Ф. Бэкон и его философское учение.
Бэкон родился в Лондоне, его отец занимал одну из высших должностей королевства, был лордом-хранителем Большой печати. Окончив Кембридж, будущий философ некоторое время работал в английском посольстве в Париже. Вернувшись вскоре в Англию, в возрасте всего 23 лет он становится членом парламента и советником графа Эссекса, первого министра королевы Елизаветы.
После вступления на престол Якова II Бэкон получил должность своего отца – хранителя Большой печати, а вскоре был назначен и лордом-канцлером. Он находился на этом посту всего лишь два года, после чего был обвинен в том, что, решая судебные тяжбы, брал взятки. Бэкон согласился с обвинением, философски заметив только, что взятки никогда не влияли на его решение, поскольку он брал их только у тех, кого считал правыми. Его приговорили к заключению в Тауэр и гигантскому штрафу. Однако уже через четыре дня он вышел на свободу, штраф же так и не заплатил.
Вынужденный отказаться от общественной деятельности, Бэкон провел остаток своих дней за письменным столом, занимаясь философией и сочиняя книги. Через пять лет после осуждения он умер от простуды, полученной во время опытов по консервированию кур (при помощи замораживания их в снегу).
Два главных сочинения Фрэнсиса Бэкона называются: «О достоинстве и приумножении наук» и «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы» (не закончено).
1. Цель философии.
Философия Бэкона преследовала практическую цель: дать человеку возможность средствами научных открытий и изобретений овладеть силами природы. Это можно сделать, писал Бэкон, лишь подчинив свой разум природе, поняв ее законы и причины. Ему принадлежит знаменитое изречение: «Знание – сила» 2. Индуктивный метод мышления
Индукцию, то есть обобщение опытных данных, Бэкон ценил гораздо выше, чем дедуктивный метод – умозаключение из общих соображений, аксиом, какие приняты, например, в геометрии.
3. Учение об «идолах мышления»
«Идолами» Бэкон называет плохие привычки ума, которые ведут его к заблуждениям, препятствуя объективному познанию мира. Всего он указывает четыре разновидности таких привычек:
— идолы рода связаны с тем, что человеческий ум и органы чувств от природы несовершенны, они подобны искривленному зеркалу, в котором преломляется свет истины; от этих идолов невозможно избавиться;
— идолы пещеры – это личные суеверия и предрассудки, присущие тому или иному человеку;
— идолы рынка связаны с неадекватным употреблением слов; они мешают людям понять мысль, выраженную в словесной форме;
— идолы театра возникают из-за слепой приверженности авторитетам или общепринятым правилам мышления.
4. Значение трудов Бэкона
Его труды предвосхитили наступивший вскоре расцвет эмпирического естествознания, опирающегося на чувственный опыт. Бэкон первый исследовал структуру теоретической деятельности ученого и предложил метод, посредством которого могут совершаться научные открытия.
Эмпиризм (от греч. етрета — «опыт») — философское направление, которое отражало тот факт, что в основе науки Нового времени лежит изучение опытных данных через эксперимент. Основное правило эмпиризма звучит следующим образом: «Нет ничего в рассудке, чего бы не было в опыте». Это означает, что все знание, даже самое общее и абстрактное, берется из чувственного опыта.
Основные представители эмпиризма — Ф. Бэкон, Дж. Локк (1632— 1704), Д. Юм (1711-1776), К. Гельвеций (1715-1771), Э.Б. Кондильяк (1715—1780). В основном эмпиризм был распространен в среде английских ученых.
С философией Фрэнсиса Бэкона в истории Запада возникает новая интеллектуальная атмосфера. Ему принадлежит знаменитый лозунг: «Знание — сила». Это значит, что знание является средством для завоевания могущества. По Бэкону, тот человек, который знает суть вещей и суть людей, может властвовать над ними. Он критиковал созерцательный идеал знания, поскольку обладание знанием должно помогать человеку действовать, в его понимании действие и
Тема 13. Возникновение философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм 93
знание взаимосвязаны. Он говорил об этом так: «Что в действии наиболее полезно, то и в знании наиболее истинно».
Наука, по Бэкону, способна решать все общественные проблемы и должна служить на пользу человечества. Философ создал роман-утопию «Новая Атлантида», где предложил свой проект общества, устроенного на научных принципах. В его утопическом обществе правят ученые, которые регламентируют все стороны человеческой деятельности, а благоденствие общества обеспечивается научно-техническими достижениями.
Бэкон разделял всех ученых на два типа: первый — это ученый-паук, который ткет паутину знаний из самого себя; второй — это ученый-муравей, собирающий факты, попадающиеся ему на пути, в одну кучу. Бэкон критиковал оба типа ученых и считал, что истинный ученый должен быть похожим на пчелу, которая хотя и собирает нектар из разных цветов, но имеет орган для его переработки в нечто единое — в мед. Этим он подчеркивал мысль о том, что существует единый общий корень для всех видов знания, выражающий единство природы и человеческого познания,
О природе человеческих заблуждений, учение об идолах ума. По Бэкону, человеческое знание сильно «засорено» различными предрассудками. Мы считаем, что природа такова, какой мы ее воспринимаем. Но дело в том, что разум может привносить искажения в наше восприятие природы. Эти искажения Бэкон называл «идолами ума* и считал, что надо очистить от них разум. Он различал четыре типа идолов ума.
• Идолы рода — искажения, связанные с сущностью человека как такового, с нашим общечеловеческим устройством. Человек так устроен, что склонен выдавать желаемое за действительное и придумывать соответствия и отношения, которых в действительности нет. Приведем современный пример: знаменитые «марсианские каналы» на поверку оказались не более чем оптической иллюзией, но тем не менее эта иллюзия породила другую — гипотезу о существовании на Марсе высокоразвитой технической цивилизации. Идолы рода самые устойчивые и неискоренимые. Они присущи всему человеческому роду.
• Идолы пещеры «возникают из собственной духовной и телесной природы каждого человека». Каждый из нас имеет свою собственную «пещеру» и смотрит на мир через призму индивидуальных особенностей собственного восприятия на основе склонностей, привычек и условий воспитания. Нейтрализовать «идолов пещеры» можно через сопоставление и объединение индивидуального опыта различных людей.
• Идолы площади, или рынка, появляются в результате неправильного употребления языка, что, естественно, оказывает влияние на восприятие мира. Люди часто употребляют слова или выражения, которым на
самом деле не соответствует ничего реальное. «Идолы», проникающие в разум с помощью слов, бывают двух родов. Во-первых, это имена несуществующих вещей, такие как «судьба», «рок» или «вечный двигатель». Во-вторых, имена вещей существующих, но путанные и неопределенные: так, понятиями «твердость», «привлекательность», «насыщенность» и т.п. обозначают довольно разные вещи. Твердым может быть и характер, и карандаш, и хлеб, и камень, хотя эти понятия не имеют ничего общего, и каждая из этих вещей по-своему твердая.
Чтобы бороться с «идолами площади», необходима работа по прояснению и очищению смысла понятий, особенно находящихся в научном обиходе, так как в языке часто имеются слова, имеющие двойственное значение или смысл которых не определен.
• Идолы театра проникают в сознание из-за беспрекословной веры в авторитеты и ложные философские системы, а также являются результатом ложных законов доказательства. Бэкон считает, что проще всего избавиться именно от «идолов театра», остальные же «идолы» всецело господствуют над человеческим умом и не могут быть полностью удалены из него.
Индуктивный метод Бэкона (метод эмпиризма). Индукция (от лат. таисНо — «наведение», «выведение») — это медленное и осторожное восхождение от частных фактов к всеобщим законам.
Согласно Бэкону знание не возникает в голове ученого самопроизвольно, но приобретается в ходе осмысления данных того или иного эксперимента. Отсюда он делает заключение, что знание индуцируется экспериментом или эксперимент «наводит» человека на знание. Бэкон предлагает новый способ получения достоверного знания, который и получает название индуктивного метода. Суть его состоит в том, что при изучении любого явления необходимо произвести его всесторонний анализ и определить как можно более полно его свойства, или, как говорит Бэкон, «простые природы». Только тщательно изучив все возможные проявления того или иного изучаемого свойства и отбросив (элиминировав) все, что не относится к изучаемому явлению, можно подняться от менее общего к более общему знанию, в том числе к всеобщим категориям и принципам.
Билет 14
Монадология Лейбница
Диалектика как учение о развитии, постоянном движении и изменении развивалась философами-идеалистами.Большой вклад в нее внес Г.В. Лейбниц(1646-1716), выдающийся немецкий философ и ученый.
С точки зрения Лейбница, основа мира - Бог и созданный им разум. Материя получает свое содержание и источник развития от разума Бога. Мир состоит из мельчайших элементов - монад, особых простых субстанций,которые входят в состав сложных субстанций. Монады не имеют протяжения фигуры, они не могут возникнуть или погибнуть естественным путем. Лейбниц наделяет монады принципом силы, активности. Но активность их объясняется телеологически (с точки зрения всеобщей подчиненности конечной цели) и теологически. Бог не только породил Вселенною, но постоянно направляет ее ко все более совершенным и богатым формам.
В учении о монаде как частице, связанной единством с бесконечным миром. Лейбниц сформулировал диалектическую идею, т.к. в природе все связано со всем, т.к. монада представляет собой Вселенную. В этом проявляется связь индивидуальной субстанции со всеммиром.
Монады - это простые субстанции. В мире нет ничего кроме монад. О бытии монад можно заключить из существования сложных вещей, о котором известно из опыта. Но сложное должно состоять из простого. Монады не имеют частей, они нематериальны и называются Лейбницем «духовными атомами». Простота монад означает, что они не могут распадаться и прекращать существование естественным путем. Монады «не имеют окон», т. е. изолированы и не могут реально воздействовать на другие монады, а также испытывать воздействие от них. Правда, это положение не распространяется на Бога как высшую монаду, наделяющую существованием все другие монады и гармонизирующую между собой их внутренние состояния. В силу «предустановленной гармонии» между монадами каждая из них оказывается «живым зеркалом универсума». Простота монад не означает отсутствия у них внутренней структуры и множественности состояний. Состояния, или перцепции монад в отличие от частей сложной вещи не существуют сами по себе и поэтому не отменяют простоту субстанции. Состояния монад бывают сознательными и бессознательными, причем не осознаются они в силу своей «малости». Сознание, впрочем, доступно не всем монадам. Рассуждая на эту тему в антропологическом контексте, Лейбниц допускал возможность влияния бессознательных представлений на поступки людей. Лейбниц констатировал далее, что состояния монад претерпевают постоянные изменения. Эти изменения могут быть обусловлены только внутренней активностью монад. Несмотря на то, что Лейбниц пришел к системе монадологии во многом в результате размышлений над природой физических взаимодействий, моделью монады для него выступает понятие человеческой души. При этом человеческие души как таковые занимают лишь один из уровней мира монад.
«Основные положения данной теории (монадологии)следующие:
· весь мир состоит из огромного количества субстанций, имеющих не дуалистическую (двойственную, как у Декарта и Спинозы), а единую природу;
· данные субстанции называются монадами(в переводе с греческого - "единое", "единица");
· монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является материально-вещественным образованием;
· монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением;
· по своей сути монада - это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние;
· в силу непрерывности своего существования монада осознает себя;
· монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: "не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти"). Все существующие монады Лейбниц делит на четыре класса:
· "голые монады" - лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);
· монады животных - обладают ощущениями, но неразвитым самосознанием;
· монады человека (души) - обладают сознанием, памятью, уникальной способностью разума мыслить;
· высшая монада - Бог.
Выше них находятся животные души, обладающие чувством, памятью, воображением и аналогом разума, природа которого состоит в ожидании сходных случаев. Следующей ступенью мира монад являются человеческие души. Кроме перечисленных выше способностей, человек наделен также сознанием, или «апперцепцией». С апперцепцией связаны и другие высшие способности, рассудок и разум, позволяющие человеку отчетливо постигать вещи и открывающие ему сферу вечных истин и моральных законов. Лейбниц был уверен, что все монады, кроме Бога, связаны с телом. Смерть не разрушает тело, она есть только его «свертывание», так же как рождение - «развертывание». Тело - это государство монад, идеальным правителем которого является душа. При этом Лейбниц отрицает реальное существование телесной субстанции, т. е. материи.
Чем выше класс монады, тем больше ее разумность и степень свободы». Метод Лейбница распространяет индивидуализацию и автономность по всему миру, до самых отдаленных его уголков. Подобно различным человеческим личностям субстанции индивидуальны и неповторимы, каждая из них обладает своеобразием, на свой манер изменяется и развивается, хотя развитие их всех происходит в конечном счете в едином направлении.