Упражнение 9: СОЗЕРЦАТЕЛЬНАЯ МОЛИТВА
Обычно мы думаем о молитве, как о мольбе к Богу или диалоге с Ним. Однако, созерцательная молитва происходит по-иному. В ней молящийся сосредоточивается на повторении духовно значимого слова, сочетания слов, или целого предложения. Можно использовать почти любую фразу, при условии, что она имеет духовный смысл и вызывает положительные чувства у вас в уме и в сердце. Некоторые люди предпочитают такие слова, как любовь, мир, или благодать; другие выбирают для этого строку из священного текста. В истории христианства самой популярной была Иисусова Молитва: "Господи Иисусе Христе, помилуй мя".
Техника созерцательной молитвы почти идентична медитации на имени Бога. Просто снова и снова, мягко и спокойно повторяйте выбранную фразу либо тихонько вслух, либо молча в уме. Как и при любой другой медитации, здесь не нужно напрягаться или бороться. Нужно лишь все время возвращать внимание к фразе, и позволить молитве оказывать свое действие на ваши ум и сердце.
Как и вообще при медитации, переживаемый опыт может быть очень разным. В качестве одной крайности, вы можете столкнуться с наплывом болезненных воспоминаний и не нашедших разрешения эмоций, в качестве другой – с периодами глубокого спокойствия и безмятежности.
И те, и другие переживания чрезвычайно ценны. Высвобождающиеся старые конфликты, которые долгое время сохранялись во тьме бессознательного, попадают под целительный свет осознания. То, что вы продолжаете повторять священный звук, не поддаваясь беспокойству об этих конфликтах, создает наилучшие условия для их исцеления.
Временами ум может становиться настолько спокойным и безмятежным, что все мысли, включая священный звук, полностью прекращаются. В таких случаях у вас есть выбор: вы можете приложить легкое усилие воли и спокойно вновь начать повторение звука, чтобы оно не прекращалось в течение всего периода практики. Такой метод используется при некоторых видах медитации на мантрах, и в практике Иисусовой Молитвы. Или же, как при Трансцендентальной Медитации (ТМ) или Христианской Центрирующей Молитве, вы можете вообще не делать никаких усилий и просто пребывать в безмолвии. Это безмолвие ума раскрывает глубокий опыт священного, лежащего за пределами мыслей и образов; в ТМ такой опыт называют "трансцендентальным сознанием", а практикующие Центрирующую Молитву описывают его как "присутствие Бога".
РЕГУЛЯРНАЯ ПРАКТИКА
Чрезвычайно ценно каждый день выделять какое-то время, предназначенное исключительно для медитации или молитвы. Будучи освобожден от забот и отвлекающих влияний, ум может успокаиваться, отрываться от повседневных дел, и уделять все свое внимание тому, что действительно важно.
Как долго и как часто?
Сколь продолжительными должны быть эти периоды созерцания, и насколько часто их следует проводить? В общем, чем больше, тем лучше. Однако, более целесообразно начинать с небольшой программы, с которой вы сможете справиться, чем строить грандиозные планы, обреченные на скорый провал. Для начала вполне разумно поставить себе цель посвящать практике от десяти до двадцати минут пять дней в неделю. Со временем вы, при желании, можете постепенно увеличивать это количество. Важнее всего сделать эти сеансы частью заведенного распорядка дня. Многие люди считают наиболее подходящим временем для них ранее утро. Тогда ум может быть более спокойным и восприимчивым, и медитация и молитва способны задавать тон на весь день.
Самое важное – найти, что вам лучше всего подходит, и держаться этого. Как и при любой духовной практике, полезно обсуждать свой опыт с мудрым другом, или учителем, которые могли бы направлять вас в вашем путешествии в глубины ума.
Продвижение по пути
Созерцание и медитация – это навыки, и так же, как с любыми навыками, для овладения ими требуется время. У большинства людей благотворные эффекты развиваются медленно, но нарастают со временем. Возможно, что первые дни или недели практики не покажутся вам ни глубокими, ни вознаграждающими, и поэтому, приступая к ней полезно взять на себя обязательство продолжать заниматься в течение определенного времени, скажем, по меньшей мере, месяца. Это послужит гарантией того, что у медитации будет необходимое время, чтобы повлиять на вас, а у вас, – чтобы ощутить некоторые из ее преимуществ.
Это похоже на обучение игре на музыкальном инструменте. Сперва вам приходится учиться извлекать отдельные ноты, что отнюдь не доставляет большого удовольствия. Только спустя несколько недель вы начинаете соединять ноты в более или менее узнаваемую мелодию. Но со временем мелодии становятся более благозвучными, и игра на инструменте становится удовольствием, – хочется надеяться, не только для вас, но и для тех, кто вас слушает.
Так и с созерцанием – со временем приятные эффекты возрастают, пока, в конце концов, ваша практика – будь то медитация, или молитва – не становится источником наслаждения для вас и для тех, с кем вы соприкасаетесь в своей жизни.
Глава 21
ВЕРШИНЫ СОСРЕДОТОЧЕНИЯ И СПОКОЙСТВИЯ
Когда, благодаря практике йоги,
ум прекращает свое неугомонное движение
и становится спокойным, постигаешь Атман (Самость),
и полностью удовлетворяешься ею.
Тогда познаешь то бесконечное счастье,
которое можно понять чистым сердцем,
но невозможно ухватить чувствами.
Бхагавадгита
По мере углубления духовной практики, сосредоточение и спокойствие возрастают. Они приносят столь невыразимый и абсолютный покой, что Будда называл его высочайшей формой счастья. Христиане описывают его как "Божественный покой, превосходящий всякое понимание". Этот покой – врата к божественному; когда ум сосредоточен и невозмутим, он легко открывается своему Источнику.
Это было одно из самых ранних и наиболее важных духовных открытий человечества – безмятежный, сосредоточенный ум готов к пробуждению. Древнейший индийский религиозный текст – "Ригведа" – был составлен более трех тысячелетий назад, и наиболее почитаемый из входящих в него многих тысяч стихов гласит просто:
Да успокоим мы наши умы
Во славе Божественной Истины
Успокоение ума составляет суть йоги. Дисциплина йоги, занимающая центральное место в индийской религиозной традиции, сочетает этику и медитацию с управлением телом, дыханием и умом. В первых строках классического текста йоги провозглашается: "Йога – это успокоение ума в безмолвии". Точно так же, Бхагавадгита говорит:
Достигшие безмятежности
посредством практики духовных дисциплин,
созерцают его (Бога) в собственном сознании.
Это же открытие совершили и западные религии. Иудейская Тора убеждает: "Будьте спокойны и знайте, что Я есмь Бог", в то время как христианские созерцатели заявляют, что "путь, ведущий на небеса – это путь совершенного спокойствия".
НЕПРЕРЫВНОЕ СОСРЕДОТОЧЕНИЕ
По мере того, как способность к сосредоточению становится более зрелой, возможность уделять внимание и заботу каждому моменту становится все более устойчивой и постоянной. В конце концов, она достигает апогея в постоянной непрерывной практике, где каждый момент и каждое действие превращаются в средства пробуждения. Такая беспрерывная практика – одна из высочайших целей всех великих религий. "Будьте постоянны в молитве" – наставляет Коран, а христианин Св. Павел и индуистский мудрец Рамакришна в один голос призывают нас "молиться, не переставая". Рамакришна писал:
Совершенно необходимо молиться, не переставая, чтобы достичь состояния, в котором святая весть... глубоко усваивается с каждым вздохом, с каждой мыслью, с каждым восприятием.
На этом этапе сосредоточивающее внимание столь непрерывно, что практика перестает быть особой деятельностью, выполняемой в особые моменты, и теперь составляет часть любого дела в любое время. Ауробиндо говорит, что это искусство, посредством которого человек преобразует "весь акт жизни в непрерывную йогу". Согласно иудаизму, в результате этого всякий момент "наполнен осознанием Бога".
Прекрасный пример силы непрерывной молитвы дал простой русский крестьянин, живший около середины девятнадцатого столетия. Мы не знаем даже его имени – о нем известно очень мало, за исключением того, что это был набожный человек, который был поражен, услышав, как священник цитирует слова Св. Павла: "Молитесь, не переставая". Он несколько лет ломал себе голову над тем, как это можно делать, пока, после смерти своей жены, не покинул дом и не отправился странствовать в поисках учителя. После месяцев бесплодных поисков, скитаясь из города в город, он, наконец, встретил монаха, научившего его Иисусовой молитве, и посвятил ее практике всю оставшуюся жизнь. Годами он странствовал по сельской России, повторяя Иисусову Молитву в каждую минуту бодрствования, и, в конце концов, даже во сне. Воздействие на него этой непрерывной практики было столь мощным, что он стал неиссякаемым источником любви, а его слова вдохновляли многих людей, которым с тех пор доводилось их прочесть.
Я снова отправился в путь, непрерывно повторяя Иисусову молитву, которая для меня стала драгоценнее и слаще всего на свете. Бывали дни, когда я проходил по семьдесят верст или более, и ходьба даже не требовала от меня усилий. Одна лишь молитва наполняла мой ум. Когда было очень холодно, я молился более горячо, и скоро ощущал тепло. Если меня грозил одолеть голод, я призывал имя Иисуса Христа с новым рвением, и вскоре голод забывался. Если я чувствовал недомогание, и мои спину и ноги раздирала боль, я отдавался молитве и скоро становился глух к боли. Если кто-то обижал меня, мне нужно было лишь вспомнить, сколь сладка Иисусова молитва, и любые боль и гнев исчезали... Мне было очень спокойно и часто даже снилось, что я читаю молитву... Я благодарил Бога! Ибо теперь я ясно понимал смысл когда-то услышанных мной слов апостола: "Молитесь непрестанно!"
Это вершина практики сосредоточения – практики, которая постепенно тренирует, обуздывает, и преобразует капризный и своенравный ум, делая его все более сосредоточенным, спокойным и ясным. В Индии развитие сосредоточения и его успокаивающее влияние на ум сравнивали с изменением реки от истока к устью:
В начале духовной практики ум кажется скачущим с камня на камень, ревущим и бурным водопадом, который невозможно сдержать или обуздать. В середине пути он подобен большой реке, медленной и спокойной, широкой и глубокой. В конце его границы, расширяясь, пропадают из виду, а глубина становится непостижимой, когда он вливается в океан – в котором и наша цель и наш Источник.
Сосредоточенный ум становится не только спокойным и широким, но и ясным. Как спокойная вода становится прозрачной и подобной зеркалу, так и спокойный, ясный ум точно отражает мир. Чжуан Цзы писал:
Когда вода спокойна, она подобна зеркалу...
И если вода вот так обретает прозрачность от спокойствия,
то насколько же больше это происходит со способностями ума?
Ум мудреца, пребывая в покое, становится зеркалом вселенной.
Спокойный ум служит чистым зеркалом, в котором мы можем видеть мир и самих себя. Теперь, когда нас меньше одолевают навязчивые потребности, меньше беспокоят болезненные эмоции, меньше тревожат моральные промахи, и меньше выводит из себя блуждающее внимание, мы можем начать пробуждать в себе божественное видение.
Пятая Практика