Какая из нижеперечисленных особенностей не характерна для средневековой философской мысли?
а) эсхатологизм
б) авторитаризм
в) экзегетичность
г) сциентизм
03. Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:
а) Бога
б) человека
в) природы
г) космоса
04. Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к:
а) богословию
б) науке
в) психологии
г) этике
05. Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога:
а) теология
б) монадология
в) антропоцентризм
г) феноменология
06. Произведения раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон, т.е. признанные официальной церковью «ложными»:
а) хроники
б) апологии
в) евангелия
г) апокрифы
07. Эсхатология – это:
а) учение о ценностях
б) учение о бытии, его фундаментальных принципах
в) учение о конечных судьбах мира и человека
г) учение о происхождении богов
08. Спаситель, избавитель от бед, помазанник Божий:
а) Игумен
б) Авторитет
в) Мессия
г) Инок
09. Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества:
а) аскетизм
б) гедонизм
в) рационализм
г) эпикурейство
10 .Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворён Богом из ничего, называется:
а) креационизм
б) диалектика
в) дуализм
г) монотеизм
11. Учение о спасении души:
а) метафизика
б) сотериология
в) диалектика
г) деонтология
12 .Принцип, согласно которому Бог определяет весь ход истории и судьбу каждого человека:
а) фидеизм
б) провиденциализм
в) креационизм
г) монотеизм
13. Главная задача христианских апологетов состояла в:
а) в доказательстве бытия Бога
б) в обосновании преимуществ христианства перед язычеством
в) в переводе Священного писания на европейские языки
г) в создании целостного христианского мировоззрения
14. Название периода творческого служения «отцов Церкви» (III-VIII вв.), заложивших основы христианской философии и богословия; в их трудах в противостоянии-диалоге с греко-римской философией идет формирование системы христианской догматики:
а) апологетика
б) патристика
в) схоластика
г) экзегетика
15. Выдающийся представитель патристики, автор книг «Исповедь», «О Граде Божьем»:
а) Климент Александрийский
б) МейстерЭкхарт
в) Августин
г) Цицерон
16. Схоластика – это:
а) философия, отрицающая роль разума в постижении сущности Бога
б) тип философствования, отличающийся умозрительностью и приматом логико-гносеологических проблем
в) теория и практика, позволяющая слиться с божеством в экстазе
г) учение о происхождении Бога
17. Такие черты, как умозрительность, интерес к формально-логической проблематике, подчинение теологии, присущи:
а) мистике
б) схоластике
в) рационализму
г) эмпиризму
18. Представитель средневековой философии:
а) Фома Аквинский
б) Диоген Лаэртский
в) Гераклит Эфесский
г) Парменид Элейский
19. Представитель средневековой западноевропейской философии:
а) Ф.Аквинский
б) К.Маркс
в) М.Хайдеггер
г) Ж.П.Сартр
20. Искусство толкования священных текстов, развившееся в эпоху средневековья:
а) экзегетика
б) мистика
в) нумерология
г) пропедевтика
21. Проблема доказательства бытия Божия была одной из центральных для:
а) Фомы Аквинского
б) Демокрита
в) Гуго Сен-Викторского
г) Тертуллиана
- ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
01 .Эпоха восстановления идеалов античности в Европе:
а) Возрождение
б) Новое время
в) Средние века
г) Просвещение
02. Важнейшей чертой философской мысли и культуры эпохи Возрождения является:
а) космоцентризм
б) антропоцентризм
в) провиденциализм
г) скептицизм
03 .Характерной чертой философии эпохи Возрождения является:
а) антропоцентризм
б) теоцентризм
в) космоцентризм
г) природоцентризм
04. В каком городе была в 15-м веке возрождена Платоновская академия?
а) Риме
б) Флоренции
в) Париже
г) Милане
05. Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания:
а) антропоцентризм
б) природоцентризм
в) теоцентризм
г) космоцентризм
06. Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения:
а) человек
б) Бог
в) природа
г) космос
07. Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:
а) гуманизм
б) природоцентризм
в) теоцентризм
г) идеализм
08. Противопоставление отдельного индивида обществу характерно для:
а) индивидуализма
б) коллективизма
в) рационализма
г) иррационализма
09. Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу:
а) индивидуализм
б) коллективизм
в) иррационализм
г) теоцентризм
10. Автор «Речи о свободе и достоинстве человека»:
а) Николо Макиавелли
б) Гуго Сен-Викторский
в) Пико деллаМирандола
г) Ансельм Кентерберийский
11. Представитель философии эпохи Возрождения:
а) Т.Гоббс
б) Дж.Бруно
в) Анаксимандр
г) Аристотель
12. Положения о бесконечности Вселенной во времени и пространстве, о тождестве Бога и природы обосновал:
а) Фр.Петрарка
б) Фома Аквинский
в) Дж.Бруно
г) К.Птолемей
13. Итальянский поэт, автор сонетов к Лауре, основоположник гуманизма, критик схоластики:
а) Савонарола
б) Петрарка
в) Фичино
г) Вазари
14. Для философии эпохи Возрождения характерна:
а) ностальгия по античной культуре
б) комментирование текстов Св. Писания
в) вера в скорый конец света
г) отрицание значимости науки
15. Учение, развившееся в эпоху Возрождения, и утверждающее тождество Бога и природы, что «природа – это Бог в вещах»:
а) пантеизм
б) деизм
в) провиденциализм
г) теизм
16. Кого из следующих философов эпохи Возрождения можно отнести к неоплатоникам:
а) Дж. Бруно
б) Петрарка
в) Галилей
г) Н. Кузанский
17. Что явилось объектом изучения натурфилософов эпохи Возрождения:
а) природа
б) человек
в) душа
г) Бог
18. Кто из философов эпохи Возрождения впервые сформулировал гелиоцентрическую гипотезу о строении Вселенной:
а) Коперник
б) Кузанский
в) Бруно
г) Галилей
19. Суть гелиоцентрической гипотезы о строении Вселенной состояла в следующем:
а) земля является центром Вселенной
б) центром Вселенной является Солнце, а все небесные тела вращаются вокруг нее
в) центром нашей солнечной системы является Солнце
г) земля – неподвижный центр Вселенной
- ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVII-XVIII вв.
01. Освобождение от церковного влияния:
а) экуменизм
б) контр-реформация
в) секуляризация
г) экклезиология
02. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей:
а) рационализм
б) сенсуализм
в) скептицизм
г) агностицизм
03. Основное утверждение рационализма заключается в том, что:
а) разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека
б) главенствующую роль в науке играет эксперимент
в) познание мира возможно благодаря божественному откровению
г) суть процесса познания состоит только в восприятии мира отдельным человеком
04. Особенности рационализма XVII в. обусловила:
а) математика
б) эстетика
в) политика
г) экономика
05. Французский философ, он же создатель алгебры и аналитической геометрии:
а) Ф. Бэкон
б) Т. Гоббс
в) Р. Декарт
г) Г. Лейбниц
06. Дуалистическая философия характерна для:
а) Р.Декарта
б) Ф.Бэкона
в) Ж.Ж. Руссо
г) Дж.Беркли
07. В вопросе о субстанции Рене Декарт придерживался:
а) материалистического монизма
б) дуализма
в) плюрализма
г) агностицизма
08. Утверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую» высказал:
а) Р. Декарт
б) Фома Аквинский
в) Вольтер
г) Ф. Бэкон
09. Что означает исходный тезис философии Декарта, по-латински звучащий как «cogitoergosum»?:
а) разум – это сила
б) индукция основа всего
в) познание исходит из ощущений
г) если я мыслю, следовательно, я существую
10. Мысль «никогда не принимать за истинное нечто, что я не познал бы таковым с очевидностью» принадлежит:
а) Р.Декарту
б) Ф.Бэкону
в) Дж.Локку
г) Т.Гоббсу
11. Основное утверждение эмпиризма:
а) высший вид познания – интуиция
б) всё знание человека основывается на опыте
в) мир в принципе не познаваем
г) всё подвергать сомнению
12. Направление, считающее единственным источником наших знаний о мире чувственный опыт:
а) гностицизм
б) сенсуализм
в) рационализм
г) интуитивизм
13. Основоположник эмпиризма, автор первой технократической утопии «Новая Атлантида», автор лозунга «Знание – сила»:
а) Р. Декарт
б) Ф. Бэкон
в) Дж. Беркли
г) Вольтер
14. Основным методом научного познания, по мнению Ф. Бэкона, должна стать:
а) диалектика
б) индукция
в) дедукция
г) эвристика
15. Деление Ф. Бэконом опытов на «плодоносные» и «светоносные» соответствует делению знания на:
а) естественнонаучное и математическое
б) чувственное и рациональное
в) эмпирическое и теоретическое
г) прикладное и фундаментальное
16. Согласно Френсису Бэкону, любое познание должно:
а) руководствоваться метафизическими первопринципами
б) пользоваться дедуктивными методами
в) нисходить от абстрактного к конкретному
г) опираться на опыт и двигаться от единичного к общему
17. Философ, считавший, что сознание ребенка подобно чистой доске tabularasa:
а) Д. Юм
б) Дж. Локк
в) И. Кант
г) Ж.Ж. Руссо
18. «Война всех против всех» есть естественное состояние, считал:
а) Т. Гоббс
б) Д. Бруно
в) Д. Дидро
г) И. Фихте
19. Теории «общественного договора» придерживался:
а) Платон
б) Т. Гоббс
в) Аристотель
г) Г. В. Ф. Гегель
20. Философ, взявший за основу бытия так называемые «монады»:
а) Д. Беркли
б) Г. Лейбниц
в) Т. Гоббс
г) И. Кант
21. Простая неделимая субстанция согласно Лейбницу:
а) монада
б) идея
в) апейрон
г) материя
22. Представителем субъективного идеализма является:
а) Дж.Беркли
б) Дж.Локк
в) Т.Гоббс
г) Ф.Бэкон
23. Центральная философская проблема Д. Юма:
а) познание
б) материя
в) движение
г) бытие
24. Центральная проблема в философии французского Просвещения:
а) человека
б) познания
в) бытия
г) природы
25. Основная идея философии французского Просвещения:
а) приоритет разума как высшей инстанции при решении проблем человеческого общества
б) агностицизм
в) клерикализм
г) приоритет чувственного познания мира при решении проблем человеческого общества
26. К числу важнейших идей французской философии эпохи Просвещения нельзя отнести:
а) идею равенства всех людей
б) идею приоритета коллективного над индивидуальным
в) идею прав и свобод человека
г) идею прогресса
27. Сущность деизма состоит в :
а) сведении роли Бога к творению материи и первотолчку
б) растворению Бога в природе
в) признании постоянного вмешательства Бога в процессы, происходящие в человеческом обществе
г) утверждении о наличии у Бога двух ипостасей
28. Представитель философии Французского Просвещения:
а) Ж.-Ж. Руссо
б) Б. Спиноза
в) Г. Лейбниц
г) Т. Кампанелла
29. «Человек рожден быть свободным, - а между тем везде он в оковах», - утверждал:
а) Ж.-Ж. Руссо
б) К. Гельвеций
в) Ж. Ламетри
г) Вольтер
30. Причиной неравенства в человеческом обществе Ж.-Ж. Руссо считал:
а) собственность
б) власть
в) наследственность
г) воспитание
31. Французский философ, сторонник сенсуализма:
а) Локк
б) Кондильяк
в) Декарт
г) Шеллинг
32. Центром европейского Просвещения в середине 18-го века была:
а) Англия
б) Германия
в) Россия
г) Франция
33. Идея правового государства включает в себя положение о:
а) разделении властей
б) пагубности частной собственности
в) недопустимости эксплуатации человека человеком
г) приоритете общечеловеческих ценностей
34. Французский философ, веривший во всесилие воспитания и доказывавший, что люди от рождения обладают равными способностями:
а) Гельвеций
б) Фихте
в) Гоббс
г) Паскаль
35. Религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем никакого участия и не вмешивается в закономерное течение его событий:
а) деизм
б) монотеизм
в) дуализм
г) плюрализм
- НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ
01. Хронологические рамки немецкой классической философии:
а) XV в.
б) XVII в.
в) XVIII – XIX вв.
г) XVI в.
02. Философ, автор «Критики чистого разума»:
а) Г.В.Ф.Гегель
б) И.Кант
в) Б.Спиноза
г) Р.Декарт
03.Важнейшее философское произведение Иммануила Канта:
а) «метафизика»
б) «наука логики»
в) «критика практического разума»
г) «красота в природе»
04. По И.Канту, для того чтобы знание было достоверно, оно должно:
а) быть согласованным с опытом
б) противоречить законам логики
в) опираться на очевидные принципы
г) быть всеобщим и необходимым
05. И.Кант считает, что пространство и время:
а) существуют независимо от нашего сознания
б) являются формами бытия вещей
в) это категории материи
г) есть врожденные, доопытные формы чувственности
06. В философии И. Канта «вещь в себе» - это:
а) синоним понятий «Бог», «Высший Разум»
б) то, что наличествует в нашем сознании, но нами не осознается
в) неизвестная первопричина мироздания
г) то, что вызывает в нас ощущения, но само не может быть познано
07. В философии И.Канта, антиномии имеют место там, где с помощью человеческого рассудка пытаются делать заключения о:
а) мире «вещей самих по себе»
б) мире опыта
в) о какой-либо части целого
г) конкретном событии
08. Смысл категорического императива И.Канта можно раскрыть таким образом: поступай по отношению к другим так, как:
а) они того заслуживают
б) ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе
в) поступает добродетельный человек
г) подсказывают тебе твои внутренние чувства
09.Утверждение: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время стать и принципом всеобщего законодательства» принадлежит:
а) Г.В.Ф. Гегелю
б) И. Канту
в) Ф. Ницше
г) К. Марксу
10. По мнению И. Канта для формирования человека как нравственного существа принципиальное значение имеет:
а) природная доброта
б) нравственный долг
в) соблюдение общественных норм
г) разумность и осмысленность поведения
11. Философ, автор «Феноменологии духа», «Науки логики», «Философии истории», «Философии права»:
а) Г.В.Ф.Гегель
б) И.Кант
в) Б.Спиноза
г) Р.Декарт
12. Философии Г.Гегеляприсущ:
а) пантеизм
б) бихевиоризм
в) панлогизм
г) атеизм
13. Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, называется:
а) софистика
б) диалектика
в) монадология
г) гносеология
14. Реальность, составляющая основу мира, по Гегелю:
а) природа
б) Бог
в) абсолютная идея
г) человек
15. Представитель немецкой классической философии:
а) О. Шпенглер
б) Г. Зиммель
в) Б.Рассел
г) Л.Фейербах