К общецивилизационным основаниям биоэтического знания относятся все перечисленные
факторы, кроме:
1) возникновение и применение в практическом здравоохранении новых биомедицинских технологий
2) демократизация общественных отношений
3) ценностно-мировоззренческий плюрализм
4) международная деятельность Совета Европы
5) экспериментальный характер современного медицинского знания
46. К особенностям «христианской биоэтики» католицизма относятся все перечисленные черты кроме:
1) всесторонность рассмотрения биоэтических проблем
2) приоритет социальных реалий в теологических построениях и рекомендациях
3) аргументированная критика «эволюционистской антропологии»
4) выбор в качестве оснований «христианской биоэтики» принципов понимания «человека как субъекта и объекта одновременно», «богоподобия» личности, тела как храма Божьего, спасительной роли страданий и смерти как этапа бытия.
5) решение проблем биоэтики с позиций расчета «благ и польз»
47. К особенностям биоэтики в странах с протестантской культурой относятся все перечисленные черты кроме:
1) принцип моральной автономии личности
2) утверждение права и ценности духовной свободы человека
3) ценность «здоровья нации»
4) идея ответственности
48. К особенностям отношения к биоэтике в православной нравственной антропологии относятся все перечисленные черты, кроме:
1) коммерческие интересы научно-интеллектуальной элиты
2) понимание Бога как источника человеческих стремлений к совершенству
3) принцип синергии (возможность соработничества человека и Бога в преобразовании жизни)
4) принцип «святости жизни»
5) понимание призвания человека как «причастника божественного естества»
49. Для исламской морально-религиозной традиции характерно:
1) ориентация на Коран и свод канонических законов ислама
2) приоритет свободной воли человека
3) доминанта социально-политических интересов государства
50. Основанием мусульманского законодательства, регулирующего деятельность в области здравоохранения, является:
1) общие национальные интересы
2) свод канонических законов ислама
3) суждение по аналогии
4) способность и право интерпретации специалиста
5) интересы науки
51. Понятие о человеческой личности в исламе определяется:
1) исходя из положений Корана о вхождении души в зародыш в три месяца и одну неделю, т.е. на сотый день беременности
2) праведностью родителей
3) жизненной активностью человека
4) собственным мнением профессионала
52. Для буддийского этического сознания принципиальным значением обладают все перечисленные принципы, кроме:
1) просветление и личная ответственность
2) воля Бога
3) внутренняя свобода
4) стремление к освобождению от страданий
5) преодоление неведения и познание природы духа
53. Буддийская этика основывается на понимании человека как:
1) природного существа
2) существа, созданного Богом
3) человек - результат слияния родительских половых клеток и «онтинуума сознания» («существа нового рождения»)
Ø «Конвенция о правах человека и биомедицине»(1997 г.)
54. «Конвенция о правах человека и биомедицине» (1997 г.) при использовании достижений биологии и медицины обязуется защищать и гарантировать все, кроме:
1) уважения достоинства человека
2) защиту индивидуальности каждого человеческого существа
3) уважение целостности и неприкосновенности личности
4) соблюдение прав человека и основных свобод
5) обеспечения экономической выгоды и материального интереса
55. «Конвенция о правах человека и биомедицине» (1997 г.) при использовании достижений биологии и медицины объявляет приоритетными:
1) интересы и благо человеческого существа
2) интересы общества
3) интересы науки и научного прогресса
4) интересы трудоспособного населения
5) другие интересы
56. При проведении любого вмешательства в сферу здоровья, включая вмешательство с исследовательскими целями должно соблюдаться все, кроме:
1) законы РФ
2) международное законодательство
3) профессиональные биомедицинские этические стандарты
4) моральные представления пациента
5) нормы библейской морали
6) общечеловеческие ценности
7) корпоративные профессиональные интересы
8) экономические интересы исследователя
57. Вмешательство в сферу здоровья человека может осуществляться:
1) на основании свободного, осознанного и информированного согласия больного
2) на основании медицинских показаний
3) на основании редкости картины заболевания и его познавательной ценности
4) на основании требования родственников
5) на основании извлечения финансовой выгоды
58. Понятие «информированное согласие» включает в себя все, кроме:
1) информации о цели предполагаемого вмешательства
2) информации о характере предполагаемого вмешательства
3) информации о возможных негативных последствиях
4) информации о связанном с вмешательством риске
5) информации о несомненном приоритете пользы вмешательства по сравнению с возможным риском
59. К лицам, не способным дать информированное согласие, относятся все, кроме двух групп лиц:
а) несовершеннолетних; б) лиц с умственной неполноценностью; в) лиц с тяжелыми формами заболеваний, блокирующими сознание; г) лиц женского пола; д) граждан с иностранным подданством.
1) а, б
2) б, в
3) а, г
4) в, д
5) г, д
Ø Морально-этические проблемы аборта иновых репродуктивных технологий.
60. Юридической санкцией для врача, производящего искусственное прерывание беременности по желанию женщины, является:
1) желание женщины
2) статья 36 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан»
3) этическая Декларация о медицинских абортах ВМА (1983г.)
4) личные этические убеждения врача
5) медицинские показания
6) моральное право на отказ от производства аборта
61. Критериями, определяющими начало человеческой жизни являются: а) формирование нервной ткани плода, б) формирование дыхательной системы плода, в) первое сердцебиение, г) моральный статус человеческого эмбриона, включенного в систему нравственных взаимоотношений между людьми, д) слияние женской и мужской половых клеток.
1) а
2) б
3) в
4) г, д
5) ни одно из перечисленного
62. Ценность человеческой жизни в традиционной христианской нравственной антропологии определяется:
1) возрастом (количество прожитых лет)
2) социальным положением
3) психической и физической полноценностью
4) расовой и национальной принадлежностью
5) финансовой состоятельностью
6) уникальностью и неповторимостью личности
63. Негативное отношение к аборту в традиционной христианской нравственной антропологии определяется всем перечисленным, кроме:
1) нарушения заповеди «не убий»
2) неисполнения заповеди любви
3) учения о переселении душ (метемпсихоз)
4) несводимости личности к свойствам психофизической природы человека
64. Основанием допустимости аборта в либеральной идеологии является:
1) отрицание личностного статуса плода
2) права ребенка
3) неприкосновенность частной жизни
4) существование медицинской операции по искусственному прерыванию беременности
5) ничего из перечисленного
65. В христианской этике аборт, как вынужденная мера, допустим, поскольку:
1) эмбрион является телом матери
2) зародыш не может говорить
3) уничтожение жизни становится убийством только после рождения ребенка
4) человек «начинается» с первого вдоха
5) в случае внематочной беременности эмбрион изначально обречен на гибель
6) вместо того, чтобы «плодить нищету», лучше лишить ее жизни
7) врач не несет ответственности за исполнение решения матери
9) отказные дети иногда становятся преступниками
10) Новый Завет прославляет Ирода за гуманное обращение с младенцами
66. На признание этической допустимости суррогатного материнства при искусственном оплодотворении in vitro в исламе влияет:
1) допущение, что вынашивающей матерью может быть вторая жена мужа
2) запрещение донорство яйцеклеток
3) оценка суррогатного материнства как морально недопустимого явления
67. Использование пренатальной диагностики в евгенических целях исламская этика:
1) признает
2) осуждает
3) относится нейтрально, полагаясь на собственное мнение человека
68. Вспомогательные репродуктивные технологии запрещается использовать:
а) в целях выбора пола будущего ребенка; б) для предотвращения наследования тяжелого заболевания, сцепленного с полом; в) в целях продолжения рода лиц с нетрадиционной сексуальной ориентацией.
1) а
2) б
3) в
4) а, в
69. Массовое внедрение контрацепции не имеет своей целью:
а) утверждение права человека планировать численность своей семьи; б) противостояние религиозным моральным ценностям; в) выполнение различных государственных заказов и международных проектов по поддержанию определенной численности народонаселения в различных регионах мира; г) утверждение библейской заповеди «плодитесь и размножайтесь»; д) сохранение традиционных взглядов на брак и семью
1) а
2) б, в
3) а, в
4) б
5) г, д
70. Консервативное отрицательное отношение к контрацепции определяется всеми перечисленными факторами, кроме:
1) разрушения традиционных представлений о предназначении семьи
2) подавления функции продолжения рода
3) связанного с ней культивирования “освобожденной сексуальности”
4) ориентации на мало- и бездетные семьи
5) права государства или международных организаций по социально-политическому контролю над рождаемостью в стране
6) привлекательности образа Дон Жуана в мировой литературе
71. Этическая неприемлемость «аномальной техники деторождения» связана:
1) с нарушением права ребенка быть рожденным в традиционном браке естественным путем
2) с признанием и осуждением неполноценности супруга (супруги) и попыткой найти ему (ей) замену (в случае использования донорских половых клеток)
3) с легализацией неполных и нетрадиционных семей
4) с уничтожением «лишних» человеческих эмбрионов
5) с обесцениваем ценности и значения материнства и материнской любви в случаях легализации «суррогатного материнства»
6) со всеми перечисленными факторами
72. Европейская история пережила следующее число сексуальных революций (периодов переоценки сексуальности человек1):
1) две (первая - в эпоху распада Римской империи, вторая - 2-ая половина XX века)
2) одну, связанную с возникновением медицинской сексологии во 2-й половине XX века
3) одну, связанную с формированием христианской культуры в первых веках европейской истории
Ø Эвтаназия: история и логика проблемы.
73. Недопустимость эвтаназии с позиций нравственной антропологии христианства связана с:
1) нарушением заповеди «не убий»
2) спасительностью страданий
3) возможностью приобщения человека к опыту воскресения
4) возможностью постижения смысла жизни
5) все перечисленное
74. Необоснованность эвтаназии с медицинской точки зрения определяется:
1) шансом на выздоровление и возможностью изменения решения пациента
2) нарушением предназначения врача спасать и сохранять человеческую жизнь
3) нарушением моральной заповеди “не убий”
4) блокированием морального стимула развития и совершенствования медицинского знания и медицинских средств борьбы со смертью
5) со всеми перечисленными факторами
75. Активная эвтаназия отличается от пассивной:
1) отсутствием согласия или просьбы пациента о лишении жизни
2) приоритетностью решения врача перед решением пациента о прекращении жизни пациента
3) активным, деятельным, вмешательством врача в процесс прекращения жизни по просьбе пациента
4) умышленным или преднамеренным лишением жизни человека
76. Решение о допущении пассивной эвтаназии, либо о начале интенсивной терапии зависит от:
1) определения мотивов деятельности и поступка врача
2) характера объяснения принятого решения врача
3) объективной картины заболевания
4) универсального права человека на жизнь
5) техническими медицинскими средствами и ситуационными возможностями
77. Использование реанимационного оборудования для пациента, находящегося в критическом состоянии, является:
1) злоупотреблением терапевтическими средствами
2) реализацией принципа «борьбы за человеческую жизнь до конца»
3) признаком низкой квалификации специалиста
4) отсутствием у врача нравственного чувства и этической культуры
5) обязательным при наличии у пациента страхового полиса
78. Право больного человека отказаться от лечения основывается на:
а) осознании ограниченности финансовых возможностей; б) признании ограниченности медицинских средств; в) праве на спокойную естественную смерть; г) принятии воли Божией
1) а
2) б
3) а, б
4) в, г
79. Определяющим регулятором решения врачом сложных этических проблем в профессиональной деятельности является все, кроме:
1) международного права
2) светской этики
3) принципов профессиональной этики
4) национального законодательства
5) традиционной религиозной морали
6) личной выгоды
Ø Этика трансплантации
80. Этическая оправданность гомологической трансплантации определяется:
1) видовой идентичностью
2) солидарностью в принадлежности к научно-технической интеллигенции
3) правом на физический и психологический риск донора
4) свободным и информированным согласием донора
5) финансовой состоятельностью реципиента
6) денежным возмещением ущерба донору и материальное обеспечение его существования
7) желанием спасти человеческую жизнь
81. Этичность изъятия органов от мертвого донора предполагает:
1) отсутствие моральных и законодательных ограничений
2) условие высказанного при жизни и юридически оформленного согласия донора
3) условие отсутствия высказанных донором при жизни возражений против забора органов у его трупа
4) условие согласия родственников
5) беспрепятственность в интересах науки и общества
82. Изъятие органов и тканей от мертвого донора осуществляется в Российской Федерации:
1) беспрепятственно в интересах науки и общества
2) согласно принципу «презумпция несогласия»
3) согласно принципу «презумпция согласия»
4) в соответствии с морально-религиозными ценностями
5) не регламентировано законодательством
83. Трансплантация представляет собой этически некорректное действие с точки зрения христианского религиозного сознания на основании:
1) нарушения соматической целостности человека
2) христианского учения о судьбе человеческого тела в Вечности
3) нарушения уникальных свойств индивидуальности человеческой личности
4) нарушения воли и желания умершего человека
5) произвольного, неиспрошенного действия врача без ведома и согласия донора
84. C этической проблемой репродуктивной идентичности человека максимально связана пересадка:
1) почек
2) печени
3) сердца
4) головного мозга
5) половых желез
6) роговицы
85. Донорство есть вид деятельности, которая с позиций христианской нравственности мотивирована:
1) финансовой выгодой
2) призванием любви и состраданием, волей к самопожертвованию
3) солидарностью на взаимовыгодных условиях
4) желанием счастья и здоровья человека
ИТОГОВЫЙ ТЕСТ «ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ».
Вариант 1.
01. Впервые употребил слово «философия» и назвал себя «философом»:
а) Сократ
б) Аристотель
в) Пифагор
г) Цицерон
02. Определите время возникновения философии:
а) середина III тысячелетия до н.э.
б) VII-VI в.в. до н.э.
в) XVII-ХVIII в.в.
г) V-XV в.в.
03. Мировоззренческая форма общественного сознания, рационально обосновывающая предельные основания бытия, включая общество и право:
а) история
б) философия
в) социология
г) культурология
04. Мировоззренческая функция философии состоит в том, что:
а) философия осуществляет рефлексию современной ей культуры
б) философия направляет деятельность людей на борьбу с недостатками существующего строя
в) философия способствует улучшению характеров людей
г) философия помогает человеку понять самого себя, своё место в мире
05. Определяющим признаком религиозного мировоззрения является:
а) вера в единого бога-творца
б) отрицание человеческой свободы, вера в то, что все поступки изначально определены богом
в) презрительное отношение к достижениям науки, отрицание их достоверности
г) вера в сверхъестественные, потусторонние силы, обладающие возможностью влиять на ход событий в мире
06. Направление, отрицающее существование Бога, называется:
а) атеизм
б) скептицизм
в) агностицизм
г) неотомизм
07. Раздел философии, в котором разрабатываются проблемы познания:
а) эстетика
б) этика
в) онтология
г) гносеология
08. Согласно марксистской философии, суть основного вопроса философии состоит в:
а) отношении сознания к материи
б) смысле жизни
в) соотношении природного и социального миров
г) движущих силах развития общества
09. Для идеализма характерно утверждение:
а)первично сознание, материя независимо от сознания не существует
б) материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга
в) это строгая непротиворечивая система суждений о природе
г) материя первично, сознание ее порождение
Кому принадлежит данное высказывание: «Я утверждаю, что никаких вещей нет. Мы просто привыкли говорить о вещах; на самом деле есть только мое мышление, есть только мое «Я» с присущими ему ощущениями. Материальный мир нам лишь кажется, это лишь определенный способ говорить о наших ощущениях»?
а) материалисту
б) объективному идеалисту
в) дуалисту
г) субъективному идеалисту
О каком историческом типе мировоззрения идет здесь речь: «Это -- целостное миропонимание, в котором различные представления увязаны в единую образную картину мира, сочетающую в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысль и эмоции»?
а) Мифологии
Религии
Философии
Науке
Некоторые христианские богословы утверждают, что весь мир. Вся Вселенная были созданы Богом за шесть дней, а сам Бог представляет собой бестелесный интеллект, всесовершеннейшую Личность. Какому философскому направлению соответствует такой взгляд на мир?
а) пантеизму
б) субъективному идеализму
в) объективному идеализму
г) вульгарному материализму
13. С утверждением: «Мышление является таким же продуктом деятельности мозга, как желчь – продуктом деятельности печени» согласился бы представитель:
а) метафизического материализма
б) диалектического материализма
в) вульгарного материализма
г) естественнонаучного материализма
14. Ключевым моментом диалектической концепции является принцип:
а) противоречия
б) системности
в) дополнительности
г) запрета
15. Агностицизм – это:
а) учение, отрицающее познаваемость сущности объективного мира
б) учение, постулирующее наличие потусторонних сил
в) учение о развитии философских знаний
г) учение о ценностях
16. Для дуализма характерен тезис:
а) первично сознание, материя независимо от сознания не существует
б) материя и сознание – два первоначала, существующие независимо друг от друга
в) это строгая непротиворечивая система суждений о природе
г) первично сознание, материя не существует
17. Закон диалектики, характеризующий направление, форму и результат процесса развития:
а) отрицания отрицания
б) переход количественных изменений в качественные
в) единство и борьба противоположностей
г) закон сохранения и превращения энергии
18. Личность – это:
а) индивид как представитель человеческого рода
б) человек, оказывающий активное воздействие на исторические общественные
отношения в соответствии со своими способностями и наклонностями
в) продукт общественных отношений
г) совокупность свойств характера, темперамента и волевых установок
19.Приоритет отдельных личностей над общественным целым утверждает:
а) Индивидуализм
б) коллективизм
в) субъективизм
г) агностицизм
20. Согласно…«все в мире предопределено, человек абсолютно несвободен»:
а) фатализму
б) волюнтаризму
в) рационализму
г) рационализму
Вариант 2.
01. Основным принципом античной философии был:
а) космоцентризм
б) теоцентризм
в) антропоцентризм
г) сциентизм
02. Основная проблема, решавшаяся философами милетской школы:
а) проблема познаваемости мира
б) проблема первичности материи или духа
в) проблема первоначала
г) проблема природы человеческой души
03. Тезис, принадлежащий мыслителю Фалесу:
а) «все течет»
б) «в одну реку нельзя войти дважды»
в) «первооснова мира – огонь»
г) «начало всех вещей – вода»
04. Характерной чертой средневековой философии является:
а) космоцентризм
б) антропоцентризм
в) теоцентризм
г) скептицизм
05. Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к:
а) богословию
б) науке
в) психологии
г) этике
06. Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога:
а) теология
б) монадология
в) антропоцентризм
г) феноменология
07. Эпоха восстановления идеалов античности в Европе:
а) Возрождение
б) новое время
в) средние века
г) просвещение
08. Важнейшей чертой философской мысли и культуры эпохи Возрождения является:
а) космоцентризм
б) антропоцентризм
в) провиденциализм
г) скептицизм
09. Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения:
а) человек
б) Бог
в) природа
г) космос
10. Освобождение от церковного влияния:
а) экуменизм
б) Контр-реформация
в) секуляризация
г) экклезиология
11. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей:
а) рационализм
б) сенсуализм
в) скептицизм
г) агностицизм
12. Французский философ, он же создатель алгебры и аналитической геометрии:
а) Ф. Бэкон
б) Т. Гоббс
в) Р. Декарт
г) Г. Лейбниц
13. Философ, автор «Критики чистого разума»:
а) Г.В.Ф.Гегель
б) И.Кант
в) Б.Спиноза
г) Р.Декарт
14. Реальность, составляющая основу мира, по Гегелю:
а) природа
б) бог
в) абсолютная идея
г) человек