Понимание знания и познания в восточных обществах. Профессионально-именные социокоды.
Синкретическая цивилизация - первоначальная, однако постепенно в мире начинает возникать и доминировать цивилизация традиционалистского типа. В ее основе лежит профессионально-именной способ выражения, реализации социальности. Здесь знания накапливаются и передаются уже не в рамках интеллекта отдельного человека, но в рамках целой касты. Каста обладала набором профессий и имен. Собственник знания - Бог, - покровитель данной профессии. Знание воспринималось как священное. В нем нельзя было сомневаться; оно содержало не только информация, но и магию, поэтому его использование обязательно предполагало совершение определенных ритуалов. Знание нельзя было передавать чужим; с другой стороны, «чужие» и не старались пользоваться знанием, в которое они не были посвящены: использование знания было тождественно поклонению чужим богам, нечистой силе.
Древнеиндийская и древнекитайская цивилизациипринадлежит к иной метатрадиции, нежели ближневосточная – средиземноморская с ее склонностью к монотеизму и конструированию взаимоисключающих оппозиций типа Бог – личность, разум – эмоции, общее – личное, материальное – идеальное. Для индуистско-буддийской-дальневосточной метатрадиции (при всей кардинальной разнице между цивилизациями Индии и Китая) характерна противоположная тенденция к нечеткости и нерасчлененности оппозиций, к взаимопроникновению и смешению, казалось бы, фундаментально противоположных начал – жизни и смерти, сущего и несущего, макро- и микрокосмоса, к широким семантическим и логическим ассоциациям, к несколько иной структуре мышления как такового.
Древняя Индия представляет собой довольно пеструю картину религиозной жизни (индуизм, джайнизм, сикхизм, буддизм). Важной особенностью индийских религий – их интровертивность, то есть явственная обращенность вовнутрь, акцент на индивидуальный поиск, на стремление и возможности личности найти собственный путь к целе, спасение и освобождение для себя. Спасая себя, человек должен был проявить искреннюю заботу о других – как ближних, так и дальних, включая вообще все живое: только так он мог улучшить свою карму или достичь нирваны.
Пусть каждый человек – лишь песчинка, затерявшаяся среди многих миров. Однако эта песчинка не только вечна, как и весь мир, но и способна к трансформации: потенциально она имеет шансы стать рядом с наиболее могущественными силами мироздания, богами, буддами. Результат подобного мышления следует считать гигантский расцвет религиозной активности индивидов, ищущих блаженство, спасение или истину самыми различными способами и ухищрениями (методы изнурительной аскезы, йога, монашество).
Древний Китай являет собой цивилизацию иного типа. Социальная этика и административная практика здесь всегда играли значительно большую роль, нежели мистические абстракции и индивидуалистические поиски спасения. Трезвый и рационалистически мыслящий китаец никогда не задумывался слишком много над таинствами бытия и проблемами жизни и смерти, зато он всегда видел перед собой эталон высшей добродетели и считал своим священным долгом ему подражать. Истинный китаец выше всего ценил как раз материальную оболочку, то есть всю жизнь. Величайшими и общепризнанными пророками здесь считались, прежде всего те, кто учил жить достойно и в соответствии с принятой нормой, жить ради жизни, а не во имя блаженства на том свете или спасения от страданий. При этом этически детерминированный рационализм был доминантой, определявший нормы социально-семейной жизни китайца.
Базовая цивилизация традиционалистского типа, наиболее отчетливо кастовая система проявляется в индуизме. Обычно, профессионально-кастовое общество. Касты берут свое начало в четырех варнах, на которое делилось население Древней Индии. Слово «варна» соответствует понятиям «вид», «разряд», «цвет». Так обозначались основные сословия, или, ранги, в древнем обществе. В основе деления общества на варны лежало убеждение о том, что люди неодинаковы (у каждого человека свой долг – дхарма и свой жизненный путь). Зафиксированные еще в Ригведе предания исходят из того, что из уст первочеловека Пуруши возникла варна кшатриев, из бедер – варна простых земледельцев и скотоводов, то есть рядовых общинников вайшья. А вот из ступеней Пуруши появилась четвертая и самая низшая варна неимущих и неполноправных, варна шудр.
В цивилизациях традиционалистского типа (в частности - цивилизациях Востока) возникает стремление к постоянству, наиболее точному копированию, наследованию прошлого. Полагалось что наилучшее состояние общества уже было достигнуто ранее, абсолютное знание о мире уже получено и хранится у учителей, поэтому лучшее, что можно сделать - это вернуться к прошлому «золотому веку». Т.е. идеал общества и личности переносился в прошлое, проецировался из прошлого. Не случайно идеал императора - правитель, не вмешивающийся в реальность. Доминирование мифологического мышления, принципа «недеяния» (Лао-Цзы), конфуцианства порождали представления о необходимости самосовершенствования человека и бесконечных возможностях самосовершенствования. Не случайно в обществах Востока возникли представления, что человек может стать выше богов (буддизм), изменить свою судьбу путем самосовершенствования, - мотивы, которые (совершенно по другим причинам) появляются в Европе только в эпоху Возрождения.