V. актуальные проблемы теории познания
1. Являются ли гносеологическими корнями идеализма следующие причины? Аргументируйте свой ответ:
а) преувеличение, абсолютизация той или иной стороны познания;
б) отрыв всеобщего от единичного и превращение понятия в самостоятельную сущность;
в) невозможность полного познания мира;
г) способность человеческого сознания создавать произвольные, фантастические образы.
2. Согласны ли Вы со следующим взглядом:
"Природы внутреннюю суть
Познать бессилен ум людской. Он счастлив, если видит путь К знакомству с внешней скорлупой"? (Гете) Аргументируйте свой ответ,
3. К какому философскому направлению относится следующее высказывание: " Целью всякой науки, будь то естествознание или психология, является согласование между собой наших ощущений и сведение их в логическую систему".
4. Какое из этих высказываний является правильным?
а) Опыт – результат воздействия предметов и явлений внешнего мира на органы чувств человека,
б) человек в своем опыте не выходит за пределы внутреннего мира (ощущений, переживаний и т.д.).
5. Верна ли применительно к науке следующая формула:
практика = эксперимент?
6. Относится ли к практике научный эксперимент?
7. Чем отличается марксистское понимание практики от прагматического?
8.Дайте оценку и анализ следующему высказыванию: "Практика без теории слепа, теория без практики безжизненна".
9.Любое ли взаимодействие включает в себя отражение?
10.Может ли метафизическое мышление правильно отражать объективную реальность?
11. Является ли информацией любой результат отражения?
12.Как понять положение В.И.Ленина о том, что критерий практики никогда не может по самой сути дела подтвердить или опровергнуть полностью какое бы то ни было человеческое представление, в чем же тогда состоит роль практики в качестве критерия объективной истины?
13.Чем определяется познавательная деятельность человека?
14.В чем состоит противоречивость процесса познания?
15. Какова природа познания и существуют ли пределы познания?
16.Как Вы понимаете следующее положение: «всему познанию человека вообще свойственна диалектика»?
17.Почему логика совпадает с теорией познания и почему теория познания выступает как диалектический процесс?
18.Является ли практика единственным критерием истины?
19.Представитель какого философского направления даетследующее определение истины: "Истина есть идеологическая формачеловеческого опыта"?
20. Выберите правильное высказывание:
а) метафизического материализма;
б) диалектического материализма;
в) объективного идеализма;
г) субъективного идеализма.
21.На чем основан агностицизм Юма и Канта?
22.Как Вы понимаете следующее высказывание: "У кого не уяснены принципы во всей логической полноте и последовательности, у того не только в голове сумбур, но и в делах чепуха".
23.Какой метод мышления критикует Гегель: "Противоречие - вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить... Все где-либо существующее есть некое конкретное и, следовательно, некое внутри самого себя различное и противоположное "?
24. Выберите правильное высказывание:
а) абстракция есть мысленное сосредоточение внимания на чем-либо;
б) абстракция есть отражение предмета как объективно независимого от определенных, явлений;
в) абстракция есть мысленное отвлечение от того, от чего удобно отвлечься.
25. Укажите правильный ответ и обоснуйте его:
а) восхождение от абстрактного к конкретному является методом решения частных проблем;
б) восхождение от абстрактного к конкретному является способом построения научной теории.
26. Можно ли в научном познании пользоваться только логическими методами?
27. Выберите правильный ответ на вопрос:
"Что такое научный метод? ":
а) практическое применение знаний;
б) вообще любое научное положение;
в) совокупность приемов и способов практического и теоретического освоения действительности.
28. Дайте философский анализ и оценку следующих высказываний о диалектике как всеобщем методе:
а) диалектика как всеобщий метод познания подменяет собой специальные методы исследования;
б) диалектика не подменяет собой специальные методы исследования, она в каждой науке выявляет всеобщие принципы и дает знание о целом, знание о всеобщих законах развития природы, общества и мышления, которые являются в то же время и законами познания мира.
29. Какие из следующих методов познания являются общими?
а) Сравнительный анализ в языкознании, метод электронной микроскопии, описательные и генетические методы в геологии.
б) Метод дедукции, индуктивно-вероятностный, анализ и синтез, метод моделирования, наблюдения, эксперимента.
30. Выберите верное суждение:
а) в процессе построения научных знаний всеобщий, общий и частные методы не взаимодействуют и не образуют единое целое;
б) функционирование в любой науке методов различного уровня общности выражает диалектику всеобщего, особенного и отдельного.
31. Проанализируйте эти положения с точки зрения сущностной природы мышления и выберите правильное:
а) диалектически мыслит только тот ученый, который изучил диалектику;
б) диалектика - это неотъемлемое свойство всякого творческого мышления, хотя и проявляющееся у людей в разной степени.