Структура познаня. Главные виды и функции практики.

Познание — процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуется внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира, а также субъект познавательной деятельности - человек - исследует человека, то есть самого себя. Результаты познания остаются не только в сознании конкретного, что-либо познавшего человека, но и передаются из поколения в поколения, главным образом, с помощью материальных носителей информации — книг, рисунков, объектов материальной культуры. (Например, Коперник доказал вращение Земли вокруг Солнца, однако это стало достижением не только Коперника или его поколения, но и всего человечества.) В процессе жизни человек выполняет два вида действий по познанию: • познает окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое либо для себя, либо для человечества); • познает окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры). . В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания: • гностицизм; • агностицизм. Сторонники гностицизма (как правило, материалисты) оптимистично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания. Агностики (часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания. Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма, согласно которой: • сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями • сам окружающий мир непознаваем в принципе — человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений Основной формой познания и критерием истины при познании является практика. Практика — конкретная деятельность людей по преобразованию окружающего мира и самого человека. Главные виды практики: • материальное производство; • управленческая деятельность; • научный эксперимент. Функции практики — то, что она является: • критерием истины; • основой познания; • целью познания; • результатом познания. В процессе познания участвуют в совокупности чувственное, рациональное познание, логика, интуиция. Чувственное познание основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность, и логике. Рациональное познание основано на разуме, его самостоятельной деятельности. Близким к рациональному является интуитивное познание, при котором истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.

Билет №4

1.Античная философия. Общая характеристика.

Античная философия - философия Древней Греции и Древнего Рима (VI в. до н.э. - V в.). В иде­ях Античности черпали вдохновение философы различных эпох. Именно Античность не только предложила сам термин «философия», но и определила особенности этого типа ду­ховной активности человека.

В античной философии выделяют следующие этапы.

Ранний, или архаический(VI в. — начало V в. до н.э.). Основными школами этого периода являются милетцы (Фалес, Анаксимен); Пифагор и пифагорей­цы; элеаты (Парменид, Зенон); атомисты (Де­мокрит); Гераклит, Эмпедокл и Анаксагор, стоящие вне оп­ределенных школ. Основной темой раннего этапа греческого философствования является космос, физис, именно поэто­му первых греческих философов называют физиками, а философию - натурфилософией. В этот период формули­руется проблема первоначала или первоначал мира. Цент­ральной проблематикой раннего этапа античной филосо­фии является онтологическая.

Классический(V в. до н.э.). Основными школами этого периода являются софисты (Горгий, Гиппий, Протагор и др.); поначалу примыкавший к софистам, а затем критиковавший их Сократ; Платон и его школа Академия; Аристотель и его школа Лицей. Главные темы классическо­го периода - сущность человека, особенности его позна­ния, синтез философского знания, построение универсаль­ной философии. Именно в это время была сформулирована идея чистой теоретической философии и ее первичности по отношению к другим формам знания. Главная проблематика классического периода - он­тологическая, антропологическая и гносеологическая.

Эллинистический(IV в. до н.э. — V в.). Основными школами этого периода являются Эпикур и эпикурейцы (Лукреций Кар); стоики (Зенон, Хрисипп, Панэций, Посидоний и др.); неостоики (Сенека, Эпиктет и др.); скептики (Пиррон, Секст Эмпирик и др.); киники (Диоген и др.); неоплатоники (Плотин, Ямвлих и др.). Ос­новными темами этого периода античной философии явля­ются проблемы воли и свободы, морали и удовольствия, счастья и смысла жизни, структуры космоса, мистического взаимодействия человека и мира. Главная проблематика эл­линизма - аксиологическая.

Можно сказать, что древние мыслители «загово­рили» мир, убрав из него хаос и небытие, а универсальным средством для этого выступила философия.

2.Общие понятия о теории позания (гносеология), его виды и основные принципы Гносеология - важнейшая, а во многих философских системах - ключевая составляющая (раздел) философского знания. Она раскрывает закономерности познания человеком, субъектом объективного мира; исследует вопрос о самой возможности и пределах познания окружающей действительности, в значительной мере не зависящей от человека и чуждой ему; стремится объяснить цель и смысл человеческого познания, условия его успешности (адекватности, истинности, корректности) и т. п.

Основные положения гносеологии реализуются с помощью таких категорий (фундаментальных понятий), как познание, знание, реальность, или действительность, мышление, сознание, объект (объективное), субъект (субъективное), истина и др.

Основными вопросами гносеологии или теории познания являются следующие:

· Познаваем ли мир?

· Каким образом человек познает мир?

· Какова глубина наших знаний?

· Что есть истина и каковы критерии истинности знаний?

Проблемы гносеологии

Причины познания. Означает выяснение предпосылок к поиску объяснений происходящего. Считается, что они состоят в потребности предугадывать грядущие события при высокой сложности системы, без этого ответ на новые задачи будет постоянно запаздывать.

Условия получения знаний. К ним относят три компонента: природа, человек и форма отображения реальности при узнавании.

Поиск источника знаний. Гносеология исследует этот момент с помощью ряда задач, которые должны обеспечить представление о начальном носителе информации, об объекте познания.

Виды:

Наивный реализм. Мерилом истинности являются органы чувств, никакой разницы между человеческим восприятием и реальным положением вещей здесь нет.

Сенсуализм. Подразумевает познание только на основе чувств, если их нет, то и информация в разуме не появится, поскольку человек опирает только на чувства, а за их пределами мир не существует.

Рационализм. Настоящее знание можно получить только при помощи разума без учета данных, передаваемых органами чувств, неизменно искажающими действительность.

Скептицизм. Сомневается в каждом пункте знания, требует не соглашаться с мнением авторитетов, пока не будет произведена собственная оценка.

Агностицизм. Говорит о невозможности полностью узнать мир – и чувства, и разум дают только кусочки знания, которых недостаточно для получения полной картины.

Когнитивный оптимизм. Верит в возможность получения исчерпывающего знания о мире.

Билет №5

1.Проблемы государства в произведениях платона. Значение философии платона.

Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства

Платон выделяет семь типов государства: идеальное "государство буду­щего и шесть типов ныне суще­ствующих государств.

-монархия - справедливая власть одного человека;

-тирания - несправедливая власть одного человека;

- аристократия - справедливая власть меньшинства;

-олигархия - несправедливая власть меньшинства;

-демократия - справедливая власть большинства;

-тимократия - несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.

Также Платон выдвигает собственный план государственного устрой­ства,согласно данному плану: все население государства (полиса) делится на три сословия:

работники -занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью; воины- занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддер­живают в государстве порядок, в случае необходимости - участвуют в военных действиях; философы (мудрецы} - разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;

Историческое значение философии Платона в том, что:впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений; положено начало идеализму как крупному философскому направлению; впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества - государство, законы и т. д.; были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории ;была создана философская школа (Академия), просуществовавшая око­ло 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).

2.Социальная экология.Влияние общества и техники на человека. Обратная связь.Социальная экология − недавно возникшая научная дисциплина, предметом которой является изучение закономерностей воздействия общества на биосферу и тех изменений в ней, которые оказывают влияние на общество в целом и каждого человека в отдельности. Концептуальное содержание социальной экологии охватывается такими разделами научного знания, как экология человека, социологическая экология, глобальная экология и др.

Главное содержание социальной экологии сводится к необходимости создания теории взаимодействия общества и биосферы, поскольку процессы данного взаимодействия включают в себя и биосферу, и общество в их взаимовлиянии. В социальной экологии четко прослеживается основная идея, связанная с изучением закономерностей взаимодействия общества и биосферы. В центре ее внимания поэтому и оказываются закономерности воздействия общества на биосферу и те изменения в ней, которые влияют на общество в целом и каждого человека в отдельности. Одной из важнейших задач социальной экологии является изучение способности людей приспосабливаться к происходящим переменам в окружающей среде, выявление недопустимых границ изменений, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье людей. Сюда входят проблемы современного урбанизированного общества: отношение людей к требованиям среды и к среде, которую формирует индустрия; вопросы ограничений, которые накладывает эта среда на отношения между людьми (Д. Маркович).

Основной задачей социальной экологии является изучение механизмов воздействия человека на окружающую среду и тех преобразований в ней, которые выступают результатом человеческой деятельности. Проблемы социальной экологии в основном сводятся к трем основным группам планетарного масштаба – глобальный прогноз на население и ресурсы в условиях интенсивного промышленного развития (глобальная экология) и определение путей дальнейшего развития цивилизации; регионального масштаба – изучение состояния отдельных экосистем на уровне регионов и районов (региональная экология); микромасштаба – изучение основных характеристик и параметров городских условий жизни (экология города, или социология города).
Билет №6

Наши рекомендации