Развитие речи (от 1 г.9 м. до 2 лет): игры и занятия.

1. Обратите особое внимание на умение Вашего ребенка произносить короткую фразу. Если усвоение новых слов идет достаточно успешно, то этот процесс не только стимулирует познавательную деятельность Вашего малыша, но и положительно влияет на расширение его коммуникативных

возможностей: ребенок может словами сообщить о своих ощущениях («бойно»-больно, «ласо»-хорошо), указать на объект действия («апка»-просит шапку, одеваясь на прогулку), его направление («деда»-идет в гости к дедушке). В подобных «высказываниях» Вашего малыша выражается субъективно наиболее значимая для него информация, а общий смысл извлекается из ситуации. Необходимым этапом для перехода к фразовой речи является объединение в одно смысловое целое двух разных слов.

2. Большинство детей овладевает фразовой речью достаточно
успешно. Как правило, переходным этапом от однословного
слова-предложения к развернутой фразе являются высказывания
типа: «патя» (платье) - указательный жест в направлении шкафа,
которые наблюдаются у всех детей на более ранних этапах.
Постепенно в речи ребенка появляются новые выражения, в
которых вытесняется невербальный (жестовый) компонент:
«Сина тям». (Машина там). «Исе секя» (Еще сока). Такие
высказывания иногда называют «телеграфным стилем».

3. Для успешного формирования полноценной фразовой речи
необходимо появление следующего структурного типа
высказываний, которые строятся на основе фиксации действия и
объекта, на который оно направлено («катить сину»-катить
машину, «пить секя»-пить сок). Малыш обычно начинает с
обозначения действий, выражающих его желания, или
указывающих на перемещения предметов в пространстве,
которое он может видеть или самостоятельно производить. Если
Вы не наблюдаете таких двухкомпонентных выражений, то
постарайтесь выделить в потоке его однословных «предложений»
те, которые обозначают не констатацию существования данного

предмета, а выражают определенное эмоциональное отношение к нему и желание произвести с ним определенное действие. Например, слово «сина» (машина) в определенном контексте может обозначать «кати машину». Попробуйте угадать желание малыша и произвести необходимое действие с игрушкой, предварительно «назвав» это действие и его объект. Произнесите два слова медленно, несколько раз, обязательно попробуйте повторить их вместе с малышом. Обратите внимание ребенка на то, что повторяя слово-действие он может добиться аналогичных результатов с другими объектами (мячом, коляской). Так у ребенка постепенно сформируется умение оперировать стандартной структурой двухсловной фразы в сходных ситуациях. Стимулируя Вашего малыша к произнесению именно фразы, а не одного слова, Вы можете прекращать его «понимать» в игре, если он попробует вернуться к однословному слову-предложению.

4. В дальнейшем будет полезно, если Вы обратите внимание
малыша и на другие варианты построения фразы, например, при
согласовании именительного падежа с глаголом. В игре «Кормим
куклу», изобразите, что Вы кормите куклу Катю, Лялю, затем -
игрушечного мишку, зайца, в конце игры «покормите» малыша.
Рассказывайте во время кормления, кто сейчас ест: «Катя ам-ам»,
«Ляля ам-ам». Пусть малыш повторит Ваши действия, а Вы
задавайте ему вопросы типа: «Катя что делает?», «Кто ест?».
Играя в эту игру, Вы через некоторое время добьетесь, что от
однословных ответов Ваш малыш перейдет к фразе из двух слов.

5. Закрепите у Вашего ребенка умение заканчивать фразу, читая с
ним короткие хорошо знакомые стишки и недоговаривая

последнее слово в конце строчки3. Если Вашему ребенку очень нравится какое-нибудь стихотворение, и он постоянно просит его почитать, попробуйте предложить ему начать 1-2 строчки. Если он произнесет только одно слово вместо всей строки, ничего страшного, подбодрите и похвалите его, в следующий раз у малыша получится лучше, а пока Вам надо прийти ему на помощь и еще раз начать читать стихотворение.

6. Продолжайте рассказывать малышу истории по картинкам из
детской книжки. Эффективным приемом развития речи является
именно выразительный пересказ содержания простой сюжетной
картинки, на которой любимый герой совершает понятные и
хорошо знакомые малышу действия. Обязательно поговорите с
Вашим малышом о том, что происходит с героем. Пусть ребенок
попробует рассказать Вам свою историю (он еще не способен
самостоятельно пересказывать, но уже может отвечать на
несложные вопросы по содержанию картинки). Обращайте его
внимание на изображение тех действий или предметов, которые
наиболее важны для понимания сюжета.

7. Помните, что переход к двухсловным предложениям знаменует
собой качественный скачок не только в речевом, но и в
когнитивном развитии ребенка. Внимательно прочитайте наши
рекомендации по развитию фразовой речи у ребенка раннего
возраста. Следите за формированием фразы у Вашего ребенка,
записывайте образцы его собственных самых длинных
высказываний.

Общие рекомендации к развитию фразовой речи у ребенка

3 Обратите внимание на стихи Т. А. Шарыгиной для детей, которые были специально написаны для детей раннего возраста и прошли апробацию в ДОУ №815 ЮЗАО (зав. Р.И. Тюркина).

Первоначально наиболее распространенными примерами использования первых двухкомпонентных высказываний в речи ребенка раннего возраста выступают модели двух типов:

1. «Замороженные формы», образованные по образцу взрослых
высказываний:

- Слышала? Ворона сидит: кар-кар!

- Фу! Кака! Иди гуляй!

2. Собственные детские высказывания, образованные без
использования грамматической связи между частями
предложения, что характерно для «доморфологического» этапа в
развитии речи

- Мама нет.

- Вова бух!

Именно модели второго типа являются более продуктивными формами для развертывания детских высказываний путем их наращивания до 3 слов:

- Папа работа ту-ту (Папа уехал на работу).

- Мама нет магазин (Мама не пошла в магазин).

Интересно, что при развертывании двухкомпонентного высказывания в трехкомпонентное высказывание некоторые дети используют в них «замороженные формы», которые теперь проявляют характерные для «доморфологического» этапа признаки:

- Саша бабушка забрала (Сащу забрала бабушка).

- Деда ля ля не дал! (Деда не дал куклу).

Некоторые дети, чаще - это девочки, способны выучить за взрослым наизусть и трехкомпонентное высказывание, не содержащие глагола (Алина Ш., 2.2.: «Дочка - счастье мамино»), однако такая модель не является продуктивной и не преобразуется в дальнейшем в речи детей в другие типы высказываний. В тоже

время «безглагольные» модели двухкомпонентных детских высказываний со временем «разворачиваются» до 3 слов, и часто этим третьим словом становится именно глагол:

- Извини, Аля пить не (Извини, Алина пить не хочет)

- Ищё сыок хотю (сравнить с образцом более ранних высказываний

- еще сыра, еще каши).

В раннем возрасте дети - чрезвычайно талантливые «ученики», и развитие у них фразовой речи идет очень быстро. По нашим данным, примерно за 1,5 - 2,5 месяцев ребенок модифицирует свои высказывания в грамматические конструкции, практически не отличающиеся от образцов правильной взрослой речи:

2.2.: Маму люблю сильно.

2.2.Поедем на дачу к бабе Ире

2.2.Сережа на дачу играть, Аля тоже.

2.2.Баба, ищи мое пальто.

2.2.Мама, пошли играться, домик строить

2.2.Включи мультик Антошка, Антошка

2.3.Давай лялю покормим.

2.3.Папа домой скоро придет.

2.3.Мишку сейчас посажу и покормлю

2.3.Гулять на коляске пойдем

2.3.В магазин пойдем к крестному

2.4.Я хочу пудик (пудинг).

2.4.Антон, иди скорей, делай уроки.

Как видно из этих примеров, после 2 лет развертывание детских высказываний происходит, прежде всего, за счет усвоения дополнений. Анализируя собранные данные о лексическом развитии детей второго - третьего года жизни, мы убедились в том, что опережающее накопление номинативного словаря по сравнению с адъективным словарем диктуется его коммуникативной значимостью для развертывания детского высказывания до 3 и более слов. Маленькие дети сначала начинают самостоятельно употреблять предложения, состоящие из слов, которые выполняют функцию подлежащего (сущ.), сказуемого (глагола) и дополнения (сущ.), и только потом переходят к продуцированию развернутых

высказываний с прилагательными, местоимениями и другими частями речи. Сравним:

2.2.Баба, ищи мое пальто 2.3 Мишку сейчас посажу и покормлю 2.5.Я сама не могу колготки одеть. 2.5.Мы играем с Машей на балконе

Осваивая родной язык, дети стремятся передать все больший и больший объем информации, строя высказывания с однородными членами - глаголами (а вскоре и дополнениями) или бессоюзные «предложения» из нескольких грамматических основ. Сравним:

2.3. Мишку сейчас посажу и покормлю 2.3. Мама, пошли играться, домик строить

2.5.Папа придет с работы и принесет ягодку с косточкой 2.5. Не будем мазать, будет больно, само пройдет 2.5.Пойдем на рынок, купим хлебушка и шоколадку 2.5.Не мешай мне, я буду кашу варить 2.5.Сейчас пойдем и гулять. Пойдем, да? 2.5.Уйди, видишь, меня причесывают.

2.5. У меня дома есть мама, папа, дедушка еще (есть).
2.7.К Даше придет баба Ежка и укусит за животик

Примерно к 2.6. дети овладевают сочинительной связью частей сложного предложения, в это же время в их инициативных высказываниях появляются сложноподчиненные союзы и союзные слова.

2.6. Папа а аботе, мама юбит учиться, та я сады хожу. (Папа на работе, мама любит учиться, а я
сады хожу).

2.6. Мама, авай пойдем азин купать атетки (конфетки), сок, а апом в парк апать (копать).

2.7. Дедушка, почитай книжку, а то Дима обидится
2.7.У меня дома теефон, по коому я азговаиваю
2.7.Мамина сетка сломанная, смоти, как разоваась.
2.7.Когда деда покушает, мы пойдем играть в констуктор.
2.9.Я подозреваю, что папа ушел в гараж за машиной

2.9.Собачка грустная, потому что хочет кушать

2.10. Мне вчера приснился сон, как будто мы все катались на паровозике.

2.10.Я буду кататься с горки, а ты посмотришь, как я съезжаю.

2. Ю.Когда я была дома с бабушкой, мамой, папой и Костей и мама пошла меня купать, сняла с

меня кофту, а у меня на руке сидел комар.

После 2,5 лет дети значительно точнее начинают формулировать временные отношения, используя в своих высказываниях - наречия времени,

2.10.Сейчас я принесу ноты, ежика и мы споем песню про ежика.

2.10.Сейчас я достану свое шоколадное мороженое из своего груза и угощу вас.

- глаголы в форме будущего времени

2.8.Я пойду в садик и буду плавать в бассейне. 2.8.Папа заработает денежку и купит мне конфетку. 2.8.Я на корабле на море поеду.

2.10 .Или ты меня разбудишь, или я тебя разбужу.

В приведенных выше примерах есть высказывания как мальчиков, так и девочек, записанные родителями во время свободной деятельности детей в домашних условиях. Мы просили дать образцы 5 самых длинных предложений из речи ребенка, самых длинных и трудных в каком-либо отношении. Это должны были быть самостоятельно построенные предложения, а не тексты песенок, стихотворений, а также не повторение фраз вслед за взрослым.Это задание полностью соответствует формулировке задания из второй части МакАртуровского «Теста речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста: слова и предложения», работа над стандартизацией которого ведется в настоящее время сотрудниками кафедры детской речи РГПУ им. А.И. Герцена.

Общие рекомендации к развитию речи Вашего малыша (от 2 до 3 лет).

Если Вашему малышу уже исполнилось два года, и он постепенно начинает говорить фразой, то Вам надо обратить особое внимание на темпы овладения им новыми словами. Накопление новых слов и выражений в «словарном запасе» Вашего малыша напрямую зависит от тех требований к его речи, которые предъявляются ребенку в семье, и условий, в которых малыш растет и развивается. Дошкольным педагогам и воспитателям хорошо известно, что, как правило, наиболее успешно развивается речь у детей, которые воспитываются в семьях, где уже подросли их братья или сестрички. Старшие дети охотно используют малышей в своих

играх, активизируя их двигательную и речевую активность, обучая следовать элементарным «правилам», требующих внимательного выслушивания и точного выполнения словесных команд и запретов. Понаблюдайте за своим ребенком! Если это ваш единственный малыш, то, как правило, Вы гуляете с ним в определенном, хорошо знакомом и ему, и Вам месте - на детской площадке, в песочнице, в скверике. Вокруг гуляют мамы и бабушки таких же малышей: взрослые давно и хорошо знакомы друг с другом, они обмениваются на площадке интересующей их информацией. А дети, которые тоже уже «знакомы» друг с другом, в то же время «гуляют» каждый сам по себе, обращая внимание скорее на новые игрушки своих «соседей по песочнице», чем на них самих. Для того, чтобы маленькие дети начали самостоятельно общаться со своими сверстниками, нужен взрослый посредник, который первоначально возьмет на себя инициативу в игре. Необходимо каждый раз придумывать для малышей новую простую игру или занятие: собирать вместе шишки или листья, складывать камешки в ямку, искать «потерянную» в песочнице лопатку. Дети сначала будут только пассивно отвечать на заданные Вами вопросы или выполнять Ваши задания. Однако постепенно они привыкнут взаимодействовать в игре не только с Вами, но и с играющими в эту же игру сверстниками, смогут перейти от отраженного повторения Ваших высказываний к самостоятельной инициативной речи, обращенной не только к взрослому, но и к другим детям. А желание «быть первыми» в игре (найти лучшую шишку, самый большой лист и т.п.) будет стимулировать у них активное употребление слов типа: «Я нашел! У меня больше!»).

Наши рекомендации