирелигииоказалисьмистицизм,чувства,мораль,духовныеустремления.Наукавзяласьбеспристрастноискрупулёзноописыватьфизическиймир,атучасть,котораяневписываласьвкрасотуматематическихтеорий,нокотораяявляетсясущественнойчастьюнашейжизни,отошлавобластьрелигии.Приэтомсподвижникинаучногоподхода,опираясьнамеханизмматематическогоформализма,быливынужденыубратьизрассмотрениявопросы«божественности»,непознаваемости,азаодноивопросыопроисхождениисознанияивлияниичеловеческогофакторанаэксперименты.Такимобразом,сталзарождатьсянаучно-религиозныйдуализм.
Последствиятакогодуализмавесьмаплачевны.Науканамногиегодыдистанцироваласьотрассмотрениявопросовсознания,считаянесущественнымвлияниенажизньнашихмыслейичувств,арелигия,лишённаядвижущейментальнойкомпоненты,сталавязнутьвобрядахипостулатах,частоупускаяновыевозможностидляпривлечениявниманиялюдейквопросамсамоактуализации,духовныхпоисковисмыслажизни.Но,какговорится,«святоместопустонебывает»,–искреннееинеуёмноежеланиесамопознанияпривелокобразованиюмножестванаправленийдуховногоразвития.Направлений,которыерелигияотноситкереси,анауканезамечаетвсилунесоответствияжёсткимрамкамнаучнойметодологии.
Есливыинтересуетесьпереднимфлангомнаукиисоциальныхдоктрин,товынемоглинезаметить,чтоивстаненауки,ивстанерелигииестьмножестволюдейпонимающихвсюпагубностьсостояниядуализма.Этиищущиелюдивсемисиламистараютсявернутьчеловечествуцелостностькартинымира.Такуюцелостность,вкоторойнаука,признаваяограниченностьсвоихнынешнихконцепций,будетвсегдаоставлятьместодлячего-тобольшегоиперспективного.Такойищущийчеловекнебудетдержаться«мёртвойхваткой»заужесформированныйнаучныйбазис(физики,химии,биологии…),посутиигнорирующийнашиглавныечеловеческиекомпоненты–чувстваимысли,желанияинадежды,верованияисистемыценностей.Арелигиявсвоюочередь,сможетотпуститьзастывшиенавекапредставленияоБоге,иначнётактивновзаимодействоватьсновымидуховнымитечениями.Ведьстрахидогматизмнынешнихсвященнослужителейпроизрастаетнеиз-зареальнойугрозырелигиознымидеям,аскорееиз-засобственногонепониманияинеуменияглубокопонятьиэволюционноосмыслитьтознание,котороепривнесливколлективноесознаниечеловечествавеликиеоснователирелигиозныхтечений.Чтоужговоритьожеланиисвященнослужителейразвиватьсявсторонунауки,–религиядавнопревратиласьвнепоколебимыйдогмат,неподлежащийобсуждениюиэволюционированию.
Задача,которуювозложилинасебяищущиелюди,наскольковажна,настолькожеисложна.Балансируянагранимеждугонениямисостороныакадемическогонаучноголагеряисосторонырелигиозногоэгрегораонипытаютсявернутьцелостностьмеханизмупознаниямироздания.Но,какговоритсявпословице«скольковеревочкеневиться,всеравноконецбудет»,такилюбойдуализмраноилипоздноприходиткточкеуравновешиванияианнигиляции.Болееуниверсальныеиёмкиепредставленияприходятнасменустарыхиузких,привносявсознаниелюдейболееглубокоеицелостноепредставлениеоВселенной.
Сейчасмыстановимсясвидетелямирождениямножествановыхнаправленийчеловеческоймысли,активносмыкающихобразовавшуюсязастолетия«пропасть»внаучно-религиозномдуализме.Иеслирелигиявосновнойсвоеймассеупорнопродолжаетпридерживатьсястарыхвзглядов,товнаукепроисходятсущественныеподвижки.Квантоваямеханикаподвергаетсясистематическомупересмотру,арольнаблюдателявеёмоделяхнеуклонновозрастает.Учёныес«мировымиименами»настойчивоискрупулёзноисследуютпроблематикуфеноменасознания.Р.ПенроузиС.Хамероффразвивают«OrchOR»модель,объединяющуюновуюинтерпретациюквантовоймеханикискибернетическоймодельюбиологическихпроцессоввнейронахмозга[П1],[П2],[П3].МаксТегмаркпредлагаетсмоделироватьгипотетическоесостояниевеществаподназваниемперцептрониум,котороебыпомоглочётчесформулироватьпризнакналичиясознанияуматерии[Т1].Семимильнымишагамиразвиваетсянейробиология(нейронаука),изучающаяустройствоифункционированиенервнойсистемыспомощьюмеханизмовгенетики,биохимии,физиологииифизики,приэтомвсёсильнеепроникаявсферупсихологиииобъясняясматериалистическойточкизренияеёфеномены.Ихотябольшинствоизнихподвергаетсяостройкритике,темнеменеемногиегипотезынаходятподтвержденияврезультатахновыхисследований.Мистицизмизавесатайны,окутывавшиемногиестолетияявленияприродыифеноменынашегосознания,становятсяобъектамиисследованияипостепеннозанимаютпрочноеместонаполкахнаучныхбиблиотекввидестройныхконцепцийитеорий.
Однимизтакихновыхстремительноразвивающихсянаправленийстановитсяииссиидиология.Этознаниепозволяетглубокоигармоничносочетатьвсебенетолькоаспектыфизики,генетики,биологииидругихестественныхнаук,ноидаватьответынавопросыодуховномразвитии,самопознанииицеляхразвитиянашейцивилизации.Еёавторвзялсязарадикальныйпересмотризвестнойнамконцепциимироустройства,инепобоялсясоздатьновоезнание,гармоничноиуниверсальносочетающеевсебепринципыматериальностиидуховности.