Учение Канта о государстве и праве
Иммануил Кант (1724-1804) первый в Германии приступил к систематическому обосновании либерализма — идейной платформы класса буржуа, выделявшихся из конгломерата третьего сословия, стремившихся утвердить в стране экономическую и политическую свободу. Труды: «Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения», «К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве». Человек - субъект нравственного сознания, в корне отличный от окружающей природы, - в своем поведении должен руководствоваться велениями нравственного закона. Закон априорен, не подвержен влиянию никаких внешних обстоятельств и потому безусловен - категорический императив, который имеет абстрактнообязательный и формалистический характер.
Кант осознавал, как важна проблема правопонимания, и насколько важно ее сформулировать. «Вопрос о том, что такое право, представляет для юриста такие же трудности, какие для логики, представляет вопрос, что такое истина. Конечно, он может ответить, что согласуется с правом, т.е. с тем, что предписывают или предписывали закона данного места и данное время. Но когда ставится вопрос, справедливо ли то, что предписывают законы, когда от него требуется общий критерий, по которому можно было бы распознать справедливое и несправедливое, - с этим он никогда не справится, если только он не ставит на время в стороне эти эмпирические начала и не поищет источника суждений в одном лишь разуме». Здесь разум, по Канту, есть способность (и воля) создавать принципы и правила морального поведения, содержащая их в себе в качестве внутреннего априорного суждения.
Атрибут свободы свойственен человеческой личности: дар определять самим себе цель и варианты сообразного с намеченной целью поведения является врожденным. Проблема в том, что не каждый использует индивидуальную свободу только для реализации категорического императива. Она перерастает в произвол. Совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другому, Кант называет правом. Следовательно, право, призвано регулировать внешнюю форму поведения людей, выражаемые вовне человеческие поступки. Субъективные мотивы, мысли и переживания регулируются моралью. Никто не вправе предписывать человеку ради чего ему стоит жить, в чем надо видеть свое личное благо и счастье. Тем более нельзя добиваться от него угрозами и силой исполнения этих предписаний.
Истинное призвание права - надежно гарантировать морали то социальное пространство, в котором она могла бы нормально проявлять себя, в котором она могла бы беспрепятственно реализовывать свободы индивида. В этом суть идеи Канта о моральной обоснованности права и его моральной основе.
Осуществление права требует того, что бы оно было общеобязательным. Всеобщая обязательность права достигается принудительно силой (соблюдение индивидуумом правовой нормы, воспрепятствование его нарушения, восстановления нарушенного). Без принудительной силы право не способно осуществлять свои функции и категорический императив в качестве всеобщего закона лишиться своей безусловности. Снабдить право принудительной силой способно только государство - исконный и первичный носитель принуждения.
Анализируя происхождение государства, Кант определяет его начало как естественное состояние, лишенное всякой гарантии законности. Нравственный долг, чувство уважения к естественному праву побуждают людей оставить это состояние и перейти к гражданскому обществу. Переход к последнему не носит характер случайности. Акт, посредством которого изолированные индивиды образуют народ и государство, есть договор.
«Общественный договор» по Канту, заключают между собой морально развитые люди. Поэтому государственной власти запрещается обращаться с ними как с существами, которые не ведают морального закона, и не могут сами правильно выбрать линию поведения.
В праве Кант различает три категории: естественное право, которое имеет своим источником явные, априорные принципы; положительное право, источником которого является воля законодателя; справедливость - притязание, не предусмотренное законом и потому не обеспеченно принуждением.
Естественное право, свою очередь распадается на две ветви: частное право (регулирующее отношения индивидов как собственников) и публичное право (определяющее отношения между людьми, объеденные в союз граждан (государство), как членами политического целого).
Идею разделения властей Кант трактует как идею равновесия властей. Законодательная власть, - принадлежащая только суверенной «коллективной воле народа». Исполнительная власть - сосредоточена у законного правителя и подчинена законодательной верховной власти. Судебная власть - назначена властью исполнительной. Субординация и согласие трех ветвей власти способны предотвратить деспотизм и гарантировать благоденствие государства.
Классификация форм правления: Формы правления, по числу законодательствующих лиц: Автократия (абсолютизм). Аристократия. Демократия.
Кант считал реально достижимым строем государства конституционную монархию. Государь, правитель наделяется только правами. Кант оспаривает право народа наказывать главу государства, если даже тот нарушает свой долг перед государством. Осуждается также право на восстание и опускается только легальное и в некотором смысле пассивное сопротивление существующей власти. Форма борьбы за право - неповиновение.
Все политически изменения Кант предлагает путем плавных реформ сверху, но не в коем случае не путем открытой вооруженной борьбы. Кант выдвигает проект установления «вечного мира», путем создания всеохватывающей федерации самостоятельных равноправных государств, построенных по республиканскому принципу. По его мнению, создание такого космополитического союза в будущем неминуемо. Предпосылкой тому должны явиться просвещение и воспитание народов, благоразумие и добрая воля правителя, коммерческие потребности наций.