Какая из нижеперечисленных особенностей не характерна для средневековой философской мысли?

а) эсхатологизм

б) авторитаризм

в) экзегетичность

г) сциентизм

03. Теоцентризм – мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:

а) Бога

б) человека

в) природы

г) космоса

04. Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к:

а) богословию

б) науке

в) психологии

г) этике

05. Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога:

а) теология

б) монадология

в) антропоцентризм

г) феноменология

06. Произведения раннехристианской литературы, не включенные в библейский канон, т.е. признанные официальной церковью «ложными»:

а) хроники

б) апологии

в) евангелия

г) апокрифы

07. Эсхатология – это:

а) учение о ценностях

б) учение о бытии, его фундаментальных принципах

в) учение о конечных судьбах мира и человека

г) учение о происхождении богов

08. Спаситель, избавитель от бед, помазанник Божий:

а) Игумен

б) Авторитет

в) Мессия

г) Инок

09. Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества:

а) аскетизм

б) гедонизм

в) рационализм

г) эпикурейство

10 .Мировоззренческий принцип, согласно которому мир сотворён Богом из ничего, называется:

а) креационизм

б) диалектика

в) дуализм

г) монотеизм

11. Учение о спасении души:

а) метафизика

б) сотериология

в) диалектика

г) деонтология

12 .Принцип, согласно которому Бог определяет весь ход истории и судьбу каждого человека:

а) фидеизм

б) провиденциализм

в) креационизм

г) монотеизм

13. Главная задача христианских апологетов состояла в:

а) в доказательстве бытия Бога

б) в обосновании преимуществ христианства перед язычеством

в) в переводе Священного писания на европейские языки

г) в создании целостного христианского мировоззрения

14. Название периода творческого служения «отцов Церкви» (III-VIII вв.), заложивших основы христианской философии и богословия; в их трудах в противостоянии-диалоге с греко-римской философией идет формирование системы христианской догматики:

а) апологетика

б) патристика

в) схоластика

г) экзегетика

15. Выдающийся представитель патристики, автор книг «Исповедь», «О Граде Божьем»:

а) Климент Александрийский

б) МейстерЭкхарт

в) Августин

г) Цицерон

16. Схоластика – это:

а) философия, отрицающая роль разума в постижении сущности Бога

б) тип философствования, отличающийся умозрительностью и приматом логико-гносеологических проблем

в) теория и практика, позволяющая слиться с божеством в экстазе

г) учение о происхождении Бога

17. Такие черты, как умозрительность, интерес к формально-логической проблематике, подчинение теологии, присущи:

а) мистике

б) схоластике

в) рационализму

г) эмпиризму

18. Представитель средневековой философии:

а) Фома Аквинский

б) Диоген Лаэртский

в) Гераклит Эфесский

г) Парменид Элейский

19. Представитель средневековой западноевропейской философии:

а) Ф.Аквинский

б) К.Маркс

в) М.Хайдеггер

г) Ж.П.Сартр

20. Искусство толкования священных текстов, развившееся в эпоху средневековья:

а) экзегетика

б) мистика

в) нумерология

г) пропедевтика

21. Проблема доказательства бытия Божия была одной из центральных для:

а) Фомы Аквинского

б) Демокрита

в) Гуго Сен-Викторского

г) Тертуллиана

  1. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

01 .Эпоха восстановления идеалов античности в Европе:

а) Возрождение

б) Новое время

в) Средние века

г) Просвещение

02. Важнейшей чертой философской мысли и культуры эпохи Возрождения является:

а) космоцентризм

б) антропоцентризм

в) провиденциализм

г) скептицизм

03 .Характерной чертой философии эпохи Возрождения является:

а) антропоцентризм

б) теоцентризм

в) космоцентризм

г) природоцентризм

04. В каком городе была в 15-м веке возрождена Платоновская академия?

а) Риме

б) Флоренции

в) Париже

г) Милане

05. Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания:

а) антропоцентризм

б) природоцентризм

в) теоцентризм

г) космоцентризм

06. Основной объект исследования, мера вещей и отношений в эпоху Возрождения:

а) человек

б) Бог

в) природа

г) космос

07. Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:

а) гуманизм

б) природоцентризм

в) теоцентризм

г) идеализм

08. Противопоставление отдельного индивида обществу характерно для:

а) индивидуализма

б) коллективизма

в) рационализма

г) иррационализма

09. Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу:

а) индивидуализм

б) коллективизм

в) иррационализм

г) теоцентризм

10. Автор «Речи о свободе и достоинстве человека»:

а) Николо Макиавелли

б) Гуго Сен-Викторский

в) Пико деллаМирандола

г) Ансельм Кентерберийский

11. Представитель философии эпохи Возрождения:

а) Т.Гоббс

б) Дж.Бруно

в) Анаксимандр

г) Аристотель

12. Положения о бесконечности Вселенной во времени и пространстве, о тождестве Бога и природы обосновал:

а) Фр.Петрарка

б) Фома Аквинский

в) Дж.Бруно

г) К.Птолемей

13. Итальянский поэт, автор сонетов к Лауре, основоположник гуманизма, критик схоластики:

а) Савонарола

б) Петрарка

в) Фичино

г) Вазари

14. Для философии эпохи Возрождения характерна:

а) ностальгия по античной культуре

б) комментирование текстов Св. Писания

в) вера в скорый конец света

г) отрицание значимости науки

15. Учение, развившееся в эпоху Возрождения, и утверждающее тождество Бога и природы, что «природа – это Бог в вещах»:

а) пантеизм

б) деизм

в) провиденциализм

г) теизм

16. Кого из следующих философов эпохи Возрождения можно отнести к неоплатоникам:

а) Дж. Бруно

б) Петрарка

в) Галилей

г) Н. Кузанский

17. Что явилось объектом изучения натурфилософов эпохи Возрождения:

а) природа

б) человек

в) душа

г) Бог

18. Кто из философов эпохи Возрождения впервые сформулировал гелиоцентрическую гипотезу о строении Вселенной:

а) Коперник

б) Кузанский

в) Бруно

г) Галилей

19. Суть гелиоцентрической гипотезы о строении Вселенной состояла в следующем:

а) земля является центром Вселенной

б) центром Вселенной является Солнце, а все небесные тела вращаются вокруг нее

в) центром нашей солнечной системы является Солнце

г) земля – неподвижный центр Вселенной

  1. ЕВРОПЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ XVII-XVIII вв.

01. Освобождение от церковного влияния:

а) экуменизм

б) контр-реформация

в) секуляризация

г) экклезиология

02. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей:

а) рационализм

б) сенсуализм

в) скептицизм

г) агностицизм

03. Основное утверждение рационализма заключается в том, что:

а) разум играет приоритетную роль в познавательной деятельности человека

б) главенствующую роль в науке играет эксперимент

в) познание мира возможно благодаря божественному откровению

г) суть процесса познания состоит только в восприятии мира отдельным человеком

04. Особенности рационализма XVII в. обусловила:

а) математика

б) эстетика

в) политика

г) экономика

05. Французский философ, он же создатель алгебры и аналитической геометрии:

а) Ф. Бэкон

б) Т. Гоббс

в) Р. Декарт

г) Г. Лейбниц

06. Дуалистическая философия характерна для:

а) Р.Декарта

б) Ф.Бэкона

в) Ж.Ж. Руссо

г) Дж.Беркли

07. В вопросе о субстанции Рене Декарт придерживался:

а) материалистического монизма

б) дуализма

в) плюрализма

г) агностицизма

08. Утверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую» высказал:

а) Р. Декарт

б) Фома Аквинский

в) Вольтер

г) Ф. Бэкон

09. Что означает исходный тезис философии Декарта, по-латински звучащий как «cogitoergosum»?:

а) разум – это сила

б) индукция основа всего

в) познание исходит из ощущений

г) если я мыслю, следовательно, я существую

10. Мысль «никогда не принимать за истинное нечто, что я не познал бы таковым с очевидностью» принадлежит:

а) Р.Декарту

б) Ф.Бэкону

в) Дж.Локку

г) Т.Гоббсу

11. Основное утверждение эмпиризма:

а) высший вид познания – интуиция

б) всё знание человека основывается на опыте

в) мир в принципе не познаваем

г) всё подвергать сомнению

12. Направление, считающее единственным источником наших знаний о мире чувственный опыт:

а) гностицизм

б) сенсуализм

в) рационализм

г) интуитивизм

13. Основоположник эмпиризма, автор первой технократической утопии «Новая Атлантида», автор лозунга «Знание – сила»:

а) Р. Декарт

б) Ф. Бэкон

в) Дж. Беркли

г) Вольтер

14. Основным методом научного познания, по мнению Ф. Бэкона, должна стать:

а) диалектика

б) индукция

в) дедукция

г) эвристика

15. Деление Ф. Бэконом опытов на «плодоносные» и «светоносные» соответствует делению знания на:

а) естественнонаучное и математическое

б) чувственное и рациональное

в) эмпирическое и теоретическое

г) прикладное и фундаментальное

16. Согласно Френсису Бэкону, любое познание должно:

а) руководствоваться метафизическими первопринципами

б) пользоваться дедуктивными методами

в) нисходить от абстрактного к конкретному

г) опираться на опыт и двигаться от единичного к общему

17. Философ, считавший, что сознание ребенка подобно чистой доске tabularasa:

а) Д. Юм

б) Дж. Локк

в) И. Кант

г) Ж.Ж. Руссо

18. «Война всех против всех» есть естественное состояние, считал:

а) Т. Гоббс

б) Д. Бруно

в) Д. Дидро

г) И. Фихте

19. Теории «общественного договора» придерживался:

а) Платон

б) Т. Гоббс

в) Аристотель

г) Г. В. Ф. Гегель

20. Философ, взявший за основу бытия так называемые «монады»:

а) Д. Беркли

б) Г. Лейбниц

в) Т. Гоббс

г) И. Кант

21. Простая неделимая субстанция согласно Лейбницу:

а) монада

б) идея

в) апейрон

г) материя

22. Представителем субъективного идеализма является:

а) Дж.Беркли

б) Дж.Локк

в) Т.Гоббс

г) Ф.Бэкон

23. Центральная философская проблема Д. Юма:

а) познание

б) материя

в) движение

г) бытие

24. Центральная проблема в философии французского Просвещения:

а) человека

б) познания

в) бытия

г) природы

25. Основная идея философии французского Просвещения:

а) приоритет разума как высшей инстанции при решении проблем человеческого общества

б) агностицизм

в) клерикализм

г) приоритет чувственного познания мира при решении проблем человеческого общества

26. К числу важнейших идей французской философии эпохи Просвещения нельзя отнести:

а) идею равенства всех людей

б) идею приоритета коллективного над индивидуальным

в) идею прав и свобод человека

г) идею прогресса

27. Сущность деизма состоит в :

а) сведении роли Бога к творению материи и первотолчку

б) растворению Бога в природе

в) признании постоянного вмешательства Бога в процессы, происходящие в человеческом обществе

г) утверждении о наличии у Бога двух ипостасей

28. Представитель философии Французского Просвещения:

а) Ж.-Ж. Руссо

б) Б. Спиноза

в) Г. Лейбниц

г) Т. Кампанелла

29. «Человек рожден быть свободным, - а между тем везде он в оковах», - утверждал:

а) Ж.-Ж. Руссо

б) К. Гельвеций

в) Ж. Ламетри

г) Вольтер

30. Причиной неравенства в человеческом обществе Ж.-Ж. Руссо считал:

а) собственность

б) власть

в) наследственность

г) воспитание

31. Французский философ, сторонник сенсуализма:

а) Локк

б) Кондильяк

в) Декарт

г) Шеллинг

32. Центром европейского Просвещения в середине 18-го века была:

а) Англия

б) Германия

в) Россия

г) Франция

33. Идея правового государства включает в себя положение о:

а) разделении властей

б) пагубности частной собственности

в) недопустимости эксплуатации человека человеком

г) приоритете общечеловеческих ценностей

34. Французский философ, веривший во всесилие воспитания и доказывавший, что люди от рождения обладают равными способностями:

а) Гельвеций

б) Фихте

в) Гоббс

г) Паскаль

35. Религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, не принимает в нем никакого участия и не вмешивается в закономерное течение его событий:

а) деизм

б) монотеизм

в) дуализм

г) плюрализм

  1. НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

01. Хронологические рамки немецкой классической философии:

а) XV в.

б) XVII в.

в) XVIII – XIX вв.

г) XVI в.

02. Философ, автор «Критики чистого разума»:

а) Г.В.Ф.Гегель

б) И.Кант

в) Б.Спиноза

г) Р.Декарт

03.Важнейшее философское произведение Иммануила Канта:

а) «метафизика»

б) «наука логики»

в) «критика практического разума»

г) «красота в природе»

04. По И.Канту, для того чтобы знание было достоверно, оно должно:

а) быть согласованным с опытом

б) противоречить законам логики

в) опираться на очевидные принципы

г) быть всеобщим и необходимым

05. И.Кант считает, что пространство и время:

а) существуют независимо от нашего сознания

б) являются формами бытия вещей

в) это категории материи

г) есть врожденные, доопытные формы чувственности

06. В философии И. Канта «вещь в себе» - это:

а) синоним понятий «Бог», «Высший Разум»

б) то, что наличествует в нашем сознании, но нами не осознается

в) неизвестная первопричина мироздания

г) то, что вызывает в нас ощущения, но само не может быть познано

07. В философии И.Канта, антиномии имеют место там, где с помощью человеческого рассудка пытаются делать заключения о:

а) мире «вещей самих по себе»

б) мире опыта

в) о какой-либо части целого

г) конкретном событии

08. Смысл категорического императива И.Канта можно раскрыть таким образом: поступай по отношению к другим так, как:

а) они того заслуживают

б) ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе

в) поступает добродетельный человек

г) подсказывают тебе твои внутренние чувства

09.Утверждение: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время стать и принципом всеобщего законодательства» принадлежит:

а) Г.В.Ф. Гегелю

б) И. Канту

в) Ф. Ницше

г) К. Марксу

10. По мнению И. Канта для формирования человека как нравственного существа принципиальное значение имеет:

а) природная доброта

б) нравственный долг

в) соблюдение общественных норм

г) разумность и осмысленность поведения

11. Философ, автор «Феноменологии духа», «Науки логики», «Философии истории», «Философии права»:

а) Г.В.Ф.Гегель

б) И.Кант

в) Б.Спиноза

г) Р.Декарт

12. Философии Г.Гегеляприсущ:

а) пантеизм

б) бихевиоризм

в) панлогизм

г) атеизм

13. Теория развития Гегеля, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей, называется:

а) софистика

б) диалектика

в) монадология

г) гносеология

14. Реальность, составляющая основу мира, по Гегелю:

а) природа

б) Бог

в) абсолютная идея

г) человек

15. Представитель немецкой классической философии:

а) О. Шпенглер

б) Г. Зиммель

в) Б.Рассел

г) Л.Фейербах

Наши рекомендации