О заблудшей науке мантык (наука греческой логики). И о Газали и его заблуждениях.
А так же, наука мантык (логика) еще страшнее и опаснее, чем философия. Сами философы, также му’тазилиты, джахмиты, ашариты, и им подобные сделали опровержение ученым логики и предостерегали мусульман от вреда мантыка (логики).
[Примечание от редактора стенограммы]:
Говорит шейх АбдуРрахман Ибн Хаса
«От Абдур Рахмана Ибн Хасана - брату приехавшему из земель Афганистана, АбдуЛлаху Ибн Мухаммаду, да приведет его Аллах к истинным сущностям Ислама и Имана.
Мир тебе, и милость Аллаха и его благословение, а затем
Обязательным на нас является любить благо для тех, кто стремится к нему и желает его, и быть может, Аллах сделает так, чтобы такой человек сделал истину выше всего остального
И мы разговариваем с тобой в двух вопросах
Первое - это наука "аль-мантык" (греческая логика).
Назвали ее запретной многие выверенные ученые мухаккыки, и разрешили некоторые ученые, однако истинным является лишь ее запрет, по ряду причин:
1 Первое: что аль-мантык не относится к наукам исламского Шариата, однако это наука древних греков, и первый кто ввел ее в этой Умме - аль-Мамун ибн Рашид, в правлении же его предков аббасидов бывших до него, и правивших до них Омейядов она не была известна.
2 Второе: то, что имамы табиинов из факихов, мухаддисов и муфассиров не знают эту науку, в то время как они - передатчики знаний и Ислама в свое время, и у них самые явные и многочисленные из полезных знаний, и у них было полное устремление передавать знания. И также те кто взял от табиинов - как четыре имама мазхабов, и те кто в их поколении из мухаддисов и факихов и муфассиров - в их книгах и книгах из учеников ты не найдешь ни капли из этой науки!
3 Третье: что эту науку внедрили в Исламе джахмиты, когда впали в безбожие касательно Имен Аллаха и Его Качеств, и привлекли к себе Ма'муна чтобы он помог им арабизировать книги древних греков, и стала великой фитна джахмитов, и распространилось их нововведение по этой причине, и вред данной науки стал большим ее пользы.
И упомянули ученые, что всё что в этой науке есть из правильного - оно присутствует в книгах по науке "Основы фикха" (Усуль аль фикх), поэтому является обязательным на каждом оставлять данную науку, и не оборачиваться к ней, и не возвращаться к ней, а лишь к Корану, Сунне и тому на чем были саляфы этой Уммы и ее имамы. И вот их книги присутствуют, и вся хвала Аллаху, и в их книгах нет вообще ничего из шубухатов (сомнений) последователей мантыка. И это то, чем мы исповедуем религию перед Аллахом!».
Источник: "Ад Дурар ас-Сания", 1/338-339.
[Конец примечания].
Первый, кто за всю историю мусульман ввел мантык (науку греческой логики) в шариатские науки был абу Хамид аль Газали. Он ввел логику в начало (вступление) своей книги, которая называется «Мустасфа».
И так же из плохих следов аль Газали то, что он ввел суфизм в среду ученых фикха. То есть до него ученые фикха не были суфиями, то есть суфизма не было среди них, именно он, который распространил суфизм среди ученых фикха, однако сам он боролся с суфизмом в начале своей жизни и делал опровержение джахмитам и тому подобное, и потом сам стал из них. И он написал книгу «оживление наук о вере» и в этой книге заблуждения и безбожия столько, сколько знает один лишь Всевышний Аллах, переполнена книга заблуждениями и безбожием. Однако есть у него и другие книги, в которых заблуждений еще больше, чем в этой книге, но эта книга является самой опасной, потому, что в ней он приводит аяты, хадисы, вопросы фикха, подходит разными вещами, которые смягчают сердца, то есть обращена к простонародью мусульман и из-за этого, люди читая её думают, что это религиозная книга. И воспринимают её и впадают в заблуждение. Что касается других его книг, то там голый мантык или философия, люди читают и закрывают книгу, ничего не понимают и не думают, что это религиозная книга, поэтому вреда много не получают. Эта книга распространена в наших республиках, во всех суфийских магазинах. «Воскрешение наук о вере» («Ихья ‘улюм ад-дин») Аль Газали. И опровержение этой книге сделали сами же ученики Газали и ашариты писали на неё опровержение. Что же касается ученых магриба, то они сожгли её, когда она дошла до них.
Что касается сегодняшних дней, то науку мантык (логику), а также философию у мусульман называют - основы религии. То есть в Египте в Аль Азхаре есть такой факультет «основы религии». Не изучают там основы религии в смысле акъыда и т.п. Нет, там изучают основы религии логику и философию. И действительно логика и философия это основа религии шайтана, а не мусульман.
[Примечание от редактора стенограммы]:
Первым кто добавил "мантык" (логику) в науку "Усуль аль фикх" был Абу Хамид аль Газали, и передал Ибн ас-Салях в книге "Табакат аль-фукаха аш-шафиия", что порицали аль-Газали за это все люди его мазхаба, и сказал:
«Так как же не подумал аль Газали о своем шейхе, аль Джувейни, и тех кто был до него - всех имамах которых он возвеличивает, и чье место в понимании истины он возвышает и возвеличивает - в то время как ни один из них даже не смотрел на логику, и не строил ничего из своих основ?!
И аль Газали, смешав логику с наукой усуль аль фикх, пришел с нововведением злополучие которого стало великим для занимающихся фикхом, и дошло до того что среди них после этого стало много философов, Аллаху аль-мустаан». Источник: "Табакат аль-фукаха аш шафиия", 1/254.
О книгах аль-Газали.
Сказал Хафиз Ибн Касир: «И поносили его (аль-Газали) за это Абуль-Фарадж Ибн аль-Джаузи, затем Ибн Ас-Силях, многочисленным поношением, и побуждал аль-Мазари сжигать его книгу «Ихья ‘улюм ад-дин», и также другие кроме него из ученых Магриба. Они сказали: «Эта книга – воскрешение наук о его религии, что же касается нашей религии, то воскрешение ее наук – это Книга Аллаха, и Сунна Его Посланника». Источник: «аль-Бидая уа ан-Нихая», 12-214.
Более того его книга «Ихья» читалась при дворе халифа Магриба в присутствии всех ученых, и после прочтения по единогласному мнению ученых была сожжена.
Ибн Акиль аль-Ханбали, великий имам мазхаба, бывший сподвижником Газали, затем покаявшийся и начавший опровергать суфистов, как передает от него имам Абдуль-Латыф ибн Абдур-Рахман аль-Ханбали в письме к другим ученым, в котором он предостерегал от этой книги.
Ибн Акиль аль-Ханбали говорит: «И занял Ибн Акиль величайшее место в порицании и назывании безобразным и насмешке над тем, что в этой книге из обмана, и порчи, и твердо заявил, что многие из исследований аль-Газали – чистое зиндычество, и не примется от его автора ни обязательных дел, ни желательных». Источник: «Гаят уль-Амани», 2-369.
Сказал имам алляма Абдуль Латыф Ибн Абдур Рахман Ибн Хасан: «Абу Хамид аль Газали написал свою известную книгу назвав ее "Оживление наук о вере" (Ихья улюм ад дин), в то время как он умертвил в ней основы религии и ее столпы, и знает это тот, кто знает». Источник: "Мисбах аз залям", 1/43.
Шейх уль-Ислам ибн Теймийа о книге "Ихъйа ‘улюм ад-Дин"
«Что же касается книги "Къут аль-Къулюб" и "Ихъйа ‘улюм ад-Дин", то в них говорится о деяниях сердец. Говорится о терпении, благодарности, любви, уповании, единобожие и так далее. Абу Талиб (автор "Къут аль-Къулюб") лучше знает о хадисах и словах ученых суфиев, чем абу Хамид аль-Гъазали (автор "Ихъйа ‘улюм ад-Дин"). Его речь лучше и подальше от нововведения. В то же время, в книге "Къут аль-Къулюб" есть слабые и выдуманные хадисы, и еще много отвергаемых вещей. Что касается "Ихъйа ‘улюм ад-Дин", то в главе о губительных вещах говорится о высокомерии, показухе, зависти и так далее, и многое из этого взято из книги аль-Хариса аль-Мухасаби «ар-Ри‘айа». В "Ихъйа ‘улюм ад-Дин" есть то, что можно принять, есть то, что нужно отвергнуть, а также есть спорные вопросы. В этой книге есть много полезного, но в то же время и много порицаемого, как приведение слов философов о единобожии, пророчестве, Судном Дне. Имамы религии высказали порицание Абу Хамиду за эту книгу. Они сказали, что книга "аш-Шифа" заразила книги Абу Хамида аль-Гъазали. А "аш-Шифа" — это книга ибн Сины (Авиценны) по философии. Также в книге "Ихъйа ‘улюм ад-Дин" есть слабые хадисы, а также много выдуманных. В ней есть различные небылицы суфистов и их заблуждения. В то же время в этой книге есть правильные слова некоторых суфийских шейхов, которые правильно ориентировались в деяниях сердец и их слова соответствовали Корану и Сунне».
Источник: «Маджму‘ аль-Фатауа», 10/552.
Говорит шейх уль Ислам Ибн Теймия:
«И в словах Абу Хамида аль Газали в книге "Аль-Маднун бихи аля гейри ахлихи" и подобных его книгах есть то, где он идет по пути Ибн Сины, и поэтому крайне сильно порицали ученые Абу Хамида, за то что есть в его словах из основ философов - безбожников. И они построили свои слова о заступничестве на своей порочной основе которая состоит в том, что Аллах по их мнению не повелевает ничему произойти по Его выбору и желанию, однако единственной причиной для происшествий является движение орбит.
И поэтому, они не утвердили для Аллаха то, что Он отвечает на мольбы просящего, или что Он повелевает чему-то произойти.
И слова об этих убеждениях их подробно изложены в другом месте, и нет ничего хуже их основ!»
Источник: "Ар Родд аля аль Бакри", 158.
Шейх Салих аль-Фаузан, да хранит его Аллах, сказал: "В книге "Ихья улюмид-дин" (Воскрешение наук о вере), которую написал аль-Газали, содержится много несчастий. Даже если в этой книге содержится нечто благое и полезное, однако в ней очень много губительных и ядовитых убеждений. Это - запутанная книга, зло которой больше, чем её добро. Начинающему студенту или же простому человеку не следует читать эту книгу. Её можно читать только тому, кто имеет знание и умеет различать между истиной и ложью". Источник: "Разъяснение трёх основ", стр. 287.
[Конец примечания].