Наука как непосредственная производительная сила
Развитие науки и техники, которые являются показателями зрелости и роста производительных сил, определяет уровень развития современного общества. Нынешний этап научно-технического прогресса характеризуется тем, что наука превращается в ведущую сферу развития общественного производства. Используются новые виды сырья и его обработки, происходит снижение трудоемкости за счет автоматизации и компьютеризации, повышение роли информатизации через развитие средств коммуникаций и др.
С другой стороны, научно-техническое развитие рождает потребность в высоком общеобразовательном уровне, в высоком уровне профессионального образования, в необходимости координации научных исследований на международном уровне, поскольку затраты на научные исследования становятся очень велики и вести их в одиночку могут позволить себе немногие.
В развитии науки чередуются экстенсивные и революционные периоды - научные революции, приводящие к изменению ее структуры, принципов познания, категорий и методов, а также форм ее организации.
В последние десятилетия ХХ в. общество переживало научную революцию, принципиально изменившую отношение мира человека и мира природы. В дальнейшем общество будет характеризоваться тем, какое место в нем будут занимать информация и знания. Уже сегодня в наиболее развитых странах основные отрасли промышленности, сельское хозяйство, связь, коммуникации, образование и духовная жизнь прочно опираются на достижения фундаментальной науки. Информация становится ценным продуктом и основным товаром. В такой ситуации резко возрастает необходимость “вложений” в человека. Будущее экономики, экологии, всей человеческой жизни зависит прежде всего от того, каков интеллектуальный потенциал людей. Информационно-компьютерная революция вносит в мир реальности “виртуальную реальность”, искусственную псевдосреду. Диалог микропроцессорной системы и человека во многом существенно предопределяет процесс обучения, профессиональный труд и др. Высокий уровень информированности, пробуждение творческого потенциала, невиданные способы общения людей - все это породит иной тип человеческой личности. Наряду с иссяканием энергетических, экологических ресурсов неизменно растет интеллектуальный, информационный и ресурс научно-технического знания. Опираясь на этот ресурс человечество в состоянии преодолеть назревающую нестабильность.
В связи с широким распространением всевозможных вариантов теорий «науки для науки», «чистой науки» и т. п. подчеркнем, что в действительности же наука как подсистема более сложной системы «общество» испытывает на себе определяющее воздействие последней, и в первую очередь ведущей подсистемы общества — экономики, материального производства. При этом имеются в виду и те «команды» (импульсы), которые наука получает от технико-технологического базиса в связи с потребностями развития производительных сил, и те «команды», которые поступают от экономического базиса в связи с необходимостью совершенствования производственных отношений. Эта определяющая зависимость может быть прослежена по следующим основным направлениям:
1. Зависимость науки, от производства, обусловленная своим содержанием, своей проблематикой. Каждая отрасль науки возникает в такой момент, когда не только накопились предпосылки для ее создания, но и обнаружилась жгучая общественная и, как правило, прежде всего производственная потребность. Геометрия и алгебра были вызваны к жизни необходимостью измерять земельные площади, определять количественные пропорции в ремесле и архитектуре; астрономия родилась из потребностей земледелия (определение сроков сельскохозяйственных работ) и мореплавания; появление зачатков механики связано со строительством городов, храмов, гаваней. Эта определяющая зависимость сохраняется и сегодня: рождение кибернетики, биохимии и т. д. тоже стимулировалось необходимостью решения практических задач.
2. Зависимость науки от производства своей материально-технической базой, свидетельством чему современные лаборатории органического синтеза, синхрофазотроны и т. д.