Развитие речи ребенка: от первых слов до первых фраз
Громова О. Е.
Ребенка
Достаточно часто молодые мамы, не замечая того, используют в общении с ребенком в большей степени экспрессивно-мимические средства (жесты, взгляды и т.п.), нежели собственно речь. Однако наиболее адекватным для успешного развития речи Вашего ребенка будет употребление Вами простых слов, относящихся к конкретным предметам и реальным, происходящим в настоящий момент действиям.
Ваша речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога и четкой артикуляцией. Важно, чтобы во время вашего обращения к ребенку он мог видеть как движения ваших губ, так и тот предмет, который вы называете.
Внимание малыша еще очень рассеяно, поэтому просто механическим повторением вы не добьетесь нужного результата. Чтобы малыш быстро не потерял интерес к предлагаемому вами занятию, попытайтесь подобрать такие предметы, которые привлекут его внимание своей яркостью, необычностью формы, текстуры и т.п.
Дайте ребенку в руки этот предмет, покажите, какое действие можно с ним сделать, спрячьте его на глазах у малыша (под подушкой с дивана или под платком) и попросите его найти. Поощряйте любой вариант произнесения нового слова, доступный для Вашего ребенка.
Заключение
В заключение, хотелось бы еще раз обратить Ваше внимание на тот факт, что речь малыша развивается стадиально, невозможно «перепрыгнуть» какой-то из этих этапов и сразу от молчания перейти к замечанию типа «каша пригорела». Если Вы заметили какие-то трудности в формировании речевого общения с Вашим ребенком, то лучше не ждать 3 лет, а проконсультироваться у специалистов раньше. Целесообразно сначала пройти обследование у детского невропатолога, провести дополнительные исследования головного мозга: эхоэнцефалографию (М-эхо), реоэнцефалографию (РЭГ), чтобы исключить влияние органических изменений в деятельности центральной нервной системы на развитие Вашего ребенка. Затем следует обратиться на консультацию к детскому
психологу, который даст вам заключение об уровне психического развития вашего малыша, которое включает индивидуальную характеристику сенсорного, двигательного, когнитивного и эмоционального развития Вашего ребенка. Недоразвитие каждой из этих сфер может привести к задержке в формировании речи как средства общения у Вашего ребенка.
Вы можете предварительно сориентироваться в возрастных требованиях к развитию речи ребенка раннего возраста по таблицам в Приложении, однако они носят только ориентировочный характер, и окончательное заключение вы можете получить только после консультирования вашего ребенка у логопеда - специалиста по раннему возрасту.
Не откладывайте эту консультацию! Помните, что ваш ребенок может получить необходимую помощь только при своевременном обращении к специалистам. При поздних сроках обращения вы рискуете потерять время, слушая бесполезные «советы», что ребенок и так заговорит, а затем все равно столкнуться с проблемой коррекции речевого недоразвития вашего ребенка, но только время будет упущено. Ваши первоначальные трудности в организации общения с собственным ребенком могут быть многократно усилены его поведенческим и речевым негативизмом.
В Приложении мы приводим опросник для родителей. Опросник для родителей, рекомендуется заполнять маме ребенка раннего возраста в 1 г., 1.З.М., 1.6.. 1.9., 2.0. В зависимости от индивидуального темпа речевого развития одни дети осваивают все слова из приведенного в опроснике перечня уже к двум годам, другие - справляются с этой задачей ближе к 2,5 годам.
Краткую версию опросника (Опросник для родителей: самые-самые первые слова) лучше использовать, если ваш малыш только начинает говорить и его словарный запас еще очень невелик. Ближе к 2 годам целесообразно работать с более полной версией опросника, т.к. объем слов, который ребенок понимает и может произнести самостоятельно к этому возрасту значительно увеличивается.
Анализ этого материала поможет вам проследить за динамикой лексического развития Вашего малыша, а, в случае необходимости, позволит специалисту - логопеду систематизировать ваши сведения о раннем речевом развитии ребенка. Если у Вас возникнут любые проблемы с речевым развитием вашего ребенка в возрасте до 3 лет, лучше сразу проконсультировать ребенка у логопеда - логопедическая помощь малышу в этом возрасте своевременна и очень эффективна.
Вы можете записаться на консультацию в лабораторию логопедии Института коррекционной педагогики (095- 245-11-83), где одновременно вы сможете пройти обследование и у других специалистов (невропатолог, психолог, дефектолог).
Дополш
(звуки машин, инструментов -3)
би-би QD | ту-ту-у DD | тук-тукDD
Дополнительно:________________
(план ребенка, ауканье, восклицания и эмоциональные возгласы людей -б)
а-а DD алло DD I ойDD
ay D D ах П П | ха-ха П П
Дополн игель но: _
Животные, птицы, насекомые (реальные и игрушечные) | -36 | ||||||
белка DD | коза | ПП | мишка | хрюша | ПО | ||
волк QQ | коро | аа DD | муха | DD | птичка | па | |
гусь ПП | КО1Ш | л DD | мышка | DD | СЛОН | ОП | |
ежик ПП | куку | шка пп | обезьяна | ПП | собака | пп | |
жираф D D | куро | чка пп | олень | ОП | сова | па | |
жук DD | лев | ПП | оса | DD | тигр | па | |
зайка ПО | лиса | ш | ослик | DO | утка | аа | |
чмея ПП | ЛОШ | |дка DD | пони | DD | цыплен | ок ап | |
рыба ПП | лягу | шкаОО | рак | ПО | щука | пп | |
Дополнительно (+ персонажи i | 1ультфильмов1: | ||||||
Транспорт (реальный и игру | щечный) -9 | ||||||
Автобус ПП | коляска ПП | мотоцикл П П | |||||
велосипед ПП | машина П П | поезд ПП | |||||
грузовик П П | метро ПП | самолет ПП |
Дополнительно : | |||
Игрушки - 12 | |||
Шарик | книжка DD | карандаш D D | пирамидка DD |
(воздушный) DD | кубик П 0 | лопатка D D | пузыри |
ведерко П П | кукла DD | мячик DD | (мыльные) DO |
дудочка П D | санки DD | ||
Дополнительно: | |||
Продукты питания, напитки -55. | |||
Ананас D D | картошка D D | макароны DD | сок DD |
апельсин П D | каша DD | мандарин D D | сосиски D D |
арбуз D D | кекс D D | масло D D | суп DD |
банан D D | кефир D D | молоко D D | сушки D D |
борщ П П | колбаса П D | морковка 0 D | сыр DD |
варенье П П | компот D D | мясо D D | творожок DD |
виноград DD | конфета D D | огурец DD | торт D D |
вода П D | косточка DD | печенье D D | хлеб DD |
горошек D П | кофе D D | помидор D D | чай DD |
грибы D D | котлета DD | пряник DD | щи DD |
груша D D | крекер D D | пирожок D D | яблоко D D |
изюм D D | курица DD | рыба DD | яйцо DD |
йогурт D D | кукуруза DD | сахар DD | ягода DD |
капуста DQ | лук DD | слива 0 D | |
Дополнительно: |
i еду Вашего ребенка.
Одежда, детали одежды - 32.
Ботинки D D | кофта | DD | платок | DD | тапочки | DD |
брюки D D | куртка | DD | плащ | DD | трусы | DD |
варежки D D | майка | DD | пуговица | DD | туфли | DD |
джинсы D D | носки | DD | рубашка | DD | фартук | DD |
карман D D | пальто | DD | сапожки | DD | халат | DD |
кепка D D | памперс | DD | сандалии | DD | шапка | DD |
колготки D D | пижама | DD | свитер | DD | шарф | DD |
комбинезон D D | платье | DD | слюнявчик | DD | юбка | DD |
Дополнительно: |
Пожалуйста, подчеркните в анкете только ту одежду, которую Ваш ребенок помогает Вам снимать с себя при раздевании или пытается надевать самостоятельно.
Вопросительные слова —10.
Где как
00 00
какой ПО когда О О
кому О О куда DO
кто ПО почему П О
чей ПП что ПП
В DD
вверх О О
вниз 00
далеко D D
близко 00
за 00
здесь О О
изПП
Громова О. Е.
Развитие речи ребенка: от первых слов до первых фраз
Рекомендации родителям
Москва «Просвещение» 2007
РАЗВИТИЕ РЕЧИ РЕБЕНКА: ОТ ПЕРВЫХ СЛОВ ДО ПЕРВЫХ ФРАЗ: РЕКОМЕНДАЦИИ, ИГРЫ, УПРАЖНЕНИЯ
Ольга Евгеньевна Громова
I .Предисловие
2.Что такое начальный детский лексикон
З.Как происходит накопление слов в начальном детском лексиконе
4.Общие рекомендации к развитию речи маленького ребенка
5.Развиваем речь (от 1 года до 1г.3мес.)
6.Развиваем речь (от 2 г.Змес. до 1г.6мес.): игры и упражнения
7. Общие рекомендации к развитию речи Вашего малыша (от 1,5 лет до 2 лет)
8.Развитие речи (от 1г.6.мес. до 1г.9мес.): игры и задания
9.Развитие речи (от 1г.9мес. до 2 лет): игр и занятия
10. Общие рекомендации к развитию речи Вашего малыша (от 2 до 3 лет)
I1 .Развитие речи (от 2лет до 2 лет 6 мес.)
12.Развитие речи (от 2 лет 6 мес. до 3 лет).
13. Заключение
14. Приложения
14.1.Основные этапы развития языка и речи -таблицы (М.Э. Вернадская, О.Е. Громова)
14.2.Опросник для родителей (первые слова) О.Е. Громова
14.3.Опросник для родителей (самые - самые первые слова) О.Е. Громова
14.4. Анкета для родителей (О.Е. Громова)
14.5. Стихи для самых-самых маленьких: рассказываем и учим (вступление О.Е. Громова,
автор Т. А. Шарыгина).
Ваш малыш: учимся общаться друг с другом. От автора
Ранний возраст считается очень важным периодом в жизни ребенка. Это время наиболее бурных и стремительных изменений в психическом и физическом развитии малыша. Это время, когда ребенок делает первые шаги, произносит первые слова. Это время, когда за сравнительно небольшой срок ребенок учится говорить на родном языке, начинает использовать жесты и другие коммуникативные средства.
Если Вы - молодые родители, особенно если у Вас первенец, то наверняка Вы уже столкнулись с необходимостью решения многих вопросов, связанных с развитием, воспитанием и ранним обучением Вашего ребенка.
Цель нашей книги - рассказать родителям об основных закономерностях речевого развития в раннем вс'зрасте, предложить эффективные приемы для выявления первых успехов и первых проблем в развитии речи ребенка в возрасте 2-3 лет, познакомить с некоторыми педагогическими «подсказками», ! которые помогут взрослым активно влиять на темпы усвоения реС 'нком новых слов и стимулировать их появление в самостоятельной \ :чк.
Причин возникновения проблем в развитии детской речи современной науке известно достаточно много,''но для родителей, прежде всего, важно знать, что свой путь в преодолении этих проблем любой ребенок может пройти только вместе с ними. Даже самый квалифицированный логопед или психолог не наблюдает Вашего ребенка также много, как Вы и члены Ва&гей семьи, а значит и максимальное влияние на ребенка оказывает Именно его близкое окружение - мама, папа, бабушка, дедушка, ^старшие братья и сестры.
Речь является важнейшим средством организации эффективного социального взаимодействия между ребенком и воспитывающим его взрослым. Общаясь с малышом, постарайтесь видеть в нем полноценного партнера в диалоге, интересуйтесь его мнением по самым, на Ваш взгляд, очевидным вопросам - только так Вы воспитаете в ребенке не просто собеседника, а станете для него самым лучшим Учителем и Другом.
Развитие речи ребенка: от первых слов до первых фраз: рекомендации, игры, упражнения.
ЧТО ТАКОЕ: НАЧАЛЬНЫЙ ДЕТСКИЙ ЛЕКСИКОН?
Первые слова все маленькие дети, и девочки, и мальчики, как правило, произносят к 1 году. Эти слова похожи у всех детей: «мама», «баба», «на-на», «ам-ам». По своей слоговой структуре они напоминают лепет и чаще всего в их основе лежат звукоподражания.
Слова, которые ребенок произносит сам, образуют его активный словарь.Однако уже в возрасте около 1 года малыш понимает значительно больше слов, чем может произнести самостоятельно. Эти слова входят в его пассивный словарь.
Именно из первых слов малыша, и тех, которые он умеет произносить сам, и тех, которые только понимает, но еще не говорит, начинает складываться начальный детский лексикон-реальный словарный запас, которым располагает ребенок, только начинающий осваивать родной язык.
При всех индивидуальных различиях между детьми, воспитывающихся в разных социальных условиях, начальный детский лексиконсодержит стандартный набор понятий, которые можно условно разделить на несколько основных словарных групп (имена окружающих ребенка людей, звукоподражания, названия
животных и птиц, игрушек, продуктов питания, действия, определения, вопросительные слова и т.д.).
Примерный перечень слов, входящих в начальный детский лексикон, варьируется в зависимости, прежде всего, от возраста ребенка, а также - его половой принадлежности, семейного окружения, освоенных ребенком практических и игровых действий, познавательных сведений, полученных от родителей. Несмотря на такое разнообразие факторов, влияющих на речевое развитие конкретного ребенка, собственно перечень слов в начальном детском лексиконе ограничен особенностями познавательного развития в раннем возрасте и, как правило, не превышает 500 слов к 2 годам (имеется в виду суммарное значение активного и пассивного словарного запаса).
КАК ПРОИСХОДИТ НАКОПЛЕНИЕ СЛОВ В НАЧАЛЬНОМ ДЕТСКОМ ЛЕКСИКОНЕ?
После произнесения первых нескольких слов в возрасте около 1 года, сначала дети «наращивают» свой активный словарь очень медленно. Существует период - обычно он длится примерно 6 месяцев после произнесения ребенком первых слов - когда малыш медленно осваивает произношение незначительного числа самых важных для него слов. Эти слова имеют чрезвычайно широкое лексическое значение, так что смысл детского высказывания становится понятным взрослому человеку только из ситуации, в которой происходит общение с ребенком. Например, «ко-ко» -курочка, любая птичка, яйцо, хочу яичко; р-р-р - собака, тигр, лев, рычит, страшно, боюсь.
К 1,5 годам многие дети говорят уже около 30-50 слов, которые произносятся сравнительно разборчиво - это связано с тем, что после 18 месяцев дети легко осваивают произвольные
артикуляции: могут по показу взрослого вытянуть губы «трубочкой», растянуть их «в улыбку», «поболтать» языком из стороны в сторону. Это способствует дальнейшей активизации их артикуляционных возможностей, помогает детям повторить нужное слово вслед за взрослым.
Слова, которых после 1,5 лет становится в активном словаре все больше, приобретают более конкретные лексические значения, их можно соотнести с соответствующими морфологическими разрядами (зая - существительное, пить - глагол, тотам? - кто там? -вопросительное слово с указательным местоимением). Во втором полугодии второго года жизни ребенок «переводит» свой пассивный запас в активный, начинает говорить многие из слов, которые раньше только понимал, но не умел произносить самостоятельно. Ближе к двум годам (примерно в возрасте около 1 г. 8 мес. - 1 г. 10 мес.) этот поступательный процесс приобретает такой стремительный характер, что исследователи детской речи назвали этот период в развитии ребенка - «лексическим взрывом».
Активно повторяя за взрослым, малыш с энтузиазмом «учит» все новые и новые слова, иногда воспроизводя уже целые высказывания (идем гулять, Ваня пачет (плачет). И, наконец, примерно к 2 годам в речи ребенка появляются первые фразы, сконструированные самостоятельно из нескольких слов. Эти первые высказывания ребенка еще очень далеки от совершенства, в них преобладают наиболее хорошо усвоенные ребенком «лепетные» глаголы (бух, прыг, как - кап) в сочетании с номинациями (мама, дядя, имя ребенка). Однако их появление знаменует собой важнейший шаг, сделанный в коммуникативном развитии ребенка! Малыш теперь сам стремится «развернуть» свое высказывание,
чтобы донести информацию до своего собеседника в более понятной и, что самое важное, речевой форме.
МОЖНО ЛИ СРАЗУ ОПРЕДЕЛИТЬ, ЧТО У ВАШЕГО РЕБЕНКА СЕРЬЕЗНОЕ НАРУШЕНИЕ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ?
Сразу определить серьезность нарушения речевого развития ребенка только на основании заполнения опросника по начальному детскому лексикону НЕЛЬЗЯ!
Известно, что индивидуальные темпы овладения языком могут очень сильно различаться. Есть дети, которые начинают говорить свои первые слова, как и все, к 1 году, а затем надолго остаются в своем речевом развитии на уровне оперирования несколькими словами в сочетании с эмоционально - окрашенными возгласами и жестами.
Родителям важно знать, что одним из важнейших показателей динамики речевого развития ребенка в возрасте до 2 лет является не столько объем его активного словарного запаса (сколько слов произносит ваш малыш), а то, насколько хорошо он Вас понимает и способен реагировать на Ваше словесное обращение. По данным последних исследований, проводимых на кафедре детской речи РГПУ им. А.И. Герцена, нижней границей возрастной нормы для ребенка 2 лет является объем активного словаря около 50 слов при хорошем понимании обращенной речи.
Исследования детей с задержкой речевого развития, проводимые нами совместно с детским психологом М.Э. Вернадской в Институте коррекционной педагогики РАО показали, что хорошая речь является важнейшим показателем благополучия общего психического развития ребенка.Причем при всей субъективности оценки речевого развития ребенка с помощью опросника, родители могут достаточно точно проследить за позитивными изменениями в
словарном развитии своего малыша. Значительный опыт консультирования семей, воспитывающих ребенка раннего возраста с отклонениями в развитии показал, что заполнение опросника по начальному детскому лексикону часто является первым шагом перед обращением родителей за помощью к специалистам.
Даже если при ознакомлении с нашим опросником Вам кажется, что «планка» развития речи, предложенная нами слишком высока для Вашего ребенка, не отказывайтесь от его заполнения.
Помните, что дети значительно различаются по возрасту, в котором их речь становится понятна окружающим, и по темпу усвоения навыков речевого общения, динамике накопления словарного запаса и грамматического оформления первых детских высказываний. При этом наблюдаются существенные тендерные (половые) различия при усвоении родного языка как в норме, так и при девиантном развитии речи, а именно: у мальчиков чаще отмечаются как темповые задержки речевого развития, так и специфические расстройства развития речи и языка.
Часто «поздноговорящие дети» (как правило, это мальчики) в дальнейшем продолжают развиваться абсолютно нормально, некоторое отставание во времени приобретения ими речевых навыков в дальнейшем не имеют клинического значения. Резко отличаются от них дети со специфическими нарушениями развития языка и речи: их речевое развитие представляет самостоятельную проблему на протяжении всего дошкольного возраста, хотя большая часть из них и достигает нормального или близкого к нему уровня развития речи к началу обучения в школе.
Для некоторых детей даже в условиях раннего начала логопедической помощи проблемы речевого развития остаются актуальными и в школьные годы. Такие дети продолжают обучение
в школах для детей с тяжелыми нарушениями речи, демонстрируя стойкие трудности в овладении навыками чтения и письма, развитии монологической речи, а также ряд сопутствующих проблем: эмоциональные и поведенческие расстройства, нарушения внимания, снижение объема памяти, моторную неловкость, нарушения межличностного общения и межперсональных связей в коллективе.
Позиция ведущих специалистов Института коррекционной педагогики состоит в том, что раннее выявление отклонений в развитии речи ребенка имеет следующие цели:
1. пропедевтику (предупреждение) стойких проблем в
его коммуникативном развитии,
2. профилактику речевого и поведенческого
негативизма,
3. максимально возможную стимуляцию речевого
потенциала ребенка в возрасте до 3 лет, т.к. именно
этот период считается особенно благоприятным для
развития детской речи.
Чтобы отграничить в раннем возрасте темповую задержку речевого развития от стойкого и сложного речевого нарушения с маленьким ребенком надо не позднее 2 лет начать работу по формированию начального детского лексикона. Только динамика дальнейшего развития речи ребенка покажет, с насколько серьезной проблемой специалисты и родители столкнулись в данном случае.
КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА, ЕСЛИ У НЕГО ОТМЕЧАЮТСЯ ПРОБЛЕМЫ В НАКОПЛЕНИИ
АКТИВНОГО СЛОВАРЯ?
Изучая формирование начального детского лексикона детей раннего возраста, мы ориентировались при оценке развития детской речи на такие общепринятые показатели нормы, как:
первые слова - к 1 году,
постепенное накопление словаря - к 18 месяцам,
«лексический взрыв» - в конце второго года жизни,
первая фраза - к 2 годам,
постепенное развертывание фразовой речи после 2 лет
Таким образом, при нормальном речевом развитии дети на втором - третьем году жизни проходят в своем лексическом развитии огромный путь - от нескольких лепетных слов к построению развернутых высказываний.
Как помочь Вашему ребенку, если его лексическое развитие не укладывается в эти сроки?
Логопедам давно известно, что независимо от темпов овладения языком, существует строгая последовательность стадий речевого развития. Выдающийся отечественный ученый Р.Е. Левина назвала их уровнями развития речи.
В таблице 1. приведена сравнительная характеристика основных этапов речевого развития детей при нормальном речевом развитии (онтогенезе) и в случаях отклонений в развитии речи (речевого дизонтогенеза). В ней обобщаются данные по работам А.Н. Гвоздева и Р.Е. Левиной, а также дается их сопоставление с принятой в лингвистике детской речи (С.Н. Цейтлин) и дошкольной педагогике периодизацией.
Таблица 1.1.Основные этапы развития детской речи в норме и при дизонтогенезе.
Периодизация речевого развития | С. Н. Цейтлин | А.Н. Гвоздев | Р.Е. Левина |
Нормальный речевой онтогенез | Речевой дизонтогенез |
I. Доречевой этап: от рождения до одного года | Дословесный этап (до первых слов, самостоятельно продуцируемых ребенком) | Регулярные наблюдения начались после одного года | Сведения о раннем речевом развитии носят отрывочный, несистематизированный характер |
II. Этап первичного освоения языка: от одного года до двух лет | Этап однословных высказываний (до первых двух-компонентных высказываний) | «Однословное предложение» 1.3. - 1.8. | I. Первый уровень речевого развития (аномального): отмечается «отсутствие общеупотребительных средств общения». Автономная детская речь. |
Этап начальных двукомпонентных высказываний (до первых трех-компонентных); | «Предложение из двух слов-корней» 1.8. | П. Второй уровень речевого развития : «начатки фразовой речи» | |
III. Этап усвоения основных грамматических правил в языковой системе родного языка | Этап элементарных сложных предложений Период раннего речевого развития закончен: 3 года | Усвоение грамматической структуры предложения 1.10.- 3.0. Звуковая сторона практически речи усвоена1 ( | III. Третий уровень речевого развития: «обиходная фразовая речь с пробелами лексико-грамматического и фонетического строя» |
Любой ребенок с нормальным слухом и интеллектом проходит в своем речевом развитии через определенные стадии (уровни), причем стимулирующее воздействие на речь ребенка в случаях задержки речевого развития должно соответствовать именно той стадии (уровню) речевого развития, на которой он находится в настоящее время.
Таким образом, при отклонениях в развитии речи надо учитывать те методические рекомендации, которые соответствуют не хронологическому возрасту ребенка, а его речевому развитию.
1 За исключением некоторых звуков, имеющих в русском языке сложную артикуляцию - р,ш,ж.
Общие рекомендации к развитию речи маленького
Ребенка
Достаточно часто молодые мамы, не замечая того, используют в общении с ребенком в большей степени экспрессивно-мимические средства (жесты, взгляды и т.п.), нежели собственно речь. Однако наиболее адекватным для успешного развития речи Вашего ребенка будет употребление Вами простых слов, относящихся к конкретным предметам и реальным, происходящим в настоящий момент действиям.
Ваша речь должна быть не только эмоциональна, но и хорошо интонирована, с выделением ударного слога и четкой артикуляцией. Важно, чтобы во время вашего обращения к ребенку он мог видеть как движения ваших губ, так и тот предмет, который вы называете.
Внимание малыша еще очень рассеяно, поэтому просто механическим повторением вы не добьетесь нужного результата. Чтобы малыш быстро не потерял интерес к предлагаемому вами занятию, попытайтесь подобрать такие предметы, которые привлекут его внимание своей яркостью, необычностью формы, текстуры и т.п.
Дайте ребенку в руки этот предмет, покажите, какое действие можно с ним сделать, спрячьте его на глазах у малыша (под подушкой с дивана или под платком) и попросите его найти. Поощряйте любой вариант произнесения нового слова, доступный для Вашего ребенка.