Удобная поза со скрещенными ногами
Сядьте на мягкое одеяло или коврик, чтобы вы могли некоторое время сохранять неподвижность. Скрестите ноги. Подложите под таз подушку или свернутое одеяло, чтобы бедра были выше коленей или хотя бы на одном уровне с коленями. Если вы чувствуете, что колени висят в воздухе, для устойчивости подложите под каждое колено свернутое одеяло или полотенце: колени должны на что-то опираться. Постепенно, через какое-то время, ваши бедра раскроются, а колени сами опустятся ближе к полу. Не стоит прижимать колени к полу силой.
Если вам очень трудно сидеть прямо, можно прислониться к стене. Но старайтесь отвыкнуть от привычки опираться на стену: нужно опираться на собственный позвоночник.
3. Вирасана с опорой
Встаньте на колени, согните ноги, подошвы обращены вверх, стопы прижаты к бедрам. Подложите под таз свернутое одеяло или подушку. Сядьте повыше, чтобы не было боли в коленях. Если вы чувствуете боль от давления ног на пол, подложите одеяло или коврик на всем участке от пальцев ног до колен. Позвоночник должен быть вытянут вверх. Не позволяйте пояснице отклоняться вперед или назад.
4. Ваджрасана ("поза молнии")
Стоя на коленях, сядьте на подошвы ног, прижав пятки к тазу снаружи. Скрестите большие пальцы ног - правая над левой.
5. Полулотос
Сядьте со скрещенными ногами, положите правую ногу на левое бедро. Подошвы ног должны быть обращены вверх. Расположитесь на подушке или одеяле так, чтобы колени опустились как можно ближе к полу.
6. Подготовка к сиддхасане
Сядьте со скрещенными ногами, подтяните левую ногу поближе к тазу, а правую положите сверху на голень, протисните пальцы правой ноги между бедром и икроножной мышцей левой ноги. Правая пятка лежит сверху над левой. Подошвы ног обращены вверх.
7. Сиддхасана ("поза совершенства")
Сядьте так, чтобы левая пятка надавливала на промежность (у мужчин) или отверстие влагалища (у женщин); пальцы левой ноги просуньте между икрой и бедром правой ноги. Правая пятка лежит точно над левой; протисните пальцы правой ноги между икрой и бедром левой ноги.
8. Падмасана ("поза лотоса")
Правую ногу положите сверху на левое бедро как можно ближе к тазу, затем поднимите левую ногу и положите ее сверху на правое бедро как можно ближе к талу. Подошвы ног должны быть обращены вверх.
Положение рук во время медитации
Наши руки - это инструменты" посредством которых мы выражаем чувства, возникшие в наших сердцах. Порой руки напряжены, постоянно сжаты или сцеплены, но они могут быть изящными и благородными. Природой духовного сердца является радость и сострадание. Способность духовного сердца проявляться на различных уровнях тела и ума зависит от открытия энергетических каналов (нади). Если нади заблокированы, движения рук также будут скованы и не смогут свободно выражать радость и сострадание.
Энергетические каналы, которые выходят из четвертой, сердечной чакры (анахата-чак-ры), идут от сердца к кистям рук. Используя во время медитации различные положения рук, называемые мудрами, мы способствуем очистке этих энергетических каналов. Мудры помогают распространить Ирану по физическому телу и всем тонким телам.
Приведем перечень мудр, которые используются во время медитации. Их можно применять в любой из описанных выше поз:
1. Руки на бедрах, ладони обращены вверх или вниз.
Пальцы должны быть расслаблены и слегка отделены друг от друга; локти слегка согнуты, плечи расправлены и расслаблены.
2. Чин-мудра
Соедините кончики большого и указательного пальца каждой руки; другие три пальца отделены, ладони вверх или вниз.
3. Бхайрави-мудра
Сложите руки под животом ладонями вверх. Левши кисть левой руки кладут сверху на правую, поскольку это делает активную руку более пассивной. Правши, соответственно, кладут правую руку на левую.
Медитация
Выбрав позу и мудру, внимательно проследите, чтобы нигде не было напряжений, и если нужно, подправьте положение тела. Намните с ног. Сознательно расслабьте и сложите ноги в ту позу, которая вам удобна. Затем двигайтесь вверх, осознавая ноги и ягодицы. Дойдя до ягодиц, почувствуйте, как их притягивает к земле. Сознательно подчинитесь этой нисходящей силе гравитации.
Если вы можете искренне подчиниться гравитационной силе, силе Земли, вы спонтанно почувствуете силу левитации, небесную силу. Эта сила будет ощущаться как движение вверх в позвоночном столбе. В суставах тела вы заметите легкость, поскольку энергия начинает циркулировать более свободно. Почувствуйте, как физическое тело становится мостом между землей и небом.
Расслабьте кисти, руки и плечи. 11усть живот и грудь примут то положение, которое позволит дышать свободнее. Расслабьте бока, спину, шею и горло. Поднимите голову так, чтобы она была продолжением позвоночника, а подбородок был параллелен полу. Убедитесь, что подбородок не выдвинут слишком вперед и нет напряжения в области шеи. Расслабьте все мышцы лица, особенно вокруг рта. Расслабьте язык. Если язык расслаблен, ум начинает успокаиваться. Язык лежит около нёба. Мягко закройте глаза, чтобы участки вокруг глаз не напрягались. Пусть межбровье расслабится и расширится. Расслабьте лоб; пусть лобные доли мозга как бы отойдут слегка назад в череп.
Теперь вы готовы сидеть спокойно.
Некоторое время ушло у нас на то, чтобы принять удобную позу, и следующий шаг - сохранять неподвижность. У вас не должно быть никаких сомнений относительно той позы, которую вы выбрали. Старайтесь по возможности позу не менять и сохранять ее до конца медитации. В следующий раз вы можете попробовать что-то другое (особенно если выбранная поза оказалась неудобной спустя всего несколько минут). Если вы испробовали практически все варианты и все они оказались неудобными, прекратите поиски! Как только вы откажетесь от усилий найти правильное положение, оно может вам открыться само.
Большинство из нас никогда, ни днем, ни ночью, не перестают двигаться. Поэтому принять одну позу, удерживать ее, пребывая в состоянии покоя, и наблюдать, как дыхание проходит через тело, наблюдать, как мелькают в уме мысли, - это очень редкая и ценная возможность. Подобное переживание отличается от того, что принято считать "нормальным". Это возможность выйти за пределы привычного мира.
Не допускайте никаких внешних движений тела. Пусть вдохи и выдохи чередуются сами по себе. Пусть мысли возникают и исчезают. До тех пор пока вы не сможете спокойно сидеть, позволяя уму думать, но не вовлекаясь в мысли, вы никогда не сможете управлять умом. Будьте свободны от мыслей, наблюдая те мысли, которые проходят через ум.
Когда мы меняем позу, мы реагируем на мысль. Мысль может быть неосознанной: она укоренилась настолько глубоко, что мы не осознаем, почему совершаем какое-то движение. Большинство из нас так неловко чувствуют себя наедине с собой, что быть неподвижными нам трудно.
Далай-лама однажды заметил: "Большинству жителей Запада не хватает уверенности в своем "Я"". Вы можете в этом убедиться сами, если понаблюдаете на Западе за людьми, стоящими в очереди, или за группой начинающих учеников йоги в ожидании начала занятий. Они не могут сидеть спокойно и все время совершают какие-то суетливые движения, потому что они не в ладах с собой.
Истинная уверенность приходит от единения с Источником, с "Я", которое является покоем. Привязанность к движениям ума возникает от недостатка уверенности в своем "Я". Ложная самоуверенность основана на гордости и высокомерии, корень которых - страх, а не душевное счастье. С изменчивым умом невозможно обрести покой и стабильность.
Что будет, если во время медитации возникнет непреодолимое желание почесаться или слегка поменять позу, и вы пойдете на поводу у этого желания? Конечно, вы освободитесь от одного раздражителя, но скоро вас начнет беспокоить другая часть тела, и все повторится сначала. Что же в результате? Бы тратите время, отведенное на медитацию, постоянно убегая от неприятных ощущений.
Погоня за удовольствиями и стремление избежать боли -это как раз то, чем заняты в жизни большинство из нас. Подобная стратегия иногда может привести к счастью, но такое "счастье" мимолетно, поскольку зависит от людей и ситуаций, которые, скорее всего, изменятся, и вскоре наше счастье растает. Такая тактика редко приводит к длительному счастью.
Если мы хотим стать действительно счастливыми и независимыми, нужно применить другую стратегию. Сидеть спокойно и неподвижно - вот возможность разрушить привычный цикл, который вынуждает нас постоянно убегать от малейших неудобств и искать удовольствий во внешнем мире. Сидеть неподвижно, невзирая ни на что - это совсем не то, как мы обычно реагируем на неприятную ситуацию. И если попытаться, мы, исследуя свой внутренний потенциал, сможем погрузиться глубже в самих себя. Мы подойдем ближе к источнику счастья.
Будьте уверены, никто еще не умирал оттого, что затекли или онемели ноги. Кровообращение восстановится, как только вы начнете двигаться. В следующий раз, садясь медитировать, просто выберите позу поудобнее, с хорошей опорой - чтобы ноги меньше затекали.
Когда вы начинаете заниматься медитацией в позе сидя, естественно возникает физический дискомфорт. Глубоко в теле у нас есть напряжения. Если мы позволяем телу сохранять неподвижность, эти подавленные напряжения могут выходить на поверхность в виде болезненных ощущений. Если вы хотите от них освободиться, старайтесь удерживать внимание на выбранном вами участке сосредоточения. Напряжение и боль - это всего лишь проявления мыслей. Если вы позволите им проявиться, они уйдут. Но если вы станете их сдерживать и отождествляться с ними, они останутся.
Наша личность сформировалась на основе всех наших привязанностей. Мы застреваем в своих симпатиях и антипатиях, в мимолетных удовольствиях и разочарованиях. Мы несем их с собой точно так же, как перемещаем и поддерживаем свое тело. Медитативная практика помогает этим структурам выйти на поверхность, чтобы мы могли позволить им уйти, и это помогает изменить личность. Позволяя уйти старым способам реагирования на ситуации и вещи, мы можем стать гибкими и открытыми и больше не держаться за жесткое представление о своем "я".
Если мы способны сохранять неподвижность тела, может начинаться внутренняя работа но трансформации ума. Мы можем приступить к сосредоточению.
Когда вы садитесь медитировать, это, как правило, не медитация, а попытка работать с дхараной, способностью сосредоточиться. Другими словами, вы даете уму некоторую работу и наблюдаете, как он пытается ее выполнить.
Очень удобным объектом сосредоточения является дыхание, так как оно есть всегда. Даже когда используют мантру, повторение про себя мантры координируется с движением дыхания.
Чтобы осуществить дхарану, начните с опознавания дыхания. Сосредоточьте внимание на том участке, где вы наиболее отчетливо ощущаете дыхательный процесс. Чаще всего для этого используются два участка: кончик носа (примерно полсантиметра перед ноздрями) или область живота, где чувствуется диафрагма, которая слегка поднимается на вдохе и опускается на выдохе.
Если вы хотите сосредоточиться на кончике носа -месте входа и выхода дыхания, тогда будьте там непрерывно, будто вы швейцар, стоящий у входа в дорогую гостиницу. Швейцар не следует за каждым постояльцем внутрь здания, не входит в лифт и не поднимается с ним в комнату. Он просто стоит и открывает дверь, чтобы каждый мог войти и выйти. Швейцар относится ко всем невозмутимо. Хороший швейцар никогда не спит на работе.
Наблюдайте за дыханием подобно тому, как швейцар наблюдает за людьми, которые входят и выходят из гостиницы. Принимайтеи осознавайте каждое дыхание -как воздух входит через нос внутрь и как затем выходит через нос. Не следуйте за дыханием внутрь носа, в трахею и мягкие ткани легких. Просто оставайтесь у входа, на участке примерно в полсантиметра у входа в ноздри, сосредоточив внимание на нем.
Если вы хотите концентрироваться на области живота, сосредоточьте внимание чуть внутри, на верхней части диафрагмы. Мышца диафрагмы по форме напоминает зонтик. Центр поднимается вверх на выдохе и опускается вниз на вдохе. Пусть ваше внимание мягко сосредоточится на этом куполе. Пусть он поднимается вверх и опускается вниз.
Когда внимание сосредоточилось и вы можете чувствовать дыхание, не контролируйте его. Пусть дыхание происходит само, а вы его только наблюдаете. Пусть ваше тело станет открытым каналом, через который может проходить дыхание.
Наблюдайте за каждым вдохом и выдохом. Возможно, вы захотите произносить про себя: "Вдох. Выдох". Прислушайтесь к дыханию. Чтобы слушать, вы должны быть в состоянии восприятия.
Не пропускайте ни одного дыхания: вдыхая, выдыхая, все время осознавайте, как дыхание входит в тело и выходит из него. Не пытайтесь управлять дыханием. Пусть процесс дыхания продолжается, вы его просто наблюдаете. Сосредоточьтесь на наблюдении за каждым дыханием и не пробуйте его изменить. Так мы постигаем искусство наблюдения.
Пусть уйдут все оценочные привязанности к дыханию. Будьте беспристрастным наблюдателем. Довольно скоро вместе с движением дыхания начнут приходить и уходить мысли. Пусть это происходит, удерживайте внимание на дыхании, наблюдайте дыхание. Не пытайтесь остановить процесс мышления и поток мыслей. Пусть мысли приходят и уходят. Не задерживайте дыхание и не задерживайте поток мыслей. Пусть дыхание непрерывно проходит через тело, а мысли -через ум.
Ваша единственная задача - помочь процессу расслабления. Не позволяйте дыханию останавливаться, не погружайтесь в мысли и не начинайте думать. Освободитесь от привычки вовлекаться н процесс мышления. Вдыхайте и выдыхайте. Движение дыхания необходимо для расслабления, которое, в свою очередь, необходимо для занятий йогой. Пусть приходит (что угодно), пусть уходит. Если возникает препятствие, неприятное ощущение, осознайте его, примите и отпустите. Если возникает приятное ощущение, осознайте его, примите и отпустите. Пусть каждый вдох, каждый выдох проходят через тело. Расслабьтесь. Удерживать внимание на череде вдохов и выдохов помогает мантра. Повторение про себя мантры, скоординированное с тем, как вы вдыхаете и выдыхаете, может стать гарантией того, что дыхание не прервется.
Санскритское слово "мантра" состоит из двух слогов: мая и тра. Мая означает "ум, орудие мышления", а тра - "соединять, пересекать"[36]. От этого же корня слово "трасса". Мантра дает вам возможность переместиться за пределы мысли.
Мантра может защищать ум. Она защищает его от отрицательных или отвлекающих мыслей. То, о чем вы думаете, становится реальностью. Если вы повторяете про себя имя Бога, эти вибрации постепенно перестраивают ваши мыслеобразы в нечто божественное. Познать Бога - значит слиться с Богом, стать Богом. Вы не можете по-настоящему узнать что-то, не став им.
Мантра -это имя того, кого вы любите. Это Его (или Ее) имя, какое бы имя Бога ни трогало ваше сердце. Оно очень интимное и очень страстное. Эта страстная любовь затрагивает настолько, что мы приходим в трепет, когда Бог нас призывает. Это и есть истинная Любовь.
- Бхагаван Дас. "Это -здесь и сейчас(а вы?)"
Мантрами могут быть ободряющие фразы, направляющие ум в должную сторону. "Не Моя воля, но Твоя да будет" или "Господи помилуй" - полезные мантры такого типа.
Весьма способствует очищению мантра "Отпускаю". Со вдохом говорите про себя От и с выдохом пускаю. При этом вы отпускаете все, что сопротивляется, что мешает проявлению в вас Божественного "Я". Вы открываете силу любви, которая и есть ваша собственная душа. Вы отпускаете все, что оказывает сопротивление йоге. Когда вы отпускаете, вы автоматически впускаете Бога.
Мы вновь приходим к тому, чтобы просто принимать все с любовью. Просто наполните это любовью - чем бы ни было "это", и если вы не можете наполнить его любовью, не делайте этого.
- Бхагаван Дас. "Это -здесь и сейчас (а вы?)"
Во время занятия медитацией вы иногда будете терять сосредоточение, ваши мысли будут блуждать. Как только вы это осознаете, мягко верните внимание к сосредоточению на дыхании, отпуская каждое дыхание и всякую мысль. До того как вы стали пытаться позволять мыслям приходить и уходить, не затрагивая вас, вы и не подозревали о том, какую огромную власть они имеют над вами.
Постепенно ум начинает возвращаться назад к источнику, тому самому источнику, в котором наше сознание пребывает во время глубокого сна. Но в отличие от спящего человека, медитирующий бодрствует и осознает весь процесс. Он (она) наблюдает за этим процессом.
Осознав, что вы - сакшин (свидетель), вы отпускаете все, что в глубине своей природы обладает способностью уходить. Остается именно то, что вы ищете, то, что было всегда, -истинное "Я".
"Я" пребывает за пределами мысли. Оно неизменно и вечно. Это "Я есмь" Вед, ваша истинная природа: та, что была у вас в пятилетнем возрасте, та, что была у вас после окончания школы, и та, что у вас сейчас, когда вы читаете эту книгу. Внешняя форма вашего тела, конечно же, изменилась. Ваш ум менялся миллиарды раз, но внутренняя сущность не изменилась. Вы по-прежнему здесь. Итак, будьте здесь и сейчас. Медитируйте!