Бакалавриат и магистратура за рубежом и в России
Высшее образование за рубежом имеет многоуровневую структуру. Теперь и в России эта проблема стала успешно разрабатываться. Толчком к ее возникновению стала потребность в решении задач повышения уровня образованности нашего общества и формирования профессиональной элиты ( по С.Семашенко, Н.Н.Комиссаровой), состоящей из высококлассных специалистов, требуемых в различных областях науки, культуры, техники.
В современных вузах России вводится квалификация специалистов, которая уже была в истории высшего отечественного образования - магистр и та, которая в стране никогда не велась - бакалавр.
Бакалавр (с лат. baccalaureus) - в западноевропейских
университетах в старину так называлась первая ученая степень, в средине ХХ в.в некоторых странах, например, Франции, так называется лицо, сдавшее государственный экзамен за курс средней школы.
Магистр ( с лат.magister - начальник, наставник) - в Средние века преподаватель так называемых семи свободных искусств (гуманитарных наук), а в дореволюционной России, Англии, США - ученая степень.
В России магистерская степень присваивалась выпускникам Петербургской академии наук, начиная со средины ХУ111 века по указу Петра, эта практика существовала до начала ХХ века. Что же касается необходимости и целесообразности подготовки бакалавров
в российских вузах, то к этому теоретики, разрабатывающие проблемы современного высшего образования в России, пришли совсем недавно. Это произошло под влиянием опыта зарубежных стран, где уже сложилась двухуровневая система обучения в вузах, - Великобритании, США, Франции. Первый уровень там соответствует бакалавру наук или искусств, второй магистру наук. В Великобритании и США за последние 20 лет примерно лишь третья часть бакалавров продолжает учебу в вузах и получает степень магистра.
В России многоуровневая система высшего образования находится в стадии становления. Магистратура , как правило, вводится лишь в те вузы, где уже открыт бакалавриат. Продолжает вызывать дискуссии вопрос: Чем должна завершиться магистерская программа обучения: присвоением квалификации "магистр" или академической степени магистра? В.С.Сенашенко и Н.Н.Комиссарова, исследовавшие эту проблему, считают, что все зависит от содержательного наполнения профессиональной образовательной программы подготовки магистров и ее целевых функций. Срок обучения в вузе для того, чтобы стать бакалавром -4 года. Что касается магистерской профессиональной образовательной программы, то она состоит из двух примерно равных по объему частей: образовательной и научно-исследовательской. В соответствии с Государственным образовательным стандартом магистратуру в системе многоуровневого высшего образования следует рассматривать широко - и как школу, занимающуюся подготовкой специалистов для самостоятельной научной деятельности в различных областях науки, и как структуру, готовящую преподавателей высокой квалификации, магистров образования. Как правило, обучение в магистратуре - два года. В нее поступают выпускники четвертого курса вуза, получившие степень бакалавра. Более подробно о том, как готовят магистров, можно узнать из работ В.Г. Айнштейна (Магистр: как его готовить? - Газета "Магистр" (новости НИИВО).N5.1993.), Кричевского Г.Г. (Ученые степени в университетах дореволюционной России. -История СССР. N2.1985), Сенашенко В.С.(Магистратура: второе рождение.- Высшее образование в России. N3.1993) и др.
Образование в Чувашской Республике
Образование. В Ч. 433 дошкольных, 619дневных общеобразовательных учреждений и 7 вузов (в т. ч. 5 гос.). Крупнейшиевузы: Чувашский гос. ун-т им. И.Н. Ульянова, Чувашский гос. педагогический ун-т им. И.Я. Яковлева, Чувашская с.-х. академия.
Наука. В Ч. действуют 14 научно-исследовательских организаций, среди которыхНациональная академия наук и искусств Чувашской Республики (НАНИ ЧР). Чувашский НИИ сел. хоз-ва и Научно-исследовательский и проектно-технологический ин-т хмелеводства. НИИ языка, литературы,истории и экономики, Всероссийский научно-исследовательский проектно-конструкторский технологический ин-т релестроения и др.
Преподавание на родном (чувашском) языке[править | править код]
В стратегии развития образования в Чувашской Республике до 2040 года утверждённой Указом Президента Чувашской Республики от 21.03.2008 № 25 сказано: «В настоящее время в республике насчитывается 344 чувашских, 177 русских, 17 татарских национальных школ, в 4 общеобразовательных учреждениях учащиеся изучают мордовский язык. Существующая сеть позволяет удовлетворять запросы детей в получении качественного образования в условиях поликультурного пространства»[1].
По данным Минобразования Чувашии в 2009 году в республике было 65 % школ с чувашским, 31 % с русским, 3 % с татарским языками обучения. Чувашский язык как родной преподавался в 344 чувашских школах и как государственный язык — во всех остальных 198. В 1-5 классах чувашских, татарских национальных школ обучение велось на родном языке[2].
До отмены национально-регионального компонента государственного стандарта общего образования в 2007 году преподавание родного (нерусского) языка в школах республики велось в рамках национально-регионального компонента. Хотя уровень знания чувашского языка выпускниками русскоязычных школ оставался при этом весьма низким, но по словам прежнего министра образования Чувашской Республики Г. П. Черновой, сказанным ею в 2000 году, нет необходимости увеличивать количество часов преподавания чувашского языка в русскоязычных школах[3].
В Концепции национальной школы Чувашской Республики в современной системе обучения и воспитания, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 1 июня 2000 г. № 109 и утратившей силу постановлением Кабинета министров Чувашской республики от 29 июня 2011 г. № 263 дано следующее определение национальной школы: «Национальная школа — это общеобразовательное учреждение, находящееся на территории Чувашской Республики в местах компактного проживания представителей разных национальностей, реализующее образовательные программы, основанные на принципе включения обучающихся в родную этнокультурную среду и содержащие соответствующий национально-региональный компонент»[4]. Впоследствии данное определение было уточнено в Законе от 8 января 1993 г. «Об образовании» в ред. Закона от 18 октября 2004 г., где национальным образовательным учреждением считается учреждение, реализующее образовательные программы, основанные на принципе включения обучающихся в родную этнокультурную среду и национальные традиции (ст. 12.2)[5]. В последней редакции Закона ЧР «Об образовании» понятие «национальная школа» отсутствует[6].
Хронология[править | править код]
· 1936 — бюро обкома ВКП(б) 13 января 1936 года приняло решение о введении преподавания в 8—10 классах школ Чувашии всех дисциплин на русском языке;
· 1938 — Наркомат просвещения Чувашии, опираясь на постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 марта 1938 г. «Об обязательном изучении русского языка в школах национальных республик и областей», изменил учебные планы в сторону резкого усиления роли русского языка в процессе обучения. Был расширен объём информации и увеличено количество часов, отведенных на этот предмет. Согласно постановлению бюро обкома ВКП(б) и СНК ЧАССР от 9 апреля 1938 г. «Об обязательном изучении русского языка в чувашских, татарских и мордовских школах Чувашской АССР» с 1 сентября 1938 г. во всех школах республики было введено преподавание русского языка как предмета изучения со 2-го класса начальных школ[7].
· 1958 — принят Закон СССР от 24 декабря 1958 «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». Родители учеников впервые получили право сами выбирать язык обучения для своих детей. В массовом порядке по просьбам родителей обучение во многих школах республики переводится с родного (нерусского) языка на русский.
· 1993 — принят Закон Чувашской Республики от 28 января 1993 года «Об образовании» в статье 6. п. 2 которого сказано: «Чувашская Республика обеспечивает создание условий для дошкольного, начального общего, основного общего образования на русском и чувашском языках, а в местах компактного проживания представителей иных национальностей — на их родном языке».
· 2005 — 11 ноября в Чебоксарах прошла первая конференция учителей чувашского языка и литературы в работе которой приняли участие более 300 делегатов из Чувашской Республики, регионов Российской Федерации и ближнего зарубежья[8]. По результатам конференции было принято Заявление о языковой ситуации в Чувашской Республике в котором, в частности, утверждается, что сложившаяся в Чувашской Республике языковая практика противоречит действующему законодательству[9].
· 2007 — принят Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта» в соответствии с которым происходит замена действующего института государственных образовательных стандартов (включающих в себя федеральный и региональный (национально-региональный) компоненты, а также компонент образовательного учреждения), на институт «федеральный государственный образовательный стандарт»[10]. Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются не реже одного раза в десять лет и включают в себя требования к структуре основных образовательных программ, условиям их реализации, а также результатам освоения основных образовательных программ.
· 2010 — на базе МБОУ СОШ № 10 в г. Чебоксары начала действовать экспериментальная площадка «Развивающее обучение через интенсивное преподавание чувашского языка в начальной школе». 1 апреля был начат приём учеников в один 1-й класс с обучением на 2-х языках: русском и чувашском. Преподавание ряда предметов на чувашском языке вводится пошагово с использованием методики, позволяющей обучать детей вне зависимости от начального владения чувашским языком[11][12].
· 2012 — Кабинет Министров Чувашской Республики принял Постановление от 13.09.2012 № 390 «О Республиканской целевой программе по реализации Закона Чувашской Республики „О языках в Чувашской Республике“ на 2013—2020 годы»[13][14][15]
Преподавание основ религиозных культур и светской этики[править | править код]
В марте 2006 года Министерство образования Чувашии подписало соглашение о сотрудничестве в сфере духовного и нравственного воспитания детей и молодёжи с Чебоксарско-Чувашской епархией, в августе 2007 года — с Духовным управлением мусульман Чувашской Республики. В ряде школ были введены факультативы по основам православной и мусульманской культуры. По данным на 20 января 2009 года, в республике общее число образовательных учреждений, в которых изучали историю и культуру религии — 133 (22,5 % от общего количества образовательных учреждений), количество учащихся, изучающих историю и культуру религии — 5462 (4,3 % от общего числа школьников). Количество часов, отводимых на изучение истории и культуры религии в начальных, средних, старших классах составляло соответственно по два часа. За основу были взяты учебные пособия, разработанные преподавателями АНО «Московская педагогическая академия»[16].
С 2009—2010 учебного года школы Чувашии участвовали в пилотном проекте по преподаванию учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4-5 классах[17].
С целью презентации модуля «Основы православной культуры» перед педагогической общественностью Чувашии 24 марта 2010 года Чебоксары посетил автор первого официального учебника по «Основам православной культуры» протодиакон А. В. Кураев[18]. 17 июня 2010 г. в Чувашском государственном университете состоялась очередная встреча протодиакона А. В. Кураева с педагогической общественностью с участием Высокопреосвященнейшего Варнавы, Митрополита Чебоксарского и Чувашского, и Министра образования и молодёжной политики Чувашской Республики Г. П. Черновой на которой были подведены итоги преподавания основ православной культуры[19][20].
По данным опроса родителей школьников 4-х классов, в 2009—2010 учебном году в Чувашии «Основы мировых религиозных культур» выбрали для изучения 42,9 % чувашских школьников, «Основы православной культуры» — 31 %, «Основы светской этики» — 24,4 %, «Основы исламской культуры» — 1,7 % учащихся[20]. В Чебоксарах «Основы мировых религиозных культур» выбрали 55,3 процента учащихся, «Основы светской этики» выбрал 31 процент, а «Основы православной культуры» — 13,5 процента.
9 декабря 2010 года прошло заседание Межведомственной комиссии по чувашскому языку на которой рассматривались проблемы унификации чувашской терминологии учебного курса «Основы православной культуры» и был утверждён список чувашских терминов, рекомендованных для использования в учебном курсе «Основы православной культуры»[21].
В 2011—2012 учебном году в Чувашии обучением по модулям курса «Основы религиозных культур и светской этики» охвачено более 11,4 тысячи учащихся 4-х классов, из них 41,78 % выбрали для изучения модуль «Основы православной культуры»[22].