Постнеклассическая наука и её методологические установки
Постнеклассическая наука (2-я пол.ХХ – начало ХХI века) учитывает соотнесенность характера получаемых знаний об объекте не только с особенностями средств и операций деятельности познающего субъекта, но и с ее ценностно-целевыми структурами. В рамках постнеклассической науки исследуются сложные саморазвивающиеся системы; присутствует соотношение внутринаучных и вненаучных ценностей по причине социальной детерминированности любой деятельности, в том числе научной
Главные установки современной, постнеклассической науки:
1. Широкое распространение идей и методов синергетики – теории самоорганизации и развития сложных систем любой природы.
Синергетика показала, что современная наука имеет дело с очень сложноорганизованными системами разных уровней организации. Отличие синергетического взгляда от традиционного состоит в переходе от исследования простых систем к сложным, от закрытых к открытым, от линейности к нелинейности, от рассмотрения равновесия процессов вблизи к делокализации и нестабильности, к изучению того, что происходит вдали от равновесия.
2. Укрепление парадигмы целостности, т.е. осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир.
Парадигма целостности проявляется:
а) В целостности общества, биосферы, ноосферы, мироздания и т.п. В частности: человек находится не вне изучаемого объекта, а внутри его; он всегда лишь часть, познающая целое.
б) Естественные науки объединяются и усиливается сближение естественных и гуманитарных наук, а также науки и искусства.
в) Выход наук за пределы, поставленные классической культурой Запада. Ученые все чаще обращаются к традициям и методам восточного мышления.
3. Укрепление и все более широкое применение принципа коэволюции, т.е. сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого. Данное понятие охватывает как материальные, так и духовные системы, т.е. является универсальным.
4. Изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении.
Объектом классической науки были простые системы, объектом неклассической науки были сложные системы, то постнеклассической – исторически развивающиеся системы, которые с течением времени формируют все новые уровни своей организации. Объектом современной науки становятся «человекоразмерные» системы: медико-биологические объекты, объекты экологии, объекты биотехнологии (генетическая инженерия), системы «человек-машина» и т.п. Для их изучения возникают комплексные научные программы, смешивающие области знания, различные методы и нормы познания.
5. Еще более широкое применение философии и ее методов во всех науках.
Это вновь ставит вопросы о сущности философии, ее месте в современной культуре, ее функциях, источниках, о ее возможностях и перспективах и т.п.
6. Методологический плюрализм, осознание ограниченности, односторонности любой методологии – в том числе рационалистической.
Кроме логики, диалектики и эпистемологии нужны интуиция, фантазия, воображение и другие подобные средства постижения действительности. Черта современного естествознания – поиски красоты, единства и симметрии законов природы.
7. Постепенное и неуклонное ослабление требований к жестким нормативам научного дискурса и усиление роли внерационального компонента, но не за счет принижения или игнорирования роли разума.
Авторитет позитивной и беспристрастной науки все более подрывается, размывается демаркация «наука-ненаука». Все чаще в строгих естественнонаучных концепциях применяются «туманные» общефилософские соображения, интуитивные подходы и другие «человеческие компоненты».
8. Соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта. Наука теперь изучает не природу как таковую, а взаимоотношения человека с природой. Развитие, как естествознания, так и обществознания в начале ХХI в. показывает, что независимого наблюдателя, способного только пассивно наблюдать и не вмешиваться в естественный ход событий, просто не существует. Это привносит в научное знание новый гуманистический смысл.
9. Внедрение времени во все науки, все более широкое распространение идеи развития, историзация науки. Историзм определяется тремя минимальными условиями: необратимость, вероятность, возможность появления новых связей. Развитие науки имеет тенденцию к превращению в науку о развитии.
10. Усиливающаяся математизация научных теорий и увеличивающийся уровень их абстрактности и сложности. Важнейшим инструментом научно-технического прогресса становится математическое моделирование. Существует, например, угроза превращения теоретической физики в математическую теорию. Исходный объект заменяется математической моделью и в дальнейшем происходит ее изучение на ЭВМ. При этом ясно, что эффективность математизации зависит от двух основных обстоятельств: от специфики данной науки и от совершенства самого математического аппарата.
11. Стремление построить общенаучную картину мира на основе принципов универсального эволюционизма, объединяющих в единое целое идеи системного и эволюционного подходов.
12. Формирование нового – «организмического» понимания природы.
Природа – живой организм, изменения которого могут происходить в определенных границах. Нарушение этих границ приводит к изменению системы, к ее переходу в качественно иное состояние, которое может вызвать необратимое разрушение целостности системы.
13. Понимание мира не только как саморазвивающейся целостности, но и как нестабильного, неустойчивого, неравновесного. Хотя это не исключает и наличие в универсуме и противоположных характеристик.
Без неустойчивости не было бы развития. Поэтому при исследовании мира надо «схватить» оба его аспекта: стабильность и нестабильность. Это два противоположных по смыслу и дополняющих друг друга режима развития процессов. Неустойчивость может выступать условием стабильного и динамического саморазвития, которое происходит за счет уничтожения нежизнеспособных форм.
В целом, по мнению ученых, классический, неклассический и постнеклассический этапы в эволюции методологии науки привели к изменениям объекта научного познания (идеалов и норм исследования, научной картины мира и философских оснований). В результате изменения объекта происходит переход от простых систем (классическая наука) через сложные (неклассическая наука) к развивающимся (постнеклассическая наука). Одной из развивающихся систем является природный комплекс, в который включается сам человек. Сохранение преемственности в научном познании истории позволит нам использовать положительные черты достижений прошлого, которые составят основу современной исторической науки.