Современная западная философия – общая характеристика.
Используя термин современная западная философия, мы подразумеваем философскую мысль Западной Европы и Америки конца Х1Х – начала ХХ1 века. Развитие классической философской традиции можно обозначить, начиная с Античности и заканчивая серединой 19 ст. Классическое философствование характеризуется рациональностью, системностью, вниманием к онтологической и гносеологической проблематике, а так же некоторой универсальностью и стремлением к научности понятийного аппарата философии. Влияние на философское мышление идей рационализма (прежде всего Гегеля и Маркса) было тотальным. В эпоху казалось бы наибольшего торжества идей классической философии вдруг заговорили о сомнительности исторического прогресса, релятивности истины, иррациональности истории и самой души «европейского человека». В конце 19 в. произошла смена философских парадигм. Стали складываться новые философские направления современности, каждое из которых «кидает свой камень» в сторону классической философии. Распад классических схем философствования происходил на фоне кардинальных изменений в культуре, всей человеческой деятельности, науки и техники. Развитие науки инициировало практически непрерывный поиск научной картины мира. Одновременно прогресс в науке и технике порождал кризисные явления – экологическая и ядерная угрозы, кризис культуры, антропологический кризис. Философия отвечала на эти вызовы времени: пыталась дать объяснение этих процессов и предложить пути выхода из этой тупиковой ситуации. Возникают принципиально новые философские картины мира и стили мышления. Начинается переход от классической философии (представленной в своем высшем проявлении в философии Гегеля и Маркса) к неклассическим.
БИЛЕТ № 21
1. Познание как предмет философского анализа Субъект и объект познания. Познание и творчествоПознание есть активное воздействие субъекта на объект отражаемой действительности с целью ее преобразования в интересах человека, получения системы знаний и передачи их другим поколениям людей.
В философской литературе под теорией познания часто понимают гносеологию., гносеология есть учение о закономерностях становления, развития и функционирования научного знания, методах, приемах и способах его создания и использования в практической деятельности. Гносеологическая проблематика не ограничивается только знанием и включает в свое содержание ряд других вопросов, связанных с такими понятиями, как практика, субъект и объект познания, чувственное и рациональное, материальное и духовное, истина, заблуждение, ложь и т.п. Субъект познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания.
В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.
Объект познания - это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность.
Объект не тождественен объективной реальности, материи. Объектом познания могут быть как материальные образования (химические элементы, физические тела, живые организмы), так и социальные явления (общество, взаимоотношение людей, их поведение и деятельность). Результаты познания (итоги эксперимента, научные теории, наука в целом) также могут стать объектом познания.
Завершая анализ теории познания, следует подчеркнуть, что человек не только познает мир, открывая новое, но и изменяет, преобразует его на основе приобретенных знаний. Вся вторая, искусственно созданная природа или, говоря иными словами, человеческое общество, вся материальная и духовная культура - продукт познания мира и его преобразования, продукт творчества.
Творческий характер носит и само познание, и практическая деятельность, в основе которой лежат ее результаты.
Творчество проявляется и в движении познающей мысли по непроторенным путем, и в продуктах труда, прежде всего в технике, отличающихся новизной, в обновлении различных сторон необъятного мира материальной и духовной культурой.
Но что такое творчество? Творчество - это деятельность по созданию неповторимых по характеру осуществления и результату оригинальных в общественно-историческом отношении, а не только в индивидуальном уникальных материальных и духовных ценностей (открытие новых свойств и закономерностей, создание ценностей искусства, новых образцов техники и новых видов технологии и т. д. ).
Мир творчества бесконечно многообразен, как многообразна сама духовная и практическая деятельность. Новаторство и новации - необходимая сторона развития и познавательной, теоретической и преобразующей, практической деятельности людей, развития общества в целом.
Основными видами творчества являются научное, изобретательское, политическое, организаторское, философское, художественное. мифологическое, религиозное, повседневно-бытовое.
2. Философия «западников» и славянофилов и их основные идеи в произведениях П. Чаадаева, А. Герцена, А. Хомякова и В. Соловьева.
БИЛЕТ № 22
1. Диалектика Г.В. Гегеля и ее значение как всеобщего метода познания.