Общее понятие науки, наука как система знаний

Общее понятие науки, наука как система знаний

1. Сфера человеческой деятельности, которая направлена на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире, одна из форм общественного сознания - это:

научная среда;

наука;

теоретическое исследование;

эмпирическое исследование.

2. О каком аспекте науки идет речь, если говорят о научной деятельности:

наука как социальный институт;

наука как результат;

·Contact

наука как процесс;

наука как явление.

3. О каком аспекте науки идет речь, если говорят о сообществе ученых:

1. наука как социальный институт;

2. наука как результат;

3. наука как процесс;

4. наука как явление.

5.

4. Что понимается под термином «наука» в узком смысле:

1. система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления;

2. сфера человеческой деятельности, которая направлена на получение новых знаний о природе обществе и человеке;

3. отдельные отрасли научного знания;

4. форма человеческих знаний, составная часть духовной культуры общества.

5. В чем выражается кумулятивный характер развития научного знания:

1. накопление научных знаний приводит к дифференциации, к дроблению наук;

2. происходят интеграционные процессы, когда появляются общие теории, позволяющие объединить и объяснить сотни разрозненных фактов;

3. новые знания соединяются, интегрируются с прежними, но не отвергая, а дополняя их;

4. накопление научных знаний приводит к появлению новых научных отраслей.

6. В чем суть описательной функции науки:

1. сбор и накопление данных, фактов;

2. формулирование законов и закономерностей, систематизирующих разрозненные явления и факты;

3. объяснение явлений и процессов, их внутренних механизмов;

4. превращение науки в непосредственную производственную силу.

7. Какая функция науки призвана для внедрения в производство нововведений, инноваций, новых технологий:

1. мировоззренческая;

2. познавательная;

3. производственная;

4. культурная.

8. Какая функция науки реализуется с помощью интеллектуального потенциала человечества:

1. гносеологическая;

2. нормативная;

3. креативная;

4. аксиологическая.

9. Какая из функций науки устанавливает, организует и регулирует отношения между научными структурами с помощью систем и норм, правил этики:

1. прогностическая;

2. систематизирующая;

3. объяснительная;

4. предписывающая.

10. Исключите лишнее. Наука как система знаний представлена в форме:

1. общественного сознания;

2. общественной практики;

3. социального института.

11. Дополните недостающее. В форме общественной практики наука включает:

1. методологию;

2. теории;

3. ………… (информацию);

4. ………….(научные структуры).

12. Дополните недостающее. Научные знания как специфическая форма отражения действительности в сознании людей по отношению к трем таким же специфическим формам – искусству, религии и философии – выступает в следующих связках:

1. наука оперирует знаниями, философия – общими взглядами на мир, в то же время, опираясь на научные знания и являясь одновременно и отраслью самой науки;

2. наука оперирует понятиями, искусство – ………… (образами);

3. наука оперирует знаниями, религия – ………….. (верой).

13. Исключите лишнее. Критериями научности знания выступают:

1. интерсубъектность;

2. истинность;

3. системность;

4. априорность.

14. Вставьте пропущенное. Процесс установления истинности научных утверждений путем наблюдений и экспериментов называется ____________, а процесс установления их ложности – ______________.

Ответ: верификация; фальсификация.

15. Сбор фактов, их первичное обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация и классификация – характерные признаки:

1. эмпирического познания;

2. теоретического познания.

16. Дополните недостающее. Эмпирические знания имеют сложную структуру, в которой можно выделить четыре уровня:

1. единичные эмпирические высказывания, которые фиксируют результаты единичных наблюдений;

2. факты, которые представляют собой индуктивные обобщения;

3. …………………………(эмпирические законы);

4. феноменологические теории, которые имеют дело лишь с явлениями, но не сущностью изучаемых предметов.

17. Вставьте пропущенное. Если эмпирическое знание – это совокупность высказываний о …………….. объектах, то теоретическое знание – это совокупность высказываний об …………………… объектах, являющихся продуктами конструктивной, творческой деятельности мышления.

Ответ: системного.

72. Какое из выражений не отражает суть понятия «метод»:

1. путь исследования;

2. способ достижения цели;

3. научное предположение;

4. совокупность приемов исследования.

73. Какой метод направлен на создание системы дедуктивно связанных между собой гипотез, из которых выводятся утверждения об эмпирических фактах:

1. гипотетический;

2. гипотетико-дедуктивный;

3. дедуктивный;

4. структурно-генетический.

74. Метод, позволяющий обнаружить тенденции общего хода процесса развития, вскрыть изменения, происходящие в развитии явления, это:

1. сравнение;

2. формализация;

3. абстрагирование;

4. моделирование.

75. Какой метод исследования относится к группе эмпирических методов:

а) формализация;

б) моделирование;

в) тестирование;

г) анализ.

76. Какой метод исследования относится к группе теоретических методов:

а) обобщение;

б) сравнение;

в) наблюдение;

г) опрос.

77. Какой метод исследования относится к группе экспериментально-теоретических методов:

1. наблюдение;

2. эксперимент;

3. абстрагирование;

4. сравнение.

78. Метод изучения самых разнообразных объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме, при помощи самых разнообразных «искусственных» языков - это метод:

а) абстрагирования,

б) исторический метод исследования,

в) логический метод исследования,

г) формализации.

79. В ситуации, когда стоит задача выявления связей и зависимостей между изучаемыми явлениями, применяют:

1. экспериментальный метод;

2. обсервационный метод;

3. диагностический метод.

80. Познание особенностей структуры объекта, изучение любых объектов в качестве сложных образований, имеющих определенное строение и являющихся компонентами более общих систем - это:

1. количественный метод;

2. качественный метод;

3. структурно-функциональный метод;

4. системно-структурный метод.

81. Метод исследования, при котором основное внимание сосредоточено на словесном описании, интерпретации и объяснении свойств изучаемого объекта – это:

1. качественный метод;

2. количественный метод;

3. наблюдение;

4. экспертных оценок.

82. Перевод в количественные показатели массовой текстовой информации с последующей статистической обработкой - это:

1. метод традиционного (классического) анализа документов;

2. контент-анализ.

83. Как называется метод получения эмпирического знания, при котором главное – не вносить при исследовании какие-либо изменения в изучаемую реальность:

1. эксперимент;

2. наблюдение;

3. измерение;

4. анкетирование.

84. Как называется метод эмпирического познания, при котором изучаемое явление ставится в особые, специфические и варьируемые условия:

1. эксперимент;

2. наблюдение;

3. измерение;

4. анкетирование.

85.Мысленное конструирование идеальных объектов, которые не существуют в действительности, но позволяют значительно упростить сложные системы и применить к ним математические методы исследования – это:

1. абстрагирование;

2. идеализация;

3. формализация;

4. квантификация.

86. Как называется метод, направленный на построение определенной научной теории на ряде утверждений, принимаемых без доказательства:

1. аксиоматический;

2. гипотетико-дедуктивный;

3. гипотетический;

4. восхождение от абстрактного к конкретному

.

87. Определение количественных соотношений объектов исследования или параметров, характеризующих их свойства, это:

1. сравнение;

2. измерение;

3. счет;

4. регистрация.

88. Если изучаемые объекты, явления или процессы упорядочиваются в определенные группы (классы) на основе каких-либо избранных признаков, то это:

1. обобщение;

2. квантификация;

3. классификация;

4. сравнение.

89. Какой метод исследования позволяет судить об уровне развития или степени выраженности некоторых качеств (свойств) исследуемого объекта:

а) беседа;

б) тестирование;

в) анкетирование;

г) интервью.

90. В чем главное отличие теста от анкеты:

а) формализация вопросов;

б) использование методов математической статистики;

в) наличие эталона (ключа);

г) наличие закрытых вопросов.

91. При каком методе исследования широко применяется процедура классификации:

а) обобщение;

б) анализ;

в) синтез;

г) моделирование.

92. Какой метод исследования предполагает мыслительный процесс конструирования понятий об объектах, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в реальном мире:

а) идеализация;

б) моделирование;

в) абстрагирование;

г) аналогия.

93. Какой метод исследования предполагает изучение каких-либо аспектов изучаемого явления на искусственно созданном аналоге:

а) идеализация;

б) моделирование;

в) формализация;

г) абстрагирование.

94. Какой из опросных методов не предполагает наблюдения за поведением и реакцией человека, отвечающего на вопросы:

а) беседа;

б) интервью;

в) анкетирование;

г) устный опрос.

95. Как называется метод наблюдения, при котором исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение:

а) внутреннее;

б) включенное;

в) стороннее;

г) интроспекция.

96. Метод использования карт для познания отображенных на них явлений и процессов – это:

1. метод географических аналогов;

2. картографический метод;

3. метод балансов;

4. балансовый метод.

Ответы из системы Интернет

Правильных ответов не менее 93%

Автором труда «Философия общего дела» является …

Булгаков

Бердяев

Флоренский

+Федоров

Агностицизм приобрел свою классическую форму в произведениях…

Аквинского и Абеляра

Демокрита и Платона

Маркса и Энгельса

+Юма и Канта

В основе … лежит вера в высшие, абсолютные ценности

+философии религии

футурологии

права

науки

В основе позиции представителей скептицизма лежит принцип…

+ равнозначности всех суждений

однозначности всех суждений

отрицания веры в сверхъестественное

отождествления материи и пространства

В познавательном процессе активной, творческой стороной выступает…

+сознание

идея

методология

нигилизм

силлогизм

Высказывание «Общее знание всегда идет впереди локального знания, если первое систематизировано и направлено философией» принадлежит …

А. Шопенгауэру

+И. Канту

Н. Бердяеву

Д. Дидро

Высказывание о том, что «философия – это наука, исследующая первые начала и причины» принадлежит …

МарксуБердяеву

Гегелю

+Аристотелю

Глубоко усвоенные знания, ставшие частью собственного «Я», определяющие отношение человека к окружающему миру и мотивы его поведения – это …

мировоззрение

+убеждение

наука

религия

Гносеологический переворот, связанный с переносом внимания с объекта познания на специфику познающего субъекта, осуществил …

Л. Фейербах

К. Маркс

Г. Лейбниц

Г. Гегель

+И. Кант

Для социально–материалистической модели характерно утверждение о том, что …

выдающаяся личность играет определяющую роль в обществе

выдающаяся личность не играет никакой роли в истории

общественная жизнь – случайный процесс

+все социальные группы, слои, общности, индивиды являются, движущими силами развития общества

… - духовная сторона общественной жизни, совокупность взглядов, теорий, идей, чувств, представлений людейОбщественное сознание

Идеология – это …

отражение классовых интересов в религиозных концепциях

+систематизированное отражение действительности с позиций определенных социальных сил, которое дается в теоретической форме

систематизированное отражение социальной действительности

совокупность представлений о развитии общества и месте человека в нем

система взглядов на политические партии и политическую борьбу

Индивид усваивает социальные нормы и культурные ценности того общества, к которому принадлежит, в процессе ...

адаптации

+социализации

Образования

Индивидуальное бытие человека является объектом философского интереса для …

+М. Хайдеггера

+Н. Бердяева

+Ж.–П. Сартра

К. Поппера

К. Маркса

З. Фрейда

Космогенную цивилизацию характеризуют такие признаки, как …

личные интересы преобладают над общественными

власть техники

+отрицание прогресса

+человек не существует как индивидуум

+общность человека и природы

человек занимает центральное место

Общее понятие науки, наука как система знаний

1. Сфера человеческой деятельности, которая направлена на получение, обоснование и систематизацию объективных знаний о мире, одна из форм общественного сознания - это:

научная среда;

наука;

теоретическое исследование;

эмпирическое исследование.

2. О каком аспекте науки идет речь, если говорят о научной деятельности:

наука как социальный институт;

наука как результат;

·Contact

наука как процесс;

наука как явление.

3. О каком аспекте науки идет речь, если говорят о сообществе ученых:

1. наука как социальный институт;

2. наука как результат;

3. наука как процесс;

4. наука как явление.

5.

4. Что понимается под термином «наука» в узком смысле:

1. система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления;

2. сфера человеческой деятельности, которая направлена на получение новых знаний о природе обществе и человеке;

3. отдельные отрасли научного знания;

4. форма человеческих знаний, составная часть духовной культуры общества.

5. В чем выражается кумулятивный характер развития научного знания:

1. накопление научных знаний приводит к дифференциации, к дроблению наук;

2. происходят интеграционные процессы, когда появляются общие теории, позволяющие объединить и объяснить сотни разрозненных фактов;

3. новые знания соединяются, интегрируются с прежними, но не отвергая, а дополняя их;

4. накопление научных знаний приводит к появлению новых научных отраслей.

6. В чем суть описательной функции науки:

1. сбор и накопление данных, фактов;

2. формулирование законов и закономерностей, систематизирующих разрозненные явления и факты;

3. объяснение явлений и процессов, их внутренних механизмов;

4. превращение науки в непосредственную производственную силу.

7. Какая функция науки призвана для внедрения в производство нововведений, инноваций, новых технологий:

1. мировоззренческая;

2. познавательная;

3. производственная;

4. культурная.

8. Какая функция науки реализуется с помощью интеллектуального потенциала человечества:

1. гносеологическая;

2. нормативная;

3. креативная;

4. аксиологическая.

9. Какая из функций науки устанавливает, организует и регулирует отношения между научными структурами с помощью систем и норм, правил этики:

1. прогностическая;

2. систематизирующая;

3. объяснительная;

4. предписывающая.

10. Исключите лишнее. Наука как система знаний представлена в форме:

1. общественного сознания;

2. общественной практики;

3. социального института.

11. Дополните недостающее. В форме общественной практики наука включает:

1. методологию;

2. теории;

3. ………… (информацию);

4. ………….(научные структуры).

12. Дополните недостающее. Научные знания как специфическая форма отражения действительности в сознании людей по отношению к трем таким же специфическим формам – искусству, религии и философии – выступает в следующих связках:

1. наука оперирует знаниями, философия – общими взглядами на мир, в то же время, опираясь на научные знания и являясь одновременно и отраслью самой науки;

2. наука оперирует понятиями, искусство – ………… (образами);

3. наука оперирует знаниями, религия – ………….. (верой).

13. Исключите лишнее. Критериями научности знания выступают:

1. интерсубъектность;

2. истинность;

3. системность;

4. априорность.

14. Вставьте пропущенное. Процесс установления истинности научных утверждений путем наблюдений и экспериментов называется ____________, а процесс установления их ложности – ______________.

Наши рекомендации