Битва при Нахрауане в 38 году от хиджры
‘Али вернулся в Куфу, и против него выступили хариджиты - те, кто отверг идею третейского суда, сказав, что "решения принимает только Аллах", и стали настраивать людей против ‘Али. Они даже в мечети вставали и кричали: "Решения принимает только Аллах! Решения принимает только Аллах!"
‘Али же говорил им в ответ: "Слово истины, в которое вкладывается ложный смысл". [Со временем слова 'Али стали притчей].
Спустя некоторое время хариджиты убили благородного сподвижника ‘Абдуллаха ибн Хаббаба. Они также убили его жену, которая была на последнем месяце беременности, и вспороли ей живот.
Узнав об этом, ‘Али послал к ним, спрашивая, кто это сделал, они же ответили: "Все мы убили его!".
Тогда ‘Али вышел к ним с десятитысячным войском и сразился с ними при Нахрауане.
‘Убайдуллах ибн ‘Ийад ибн ‘Амр аль-Кари передаёт, что ‘Абдуллах ибн Шаддад пришёл к ‘Аише, когда они сидели у неё. Он возвращался из Ирака, а было это в те дни, когда убили ‘Али.
Она сказала ему: "О ‘Абдуллах ибн Шаддад, если я спрошу тебя кое о чём, ты скажешь мне правду? Расскажи мне об этих людях, которые убили 'Али".
Он сказал в ответ: "А почему бы мне не сказать тебе правду?".
Она сказала: "Тогда поведай мне их историю".
Он сказал: "Когда ‘Али вёл переписку с Му‘ауией и состоялся третейский суд, против него выступили восемь тысяч человек, которые были чтецами Корана, и остановились в месте под названием Харура недалеко от Куфы. Они упрекнули его и сказали: "Ты снял рубаху, которую надел на тебя Аллах и отринул имя, которое дал тебе Аллах, а потом поручил людям принимать решения, касающиеся религии Аллаха, а решения принимает только Аллах!".
Когда до ‘Али дошли эти упрёки и обвинения, он велел глашатаю объявить, что все чтецы Корана должны собраться в его доме. Когда дом наполнился людьми, он велел принести главный список Корана, составленный ‘Усманом, положил его перед собой, после чего провёл по нему рукой со словами: "О мусхаф! Говори с людьми!".
Люди сказали: "О повелитель верующих! О чём ты просишь? Ведь это всего лишь свиток. А мы говорим то, что было передано нам, и то, что записано в нём! О чём же ты желаешь спросить?". ‘Али сказал: "Между мной и этими вашими товарищами, которые выступили против меня - Книга Аллаха.
Всевышний Аллах сказал о мужчине и женщине:
"Если вы опасаетесь разлада между ними, то отправьте одного судью из его семьи и одного судью из ее семьи. Если они оба пожелают примирения, то Аллах поможет им. Воистину, Аллах - Знающий, Ведающий" Сура 4 "Женщины", аят 35
... а община Мухаммада более неприкосновенна, чем один мужчина и одна женщина, и кровь её более драгоценна. Они ставят мне в вину то, что, переписываясь с Му‘ауией, я написал: "Написал ‘Али ибн Абу Талиб". А ведь когда мы были с посланником Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) в Худайбийе, где он хотел заключить мирный договор со своими соплеменниками-курайшитами, к нам прибыл Сухайль ибн ‘Амр, и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) велел написать: "С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного", но Сухайль сказал: "Не пиши: "С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного"".
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) спросил: "А как написать?". Сухайль ответил: "Напиши: "С именем Твоим, о Аллах"". Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) велел написать: "Мухаммад - посланник Аллаха". Но Сухайль возразил: "Если бы мы знали точно, что ты - посланник Аллаха, мы бы не перечили тебе". Тогда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) велел написать: "Это условия, на которых Мухаммад ибн ‘Абдуллах заключил мир с курайшитами".
Всевышний Аллах сказал в Своей Книге:
"В посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха""
Сура 33 "Союзники", аят 21
‘Убайдуллах ибн ‘Ийад рассказывает: "‘Али послал к ним ‘Абдуллаха ибн ‘Аббаса и я вышел вместе с ним. Когда мы пришли в их лагерь, Ибн аль-Каууа поднялся и обратился к людям с речью, сказав: "О знатоки Корана! Поистине, это - ‘Абдуллах ибн ‘Аббас. Кто не знает его, того я познакомлю с ним через аяты Книги Аллаха. Он из тех, о ком было ниспослано:
"Они говорят: "Наши боги лучше или он?". Они приводят его тебе в пример только для того, чтобы поспорить. Они являются людьми препирающимися!"
Сура 43 "Украшения", аят 58.
... возвратите же его к его товарищам и не говорите с ним о Книге Аллаха!".
Однако их проповедники и ораторы поднялись и сказали: "Клянёмся Аллахом, мы непременно будем говорить с ним о Книге Аллаха и если он пришёл с истиной, то мы поймём это и последуем за ним, а если он пришёл с ложью, то мы обратим его ложь против него же".
И они беседовали с ним о Книге Аллаха в течение трёх дней, после чего четыре тысячи из них вернулись, покаявшись, в том числе и Ибн аль-Каууа. [Аль-Хаким, "Мустадрак", (2/150)].
‘Али послал к оставшимся сказать: "Вы видели, что произошло между нами и людьми. Можете оставаться при любом мнении, пока община Мухаммада (да благословит его Аллах и приветсвует) не соберётся. Мы с вами обязаны не проливать запретную кровь, не заниматься разбоем и никого не притеснять. А если вы сделаете что-нибудь из этого, это будет означать, что вы нарушили заключённый с нами договор и тогда между нами будет война. Поистине, Аллах не любит предателей""
‘Аиша сказала: "О Ибн Шаддад [Абдуллах ибн Шаддад, которого Айша спрашивала в начале хадиса о событии между 'Али и хариджитами, после того как его убили], он [то есть, ‘Али] убивал их?".
Ибн Шаддад сказал: "Клянусь Аллахом, ‘Али не посылал против них войска, пока хариджиты не стали заниматься разбоем, проливать кровь и обижать зиммиев! [то есть, люди Писания. Как сегодня и делают, обижают и убивают, не считаясь с договорами, которые правители заключили с ними]".
‘Аиша спросила: "Клянёшься Аллахом, что это так?".
Он сказал в ответ: "Клянусь Аллахом, кроме Которого нет иного божества, всё так и было".
Она спросила: "А что это за Зу-с-садйа, упоминания о котором я слышу от зиммиев?".
Он сказал: "Я видел его среди убитых, когда осматривал их вместе с ‘Али. Он позвал людей и спросил: "Знаете ли вы, кто это?". И люди стали говорить, что видели его в такой-то и такой-то мечетях совершавшим молитву. А это была его единственная примета [речь идет об уродстве, которое было на руке этого человека. Это был нарост, напоминающий женскую грудь, за что он и получил своё прозвище. Зу-с-садйа - буквально "обладатель груди"]".
‘Аиша спросила: "И что сказал ‘Али, когда обнаружил его, как утверждают жители Ирака?".
Он ответил: "Я слышал, как он сказал: "Правду сказал Аллах и Его посланник"".
‘Аиша спросила: "Больше ты ничего от него не слышал?".
Он сказал: "Клянусь Аллахом, нет".
Она сказала: "Конечно. Правду сказал Аллах и Его посланник. Да помилует Аллах ‘Али. Он всегда, когда видел нечто удивительное, говорил: "Правду сказал Аллах и Его посланник". А жители Ирака наговаривают на него и добавляют нечто к его словам". Этот хадис приводит имам Ахмад в "Муснаде", № 656, Шейх Ахмад Шакир назвал его достоверным.
Хариджитов было около тысячи человек и ‘Али убил их, потеряв всего четырех, а по другим сообщениям - семь человек. Ибн Касир "Аль-бидайа уа ан-нихайа", том 7, стр. 298.
Среди убитых был аль-Мухадджадж Зу-с-садйа, которого и увидел ‘Али, а посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) в своё время сообщил ему, что во время раскола и разногласий среди мусульман отделится группа, которая будет убита другой группой придерживающейся истины.
А в другом хадисе он упомянул о том, что среди членов отделившейся группы будет и "Обладатель груди". Этот хадис приводит Муслим в "Сахих", (148/1064); также аль-Бухари №3610.
Помня об этом ‘Али искал человека с такими приметами среди убитых и, увидев его, совершил земной поклон, выражая благодарность Аллаху, ибо пророчество посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) исполнилось, и он был тому свидетелем. Этот хадис приводит имам Ахмад в "Муснаде", № 848, Шейх Ахмад Шакир сказал, что иснад его достоверный.
И что самое важное, он понял, что следует путём истины.
Убийство ‘Али ибн Абу Талиба в 40 году от хиджры
Спустя два года после битвы при Нахрауане, когда волнения немного улеглись, трое хариджитов собрались в Мекке и договорились убить ‘Али ибн Абу Талиба, Му‘ауийу и ‘Амра ибн аль-‘Аса. Они считали, что это деяние приблизит их к Аллаху.
‘Абду-р-Рахман ибн Мульджим аль-Муради сказал: "Я убью ‘Али ибн Абу Талиба".
Аль-Барк ат-Тамими сказал: "А я убью Му‘ауийу".
‘Амр ибн Бакр ат-Тамими сказал: "Я убью ‘Амра ибн аль-‘Аса".
Они договорились осуществить задуманное по прошествии семнадцати ночей с начала рамадана.
‘Амр ибн аль-‘Ас был в это время в Египте, Му‘ауийа - в Шаме, а ‘Али - в Куфе.
Ибн Мульджим пронзил ‘Али кинжалом, который он целую неделю вымачивал в яде. Это произошло, когда ‘Али вышел, чтобы совершить утреннюю молитву с людьми.
Раненый ‘Али сказал: "Если я поправлюсь, то я сам буду разговаривать с ним, а если я умру, казните его". Говоря это, ‘Али обращался к своим сыновьям аль-Хасану и аль-Хусайну.
Ибн Мульджим сказал: "Нет, клянусь Аллахом, ему не выжить, потому что я пропитывал кинжал ядом в течение семи дней!".
Когда ‘Али умер, люди [то есть, уполномоченные для этого люди] отрубили Ибн Мульджиму руки и выжгли глаза калёным железом, а когда ему собрались отрезать язык, он испугался, хотя до этого оставался непоколебимым.
Люди спросили: "Только сейчас ты испугался?". Он ответил: "Я боюсь прожить даже немного, не поминая Аллаха!".
Преславен Аллах! Это явное заблуждение, да убережёт нас Аллах от подобного!
Человек считает дозволенным для себя проливать кровь верующего и праведного человека, который к тому же является халифом мусульман и при этом боится прожить даже миг без поминания Аллаха.
Что касается второго злодея, аль-Барка, то он ударил Му‘ауийу также во время утренней молитвы, однако не убил его. К нему вовремя позвали лекаря и он выжил, однако имеются сообщения о том, что эта рана стала причиной того, что впоследствии у Му‘ауийи больше не было детей.
А тот, кто собирался убить ‘Амра ибн аль-‘Аса, вышел на молитву, чтобы осуществить задуманное. Однако в тот день ‘Амр не вышел на молитву из-за расстройства желудка. Этот человек убил человека, руководившего молитвой, думая, что это был ‘Амр. Этим человеком был Хариджа ибн Абу Хабиб.
Когда убийцу схватили и спросили, зачем он это сделал, он ответил: "Я избавил людей от ‘Амра ибн аль-‘Аса!". Ему сказали: "Ты убил не ‘Амра, а Хариджу!". Он сказал: "Я хотел ‘Амра, а Аллах пожелал, Хариджу". [Со временем его слова стали притчей].
Все трое злодеев были казнены. Ибн Са‘ад "ат-Табакат", (3/37); Ибн Касир "Аль-бидайа уа ан-нихайа", (7/338).
Глава четвёртая
Причина раскола
Известно, что Тальха, аз-Зубайр и ‘Аиша вышли, чтобы добиться отмщения за кровь ‘Усмана.
Если же говорить о Му‘ауийи, то ‘Али, став халифом, сместил некоторых наместников, назначенных ‘Усманом, в частности, Халида ибн Са‘ида ибн аль-‘Аса и Му‘ауийу ибн Абу Суфйана.
Когда до Му‘ауийи дошло известие о смещении, он спросил: "Кто же меня сместил?". Ему сказали: "‘Али". Он сказал: "А где же убийцы сына дяди моего? Где убийцы ‘Усмана?". Ему сказали: "Присягни, а потом требуй казнить убийц ‘Усмана". Он сказал: "Нет. Пусть сначала выдаст мне убийц ‘Усмана, а потом я присягну ему".
Му‘ауийа понимал, что в Шаме он обладает реальной силой и он хотел использовать её, чтобы добиться отмщения за кровь ‘Усмана. Поэтому он и сказал: "Я не стану присягать ‘Али, пока он не казнит убийц ‘Усмана". А ‘Али говорил: "Сначала присягни, а потом будем разбираться с убийцами ‘Усмана".
Таким образом, между ‘Али и Му‘ауийей были разногласия относительно того, что должно быть сделано раньше. ‘Али настаивал, чтобы Му‘ауийа сначала присягнул ему, а потом когда появится возможность, он покарает убийц ‘Усмана. А Му‘ауийа считал, что нужно сделать наоборот, то есть начать с казни убийц ‘Усмана, после чего присягнуть ‘Али.
Аз-Зубайр и Тальха были единомышленниками Му‘ауийи и считали, что убийц ‘Усмана следует покарать немедленно. Разница между ними и Му‘ауийей заключалась в том, что они присягнули ‘Али, а он нет.
А теперь поговорим об отношении сподвижников к битвам между сторонниками ‘Али и сторонниками Му‘ауийи.
С точки зрения отношения сподвижников к данному вопросу, их можно разделить на три категории:
1. Тальха, аз-Зубайр, ‘Аиша и Му‘ауийа. Они считали, что убийцы ‘Усмана должны быть наказаны как можно быстрее.
2. ‘Али и его сторонники. Они считали, что дело первостепенной важности - выбор халифа и присяга ему, тогда как тема казни убийц ‘Усмана должна быть отложена до решения упомянутого вопроса.
3. Са‘д, Ибн ‘Умар, Абу Хурайра, Мухаммад ибн Масляма, аль-Ахнаф, Усама и Абу Бакра ас-Сакафи, а также большинство сподвижников считали, что следует отдаляться от обоих [то есть, не воевать].
Причина разногласий состояла в том, что в то время в тех обстоятельствах всё было настолько запутано, что было крайне сложно определить, кто прав. Это было смутное время и людям было не под силу потушить пламя смутного времени и расставить всё по своим местам [мы видели такое время, когда Саддам нападал на нас в Кувейт, и много мудрых людей мы потеряли, не говоря о простых].
Ибн Хаджар (да помилует его Аллах) сказал: "Ат-Табари передаёт сообщение с достоверным иснадом от аль-Ахнафа ибн Кайса: "Я встретил Тальху и аз-Зубайра после осады дома ‘Усмана и спросил: "Что вы велите мне, ибо я думаю, что его убьют?". Они ответили: "Придерживайся ‘Али". Потом я встретился с ‘Аишей в Мекке уже после того, как ‘Усмана убили, и спросил её: "Что ты велишь мне делать теперь?". Она ответила: "Присягай ‘Али"". [Из этой истории можно понять, что аз-Зубайр, Тальха и ‘Аиша не отрицали право ‘Али на власть. Они признавали его в качестве халифа, присягнули ему сами и велели аль-Ахнафу сделать то же самое. Что же касается вопроса о наказании убийц ‘Усмана и присяге ‘Али, то мнение упомянутых сподвижников было их иджтихадом. Они считали, что прежде всего должны быть казнены убийцы ‘Усмана]
Когда сподвижники вышли на Верблюжью битву, аль-Ахнаф встретил и сказал им: "Клянусь Аллахом, я не стану сражаться с вами, потому что с вами мать верующих, и я не стану сражаться с человеком, присягнуть которому вы сами мне велели!". Ибн Хаджар в "Фатх аль-Бари", (13/38).
Мы уже упоминали о том, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) однажды сказал ‘Али: "Между тобой и ‘Аишей произойдёт нечто". ‘Али воскликнул: "Значит, я несчастнейший из людей!". Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: "Нет. Однако когда это произойдёт, возврати её в её прибежище". Приводит имам Ахмад в "Муснаде", (6/393); Ибн Хаджар в "Фатх аль-Бари", (13/60) сказал, что его иснад хороший.
А теперь поговорим об отношении Ахлю-с-Сунна к ‘Абду-р-Рахману ибн Мульджиму, убийцам ‘Усмана, аз-Зубайра, аль-Хусайна и им подобным.
Имам аз-Захаби сказал: "Если говорить об Ибн Мульджиме, то он относится к числу тех, в отношении кого мы предполагаем, что они попадут в Огонь, однако возможно, что Аллах простит его и не станет подвергать наказанию. Постановление ислама в отношении него такое же, как и в отношении убийц ‘Усмана, аз-Зубайра, Тальхи, Са‘ида ибн Джубайра, ‘Аммара, Хариджи и аль-Хусайна. Мы отрекаемся от них и ненавидим их ради Аллаха, однако верим, что их судьба в руках Аллаха". Аз-Захаби "Тарих аль-ислам", "Период праведных халифов", стр. 645.
Кто же был прав?
Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал ‘Аммару, что его убьёт несправедливая группа. Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 447; Муслим № 2915.
А о хариджитах он сказал, что во время раскола и разногласий среди мусульман одержит верх группа, придерживающаяся истины. Этот хадис приводят имам Ахмад в "Муснаде", № 11196; Муслим № 1064.
Из хадисов однозначно следует, что ‘Али был ближе к истине, чем Му‘ауийа и его сторонники, в том числе и во время Верблюжьей битвы, и битвы при Сыффине. В одной из версий говорится: "Та из двух групп, которая ближе к истине ...". Этот хадис приводит имам Ахмад в "Муснаде", № 11779.
Однако правда не была целиком на стороне ‘Али, поскольку посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: "... ближе к истине". И это не недостаток ‘Али, и не его вина. Эти слова посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) имели цель показать, что истинными приверженцами истины были те сподвижники, которые не принимали участия в смуте.
Что касается ‘Али, то он должен был воздержаться от сражения. Поэтому ‘Али пожалел о состоявшемся сражении, увидев убитого Тальху, и сказал: "Если бы я умер за двадцать лет до этого!". Ибн Асакир "Тарих мадинату Димашкъ", сокращенный вариант, (11/207); "Усдуль Гъаба", (3/88). Аль-Бусайри сказал: "Передатчики доверенные".
Часть пятая
Правление аль-Хасана ибн ‘Али (40–41 гг. х.)
Когда аль-Хасан ибн ‘Али пришёл к отцу после сражения и рассказал о случившемся, тот сказал: "Клянусь Аллахом, я не думал, что дойдёт до этого!". См. Ибн Абу Шейба "аль-Мусаннаф", событие Сыффина.
А пророк (да благословит его Аллах и приветсвует) отозвался об аль-Хасане с похвалой: "Поистине, этот мой сын - господин, и я надеюсь, что посредством него Аллах помирит две группы мусульман". Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахихе", №3746.
Он сказал это об аль-Хасане, но не об ‘Али, потому что аль-Хасан стал причиной примирения, тогда как ‘Али сражался.
Что же касается ‘Али, то он заслужил похвалу за сражение с хариджитами при Нахрауане, ибо оно принесло мусульманам лишь радость и не доставило им огорчений, поскольку в нём погибли хариджиты.
Покончив с хариджитами в битве при Нахрауане, ‘Али совершил земной поклон Аллаху в знак благодарности Ему, а после Верблюжьей битвы он плакал, и после битвы при Сыффине он искренне скорбил по убитым.
…
После убийства ‘Али (да будет доволен им Аллах) жители Куфы присягнули его сыну аль-Хасану. Став халифом, он отправился в Шам, потому что жители Шама отказывались подчиняться халифу ‘Али до самой его смерти.
Глава вторая
Договор с Му‘ауией и прекращение разногласий между мусульманами
Аль-Хасан отправился в Шам с намерением заключить мир. Он не любил войны и не желал сражаться. Более того, он отговаривал своего отца ‘Али от сражения с жителями Шама. Абдур-Раззакъ "аль-Мусаннаф", (5/462).
Одним из доказательств того, что аль-Хасан изначально стремился к примирению, было то, что он сместил Кайса ибн Са‘да ибн ‘Убаду и поручил командование ‘Абдуллаху ибн ‘Аббасу (да будет доволен Аллах ими обоими).
Аль-Хасан аль-Басри передаёт, что когда аль-Хасан ибн ‘Али отправился к Муауийи в сопровождении своего войска, ‘Амр ибн аль-‘Ас сказал Му‘ауийи: "Я вижу войска, которые не прекращают сражаться, пока не истребят друг друга".
Аль-Хасан аль-Басри также передаёт, что он слышал от Абу Бакраты, что однажды, когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) произносил проповедь, пришёл аль-Хасан и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: "Поистине, этот мой сын - господин, и я надеюсь, что посредством него Аллах помирит две группы мусульман". Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 3746.
Аз-Зухри передаёт, что Му‘ауийа послал аль-Хасану свиток с печатью внизу и сказал: "Напиши на нём, что пожелаешь. Он принадлежит тебе". ‘Амр ибн аль-‘Ас сказал: "Нет, мы должны сражаться с ним!".
Му‘ауийа же, который был лучшим из них двоих, сказал: "Успокойся, о Абу ‘Абдуллах. Ты не сможешь убить их, пока они не убьют столько же жителей Шама. А какой смысл жить после этого? Я не стану сражаться с ним, если только сражение не будет неизбежным".
Аль-Хасан и Му‘ауийа встретились после этого, и аль-Хасан отказался от власти в пользу Муа'уийи.
Му‘ауийа стал повелителем верующих, а этот год был назван годом объединения.
Правление аль-Хасана продолжалось шесть месяцев.
Ибн Хаджар (да помилует его Аллах) сказал: "Ахлю-с-Сунна единодушны в том, что обязательно пресекать очернение кого бы то ни было из сподвижников из-за того, что происходило между ними, даже в том случае, когда известно, кто из них был прав, потому что их сражения были результатом их иджтихада, а Аллах простил того, кто ошибся в своём иджтихаде и обещал ему одну награду, а тому, кто оказался прав в своём иджтихаде - две награды".
Конец цитирования из книги Усмана Хамиса, далее он разъясняет о правлении Муавии, в котором было благополучие у мусульман, не буду это приводить, чтобы еще более не удлинять тему, кому надо пусть вернется к этой полезной книге и прочитает, перевод ее имеется на русском языке.
О строгом запрещении обсуждения смуты, произошедшей между сподвижниками.
Со слов Абу Са’ида аль-Худри сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не ругайте моих сподвижников! Клянусь Тем, в Чьей руке моя душа, если один из вас пожертвует золото величиной с гору Ухуд, то это не сравнится и с пригоршней, пожертвованной ими, и даже с ее половиной!» аль-Бухари 3673, Муслим 3/221.
Также посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «На том, кто ругает моих сподвижников, проклятие Аллаха, ангелов и всех людей!» аль-Халляль 3/515, аль-Хатыб 14/241. Хадис хороший. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 446.
Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) говорил: “Не ругайте никого из сподвижников Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)! Поистине, пребывание часа кого-либо из них с пророком (мир ему и благословение Аллаха) лучше, чем деяния, совершенные на протяжении всей вашей жизни!”аль-Аджурри в “аш-Шари’а” 2054. Иснад достоверный.
Имам Ибн Шахин (да смилуется над ним Аллах) говорил: “Лучшие люди после посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) – это Абу Бакр, ‘Умар, ‘Усман и ‘Али, мир им всем. И поистине, все сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) являются праведными и наилучшими. И я поклоняюсь Аллаху тем, что люблю их всех и отдаляюсь от каждого, кто ругает их, проклинает их, считает их заблудшими и предателями, или же обвиняет их в неверии!” См. “аль-Китаб аль-лятыф” 251.
Имам Абу Зур’а (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Если ты увидишь человека, который будет принижать значимость кого-либо из сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), то знай, что он еретик! И это потому, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) для нас – истина, и Коран – истина, а донесли до нас этот Коран и Сунну сподвижники посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Поистине, предостерегая от сподвижников, эти люди желают тем самым опровергнуть Коран и Сунну, а на самом деле это от них следует предостерегать, ибо они – еретики!” См. “аль-Кифая” 49.
От Ибн Мас’уда, Ибн Умара и Саубана (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если упомянут о моих сподвижниках, то молчите!»ат-Табарани 10448. Хадис достоверный. «Сахих аль-джами’» № 545.
Это строгое указание пророка (мир ему и благословение Аллаха) не обсуждать смуту, которая была между его сподвижниками. В комментарии к этому хадису имам аль-Мунауи говорил, что в нем речь идет о том, что произошло между сподвижниками, и что хадис указывает на запрет обсуждение этого и порочение кого-либо из участвовавших в этом. См. «Файдуль-Къадир» 1/432.
А то, что произошло между ‘Али и Му’ауией было предсказано пророком (мир ему и благословение Аллаха), и таково было установление Всевышнего. Обе эти группы следовали истине, но все же, как говорили ученые ахлю-Сунна, ‘Али и его сторонники были ближе к истине, чем Му’ауия и его сторонники, ибо на это есть множество указаний от самого пророка (мир ему и благословение Аллаха), как например хадис: «Появятся в моей умме две группы, которые будут сражаться между собой. И появится между ними вышедшие (хариджиты), с которыми будет воевать та группа, которая будет ближе к истине!»Муслим 1065.
И именно Али (да будет доволен им Аллах) воевал с хариджитами и уничтожил их!
Ан-Науауи (да смилуется над ним Аллах) сказал: “Эти версии хадисов указывают на то, что ‘Али, да будет доволен им Аллах, был на истине, и он был правым, а Му’ауия и его сторонники были притеснителями, опиравшимися на ошибочное мнение”. См. “Шарх Сахих Муслим” 7/168.
То же самое говорили имам Ибн аль-‘Араби, шейхуль-Ислама Ибн Таймия, хафиз Ибн Касир и др. См. “аль-‘Ауасым” 307, “Маджму’уль-фатауа” 4/467, «аль-Бидая уа-ннихая» 10/563.
Что же касается «верблюжьей битвы», в которой приняли участие некоторые сподвижники, то причиной ее стали хариджиты и смутьяны, среди которых был иудей ‘Абдуллах ибн Саба, а также Салим ибн Са’ляба, Шурейх ибн ‘Ауф и др.
Шейхуль-Ислам Ибн Таймия рассказывал: “Мусульмане не собирались вступать в сражение. Верблюжья битва началась вопреки их воле. ‘Али, Тальха и аз-Зубайр договорились решить проблему мирным путем и по мере возможности отомстить всем, кто принимал участие в убийстве ‘Усмана. Безусловно, ‘Али не был рад гибели ‘Усмана и не принимал в этом никакого участия. Он даже сказал: “Клянусь Аллахом, я не убивал ‘Усмана и не помогал его убийцам!” Вне всякого сомнения, он был правдив, когда говорил эти слова. Убийцы ‘Усмана были обеспокоены тем, что ‘Али договорился с Тальхой и аз-Зубайром о наказании всех, кто был причастен к убийству. Они напали на лагерь Тальхи и аз-Зубайра, и их сторонники решили, что войска ‘Али вероломно напали на них. Они начали защищаться и напали на лагерь ‘Али. Битва завязалась вопреки воле праведных сподвижников. А что касается ‘Аиши, то она не принимала участия в сражении и не отдавала приказа вступать в бой”. См. “Минхаджу-Ссунна” 2/185.
Также Ибн Таймия писал: “Большинство из тех, кто желал вступить в сражение, не хотели подчиняться ни ‘Али, ни Му’ауии, которые требовали от мусульман прекратить кровопролитие. Однако, как это часто происходит, когда разгорается огонь смуты, даже правители не могут потушить его”. См. “Минхаджу-Ссунна” 2/224.
Здесь необходимо отметить, что многие мусульмане ошибочно полагают, что в той смуте и сражении, произошедшей между сподвижниками, принимали участие многие из них. На самом же деле в этой смуте и сражении участвовали лишь некоторые сподвижники, тогда как большинство из них не поддержали ни одну из сторон, среди которых Ибн Умар, Абу Хурайра, Усама ибн Зайд, Саляма ибн Акуа’, Ирман ибн Хусайн, Абу Муса и многие др. (да будет доволен ими Аллах).
Айюб ас-Сахтияни рассказывал, что Мухаммад ибн Сирин (да будет доволен им Аллах) сказал: «Когда началась фитна, сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) было десять тысяч. И не участвовало в ней из них сотня, и даже тридцать человек!» аль-Халляль в «ас-Сунна» 2/66. Иснад достоверный.
И аш-Ша’би (да будет доволен им Аллах) говорил: «Никто не принимал участие из сподвижников в верблюжей битве, кроме Али, Аммара, Тальхи и аз-Зубайира. И если мне назовут имя пятого сподвижника, то я – лжец!» аль-Халляль в «ас-Сунна» 2/66. Иснад достоверный.
Как бы то ни было, те события не уменьшают значимость и величие сподвижников посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)! Имам Ахмад говорил: “И самый низкий по степени из сподвижников лучше, чем поколение, которое не видело посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), даже если они встретят Аллаха со всеми своими благими делами!” См. «Усуль ас-Сунна» 32.
Со слов Уасиля ибн Аскъа’а (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Вы не перестанете пребывать в благополучии до тех пор, пока среди вас будут находиться те, кто видел меня и сопровождал меня. И клянусь Аллахом, вы не перестанете пребывать в благополучии до тех пор, пока среди вас будут находиться те, кто видел тех, кто видел меня, и сопровождал тех, кто сопровождал меня». Ибн Абу Шайба 12/178, Ибн Абу ‘Асым 1522, ат-Табарани 22/85. Хафиз Ибн Хаджар и шейх аль-Альбани назвали иснад хадиса хорошим.
Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) говорил: “Поистине, Всевышний Аллах посмотрел на сердца рабов, и нашел сердце Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) наилучшим из сердец, после чего избрал его для Себя и послал со Своим посланием! Затем Аллах посмотрел на сердца рабов, после сердца Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и нашел сердца его сподвижников наилучшими сердцами из сердец Его рабов, и сделал их помощниками Своего пророка (мир ему и благословение Аллаха)!” Ахмад 1/379, аль-Аджурри 1204. Достоверность подтвердили хафиз ас-Сахуаи, шейх Ахмад Шакир и шейх аль-Альбани.
Хасан аль-Басри (да будет доволен им Аллах) говорил: “Сподвижники Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) имели самые благочестивые сердца в этой общине. Это люди, которых Аллах сделал сподвижниками Своего пророка (мир ему и благословение Аллаха) и сделал теми, кто утверждал Его религию. Подражайте их нравам и следуйте по их пути, ибо, клянусь Господом Каабы, они были на прямом пути!” Ибн ‘Абдуль-Барр в “Джами’уль-баяниль-‘ильм” 1807. Иснад достоверный.
А Всевышний Аллах сказал: «А те, которые пришли после них, говорят: “Господь наш! Прости нас и братьев наших, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты – Сострадательный, Милосердный!”» (аль-Хашар 59: 10).
Ибн ‘Аббас говорил: “Не ругай никого из сподвижников Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), ибо поистине, Всевышний Аллах повелел испрашивать для них прощение, зная о том, что между ними произойдет сражение!”аль-Лялякаи в “Шарх усули и’тикъад ахлю-Сунна уаль-джама’а” 7/124.
[Конец примечания].