Общее понятие науки, наука как система знаний
Общее понятие науки, наука как система знаний
1. Сфера человеческой деятельности, которая направлена на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире, одна из форм общественного сознания - это:
научная среда;
наука;
теоретическое исследование;
эмпирическое исследование.
2. О каком аспекте науки идет речь, если говорят о научной деятельности:
наука как социальный институт;
наука как результат;
·Contact
наука как процесс;
наука как явление.
3. О каком аспекте науки идет речь, если говорят о сообществе ученых:
1. наука как социальный институт;
2. наука как результат;
3. наука как процесс;
4. наука как явление.
5.
4. Что понимается под термином «наука» в узком смысле:
1. система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления;
2. сфера человеческой деятельности, которая направлена на получение новых знаний о природе обществе и человеке;
3. отдельные отрасли научного знания;
4. форма человеческих знаний, составная часть духовной культуры общества.
5. В чем выражается кумулятивный характер развития научного знания:
1. накопление научных знаний приводит к дифференциации, к дроблению наук;
2. происходят интеграционные процессы, когда появляются общие теории, позволяющие объединить и объяснить сотни разрозненных фактов;
3. новые знания соединяются, интегрируются с прежними, но не отвергая, а дополняя их;
4. накопление научных знаний приводит к появлению новых научных отраслей.
6. В чем суть описательной функции науки:
1. сбор и накопление данных, фактов;
2. формулирование законов и закономерностей, систематизирующих разрозненные явления и факты;
3. объяснение явлений и процессов, их внутренних механизмов;
4. превращение науки в непосредственную производственную силу.
7. Какая функция науки призвана для внедрения в производство нововведений, инноваций, новых технологий:
1. мировоззренческая;
2. познавательная;
3. производственная;
4. культурная.
8. Какая функция науки реализуется с помощью интеллектуального потенциала человечества:
1. гносеологическая;
2. нормативная;
3. креативная;
4. аксиологическая.
9. Какая из функций науки устанавливает, организует и регулирует отношения между научными структурами с помощью систем и норм, правил этики:
1. прогностическая;
2. систематизирующая;
3. объяснительная;
4. предписывающая.
10. Исключите лишнее. Наука как система знаний представлена в форме:
1. общественного сознания;
2. общественной практики;
3. социального института.
11. Дополните недостающее. В форме общественной практики наука включает:
1. методологию;
2. теории;
3. ………… (информацию);
4. ………….(научные структуры).
12. Дополните недостающее. Научные знания как специфическая форма отражения действительности в сознании людей по отношению к трем таким же специфическим формам – искусству, религии и философии – выступает в следующих связках:
1. наука оперирует знаниями, философия – общими взглядами на мир, в то же время, опираясь на научные знания и являясь одновременно и отраслью самой науки;
2. наука оперирует понятиями, искусство – ………… (образами);
3. наука оперирует знаниями, религия – ………….. (верой).
13. Исключите лишнее. Критериями научности знания выступают:
1. интерсубъектность;
2. истинность;
3. системность;
4. априорность.
14. Вставьте пропущенное. Процесс установления истинности научных утверждений путем наблюдений и экспериментов называется ____________, а процесс установления их ложности – ______________.
Ответ: верификация; фальсификация.
15. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация и классификация – характерные признаки:
1. эмпирического познания;
2. теоретического познания.
16. Дополните недостающее. Эмпирические знания имеют сложную структуру, в которой можно выделить четыре уровня:
1. единичные эмпирические высказывания, которые фиксируют результаты единичных наблюдений;
2. факты, которые представляют собой индуктивные обобщения;
3. …………………………(эмпирические законы);
4. феноменологические теории, которые имеют дело лишь с явлениями, но не сущностью изучаемых предметов.
17. Вставьте пропущенное. Если эмпирическое знание – это совокупность высказываний о …………….. объектах, то теоретическое знание – это совокупность высказываний об …………………… объектах, являющихся продуктами конструктивной, творческой деятельности мышления.
Ответ: системного.
72. Какое из выражений не отражает суть понятия «метод»:
1. путь исследования;
2. способ достижения цели;
3. научное предположение;
4. совокупность приемов исследования.
73. Какой метод направлен на создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах:
1. гипотетический;
2. гипотетико-дедуктивный;
3. дедуктивный;
4. структурно-генетический.
74. Метод, позволяющий обнаружить тенденции общего хода процесса развития, вскрыть изменения, происходящие в развитии явления, это:
1. сравнение;
2. формализация;
3. абстрагирование;
4. моделирование.
75. Какой метод исследования относится к группе эмпирических методов:
а) формализация;
б) моделирование;
в) тестирование;
г) анализ.
76. Какой метод исследования относится к группе теоретических методов:
а) обобщение;
б) сравнение;
в) наблюдение;
г) опрос.
77. Какой метод исследования относится к группе экспериментально-теоретических методов:
1. наблюдение;
2. эксперимент;
3. абстрагирование;
4. сравнение.
78. Метод изучения самых разнообразных объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме, при помощи самых разнообразных «искусственных» языков - это метод:
а) абстрагирования,
б) исторический метод исследования,
в) логический метод исследования,
г) формализации.
79. В ситуации, когда стоит задача выявления связей и зависимостей между изучаемыми явлениями, применяют:
1. экспериментальный метод;
2. обсервационный метод;
3. диагностический метод.
80. Познание особенностей структуры объекта, изучение любых объектов в качестве сложных образований, имеющих определенное строение и являющихся компонентами более общих систем - это:
1. количественный метод;
2. качественный метод;
3. структурно-функциональный метод;
4. системно-структурный метод.
81. Метод исследования, при котором основное внимание сосредоточено на словесном описании, интерпретации и объяснении свойств изучаемого объекта – это:
1. качественный метод;
2. количественный метод;
3. наблюдение;
4. экспертных оценок.
82. Перевод в количественные показатели массовой текстовой информации с последующей статистической обработкой - это:
1. метод традиционного (классического) анализа документов;
2. контент-анализ.
83. Как называется метод получения эмпирического знания, при котором главное – не вносить при исследовании какие-либо изменения в изучаемую реальность:
1. эксперимент;
2. наблюдение;
3. измерение;
4. анкетирование.
84. Как называется метод эмпирического познания, при котором изучаемое явление ставится в особые, специфические и варьируемые условия:
1. эксперимент;
2. наблюдение;
3. измерение;
4. анкетирование.
85.Мысленное конструирование идеальных объектов, которые не существуют в действительности, но позволяют значительно упростить сложные системы и применить к ним математические методы исследования – это:
1. абстрагирование;
2. идеализация;
3. формализация;
4. квантификация.
86. Как называется метод, направленный на построение определенной научной теории на ряде утверждений, принимаемых без доказательства:
1. аксиоматический;
2. гипотетико-дедуктивный;
3. гипотетический;
4. восхождение от абстрактного к конкретному
.
87. Определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства, это:
1. сравнение;
2. измерение;
3. счет;
4. регистрация.
88. Если изучаемые объекты, явления или процессы упорядочиваются в определенные группы (классы) на основе каких-либо избранных признаков, то это:
1. обобщение;
2. квантификация;
3. классификация;
4. сравнение.
89. Какой метод исследования позволяет судить об уровне развития или степени выраженности некоторых качеств (свойств) исследуемого объекта:
а) беседа;
б) тестирование;
в) анкетирование;
г) интервью.
90. В чем главное отличие теста от анкеты:
а) формализация вопросов;
б) использование методов математической статистики;
в) наличие эталона (ключа);
г) наличие закрытых вопросов.
91. При каком методе исследования широко применяется процедура классификации:
а) обобщение;
б) анализ;
в) синтез;
г) моделирование.
92. Какой метод исследования предполагает мыслительный процесс конструирования понятий об объектах, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в реальном мире:
а) идеализация;
б) моделирование;
в) абстрагирование;
г) аналогия.
93. Какой метод исследования предполагает изучение каких-либо аспектов изучаемого явления на искусственно созданном аналоге:
а) идеализация;
б) моделирование;
в) формализация;
г) абстрагирование.
94. Какой из опросных методов не предполагает наблюдения за поведением и реакцией человека, отвечающего на вопросы:
а) беседа;
б) интервью;
в) анкетирование;
г) устный опрос.
95. Как называется метод наблюдения, при котором исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение:
а) внутреннее;
б) включенное;
в) стороннее;
г) интроспекция.
96. Метод использования карт для познания отображенных на них явлений и процессов – это:
1. метод географических аналогов;
2. картографический метод;
3. метод балансов;
4. балансовый метод.
Ответы из системы Интернет
Правильных ответов не менее 93%
Автором труда «Философия общего дела» является …
Булгаков
Бердяев
Флоренский
+Федоров
Агностицизм приобрел свою классическую форму в произведениях…
Аквинского и Абеляра
Демокрита и Платона
Маркса и Энгельса
+Юма и Канта
В основе … лежит вера в высшие, абсолютные ценности
+философии религии
футурологии
права
науки
В основе позиции представителей скептицизма лежит принцип…
+ равнозначности всех суждений
однозначности всех суждений
отрицания веры в сверхъестественное
отождествления материи и пространства
В познавательном процессе активной, творческой стороной выступает…
+сознание
идея
методология
нигилизм
силлогизм
Высказывание «Общее знание всегда идет впереди локального знания, если первое систематизировано и направлено философией» принадлежит …
А. Шопенгауэру
+И. Канту
Н. Бердяеву
Д. Дидро
Высказывание о том, что «философия – это наука, исследующая первые начала и причины» принадлежит …
МарксуБердяеву
Гегелю
+Аристотелю
Глубоко усвоенные знания, ставшие частью собственного «Я», определяющие отношение человека к окружающему миру и мотивы его поведения – это …
мировоззрение
+убеждение
наука
религия
Гносеологический переворот, связанный с переносом внимания с объекта познания на специфику познающего субъекта, осуществил …
Л. Фейербах
К. Маркс
Г. Лейбниц
Г. Гегель
+И. Кант
Для социально–материалистической модели характерно утверждение о том, что …
выдающаяся личность играет определяющую роль в обществе
выдающаяся личность не играет никакой роли в истории
общественная жизнь – случайный процесс
+все социальные группы, слои, общности, индивиды являются, движущими силами развития общества
… - духовная сторона общественной жизни, совокупность взглядов, теорий, идей, чувств, представлений людейОбщественное сознание
Идеология – это …
отражение классовых интересов в религиозных концепциях
+систематизированное отражение действительности с позиций определенных социальных сил, которое дается в теоретической форме
систематизированное отражение социальной действительности
совокупность представлений о развитии общества и месте человека в нем
система взглядов на политические партии и политическую борьбу
Индивид усваивает социальные нормы и культурные ценности того общества, к которому принадлежит, в процессе ...
адаптации
+социализации
Образования
Индивидуальное бытие человека является объектом философского интереса для …
+М. Хайдеггера
+Н. Бердяева
+Ж.–П. Сартра
К. Поппера
К. Маркса
З. Фрейда
Космогенную цивилизацию характеризуют такие признаки, как …
личные интересы преобладают над общественными
власть техники
+отрицание прогресса
+человек не существует как индивидуум
+общность человека и природы
человек занимает центральное место
Общее понятие науки, наука как система знаний
1. Сфера человеческой деятельности, которая направлена на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире, одна из форм общественного сознания - это:
научная среда;
наука;
теоретическое исследование;
эмпирическое исследование.
2. О каком аспекте науки идет речь, если говорят о научной деятельности:
наука как социальный институт;
наука как результат;
·Contact
наука как процесс;
наука как явление.
3. О каком аспекте науки идет речь, если говорят о сообществе ученых:
1. наука как социальный институт;
2. наука как результат;
3. наука как процесс;
4. наука как явление.
5.
4. Что понимается под термином «наука» в узком смысле:
1. система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления;
2. сфера человеческой деятельности, которая направлена на получение новых знаний о природе обществе и человеке;
3. отдельные отрасли научного знания;
4. форма человеческих знаний, составная часть духовной культуры общества.
5. В чем выражается кумулятивный характер развития научного знания:
1. накопление научных знаний приводит к дифференциации, к дроблению наук;
2. происходят интеграционные процессы, когда появляются общие теории, позволяющие объединить и объяснить сотни разрозненных фактов;
3. новые знания соединяются, интегрируются с прежними, но не отвергая, а дополняя их;
4. накопление научных знаний приводит к появлению новых научных отраслей.
6. В чем суть описательной функции науки:
1. сбор и накопление данных, фактов;
2. формулирование законов и закономерностей, систематизирующих разрозненные явления и факты;
3. объяснение явлений и процессов, их внутренних механизмов;
4. превращение науки в непосредственную производственную силу.
7. Какая функция науки призвана для внедрения в производство нововведений, инноваций, новых технологий:
1. мировоззренческая;
2. познавательная;
3. производственная;
4. культурная.
8. Какая функция науки реализуется с помощью интеллектуального потенциала человечества:
1. гносеологическая;
2. нормативная;
3. креативная;
4. аксиологическая.
9. Какая из функций науки устанавливает, организует и регулирует отношения между научными структурами с помощью систем и норм, правил этики:
1. прогностическая;
2. систематизирующая;
3. объяснительная;
4. предписывающая.
10. Исключите лишнее. Наука как система знаний представлена в форме:
1. общественного сознания;
2. общественной практики;
3. социального института.
11. Дополните недостающее. В форме общественной практики наука включает:
1. методологию;
2. теории;
3. ………… (информацию);
4. ………….(научные структуры).
12. Дополните недостающее. Научные знания как специфическая форма отражения действительности в сознании людей по отношению к трем таким же специфическим формам – искусству, религии и философии – выступает в следующих связках:
1. наука оперирует знаниями, философия – общими взглядами на мир, в то же время, опираясь на научные знания и являясь одновременно и отраслью самой науки;
2. наука оперирует понятиями, искусство – ………… (образами);
3. наука оперирует знаниями, религия – ………….. (верой).
13. Исключите лишнее. Критериями научности знания выступают:
1. интерсубъектность;
2. истинность;
3. системность;
4. априорность.
14. Вставьте пропущенное. Процесс установления истинности научных утверждений путем наблюдений и экспериментов называется ____________, а процесс установления их ложности – ______________.