Модуль 31.Дайте характеристику основным положениям философии Ибн Сина
Он был деистом по своим убеждениям, хотя прекрасно понимал, что наука ХХ века не оставляет места для признания Бога и бессмертия души. В произведении «Три истины» он приводит пять аргументов в пользу материализма , но сам не спешит переходить на его позиции: ему кажется, что материализм недостаточно обращает внимания ДУШЕ и ее основе – СОВЕСТИ.
Совесть у него не столько нравственное понятие, сколько философское и гносеологическое, так как на её основе Шакарим создает концепцию истины, которая дает возможность разрешить многие сложные и сверхсложные вопросы жизни и науки. Человеческая скромность, справедливость, доброта – вот что в совокупности является СОВЕСТЬЮ для Шакарима. Не случайно он предлагает ввести в школьные программы предмет – совесть , как потребность и желание человеческой души Уникальным философским трудом является «Ушанык» («Три истины»), где он разработал оригинальную концепцию человеческого бытия. В гармонии и благоденствии общества Шакарим видел путь к Нравственности, к Человечности, к Совести с большой буквы: «Основой для хорошей жизни человека должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце. Вот три качества, которые должны властвовать над всем. Без них не обрести в жизни мира и согласия». К философской лирике и трактатам Шакарима подвели философские мысли западных философов как Платон, Демокрит, Камиль, Герберт Спенсер и многие другие.
Он размышлял над социальными вопросами своего времени, мечтал о справедливом устройстве жизни – без насилия власти имущих. Он задавался вопросами:
В чем вера, что есть душа?
Исчезну ли я совсем после смерти?
Кто сотворил этот многообразный мир?
Шакарим был убежден, что главнейшая наука для человека – это наука совести. Эту науку можно преподать, обучить людей с детства. Это основная тема его работы «Три истины». Это уникальный философский труд, в котором он разработал оригинальную концепцию человеческого бытия
Таковым был этот возвышенный человек с благородной душой и нравственными идеями, способными воспитывать многие поколения молодежи. 38.Сравните основные идеи мыслителей казахской философии ХХ века(по выбору)Можно Шакарима и Макатаева, можно Макатаева и Магжана Жумабаева, можно Ауэзоваи Сулейменова. Что в школе изучали!!!!!
МухтараАуэзова
Он – явление, он – великий символ нашей жизни,
человек-легенда, мудрец нового времени,
истинный поэт и человек…
Ираклий Андроников
«Твои бессмертные труды ставят тебя в ряд лучших представителей мировой художественной прозы. Я счастлив, что имею честь быть твоим современником, соотечественником», — эти слова адресовал МухтаруАуэзову видный советский писатель Всеволод Иванов.
МухтарАуэзов внес неоценимый вклад в развитие многонациональной советской литературы. Его творчество – доказательство необъятных возможностей метода социалистического реализма. Создатель первого казахского романа-эпопеи, драматург, переводчик русской и европейской классики, ученый – поистине неисчерпаемо литературное наследие великого писателя.
Заслуга писателя заключается в том, что в казахской литературе, не имевшей в прошлом прозы, драматургии, критики, Ауэзов своим творчеством способствовал их формированию, развитию жанровых форм, традиций, самобытной казахской стилевой школы.
Творчеству писателя присуще особый эмоциональный накал, поэтичность и лиризм, необычная пластичность изображения, контрастность красок, характеров, страстей.
Его творческий метод вбирает в себя соразмерное соединение реализма и эпических народных традиций, его книги крепко связаны с поэтическим казахским фольклором и в тоже время они – яркое воплощение современных форм мировой литературы.
Казахская проза и драматургия переживали в начале ХХ века процесс становления. Ощутимо было в художественной литературе влияние устного народного творчества. Влияние это касается сюжета и композиции, приема создания человеческого характера, от народного творчества идет и приподнятая манера изложения.
Основная тема рассказов и повестей М.Ауэзова 20-х годов – не только страдания простых людей, угнетение, но и духовное пробуждение народа, его стремление к свободе. Писатель осуждает родовые распри, противопоставляя им единство и сплоченность народа.
В его книгах показана панорама народной казахской жизни с середины XIX века до середины XX века. Его героями были легендарные батыры, исторические личности, современники 60-х годов.
Вершиной творчества Ауэзова является социально-исторический роман-эпопея «Путь Абая» (1 книга «Абай» (1942-1947); книга 2-я (1952-1956) ).
«Вы еще не прочли «Абая»?! Значит, вы ничего не читали. Это невероятно, это удивительно! Степь ожила и пошла на вас со всем великолепием ее первозданной природы, ее жестами и цельными характерами». Это мнение известного немецкого писателя и переводчика Альфреда Куреллы выразило чувства французских, канадских, швейцарских и многих других критиков и писателей от знакомства с первой казахской эпопеей.
Значение роман-эпопеи «Путь Абая» заключается в том, что он стал подлинным народным произведением, в котором с большим проникновением прослежены процессы формирования казахского национального характера, те духовные силы, которые жили в народе и стали залогом его светлого будущего.
К циклу о прошлом относятся подлинные шедевры прозы писателя, полные сурового реализма в описании степи — рассказы «Серый Лютый» (1929), «Сиротская доля»(1921), «Кто виноват» (1923), «В тени прошлого»(1925), и повесть «Выстрел на перевале « («Событие на Караш-Караш»),
Рассказ МухтараАуэзова «Серый лютый» (Кок – Серек) — история волчонка, оказавшегося в руках людей. Автор удивительно интересно нарисовал повадки хищника, его набеги на табуны окрестных аулов. События разворачиваются на фоне живописной природы, которая словно оживает под пером автора. Эта повесть является одним из лучших произведений писателя.
Героям современности, простым людям посвящена повесть «Крутизна», рассказ «Имя свекра» (1934) и многие другие.
Названный усеченной строкой Пушкина роман «Племя младое» (1959-1961) – повествование о русских и казахах, судьбы которых тесно связаны с общественными проблемами времени. Здесь действуют люди старшего и младшего поколений, постоянные герои казахского эпоса, романов, поэм – идущие сквозь буран чабаны, женщины драматической судьбы и еще Время, делающее ведущих героев людьми больших чувств и ума и ответственное за каждого из них. В романе «Племя молодое» — новое видение человека 60-х годов, интеллектуальной личности. Проникновение в духовный мир современника глубоко связаны со сложными социальными и морально-нравственными проблемами.
Публицистика Ауэзова – гражданственная, проблемная, по-человечески мудрая. Выступления на международных форумах, на встречах писателей и в Москве и Дели, Праге и Берлине, Токио и Нью-Йорке, Ташкенте, Душанбе имели большой общественный резонанс. Он отзывался на эти встречи и как художник, создав после нескольких поездок в страну книгу «Очерки об Индии» (1958) и очерковую серию «Американские впечатления» (опубликованы в 1964 г.).
Большой ученый, педагог М.Ауэзов внес неоценимый вклад в изучение истории казахской литературы, в подготовку кадров литераторов. Литературоведческие труды Ауэзова обобщены в книгах, изданных на казахском и русских языках «Мысли разных лет» (1959), «Время и литература» (1962) и других.
М.Ауэзов явился основоположником абаеведения и редактором первой книги шеститомника «История казахской литературы» посвятил монографию киргизскому эпосу «Манас». Много внимания ученый уделял проблемам взаимосвязи литератур народов СССР. Эти взгляды изложены в книге «Мысли разных лет». 39.Раскройте суть философии позитивизма ( три формы)
Позитивизм - это философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, позитивное знание может быть получено как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения, и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.
Первая историческая форма позитивизма сложилась в 30-40 годы XIX века. Его основателем был французский философ О. Конт (1798-1857 гг.). Уделом науки, по Конту, является не объяснение, а описание вещей. Наука в принципе не способна ответить на вопрос: "Почему?", она должна ограничиться констатацией фактов и отвечать на вопрос; "Как?". Лишь в этом случае наука может стать позитивной. Это должно касаться как частных наук, так и философии. Задача положительной философии состоит в систематизации конкретно-научного знания на основе рациональной классификации наук.
Вторая историческая форма позитивизма - эмпириокритицизм возникла на рубеже Х1Х-ХХ веков. Его ведущими представителями выступили австрийский физик Э. Мах (1838-1916 гг.) и швейцарский философ Р. Авенариус(1843-1896 гг.). В отличие от "первого позитивизма", который в лице Конта рассматривал философию как науку синтезирующую, "второй позитивизм" сводил ее к теории познания и стремился построить теоретическую модель процесса познания. Эмпириокритицизм означал "критику опыта" и предполагал "очищение" опыта от всех положений, которые имеют метафизическую природу. Опыт, по Маху, состоит из ощущений, которые у него фактически являются "элементами мира".
Третьей исторической формой позитивизма является неопозитивизм - направление в философии XX века, претендующее на анализ и решение актуальных философско-методологических проблем, выдвинутых развитием современной науки: роли знаково-символических средств научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания. Неопозитивизм зародился почти одновременно в Австрии, Англии, Польше в 20-е годы XIX века. Его основными представителями являются: М. Шлик, Р. Карнап, Г. Рейхенбах, Л. Витгенштейн.
Представители "третьего позитивизма" утверждают, что философия не является ни наукой о какой-то реальности, ни теорией познания. Она - особый вид деятельности, связанный с логическим анализом естественных и искусственных языков. Поэтому первый вариант неопозитивизма получил название логического позитивизма.
Логический позитивизм обращает внимание на то, что обычный язык создает массу заблуждений и мнимых проблем, из которых большей частью состоит традиционная философия. Чтобы избежать этого, необходимо сформировать идеальный язык, который не допускал бы никаких неопределенностей.
Логический позитивизм считает осмысленными лишь такие высказывания, которые являются либо суждениями о фактах, либологическими выводами из таких суждений. Философия путем анализа языка должна очищать научное знание от предложений, которые не имеют смысла.
С конца 50 - начала 60-х годов XXвека неопозитивизм как философское направление в исследовании науки стал терять свое влияние. Ему на смену пришел "четвертый позитивизм", или постпозитивизм, который пересмотрел проблематику философии, ее роль в науке и обществе, методы научного исследования. К числу его виднейших представителей относятся К. Поппер, И. /Іакатос, Т. Кун, Дж. Агацци. 40.Выясните основные проблемы социальной философии
Социальная философия: ее основные понятия, проблемы
Социальная философия – в широком смысле: раздел философии, включающий рассмотрение качественного своеобразия общества, его целей, генезиса и развития, судеб и перспектив; в узком смысле – раздел общей социологии, содержащий исследования названных проблем с помощью категорий теоретической социологии и пограничных с нею научных дисциплин – антропологии, психологии, культурологии и др. Философское знание об обществе – это знание наиболее общего порядка.
Смысл существования социальной философии:
1) получить представление не только о частностях, но и об обществе в целом;
2) определить фундаментальные условия существования общественной жизни и сохранения ее как единого целого.
Предметом социальной философии являются наиболее общие, прежде всего мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития человеческого общества.
Проблема социальной философии в том, чтобы осмыслить: что такое общество, какое значение оно имеет в жизни человека, в чем состоит его истинное существо, к чему оно обязывает человека.
1) Приведите примеры форм бессознательного в нашей жизни
Бессознательное - те психические явления и процессы, которые не осознаются человеком или не контролируются им.
Бессознательный характер может иметь любое психическое явление: ощущения, восприятие, память, мышление и т. д. Например, когда после напряженного мыслительного процесса в голове человека вдруг рождается идея, то говорят об интуиции, которая носит неосознанный характер. Или другой пример: подпороговые ощущения, которые не достигают сознания, если сила раздражителя слишком слаба и не превышает минимального абсолютного порога ощущений. Тем не менее, соответствующая информация может позднее «всплыть» в сознании и оказать определенное воздействие на мысли или поступки человека.
В качестве описания механизма взаимоотношения сознательных и бессознательных частей психики человека часто применяют метафору «луча прожектора», который в полной ночи выхватывает из мрака то один, то другой предмет. То, на что направлен луч света, становится ясно видимым, в то время, как остальная часть окружающего пространства остается скрытой от наблюдателя
Следует отметить, что бессознательные явления далеко не однородны. Их можно разделить на пять основных типов. Каждый из этих типов имеет собственные механизмы образования и функционирования.
Структура и уровни сознания
При описанииструктуры сознания обычно выделяются следующие ее особенности:
Сознание — двумерное явление:
§ во-первых, оно включает в себя информацию о внешнем мире, объекте;
§ во-вторых, оно направлено и на самого носителя, субъекта сознания, т.е. сознание выступает в качествесамосознания.
В ту картину мира, которую формирует сознание, включен и сам человек, его действия и состояния. Наличие у человека способности к самопознанию является основанием для существования и развития психологии, ибо без нес психические явления были бы закрыты для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь представление о том, что у него есть психика.
Самосознание — это осознание человеком своей деятельности, мыслей, чувств, потребностей.
Способность осуществлять самопознание, т.е. направлять психическую деятельность на самого себя, — уникальное свойство человека, отличающее его от животных.
В процессе самосознания человек осознает смысл собственной жизни, развивает свои умственные, нравственные, а также профессиональные качества, самосовершенствуется. 44.Покажите общие и специфические черты форм общественного сознания: мораль, религия, наука, искусство
Общественное сознание выступает как необходимая сторона общественно-исторического процесса, как функция общества в целом. Его самостоятельность проявляется в развитии по своим собственным внутренним законам. Общественное сознание может отставать от общественного бытия, но может и опережать его. Важно видеть преемственность в развитии общественного сознания, а также в проявлении взаимодействия различных форм общественного сознания. Особое значение имеет активное обратное воздействие общественного сознания на общественное бытие.
Выделяют два уровня общественного сознания: общественную психологию и идеологию. Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп. Идеология — это система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон. Это уровень теоретического отражения мира; если первая является эмоциональным, чувственным, то вторая — рациональным уровнем общественного сознания. Сложным считается взаимодействие общественной психологии и идеологии, а также соотношение с ними обыденного сознания и массового сознания.
модуль 31.Дайте характеристику основным положениям философии Ибн Сина
Авиценна(араб.Ибн Сина, 980 — 1037) происходил из Бухары.Имел энциклопедическое образование. Главным философским трудом Авиценны был трактат энциклопедического характера "Книга исцеления", содержащий основы логики, физики, математики и метафизики; кроме этого он написал комментарии к Аристотелю и много других книг, т которых болыпое признание пробрел трактат "Канон медицины". Философия Авиценны была теоцентрической, однако в ином смысле, чем христианская. Мир понимал как произведение божественного разума, но ни в коем случае не божьей воли. Мир был сотворен из материла, а не из ничего; материя же является вечной.
Для философии Авиценны был характерен рационализм с материалистическими тенденциями, которые вытекают из его естественнонаучной ориентации Он является основателем арабскою перипатетизма, его учение соединяет в себе элементы философии Аристотеля с религией Ислама
Сначала им устанавливаются три категории науки – высшая, средняя и низшая, которым соответствуют метафизика, математика и физика. Метафизика учит, что всё существующее распадается на две группы: а) необходимое и б) возможное. Первое место в группе необходимого занимает абсолютно необходимое, которому во второй соответствует абсолютно возможное. Абсолютно необходимым является первопричина всего существующего, самый Абсолют или Бог. Он – начало всего, он – всё, он – вечен. «Просто необходимое» – следствие, проистекающее из первопричины, так называемое, «возможное само по себе», то есть мысль. Эта мысль принимает в философии Авиценны форму первой интеллигенции (Мировой Души), тождественной по существу с мыслителем – Абсолютом, но вместе с тем представляющей как бы нечто отдельное от него, исходящее от него. Эта первая эманация служит началом длинной цепи дальнейших эманаций, конец которой – в нашем мироздании, вернее, в нашей планете, со всем на ней находящимся, одухотворённым мировой душой. Сама материя, на которую действует цепь эманаций, вечна, но не абсолютно, потому что первопричина, будучи единой, может вызвать только нечто единое и единичное, а именно – первое движение своей мысли.
Установив, таким образом, согласно Аристотелю, вечность Творца и вечность мира, Авиценна подвергает детальному анализу сущность человеческой души. Она – не что иное, как одна из трёх разновидностей, в которых проявляется Мировая Душа, сила, исходящая из Абсолюта, возвращающая и возвращающаяся к нему. В сфере материального мира она проявляется в наиболее высоком своём виде в форме души человеческой. Низшими её ступенями являются, последовательно, душа животная и душа растительная. Первая категория душ (человеческих) заключает в себе также все свойства душ второго и третьего разрядов. В конце концов души низшего порядка, переходя в высший разряд, возвращаются к своему первоисточнику, к первой эманации (Мировой Душе), чтобы затем слиться с нею и через неё – с Абсолютом.
Арабская литература отмечает целых десять сочинений Авиценны по астрономии, естественным наукам, алхимии. Все эти произведения сохранились в неполном рукописном виде в Британском музее и других библиотеках. Прославленный химик Бертело признаёт за Ибн Синой огромные заслуги в области алхимии, находя, что его работы проливают свет на ряд явлений чисто химических и пополняют немало пробелов в истории органической химии. 32.Покажите вклад творчества Ж. Баласагуна в дальнейшее развитие исламской философии
. Юсуф Баласагуни – это крупнейший мыслитель прошлых веков, сыгравший значительную роль в развитии философской мысли средневековых тюркских народов, в частности кыргызского. Он был не только талантливым деятелем в области литературы и языка, но и выдающимся философам, видным ученым своей
В творческом наследии Юсуфа Баласагуни нашли свое отражение история развития тюркских племен, проблемы семьи, государства, права, морали, история международных отношений. В них глубокие раздумья мыслителей о явлениях природы, о жизни общества, человека, о разуме, нравственности людей. Анализ его творений свидетельствует о том, что Юсуф Баласагуни был привержен реалистической традиции: ему свойственны желание понять сущность различных явлений и процессов действительности, глубокое уважение человеческого разума, достижений передовой культуры и образования, стремление связать теорию и практику и рационально обосновать возможность разрешения социальных проблем, характерных для общества тогоизучению наследия Юсуфа Баласагуни и Махмуда Кашгари посвящен ряд работ историков, литературоведов и языковедов.
Юсуф Баласагуни был одним из видных просветителей своего времени, неутомимым проповедником реалистических идей. Его жизнь прошла в основном в культурных центрах Караханидского каганата - Баласагуне (он был расположен вблизи нынешнего города Токмок) и Кашгаре. Там он получил образование, приобретя глубокие знания по математике, астрономии, медицине, арабо-персидской литературе, теории рифмы, истории и географии. Был высокообразованным человеком в области философии.
Поэма «Благодатное знание» - выдающееся произведение ранней тюркоязычной литературы (11 век). По жанру труд Юсуфа Баласагуни относится к широко распространенным на Востоке сочинениям назидательно-дидкатического характера, произведениям этико-моралистической направленности. «КутадгуБилиг» написано в жанре месневи, т.е. стихами, каждый из которых состоит из двух полустиший, рифмующихся между собой.
Продолжая традиции древних философов, он считал, что окружающая действительность состоит из четырех материальных тел (земля, воздух, вода и огонь), которые являются основой мира и жизни на земле. По его концепции 4 природных элемента не только качественно отличаются друг от друга, но и тесно связаны между собой. Отсюда он полагал, что земля занимает центральное место и лежит в основе четырех стихий. Наивный материализм Жусупа тесно связан с его стихийно- диалектическим воззрением. Он утверждал, что все явления природы и общества развиваются и изменяются закономерно. В области гносеологии философ выдвинул плодотворные идеи о происхождении и сущности сознания, о роли разума и знания в жизни людей. В теории познания поэта имеются материалистические тенденции. Как и другие представители восточного перипатетизма, он выступает как рационалист и рассматривает разум как творческую силу, инструмент познания существенных связей предметов материального мира. По его концепции разум озаряет человека светом знаний. В то время поэт не отрицал роли чувственного восприятия в познании истины. Важно подчеркнуть, что мыслитель правильно ставит вопрос о роли головного мозга в интеллектуальной деятельности человека, и потому в «КутадгуБилиг» поэт отразил стремление передовых представителей общества изучать светские науки, свободно мыслить. В связи с этим особое внимание своих современников Жусуп обращает на то, что познание невозможно без знания: чтобы глубже познать мир необходимо систематически пополнять свое образование и знания. Знания в деятельности человека – это здоровье, свет души, мудрость, счастье и т.д. ЖусупБаласагын прекрасно осознавал, что завоеванные области удержать силой оружия не удастся. Для чего необходим хорошо организованный государственный аппарат: достаточно сильный, чтобы противостоять постоянной угрозе внешних вторжений; достаточно гибкий, чтобы защищать интересы привилегированных слоев населения; достаточно подготовленный, чтобы упорядочить налоги и сборы внутри страны. Взгляды мыслителя на общество и человека несет в себе глубокий гуманизм и насыщены рационалистическим подходом к осмыслению процессов, происходящих в обществе, признанием важной роли материальных факторов. Баласагын внес значительный вклад в разработку традиций реализма в мировоззрения прогрессивных мыслителей Средневековья. Мировоззрение поэта явилось синтезом культурных достижений Востока и Запада XI века. Оно отразило в себе сильные и слабые стороны предшествующего ему периода. Пантеистическое учение, развиваемое мыслителем, насыщенное реалистическими идеями, рациональными подходами к явлениям социоприроды содержало в себе большие возможности для отрицания необъективных идей теологии и идеализма. Вместе с тем следует заметить, что в решении многих вопросов философской и социологической мысли он колебался, допускал немало ошибок и далеко не всегда был свободен от влияния теологии и мистики. Несмотря на ограниченный характер мировоззрения ЖусупаБаласагына, его нравственная дидактика в целом весьма прогрессивна для того времени. Его поэма несла в себе основные черты народных представлений о морали, нормах и правилах поведения человека, характерных для прогрессивной эпохи не только средневековья, но и созвучных с современностью. 33.Раскройте суть основных принципов философа-просветителя И. Алтынсарина Одним из выдающихся представителей казахского Просвещения был педагог-новатор, писатель - ИбрайАлтынсарин (1841 – 1889 гг.). Мировоззрение ИбраяАлтынсарина складывалось под влиянием под влиянием устного народного творчества, прогрессивной русской культуры, трудов европейских мыслителей. Он работал инспектором народных училищ Торгайской области и являлся первым народным учителем казахов. Ибрай открыл множество новых школ, издавал для них учебный материал, написал «Казахскую хрестоматию». В просвещении народа он видел путь к его процветанию. Мировоззрение Алтынсарина можно охарактеризовать как деизм: с одной стороны, он утверждает, что мир существует объективно, независимо от сознания человека, а, с другой, верит в то, что Бог создал этот мир.
Особую ценность имеют его этические и эстетические взгляды. В стихотворениях «Лето» и «Река» он мастерски рисует красоту природы. Эти и другие произведения воспитывали подрастающее поколение в любви к окружающей природе, развивая в них чувство прекрасного. Его взгляды и мысли по эстетическому воспитанию можно считать бесценным наследством, подчеркивающим образованность и высокую культуру.Слишком малоàМировоззрение Ибрая складывалось под влиянием устного народного творчества, прогрессивной русской культуры, трудов европейских мыслителей. Алтынсарин, как и Валиханов, верил в путь просвещения и приложил немало усилий в дело народного просвещения Казахстана. Как и узбекский просветитель ХамзаХакимзаде Ниязи, Алтынсарин является первым народным учителем казахов. В период за 1897 -1889 годы, когда Ибрай работал инспектором народных училищ Торгайской области, он сумел открыть множество новых школ, издать учебный материал, написал "Казахскую хрестоматию". Хотя ИбрайАлтынсарин не писал труды на специальные философские темы, но в его произведениях, посвященных проблеме просвещения, наблюдается своеобразное мировосприятие писателя. По своему мировоззрению Алтынсаринаприближен к "деизму". Веря в жизнь окружающей среды вне человеческого сознания, он подтверждает силу бога, создавшего мир. В своих произведениях "Основа мусульманства" и других он говорит, что весь окружающий мир, все живое и неживое создано единым, всемогущим богом, признает объективное существование мира. Особую ценность имеет этические и эстетические взгляды Алтынсарина. Например, в стихотворениях "Лето" и Тека" писатель мастерски рисует красоту природы, не желая красок изображения серебристой воды, сочной зелени леса, голубого горизонта. В трудах и письмах относительно вопросов просвещения, писатель затрагивает проблему преподавания уроков музыки, рисования казахским детям. Из этого следует, что Алтынсарин придавал огромное значение эстетическому воспитанию молодежи. Его взгляды и мысли по эстетическому воспитанию можно считать бесценным наследием, подчеркивающим высокую культуру их обладателя. Общественно - политическим взглядам Алтынсарина присущ по настоящему глубокий демократизм и стремление защитить интерес своего народа. Недовольство колониально - административной реформой царского правительства он выражает в статье "Несчастье киргизов". В выборе правильного пути построение развитого общества Алтынсарина, в первую очередь, возлагал надежды на силу науки и просвещения.
Как и Чокан Валиханов, ИбрайАлтынсарин был демократом и стремился всегда защищать интересы народа. В выборе правильного пути для своего народа ИбрайАлтынсарин возлагал надежды прежде всего на силу науки и просвещение. Его заслуга состояла в том, что он был основателем этнопедагогики, основу которой составляли антропологизм, гуманизм и патриотизм. 34.Выясните особенности форм и методов научного познания
Научное познание — это вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов. Оно становится над обыденным познанием, то есть стихийным познанием, связанным жизнедеятельностью людей и воспринимающим действительность на уровне явления.
Эпистемология —это учение о научном познании.
Особенности научного познания:
Во-первых, основная его задача — обнаружение и объяснение объективных законов действительности — природных, социальных и мышления. Отсюда ориентация исследования на общие, существенные свойства объекта и их выражение в системе абстракции.
Во-вторых, непосредственная цель и высшая ценность научного познания — это объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами.
В-третьих, в большей мере, чем другие виды познания оно ориентировано на то, чтобы быть воплощенным на практике.
В-четвертых, наука выработала специальный язык, характеризующийся точностью использования терминов, символов, схем. В-пятых, научное познание есть сложный процесс воспроизводства знаний, образующих целостную, развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов.
В-шестых, научному познанию присущи как строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов, так и наличие гипотез, догадок, предположений.
В-седьмых, научное познание нуждается и прибегает к специальным орудиям (средствам) познания: научной аппаратуре, измерительным инструментам, приборам.
В-восьмых, научное познание характеризуется процессуальностью. В своем развитии оно проходит два основных этапа: эмпирический и теоретический, которые тесно связаны между собой.
В-девятых, область научного знания составляют проверяемые и систематизированные сведения о различных явлениях бытия.
Формы научного познания:
научный факт, научная проблема, научная гипотеза, доказательство, научная теория, парадигма, единая научная картина мира.
Научный факт — это исходная форма научного познания, в которой фиксируется первичное знание об объекте; он есть отражение в сознании субъекта факта действительности. При этом научным фактом является лишь тот, который поддается проверке и описан в научных терминах.
Научная проблема — это противоречие между новыми фактами и существующими теоретическими знаниями. Научная проблема также может быть определена как своего рода знание о незнании, поскольку она возникает тогда, когда познающий субъект осознает неполноту того или иного знания об объекте и ставит цель ликвидировать этот пробел. Проблема включает в себя проблемный вопрос, проект решения проблемы и ее содержание.
Научная гипотеза — это научно обоснованное предположение, объясняющее те или иные параметры изучаемого объекта и не противоречащее известным научным фактам. Она должна удовлетворительно объяснять изучаемый объект, быть принципиально проверяемой и отвечать на вопросы, поставленные научной проблемой.
Теория – высшая форма научного познания и система понятий, описывающая и объясняющая отд.область действительности. Теория включает свои теоретич.основания (принципы, постулаты, осн.идеи), логику, структуру, методы и методику, эмпирич.базу. Важными частями теории выступают ее описательная и объяснительная части.
Методы научного познания:
Метод (от греч.Metodos — путь к чему-либо) — это способ деятельности в любой ее форме.
В метод входят приемы, обеспечивающие достижение цели, регулирующие деятельность человека и общие принципы, из которых вытекают эти приемы. Методы познавательной деятельности формируют направленность познания на том или ином этапе, порядок проведения познавательных процедур. По своему содержанию методы объективны, т. к. определяются, в конечном счете, характером объекта, законами его функционирования.
Научный метод — это совокупность правил, приемов и принципов, обеспечивающих закономерное познание объекта и получение достоверного знания.
Наблюдение – это целенаправленное и организованное чувственное познание действительности (пассивное собирание фактов). Оно может быть свободным, производиться лишь с помощью человеч.органов чувств, и приборным, осуществляться с помощью приборов.
Эксперимент – изучение предметов посредством их целенаправленного изменения (активноевмешательство в объективные процессы с целью изучения поведения объекта в результате его изменения).
Источником научного знания являются факты. 35.Опишите суть западно-европейской школы – прагматизма
Прагматизм - это течение в современной философии, представители которого считают практическую полезность знания источником опасности и подчеркивают, что философия есть способ решения человеческих проблем. Основными представителями этого направления являются американские философы Ч. Пирс (1839-1914),Ч.Джемс (1862-1910), Дж. Дьюн (1859-1952).
Основные идеи прагматизма впервые высказал Пирс, отрицавший врожденные идеи и интуитивное познание. По его утверждению, исходным пунктом познания выступает видимость. Понятие об объекте можно достигнуть лишь путем рассмотрения всех практических следствий, вытекающих из действий с этим объектом. Наше знание об объекте всегда является незавершенным и опровержимым, гипотетичным. Это относится не только к обыденному знанию и знанию естественно-научному, но и к математическим, и логическим суждениям, всеобщность которых может быть опровергнута контрпримерами. Истина, в понимании Пирса, - это ясное, отчетливое, непротиворечивое на данной стадии развития знание. Истинность знания является надежным условием результативной практики. Полезность определяет значение истины, ее надежность. Практический интерес является причиной нашей заинтересованности в поиске истины.
По мнению У. Джемса, истинность знания определяется его полезностью для успеха наших поведенческих актов, поступков. Успех является не только единственным критерием истинности идей, но и самим содержанием понятия истины. Истина, по У. Джемсу, открывает смысл нравственной добродетели, а не полноту смысловой информации об объекте познания.
Согласно Джемсу, философия должна способствовать не осмыслению первых начал бытия, а созданию общего метода решения тех проблем, которые встают перед людьми в различных жизненных ситуациях, в потоке постоянно меняющихся событий. Опыт никогда не дан нам изначально как нечто определенное. Все объекты познания формируются нашими познавательными усилиями в ходе решения жизненных задач. Цель мышления состоит в выборе средств, необходимых для достижения успеха.
Фундаментальным понятием философии для Дж. Дьюи был опыт, под которым имелись в виду все формы проявления человеческой жизни. Задача философии