П. философское учение о материи
Задание к зачету или экзамену
Вопросы для подготовки к зачету (экзамену)
1. Понятие мировоззрения и его структура.
2. Особенности развития русской философии.
3. Характеристика основных компонентов мировоззрения.
4. Неотомизм как разновидность западноевропейской философии.
5. Типы мировоззрения.
6. Неопозитивизм как разновидность западноевропейской философии.
7. Мифология и мифологическое мировоззрение.
8. Экзистенциализм как разновидность западноевропейской философии.
9. Специфика религиозного мировоззрения.
10.Д.Юм и И.Кант о границах и возможностях человеческого познания.
11.Особенности философского мировоззрения.
12.Теория познания И.Канта.
13.Предмет философии и ее основные задачи.
14.Рационализм философии нового времени (Р.Декарт).
15.Структура и функции философии.
16.Эмпиризм философии нового времени (Ф.Бэкон).
17.Природа философского знания.
18.Особенности философии эпохи возрождения.
19.Философия и ее роль в обществе.
20.«Реализм» и «Номинализм».
21.Характеристика основных направлений в философии.
22.Философские взгляды Пьера Абеляра.
23.Особенности решения онтологических и гносеологических проблем в
различных философских системах.
24.Жизнь и творчество Фомы Аквинского.
25.Философия как единство научной теории, методы и мировоззрения. 26.Особенности и основные этапы развития философии средневековья. 27.Специфика философского знания, принцип целостности в философском объяснении мира.
28.Философские взгляды Аристотеля.
29.Структура философского знания: онтология, гносеология, учение о развитии, социальная философия, история философии и др.
30.Философия Платона.
31 Творческие функции философии, взаимосвязь философии с естественнонаучным и социально-гуманитарным знанием.
32.Жизнь и творчество Сократа.
33.Становление философии и основные этапы ее развития.
34.Философия Демокрита.
35.Категория бытия, ее смысл и специфика.
36.Особенности античной философии
37.Категории материи и ее значение для философии, естественных и гуманитарных наук.
38. Философская концепция К. Маркса.
39.Новое открытие в естествознании и изменения представлений о структуре и законах движения материи.
40.Антропологический принцип философии Л. Фейербаха.
41.Всеобщие формы бытия материи.
42.Соотношение системы и метода философии Гегеля.
43.Характерные особенности концептуального, реального и
перцептуального подходов к пространству и времени.
44.Основные направления западноевропейской философии XIX - XX вв. 45.Решение проблемы соотношения материи и сознания различными
философскими направлениями.
46. Достоинства и недостатки марксистской философии.
47.Эмоционально – чувственная и познавательно-интеллектуальная
подсистема мировоззрения.
48.Философские взгляды Владимира Соловьева и Н. Бердяева.
49.Движение как способ существования материи, пространство и время
как формы бытия материи.
50.Функции мифа.
51.Сознание и высшие формы психической деятельности - мышление,
память, воля, эмоции.
52. Природное и социальное в человеке.
53. Личность и общество.
54. Отражение как всеобщее свойство материи, основные ступени отражения.
55. Структура философского знания. Философия и философские науки.
56. Понятийный /категориальный/ аппарат философии.
57. Предмет и методы философии.
58. Особенности и основные школы античной философии.
59. Основные этапы развития средневековой философии. "Реализм" и "Номинализм"
60. Эмпиризм /Ф.Бэкон/ и рационализм /Р.Декарт/.
61. Индукция и дедукция как методы научного познания.
62. Философские воззрения В.Ф.Гегеля и Л.Фейербаха.
63. Периодизация Отечественной философии.
64. Современные представления о материи и ее атрибутах.
65. Славянофильство и западничество в русской философской мысли.
66. Основные уровни организации материи.
67. Идеи западничества в философии А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского.
68. Единство материи и движения, основные формы движения.
69. Понятие закона. Общие и специфические законы.
70. Основные факторы становления и развития сознания.
71. Принципы, законы и категории диалектики.
72. Структура сознания, ее основные элементы.
73. Проблема познаваемости мира и ее решение в истории философии.
74. Источники и движущие силы развития общества.
75. Чувственные и рациональные формы познания.
76. Социальная структура общества.
77. Формационная концепция развития общества.
78. Структура общественно-экономической формации.
79. Формы научного познания.
80. Культура как процесс и результат человеческой деятельности. Культура и цивилизация.
Темы рефератов
1. Философия как наука: предмет, структура, функции.
2. Мировоззрение и его структура.
3. Философия как тип мировоззрения.
4. Ортодоксальная философия Древней Индии.
5. Философские основания буддизма.
6. Философские взгляды Конфуция.
7. Античная философия: основные школы и течения.
8. Философия Сократа.
9. Философские взгляды Платона. .
10. Философия Аристотеля.
11. Философия поздней античности.
12. Гуманизм философии Возрождения.
13. Философия воззрения Н. Кузанского и Дж. Бруно.
14. Учение Ф. Бэкона о познании.
15. Дуализм философии Р. Декарта.
16. Понятие субстанции в философии нового времени.
17. Проблема метода в философии нового времени.
18. Проблема человека в философии Просвещения.
19. Субъективно-идеалистическая философия нового времени.
20. Философия марксизма и современность.
21. Проблема метода в философии позитивизма.
22. Современный постпозитивизм.
23. Проблема свободы личности в иррациональной философии XIX века.
24. Философские воззрения Ф. Ницше.
25. Философия экзистенциализма о человеческом бытии.
26. Герменевтика как методология социально-культурных исследований.
27. Э. Фромм и его философская концепция.
28. Проблема соотношения веры и разума в современной религиозной философии.
29. Содержание категории бытия.
30. Современные философские концепции бытия.
31. Взаимосвязь основных форм бытия.
32. Развитие представлений о материи в истории философии.
33. Современная наука о строении и свойствах материи.
34. Категория «развитие» в философии.
35. Современные концепции развития.
36. Диалектика как учение о развитии.
37. Элементы диалектики.
38. Познание как вид духовной деятельности людей.
39. Философские концепции познания.
40. Познание как процесс отражения: история и современность.
41. Проблема истины в философии.
32. Диалектика абсолютной и относительной истины и ее учет в деятельности юриста (экономиста).
42. К вопросу о критериях истины.
43. Преодоление заблуждения в познании.
44. Роль интуиции в познавательной деятельности экономиста (юриста).
45. Понятие общества и его структура.
46. Сущность и содержание общественных отношений.
47. Общество как система, взаимосвязь его элементов.
48. Проблема детерминизма в общественном развитии.
49. Источники и движущие силы общественного развития.
50. Диалектика прогресса и регресса в развитии общества.
51. Понятие сфер общественной жизни и методология их выделения.
52. Взаимосвязь сфер общественной жизни.
53. Сущность и содержание экономической сферы общественной жизни.
54. Способ производства материальных благ и его структуры.
55. Духовная сфера общественной жизни: сущность, структура, функции.
56. Взаимосвязь форм общественного сознания.
57. Социальная сфера, ее место в жизни общества.
58. Политическая сфера общественной жизни: сущность, содержание.
59. Сущность и содержание антропосоциогенеза.
60. Проблема человека в различных философских системах.
61. Смысл жизни человека.
62. Проблема смерти и бессмертия человека.
63. Личность как социальное измерение человека.
64. Проблема соотношения личности и общества и ее решение в различных
философских системах.
65. Личность и ее ценности.
66. Свобода и ответственность личности.
Контрольные тесты
Укажите правильный ответ и обоснуйте его:
1. Что такое философия?
а) итог всех существующих наук;
б) наука обо всем, что нас окружает;
в) учение о человеке в его отношении к миру;
г) наука о познании мира.
2. Является ли философия наукой?
а) да;
б) нет;
в) больше да, чем нет;
г) больше нет, чем да.
3. Чем отличается философия от специальных наук?
а) не имеет собственного предмета исследования;
б) высказывает абсолютные истины;
в) изучает человека в его отношении к миру и всеобщим законам бытия;
г) не делает собственных открытий.
4. Когда человек становится философом в повседневной жизни?
а) когда задумывается о прошлом и его уроках;
б) когда начинает думать о не понятном;
в) когда задумывается над вопросами бытия мира и своём месте в нем;
г) когда отвлекается от повседневных забот.
5. В чем состоит особенность, специфика философии?
а) рассматривает мир в целом;
б) выступает как стиль мышления и состояние души в ходе отвлечения от
повседневности;
в) рассматривает мир через отношение человека к нему, выделяет всеобщее в
бытии;
г) формулирует наиболее общие законы природы, общества и мышления.
6. Каково назначение философии?
а) давать человеку возможность задумываться о всеобщем;
б) вводить человека в состояние мыслительного блаженства;
в) определять стратегию мышления в решении практических проблем;
г) не думать ни о чем.
7. Как философия соотносится со специальными науками?
а) сливается с ними;
б) отрывается от них;
в) является для них наиболее общей теорией и методом;
г) никакого отношения к ним не имеет.
8. Почему философы предвосхитили многие открытия специальных наук, например,Демокрит высказал гипотезу об атомистическом строении мира, Ф. Энгельс высказал мысль о связи живой и неживой природы, В.И.Ленин заявил о неисчерпаемости электрона, как атома?
а) обладают даром предвидения;
б) знают тайны мышления;
в) из общих принципов и положений умеют делать конкретные выводы;
г) имеют гениальные способности.
9. Почему марксистская философия является высшим этапом развития философской мысли человечества?
а) так провозгласили те, кому это выгодно;
б) в силу недостатков старых философских учений;
в) она создавалась гениями из лучших достижений человеческой мысли и науки;
г) она такой была в прошлом, а теперь есть более высокие философские учения.
10. Почему основной вопрос философии имеет фундаментальное значение?
а) является самым широким вопросом в мире;
б) выступает исходной предпосылкой всех остальных вопросов в мире;
в) выделяет самое главное в мире;
г) никто не знает, как на него отвечать.
11. Что такое материализм?
а) учение о реальном существовании мира;
б) учение о материальности сознания;
в) учение о первичности материи;
г) учение о вещественном строении предметов.
12. Что такое идеализм?
а) учение о непознаваемости мира;
б) фантастическое отражение действительности;
в) учение о первичности сознания;
г) учение о реальном существовании идей.
13. Что общего и различного во всех философских течениях: материализме и идеализме, монизме и дуализме, учении о познаваемости мира и агностицизме, диалектике и метафизике?
14. В чем корни материализма?
а) в повседневных наблюдениях людей;
б) в постоянных контактах человека с реальными предметами;
в) в трудовой деятельности людей;
г) в стремлении человека опереться на что-то надежное.
15. В чем корни идеализма?
а) в желании людей иметь дело только с идеями;
б) в отделении умственного труда от физического;
в) в сложности и противоречивости процесса познания;
г) в разделении общества на противоположные классы.
16. В чем состоит опровержение агностицизма?
а) в догадливости людей;
б) в способности человеческого ума проникать в суть вещей, процессов;
в) в способности людей практически преобразовывать окружающий мир;
г) в способности людей предвидеть ход событий.
17. В чем состоит значение философии?
а) в созерцании мира;
б) в обобщении данных специальных наук;
в) в активном содействии преобразованию мира;
г) в выработке стиля мыслящих людей.
18. Почему от верной философской позиции зависит и правильная практическая линия поведения?
а) философия надежно ориентирует человека в мире;
б) философия дает обоснованные методы мышления;
в) философия дает направление человеческим мыслям и действиям;
г) философия предостерегает от ошибок на основе накопленного опыта людей.
19. В чем состоит коварство освоения философии?
а) создает иллюзию легкости познания мира;
б) создает впечатление о невозможности разобраться в окружающем;
в) оперирует обычными словами, знакомыми терминами, но вкладывает в них теоретический смысл, отличный от обыденного понимания;
г) уводит человека от практики повседневной жизни.
20. Почему необходимо поднимать уровень мышления человека с обыденного на теоретический?
а) легче мыслить;
б) уйти от обыденности и повседневности;
в) чтобы проникать в суть происходящего;
г) чтобы делать верные выводы из накопленного практического опыта.
21. В чем состоит методологическое значение философии?
а) она учит рассматривать мир упрощенно;
б) обеспечивает экономию мышления;
в) дает человеку лучшие методы познания и преобразования мира;
г) учит логике мышления и организованности действий.
22. В чем состоит воспитательная функция философии?
а) учит людей на примере жизни великих мыслителей;
б) дает теории воспитания подрастающего поколения;
в) дает людям лучшие нормы и правила поведения, лучшие принципы
морали;
г) провозглашает точный принцип: «Поступай так, чтобы твое поведение стало всеобщим законом" (И.Кант).
23. Как философия помогает человеку в разрешении социальных проблем?
а) дает готовые ответы на любые проблемы;
б) дает основное направление в осмыслении проблем;
в) дает методы мысленной обработки имеющейся информации;
г) дает общую ориентировку в мире.
ФИЛОСОФИИ
1.«Уже с того весьма отдаленного времени, - пишет Энгельс, -... люди, еще не имея никакого понятия о строении своего тела и не умея объяснить сновидений, пришли к тому представлению, что их мышление и ощущения есть деятельность не их тела, а какой-то особой души, обитающей в этом теле и покидающей его при смерти..."
Каковы причины возникновения у первобытного человека представлений о душе?
Можно ли поставить знак равенства между понятиями "душа" и "человеческое сознание"?
Что такое психофизическийпараллелиум? Покажите его несостоятельность с точки зрения современной науки.
2. Наше сознание, мышление, как бы ни казались они сверхчувствительными, являются продуктом вещественного, телесного организма - мозга.
Можно ли понять природу человеческого сознания, изучая только человеческий мозг?
Что такое вульгарный материализм? Как он решает проблему психического?
Может ли мыслить мозг, изолированный от внешнего мира?
На каком основании психофизическийпараллелиум отрицает связь психики с мозгом?
Согласны ли Вы с утверждением о том, что:
«Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни». Если сознание не материя, не тело, то что же это такое? В чем с точки зрения материализма, проявляется зависимость (вторичностъ) сознания от материи?
К чему сводились упреки идеализма в адрес метафизического материализма в связи с его трактовкой сознания?
3. «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней». Является ли идеальноеособой субстанцией? В чем сходство и в чем различие идеального образа и отображаемого материального предмета?
Каков характер преобразований материального в человеческой голове?
4. "... Существеннейшей и ближайшей основой человеческого мышления, -пишет Ф.Энгельс, - является ... изменение природы человеком, а не одна природа как таковая, и разум человека развивался соответственно тому, как человек научился изменять природу".
Чем отличается труд человека от целесообразной по форме деятельности животных и насекомых?
Назовите основную причину качественного отличия сознания людей от психики животных.
В каком смысле идеальное предшествует материальному процессу труда?
5. "Материя, действуя на наши органы чувств, производит ощущение. Ощущение зависит от мозга, нервов, сетчатки и т. д., т.е. отопределенным образом организованной материи. Существование материи не зависит от ощущения. Материя есть первичное. Ощущение, мысль, сознание есть высший продукт особым образом организованной материи".
Как обосновывали материалисты первичность материи и вторичностъ сознания?
В каком смысле ощущение и мысль можно рассматривать как "продукт материи"? В каких формах существуют эти " продукты материи"?
6. "В фундаменте самого здания материя можно лишь предполагать существование способности, сходной с ощущением. Логично предположить, что вся материя обладает свойством по существу родственным с ощущением свойства отражения.
Что такое отражение как универсальное свойство материи? В чем сходство способности ощущения, присущей живым организмам, со свойством отражения, присущим всей материи?
Является ли общественное сознание отображением реального процесса жизни каждого отдельного человека или всей совокупности взаимоотношений людей в обществе?
Может ли сознание отдельного человека отобразить всю совокупность взаимоотношений людей в обществе?
Что такое общественное сознание и чем оно отличается от сознания отдельного индивида?
Можно ли отождествлять понятия "общественное мнение" и "общественное сознание?
Верно ли следующее утверждение?
7. «Мысли экономически господствующего социального слоя являются в каждую эпоху господствующими мыслями. Это значит, что тот класс, который представляет собой господствующую материальную силу общества, есть в то же время и его господствующая духовная сила».
Означает ли это, что представители различных социальных слоев, групп и классов имеют не свое, а чужое иное сознание (сознание господствующего класса)?
Каким образом (каким путем) господствующий класс навязывает свое сознание обществу?
Почему не господствующий социальный слой общества принимает идеи господствующего социального слоя?
Каким образом становится возможной критика господствующего в обществе сознания?
Задание к зачету или экзамену
Вопросы для подготовки к зачету (экзамену)
1. Понятие мировоззрения и его структура.
2. Особенности развития русской философии.
3. Характеристика основных компонентов мировоззрения.
4. Неотомизм как разновидность западноевропейской философии.
5. Типы мировоззрения.
6. Неопозитивизм как разновидность западноевропейской философии.
7. Мифология и мифологическое мировоззрение.
8. Экзистенциализм как разновидность западноевропейской философии.
9. Специфика религиозного мировоззрения.
10.Д.Юм и И.Кант о границах и возможностях человеческого познания.
11.Особенности философского мировоззрения.
12.Теория познания И.Канта.
13.Предмет философии и ее основные задачи.
14.Рационализм философии нового времени (Р.Декарт).
15.Структура и функции философии.
16.Эмпиризм философии нового времени (Ф.Бэкон).
17.Природа философского знания.
18.Особенности философии эпохи возрождения.
19.Философия и ее роль в обществе.
20.«Реализм» и «Номинализм».
21.Характеристика основных направлений в философии.
22.Философские взгляды Пьера Абеляра.
23.Особенности решения онтологических и гносеологических проблем в
различных философских системах.
24.Жизнь и творчество Фомы Аквинского.
25.Философия как единство научной теории, методы и мировоззрения. 26.Особенности и основные этапы развития философии средневековья. 27.Специфика философского знания, принцип целостности в философском объяснении мира.
28.Философские взгляды Аристотеля.
29.Структура философского знания: онтология, гносеология, учение о развитии, социальная философия, история философии и др.
30.Философия Платона.
31 Творческие функции философии, взаимосвязь философии с естественнонаучным и социально-гуманитарным знанием.
32.Жизнь и творчество Сократа.
33.Становление философии и основные этапы ее развития.
34.Философия Демокрита.
35.Категория бытия, ее смысл и специфика.
36.Особенности античной философии
37.Категории материи и ее значение для философии, естественных и гуманитарных наук.
38. Философская концепция К. Маркса.
39.Новое открытие в естествознании и изменения представлений о структуре и законах движения материи.
40.Антропологический принцип философии Л. Фейербаха.
41.Всеобщие формы бытия материи.
42.Соотношение системы и метода философии Гегеля.
43.Характерные особенности концептуального, реального и
перцептуального подходов к пространству и времени.
44.Основные направления западноевропейской философии XIX - XX вв. 45.Решение проблемы соотношения материи и сознания различными
философскими направлениями.
46. Достоинства и недостатки марксистской философии.
47.Эмоционально – чувственная и познавательно-интеллектуальная
подсистема мировоззрения.
48.Философские взгляды Владимира Соловьева и Н. Бердяева.
49.Движение как способ существования материи, пространство и время
как формы бытия материи.
50.Функции мифа.
51.Сознание и высшие формы психической деятельности - мышление,
память, воля, эмоции.
52. Природное и социальное в человеке.
53. Личность и общество.
54. Отражение как всеобщее свойство материи, основные ступени отражения.
55. Структура философского знания. Философия и философские науки.
56. Понятийный /категориальный/ аппарат философии.
57. Предмет и методы философии.
58. Особенности и основные школы античной философии.
59. Основные этапы развития средневековой философии. "Реализм" и "Номинализм"
60. Эмпиризм /Ф.Бэкон/ и рационализм /Р.Декарт/.
61. Индукция и дедукция как методы научного познания.
62. Философские воззрения В.Ф.Гегеля и Л.Фейербаха.
63. Периодизация Отечественной философии.
64. Современные представления о материи и ее атрибутах.
65. Славянофильство и западничество в русской философской мысли.
66. Основные уровни организации материи.
67. Идеи западничества в философии А.И.Герцена, Н.Г.Чернышевского.
68. Единство материи и движения, основные формы движения.
69. Понятие закона. Общие и специфические законы.
70. Основные факторы становления и развития сознания.
71. Принципы, законы и категории диалектики.
72. Структура сознания, ее основные элементы.
73. Проблема познаваемости мира и ее решение в истории философии.
74. Источники и движущие силы развития общества.
75. Чувственные и рациональные формы познания.
76. Социальная структура общества.
77. Формационная концепция развития общества.
78. Структура общественно-экономической формации.
79. Формы научного познания.
80. Культура как процесс и результат человеческой деятельности. Культура и цивилизация.
Темы рефератов
1. Философия как наука: предмет, структура, функции.
2. Мировоззрение и его структура.
3. Философия как тип мировоззрения.
4. Ортодоксальная философия Древней Индии.
5. Философские основания буддизма.
6. Философские взгляды Конфуция.
7. Античная философия: основные школы и течения.
8. Философия Сократа.
9. Философские взгляды Платона. .
10. Философия Аристотеля.
11. Философия поздней античности.
12. Гуманизм философии Возрождения.
13. Философия воззрения Н. Кузанского и Дж. Бруно.
14. Учение Ф. Бэкона о познании.
15. Дуализм философии Р. Декарта.
16. Понятие субстанции в философии нового времени.
17. Проблема метода в философии нового времени.
18. Проблема человека в философии Просвещения.
19. Субъективно-идеалистическая философия нового времени.
20. Философия марксизма и современность.
21. Проблема метода в философии позитивизма.
22. Современный постпозитивизм.
23. Проблема свободы личности в иррациональной философии XIX века.
24. Философские воззрения Ф. Ницше.
25. Философия экзистенциализма о человеческом бытии.
26. Герменевтика как методология социально-культурных исследований.
27. Э. Фромм и его философская концепция.
28. Проблема соотношения веры и разума в современной религиозной философии.
29. Содержание категории бытия.
30. Современные философские концепции бытия.
31. Взаимосвязь основных форм бытия.
32. Развитие представлений о материи в истории философии.
33. Современная наука о строении и свойствах материи.
34. Категория «развитие» в философии.
35. Современные концепции развития.
36. Диалектика как учение о развитии.
37. Элементы диалектики.
38. Познание как вид духовной деятельности людей.
39. Философские концепции познания.
40. Познание как процесс отражения: история и современность.
41. Проблема истины в философии.
32. Диалектика абсолютной и относительной истины и ее учет в деятельности юриста (экономиста).
42. К вопросу о критериях истины.
43. Преодоление заблуждения в познании.
44. Роль интуиции в познавательной деятельности экономиста (юриста).
45. Понятие общества и его структура.
46. Сущность и содержание общественных отношений.
47. Общество как система, взаимосвязь его элементов.
48. Проблема детерминизма в общественном развитии.
49. Источники и движущие силы общественного развития.
50. Диалектика прогресса и регресса в развитии общества.
51. Понятие сфер общественной жизни и методология их выделения.
52. Взаимосвязь сфер общественной жизни.
53. Сущность и содержание экономической сферы общественной жизни.
54. Способ производства материальных благ и его структуры.
55. Духовная сфера общественной жизни: сущность, структура, функции.
56. Взаимосвязь форм общественного сознания.
57. Социальная сфера, ее место в жизни общества.
58. Политическая сфера общественной жизни: сущность, содержание.
59. Сущность и содержание антропосоциогенеза.
60. Проблема человека в различных философских системах.
61. Смысл жизни человека.
62. Проблема смерти и бессмертия человека.
63. Личность как социальное измерение человека.
64. Проблема соотношения личности и общества и ее решение в различных
философских системах.
65. Личность и ее ценности.
66. Свобода и ответственность личности.
Контрольные тесты
Укажите правильный ответ и обоснуйте его:
1. Что такое философия?
а) итог всех существующих наук;
б) наука обо всем, что нас окружает;
в) учение о человеке в его отношении к миру;
г) наука о познании мира.
2. Является ли философия наукой?
а) да;
б) нет;
в) больше да, чем нет;
г) больше нет, чем да.
3. Чем отличается философия от специальных наук?
а) не имеет собственного предмета исследования;
б) высказывает абсолютные истины;
в) изучает человека в его отношении к миру и всеобщим законам бытия;
г) не делает собственных открытий.
4. Когда человек становится философом в повседневной жизни?
а) когда задумывается о прошлом и его уроках;
б) когда начинает думать о не понятном;
в) когда задумывается над вопросами бытия мира и своём месте в нем;
г) когда отвлекается от повседневных забот.
5. В чем состоит особенность, специфика философии?
а) рассматривает мир в целом;
б) выступает как стиль мышления и состояние души в ходе отвлечения от
повседневности;
в) рассматривает мир через отношение человека к нему, выделяет всеобщее в
бытии;
г) формулирует наиболее общие законы природы, общества и мышления.
6. Каково назначение философии?
а) давать человеку возможность задумываться о всеобщем;
б) вводить человека в состояние мыслительного блаженства;
в) определять стратегию мышления в решении практических проблем;
г) не думать ни о чем.
7. Как философия соотносится со специальными науками?
а) сливается с ними;
б) отрывается от них;
в) является для них наиболее общей теорией и методом;
г) никакого отношения к ним не имеет.
8. Почему философы предвосхитили многие открытия специальных наук, например,Демокрит высказал гипотезу об атомистическом строении мира, Ф. Энгельс высказал мысль о связи живой и неживой природы, В.И.Ленин заявил о неисчерпаемости электрона, как атома?
а) обладают даром предвидения;
б) знают тайны мышления;
в) из общих принципов и положений умеют делать конкретные выводы;
г) имеют гениальные способности.
9. Почему марксистская философия является высшим этапом развития философской мысли человечества?
а) так провозгласили те, кому это выгодно;
б) в силу недостатков старых философских учений;
в) она создавалась гениями из лучших достижений человеческой мысли и науки;
г) она такой была в прошлом, а теперь есть более высокие философские учения.
10. Почему основной вопрос философии имеет фундаментальное значение?
а) является самым широким вопросом в мире;
б) выступает исходной предпосылкой всех остальных вопросов в мире;
в) выделяет самое главное в мире;
г) никто не знает, как на него отвечать.
11. Что такое материализм?
а) учение о реальном существовании мира;
б) учение о материальности сознания;
в) учение о первичности материи;
г) учение о вещественном строении предметов.
12. Что такое идеализм?
а) учение о непознаваемости мира;
б) фантастическое отражение действительности;
в) учение о первичности сознания;
г) учение о реальном существовании идей.
13. Что общего и различного во всех философских течениях: материализме и идеализме, монизме и дуализме, учении о познаваемости мира и агностицизме, диалектике и метафизике?
14. В чем корни материализма?
а) в повседневных наблюдениях людей;
б) в постоянных контактах человека с реальными предметами;
в) в трудовой деятельности людей;
г) в стремлении человека опереться на что-то надежное.
15. В чем корни идеализма?
а) в желании людей иметь дело только с идеями;
б) в отделении умственного труда от физического;
в) в сложности и противоречивости процесса познания;
г) в разделении общества на противоположные классы.
16. В чем состоит опровержение агностицизма?
а) в догадливости людей;
б) в способности человеческого ума проникать в суть вещей, процессов;
в) в способности людей практически преобразовывать окружающий мир;
г) в способности людей предвидеть ход событий.
17. В чем состоит значение философии?
а) в созерцании мира;
б) в обобщении данных специальных наук;
в) в активном содействии преобразованию мира;
г) в выработке стиля мыслящих людей.
18. Почему от верной философской позиции зависит и правильная практическая линия поведения?
а) философия надежно ориентирует человека в мире;
б) философия дает обоснованные методы мышления;
в) философия дает направление человеческим мыслям и действиям;
г) философия предостерегает от ошибок на основе накопленного опыта людей.
19. В чем состоит коварство освоения философии?
а) создает иллюзию легкости познания мира;
б) создает впечатление о невозможности разобраться в окружающем;
в) оперирует обычными словами, знакомыми терминами, но вкладывает в них теоретический смысл, отличный от обыденного понимания;
г) уводит человека от практики повседневной жизни.
20. Почему необходимо поднимать уровень мышления человека с обыденного на теоретический?
а) легче мыслить;
б) уйти от обыденности и повседневности;
в) чтобы проникать в суть происходящего;
г) чтобы делать верные выводы из накопленного практического опыта.
21. В чем состоит методологическое значение философии?
а) она учит рассматривать мир упрощенно;
б) обеспечивает экономию мышления;
в) дает человеку лучшие методы познания и преобразования мира;
г) учит логике мышления и организованности действий.
22. В чем состоит воспитательная функция философии?
а) учит людей на примере жизни великих мыслителей;
б) дает теории воспитания подрастающего поколения;
в) дает людям лучшие нормы и правила поведения, лучшие принципы
морали;
г) провозглашает точный принцип: «Поступай так, чтобы твое поведение стало всеобщим законом" (И.Кант).
23. Как философия помогает человеку в разрешении социальных проблем?
а) дает готовые ответы на любые проблемы;
б) дает основное направление в осмыслении проблем;
в) дает методы мысленной обработки имеющейся информации;
г) дает общую ориентировку в мире.
П. ФИЛОСОФСКОЕ УЧЕНИЕ О МАТЕРИИ
1. Почему вокруг материи шли и продолжают идти философские споры?
2. Каков способ философского определения материи? Выберите правильный ответ:
а) подведение данного понятия под более широкое;
б) сопоставление с другим столь же широким понятием;
в) выведение из основного вопроса философии;
г) перечисление свойств.
3. В чем вы усматриваете сущность материи?
а) объективная реальность,
б) вещественность,
в) атомарность.
4.Материалъны ли:
а) свет и тень,
б) вещество и антивещество,
в) поле и вакуум,
г) энергия и информация,
д) общение и власть,
е) так называемые "первичные" качества вещей (протяженность, геометрическая форма, плотность и т.д.) и "вторичные", "чувственные" (цвет, запах, вкус)?
5.Можно ли сказать, что материя состоит из вещей или что вещи, состоят из материи?
6. Для каких философских направлений характерны следующие высказывания:
а) "существовать значит быть воспринимаемым";
б) "материя – есть постоянная возможность восприятия";
в) "материя – это объективная реальность, данная человеку в его ощущениях Богом"?
7. Выразите ваше отношение к утверждению: "Последнее развитиефизики есть процесс против материи, окончившийся ее изгнанием... Не пора ли изгнать и материю? Материя исчезла, ее разновидности замененысистемами родственных друг другу электрических индивидов, и перед нами рисуется вместо привычного материального, глубоко отличный от него мир электромагнитный" (Уемов Н.А.)
8. "В начале рассуждения о материи надо поместить определение ей: материя есть протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части" (М. В. Ломоносов)
Какому этапу в эволюции понятия материи соответствует этот взгляд?
9. Дайте оценку определения материи: " Материя не является косной субстанцией, как это обычно допускается. Сила притяжения или отталкивания необходимо связана с ее подлинным существом, и ни одна ее часть непроницаема для другой части. Поэтому я оп