Интеграция ХРИСТИАНСКИХ И НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ В СИСТЕМУ «ЧЕЛОВЕКОЗНАНИЯ»
Что такое человек?
[Чело века — «визитная карточка» Бога в земном мире. «Чело» — то, что представляет самое важное — Разум. «Век», возможно, это символ Вечности, которая есть Бог. А, может быть, «в веке» — во времени — представление Бога в актуальности материального бытия.]
Нам представляется, что видение человека в христианской антропологии может представить для современной психологии эвристическую ценность.
Попытка интеграции знаний о человеке, предлагаемых христианской концепцией, с современными научными дисциплинами, образующими систему человекознания, на наш взгляд, является перспективной, т.к. позволит увидеть в новом свете нерешенные проблемы психологии.
Между понятиями «тримерии» в христианской антропологии и «индивидуальности» в современной психологии можно отметить определенное сходство:
— оба понятия отражают представления о целостности человека, образуемой замкнутой системой;
— оба понятия объединяют структуры свойств человека;
— оба понятия имеют троичный состав;
— оба понятия содержат иерархический принцип в объединении структур.
Б.Г.Ананьев писал: «чтобы подойти к проблеме индивидуальности с точки зрения целого (на молярном уровне), нужно представить человека не только как открытую систему, но и как систему «закрытую», замкнутую вследствие внутренней взаимосвязанности ее свойств (личности, индивида, субъекта)» [7].
Компоненты тримерии и структуры индивидуальности, в свою очередь, имеют значительное сходство между собой.
«Тело» и «индивид» — это материальная, физическая и психофизиологическая структура свойств человека.
«Душа» и «субъект деятельности, поведения» — это структура психических свойств человека в аспекте процессов осмысления, разумения окружающей действительности, поведения, активности, а также эмоциональных состояний.
«Дух» и «личность», «сознание» — в соотнесении этих понятий можно констатировать меньшее сходство, и в то же время в психологии категория «личности» является наиболее неопределенной и многозначной, а категория «сознания» наименее разработанной. Можно даже сказать, что в психологии сегодня используется заимствованное из философии или из клинической нейрофизиологии, психиатрии понимание категории «сознания».
Главным принципиальным положением для современной психологии должно стать признание субстанциональной ино-качественности психики и сомы человека.
Определение психики как «свойства высокоорганизованной материи» низводит психику к телесному уровню и обуславливает принципиальную невозможность понимания сущности психических явлений, т.к. сведение психики к «материальному свойству» приводит к потере и игнорированию ее специфической сути.
Понимание единой онтологической природы психической феноменологии и логосного слоя бытия, как было установлено нами при рассмотрении общей картины мира в I части, позволяет представить психику как восприятие субъектом логосов внешнего объектного мира.
Субъективное преломление логосного слоя бытия свидетельствует о субъективности информационной картины мира, или о субъективном интериоризованном внешнем бытии, становящимся внутренним бытием.
Внутреннее бытие (внутренний мир, психика) относится к внешнему бытию как искаженное изображение целого зеркальным осколком. Но к этой метафоре еще необходимо добавить принципиальное положение, что наличествует еще «некто», кто «рассматривает» изображение на этом «осколке».
Позитивистская психология старательно не задумывалась над вопросом «Кто же этот, Рассматривающий?», ибо иной ответ, кроме «Это свойство высокоорганизованной материи», выводил психологию из лагеря материалистических наук. Если же встать на беспристрастную, свободную от идеологии позицию, то нельзя не признать, что психическая субстанция человека неоднородна. Психические процессы могут быть бессознательными. И в то же время в психике наличествует качественно иной уровень. Все психические процессы могут протекать с включением «Знания» — того, что принято называть сознанием (самосознанием). Мышление как процесс переработки информации — «добывания» знания может сопровождаться со-Знанием, т.е. Знание все время «присутствует» в процессе решения задачи, или протекать без «Знания» — бессознательно-автоматическое выполнение мозгом логических операций. Этот качественно иной уровень психики — со-зна-ние — осуществляет высшую регуляцию — реализацию открытых человеком смыслов и ценностей.
В. Франкл называл это «нусом»; в различных религиозных учениях это называется духом. Человеческий дух рассматривается в христианстве как «проекция» Единообразующего Логоса, Божественной Энергии, действующей в материальных условиях существования; это дух, проявляющийся в пространстве и времени, но способный выходить за пределы пространственно-временных ограничений.
Сущность человека — в его духе. Дух человеческий, заключенный в пространственно-временные координаты материального бытия и имеющий целью преобразование, одухотворение феноменального мира, осуществляет это посредством психики — онтологической субстанции, промежуточной между духом и телом. Целостность человека, представленного разными ипостасями — телом, душой и духом — «обеспечивается» той энергетической первоосновой, которая скрепляет весь мир в единое целое.
Позволим себе использовать здесь аналогию с вышивкой на канве.
Канва — это та Единая Первооснова, на которой индивидуальный человеческий дух «ткет», вышивает индивидуальный психический узор — в конкретных условиях пространственного временного бытия.
Дух — «ткач» — самоСознание в балансе интериоризации (знания, Сознания мира, самоопределения) и экстериориза-ции (самореализации в творческом процессе) вышивает уникальный узор жизни индивидуальности.
Понимание того, что именно дух, самосознание является активным началом человека, с-ПОСОБным по своему запредельному происхождению выводить человека за пределы социально-биологической детерминации, позволяет современной психологии по новому взглянуть на родовую сущность человека.
Такое понимание природы и сущности человека, основанное на христианской концепции, представляет эвристическую ценность для решения целого ряда психологических проблем.
Например, проблема смысла человеческого существования, предлагаемого христианской концепцией, трансформируется в проблемы: а) смысла индивидуальной жизни; б) стадии духовного и психического развития.
Принятие современной психологией идеи Богочеловече-ства позволяет ей выйти на разработку стадий общего психического и духовного развития. Осуществление такой попытки Слободчиковым В. И. имеет не. только теоретическое, но и огромное прикладное значение не только для педагогической, но и психотерапевтической практики, геронтологии, танатологии [161,163].
Проблема механизма психического развития может получить новое видение, если использовать механизм формирова-
ния триады, разработанный в рамках христианской концепции.
Как дом не есть материал, из которого он построен, так и человек не есть тело, душа или даже дух, а есть целое. Целое, ТЕЛО — это та внешняя целостность, которой человек предстоит перед другими.
«Смысл» наличествования физического плана — тела и мозга человека — как условия явления духа на материальном плане — это обеспечение духовной феноменологии материальным «субстратом», «проводником». Мозг, который имеет общую природу с объектным феноменальным миром, является проводником воздействия духа на тварный мир, выполняет, с одной стороны, функцию «эффектора» при экстериоризации, а с другой стороны, — функцию интериоризации, «рецептора», кодируя своими состояниями внешний объектный мир.
Тело, сома, в свою очередь, является субстратом «состояний» мозга, обеспечивая его активацию.
Психические процессы приема, сохранения и обработки информации, получаемой из внешнего мира, сопровождаются процессами возбуждения в центральной нервной системе.
Таким образом, некое физическое явление (система, объект, квант физического пространства) субъектом воспринимается (при действии объекта на органы чувств) и как информация об объекте (та мера упорядоченности элементов объекта, которые образуют его структуру) и как энергия физического воздействия.
С позиции психофизического параллелизма, единственно корректной в науке, можно констатировать наличие физиологических процессов возбуждения и торможения в субстрате мозга, параллельных разным психическим процессам.
Целостность человека как гримерного, трехипостасного существа (а ипостась — это способ существования) проявляется в одновременности протекания параллельных процессов — физических (возбуждения и торможения в центральной нервной системе), психических (отражения внешней и внутренней реальности) и духовных (сознания, самосознания, символизации).
«Поле сознания плюс мыслимый или чувствуемый объект его, плюс наше отношение к этому объекту, плюс ощущение самого себя, как субъекта, которому принадлежит это отноше-
ние — вот наш конкретный реальный опыт; он может быть очень узок, но он несомненно реален, пока существует в сознании; это не пустота, не отвлеченный элемент опыта, каким является "объект", взятый сам по себе» — сказал С.Л. Франк о внутреннем опыте человека [189 ].
Изоморфизм Макро- и Микрокосма, Горнего и Земного Бытия выражается во включенности человека в физическую реальность, преобразовании ее человеком в субъективную реальность и через осознание этого процесса — в видение Не-тварной Реальности.
Человек осуществляет связь между Нетварным и тварным объектным бытием, между Логосом и феноменом.
Психическая феноменология — это субъективная реальность, отражающая объективную реальность и материю.
Психический образ и субъективен; и объективен.
Как это происходит, из какого «материала» «сделан» этот психический образ и «тот», кто воспринимает этот образ — сегодня психология не может удовлетворительно ответить на эти вопросы.
Тайна психического в том именно, что это промежуточная феноменология — являющая дух в материи, и ее нельзя познать и описать в категориях «либо-либо», а можно только посредством антиномичных суждений «и-и». Психическая феноменология являет, отражает, дает развертку законов материи в индивидуальном духе — сознании.
«Образ предмета» — это субъективная реальность, в которой представлен объект.
Духовная онтология «воспринимает» отраженную объективную реальность в носителе — субъекте, которая предстает уже как квантованная субъективная реальность. Поэтому наиболее точным было бы выражение: образ, понятие, представление — это и «субъективная реальность», и «объективная реальность».
Человеческий индивидуальный дух как «квант» духовной субстанции приобретает в дискретной форме существования субъективную окраску, но остается духом, который в онтогенезе ткет субъективный «психический» узор — копию объективной реальности. Природа души, психики — информационная, общая с логосным слоем бытия. Как мы установили в I части, информация — это восприятие человеком «связанной структу-
рированной энергии», а точнее, упорядоченной материи, способность к активности у которой была затрачена на образование взаимосвязей.
Если в логосном онтологическом слое осуществляется взаимодействие Нетварной Энергии, Логоса, с тварным миром, а затем логос материализует объект, то в душе, очевидно, тоже должно осуществляться это Нетварно-тварное взаимодействие. Нётварно-тварное взаимодействие, принятие благодати, и осуществляется в той единой душевно-духовной субстанции, о которой и говорили и святые отцы, и богословы.
Чтобы хоть как-то понять этот, полный тайны процесс, в богословии использовались разные образы и метафоры.
Как понял мысль Оригена арх. Киприан Керн, душа есть субстанция нематериальная, но, ниспав, при падении она облеклась в плоть. Субстанция души духовна.
Возможно такое сравнение: дух — это льдина на поверхности озера, под которой плещутся волны — душевные страсти. Таким образом,' дух человека — это как бы состояние души, переходящее в свойство. Это часто встречающаяся в психологии проблема преобразования состояния в свойство — «континуум устойчивого состояния — свойства».
Интересный образ использовал С. С. Хоружий. Страстное состояние души — это «еж» разнонаправленных энергий, тогда как теосис — одухотворение души — выражается в устремленности всех энергий в одном направлении [200].
Теосис можно сравнить, таким образом, с процессом намагничивания — хаотично разбросанные металлические опилки при внесении их в магнитное поле выстраиваются в определенном направлении/Так же все страстные состояния души при одухотворении человека устремляются в одном направлении — к Богу. А человек обоженный сам становится «магнитом», притягивающим к себе «духовные» частицы других людей.
Бог, Логос всюду присутствует в этом мире. Он — та Первооснова, на которой держится этот мир. Творец создал человека свободным, способным увидеть эту Первооснову мира. Творец ждет прихода человека к Себе, ждет открытия человеком этой Невидимой Реальности, Нетварной Первоосновы. Но открытие, «усмотрение» этого Высшего Порядка, Логоса требует от человека в силу принципа изоморфизма «упорядо-
чивания» своего внутреннего мира, преобразования своего хаоса в «ряд», «определенность», «информацию»4. Это преобразование хаоса страстных состояний в покой и мир и есть энер-го-информационный процесс — энергетические затраты — изменение активации мозга в процессе интериоризации внешней объективной реальности и упорядочивания своего эмоционального состояния — векторизация его по Духу.
Таким образом, человек обоженный, одухотворенный, это человек своими внутренними состояниями отражающий не только мир объективной видимой реальности, но и Мир Невидимой Реальности, Абсолютного Порядка, Истины, Логоса.
Высший Дар Бога человеку — создание его по Своему Образу и Подобию, а это прежде всего значит создание человека тварью свободной и активной, т.е. способной реализовать эту свободу.
Человек наделен даром активности, он ее проявляет как на внешнем материальном, феноменальном плане бытия — свидетельством чему является техническая цивилизация; так и на внутреннем — психическом, душевном — субъективном плане. Объективацией этой внутренней активности является культура.
Стремление человека к Богу, Высшей Личности, можно назвать, как считает С.С. Хоружий, энергией или работой ли-цетворения, энергией проявления своего «лица» — личности. Эта энергия есть особая «глобальная» энергия, направленная к самопереустройству всего человеческого существа, к трансформации множества всех других энергий человека в некую симфонию стремления. Это энергия управления другими энергиями, реализующая трансцендирование человеческого существования, его выход за пределы себя. Энергия Бога притягивает человека, является основой их связи. Со стороны Бога эта связь есть откровение, со стороны человека — сотрудничество — си-нергия [200].
Если мы установили, что психика имеет информационную природу, а информация есть связанная энергия, то далее опять возникает вопрос — что такое энергия и можно ли говорить о психической энергии? Если энергия — это способность твари к активности, изменению, движению, и активность эта
4 Бурная поверхность озера не отразит лучи солнца.
свойственна не только материи, но и психике, то, очевидно, можно говорить и о психической энергии.
По словам арх. Киприана Керна, энергия — это Бог в обращении к твари.
«Энергия — ключевое понятие исихастской антропологии и энергийность, примат энергийных категорий и отношений, — пишет С.С. Хоружий, — главная определяющая черта всего православного мистико-аскетического мировосприятия» [202, с. 53].
Понятие энергии, по мнению С.С. Хоружего, сохраняет в православии аристотелев смысл — актуализации потенций сущего, причем именно сам процесс, а не результат [202].
Энергия, как процесс актуализации потенции, есть вместе с тем выбор актуализирующихся потенций и потенций, остающихся неактуализированными. Абсолютная свобода, таким образом, это абсолютная потенциальность полноты неактуализированных потенций; там, где начинается актуализация, имеется уже ограниченная свобода, — осуществленный выбор. Поэтому, в понимании святых отцов, свобода твари — онтологическое понятие, «черта бытийного статуса», актуальная возможность выбора собственной природы [С.С. Хоружий, 202]. Энергийным процессам присуще отсутствие необходимости и детерминизма, открытая возможность совершаться или не совершаться.
В православной патристике у преп. Максима Исповедника это выражено в концепции «воли природной». И, вероятно, не случайно в русском языке слова «свобода» и «воля» имеют очень близкий смысл. ...
Если вернуться к рассмотрению природы психической феноменологии и пойти дальше, то можно увидеть, что энергия, как реализация потенции, есть осуществленная свобода или, иными словами — воля человека. Опять же, как мы установили ранее, воля как сознательный процесс выбора есть проявление духа человека, его логоса, а начало логоса — в Логосе.
Таким образом, мы получили замкнутую цепь рассуждений. Если мы определяли информационную природу психики как субъективное отражение логосов внешнего мира, то, отправившись по пути рассмотрения тождества категорий «энер-
гии» и «информации», мы опять подошли, с другой стороны, к отождествлению природы психики и логоса.
Если человек — Образ и Подобие Бога, а Бог есть нераздельно и неслиянно Сущий в трех Ипостасях — Способах Бытия, то человек тоже нераздельно и неслиянно являет себя тремя способами — энергетической составляющей, информационной и актуализированным бытием.
Неслиянность и нераздельность сомы, феномена и психики, ноумена, человека обусловлены наличием единообразую-щей_силы — духа жизни, сознания. Дух объединяет структуры тримерии в единое целое и выполняет высшую регуляцию.
Понимание запредельности Творца как Первоосновы и Первопричины'тварного мира по символической аналогии приводит к пониманию инокачественности человеческого духа — сознания и тварного тела.
По утверждению богословской мысли, человек символически отражает Внутритроичное Бытие. Ипостаси Св. Троицы символически отражаются в телесно-психически-духовной организации человека.
В современной психологии человек описывается разными категориальными системами:
— «ум — чувство — воля»;
— «тенденции (хочу) — потенции (могу) — акции (делаю)»;
— «состояния, процессы, функции, акты, действия, структуры»;
— «отражение, деятельность, поведение»;
— «индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность» и многими другими.
Учитывая принцип триадизации как один из общих принципов мирозданья, а также установленное выше сходство тримерии человека, категории, предлагаемой христианской антропологией, и индивидуальности — категории современной психологии, попытаемся интегрировать имеющиеся системы знаний о человеке в синтетическое человекознание.
Т.к. в любом акте жизнедеятельности человек проявляется во всей своей целостности, как в капле океана присутствует весь океан, то для описания человека необходимо выбрать такую систему координат, в которой бы удалось сохранить всю уникальность индивидуальности.
Как показал предыдущий анализ, наиболее адекватной системой координат для описания человеческой индивидуальности является следующая:
Во всяком психическом акте имеет место информационная составляющая (образ, понятие, представление, знак, символ), энергетическая составляющая (настроение, чувство, мотив) и само действие, акция (моторная, умственная операция, суждение или любой другой «продукт» умственной деятельности).
В разных психических актах величина той или иной координаты может быть разной: например, доминировать одна из них, или сочетание 2-х, а третья стремится к «О», и это будет составлять качественное своеобразие психической феноменологии.
Так, при большой «амплитуде» «энергетической» координаты и стремящимся к «О» «информационной» и «актуализа-ционной» человек будет испытывать чувства, переживания.
При большой амплитуде «информационной» координаты это будет выраженная интеллектуальная деятельность.
Доминирование координаты «актуализация» выражается в волевых действиях, концентрации внимания, произвольности.
В системах других категорий эти координаты могут быть представлены как «чувство — ум — воля», либо как «состояние — процессы — функции».
Можно представить, что каждая структура индивидуальности, или тримерии, имеет как бы свое функциональное предназначение.
Функция индивидной структуры, или «тела» — обеспечение активированности, активации мозга, «энергетического потенциала» всякого психического акта.
Функция структуры «субъект деятельности» — познание, понимание, преобразование — баланс процессов интериори-
зации — экстериоризации. Целевое предназначение — создание адекватной, истинной Картины Мира.
Функция «личностной» структуры, духовной — регуляция деятельностью, самоактуализацией на основе системы ценностей и смыслов.
Христианская концепция человека расширяет и уточняет представление психологии о структурах индивидуальности, предлагая девятиричную матрицу, вводя понятия телесного «ума — чувства — воли», душевного «ума — чувства — воли», духовного «ума — чувства — воли».
Как утверждает догматическое богословие, в силу подобия человека Богу, «Ум — Чувство — Воля» — свойства Бога — Духа, проявляются у человека как свойства его человеческого духа; «ум — чувство — воля» на душевном уровне — как «интеллект — эмоции •— произвольная регуляция»; на телесном уровне — как инстинкт, влечение, гомеостаз.
Человек — это открытая многоуровневая система, которая обменивается со средой веществом — на телесном уровне, информацией — на душевно-телесном уровне, смыслами — на духовном уровне.
Целостность системы — «человек» обеспечивается обменом с внешним миром на всех уровнях системы, причем каждый более высокий уровень регуляции включает в себя предыдущий, не «отменяя» его и не «смешиваясь» с ним.
Включенность человека в мир обуславливает структуру потребностей, чтобы сохранить стабильность его существования как открытой системы и динамическое равновесие его со
средой,
Наиболее популярна сегодня в психологии классификация потребностей и мотиваций, предложенная А, Маслоу [178].
На духовном уровне человек реализует свои «бытийные потребности» — по классификации А. Маслоу, это потребность в любви, красоте, истине, творчестве.
Уровень душевных потребностей — это потребности в безопасности, признании, поддержке, самореализации.
И, наконец, уровень телесных потребностей — в пище, сексе, физических комфортных условиях существования — так называемые «дефицитарные потребности» у А. Маслоу.
Глубокое противоречие, которое не смог преодолеть А. Маслоу, изначально полагавший, что душевно-телесные,
' 249
«дефицитарные» потребности человека первичны, на фоне удовлетворенности которых только и могут развиваться вторичные, «бытийные» потребности, возникло потому, что А. Маслоу строил свою теорию на представлениях-о падшей природе человека. Действительно, для падшей природы человека характерна такая иерархия потребностей: тело управляет душой, а душа — духом. По Замыслу же Творца, ведущими у человека должны были быть духовные, «бытийные» потребности — дух управлял душой, а душа — телом.
Эмпирические данные, полученные А. Маслоу, показали, опровергая его' теорию, что такая иерархия потребностей, по Замыслу Творца, наблюдается у отдельных, исключительных, самоактуализированных личностей, что отражает, вероятно, их высокий духовный уровень развития.
Если рассматривать потребности человека как систему «движущих сил», то следует отметить такие силы, движущие развитием человеческой экзистенции:
— потребность в информации как условии существования самой души, психики;
— потребность в любви (признании, принятии) как условии актуализации духа;
— потребность в самореализации как условии утверждения вечности своего субъективного бытия.
Попытка совместить системы знаний о человеке теории индивидуальности и христианской антропологии представлена в табл. 4.
Структура «индивида» отождествляется с «телом» в тримерии, «субъекта деятельности и поведения» — с «душой», «личности» — с «духом». Диагональ в каждом квадрате разделяет представления, характерные для теории индивидуальности (сверху слева), и христианской антропологии (справа снизу).
В первом вертикальном столбце отражены принципы классификации — «состояния», которые символизирует энергетическая координата психического целостного акта, или «чувства» в терминологии христианской антропологии;
— «процессы», которые символизирует информационная координата психического акта, или «ум» — в тримерии;
— «функции», которые символизирует актуализационная координата; или «воля» соответственно.
I. Состояния — чувства в индивидно-телесном способе существования человека проявляются, как и в интегральном
параметре «активация», отражающем дефицитарные потребности, низшие страсти, эмоциональный тон сенсорики.
II. Процессы индивидно-телесной структуры представлены сенсорикой, а «телесный ум» — сферой инстинктов, врожденных программ поведения, направленных на выживание вида и индивида.
III. Функции, регуляция индивидно-телесного способа существования — это моторика, непроизвольная гомеостати-ческая регуляция физиологических и биохимических констант организма, а также простых автоматизированных действий — навыков.
Это анализ по вертикали.
Можно предпринять анализ по горизонтальным строкам.
Если«состояние — чувство» на телесном уровне проявляется как активационно энергетическое напряжение, то на субъективном, деятельностном, душевном оно будет проявлено как эмоции гнева, страха, печали, уныния, тревожности, обиды, агрессии. -
На личностно-духовном уровне «состояние — чувство» проявляет сферу мотивационно-побудительную, с одной стороны, и как высшие чувства — состояния, объединяющие человека с Богом — Благодать, Любовь, Радость, кротость, смирение, — с другой стороны.
Эмоция, тесно связанная с оценочной функцией, совместно с мотивационно-активационной сферой является, по словам Чиркова В.И. и Рукавишникова А.А., древнейшей системой регуляции поведения [206],
Такие центральные для психофизиологии и дифференциальной психологии понятия, как «активация», «мотивация» выражают «энергетические» возможности человека, его «энергетический уровень» в фоне (активированность, мотивация) и изменения этого фонового уровня в деятельности — активация.
Эмоциональные переживания, опосредованные социальным опытом личности, становятся предметом потребности в высших чувствах — эстетических, интеллектуальных, нравственных. Высшие чувства у духовно развитого человека становятся главными побудителями поведения и деятельности.
Бог — это Абсолютная Любовь и Благо. Поэтому высшие человеческие чувства — это любовь, благодать, радость, умиление.
Это духовные чувства.
По смыслу святоотеческого мировоззрения, добро, религиозно-нравственное совершенствование для достижения единения с Богом, естественно для человека, т.к. соответствует его организации и предназначению. По своей природе, Ему подобной, человек имеет реальную способность к теснейшему мистическому единению с Ним.
По мысли св. Григ. Нисского, человек, приведенный в бытие для наслаждения божественными благами, должен был иметь в природе своей нечто сродное с тем, чего он должен быть причастен.
Если человек не осуществляет это предназначение, то причина этого — страсти, сообщающие ложное направление его жизнедеятельности, лишающие его природной способности к богообщению.
«Страсти — это дверь, заключенная пред лицем чистоты. Если не отворит кто этой заключенной двери, то не войдет он в непорочную и чистую область сердца», — сказал св. Исаак Сирии [160].
Он же сравнивает страсти с непрозрачной средой, препятствующей лучам духовного света воздействовать на внутреннее сердечное око [160].
Василий Кривошеий говорил, что тело — источник животворящей и содержательной силы; бесстрастие же — новая лучшая энергия.
Вспомним, что процессы воли, произвольной регуляции, сознания сопровождаются процессами торможения в ц.н.с. — иной, по сравнению с телесной (активационной), энергией.
«Даже обыденный язык признает существование нравственной силы, напряжения духа, умственной энергии», — сказал Жане в 1923 г. [191].
Как эмпирические доказательства действия этой духовной силы можно рассматривать эффекты гипнотического внушения, Известно, что способность к внушению — это свидетельство волевого потенциала человека, а внушаемость — это крайняя форма капитуляции, блокирование собственной активности реципиента. Много фактов свидетельствуют о глубочайших телесных изменениях у реципиента под воздействием воли гипнотизера.
В состоянии падшести у человека произошел разрыв между «словом» и «делом», «мыслью и действием» — между разными видами энергий: торможением и возбуждением.
Процессы индивидной структуры — сенсорика (II), на уровне субъектном, душевном (V) это вся совокупность когнитивных процессов. Интегративным параметром субъектной структуры можно считать интеллект, который достаточно часто понимается в психологии как интеграция всех когнитивных процессов и операций. Душевный ум — это дискурсивное, понятийное, теоретическое, логико-абстрактное мышление. Можно полагать, что телесный ум — это бессознательное управление телом, душевный ум — это включение сознания в познавательную и трудовую деятельность; духовный же ум — это самосознание, самоопределение личности.
Святые Отцы часто говорят, что Образ Божий проявляется в разуме человека. Разум, ум — это .размышления, рефлексия над отраженным, интериоризованным миром, усмотрение существующих в нем отношений между объектами и явлениями. Рефлексия — это проявление работы духа, «внутренняя работа» человека, сугубо человеческое качество. Духовный ум — нус, развивается в процессе исихастской практики. Исихия — это обращение и собирание ума в-себе. «Когда ум, — пишет арх. Керн, — истребив страсть и все другие душевные силы обратит к себе, сам же возвысившись до духовного видения, отразится от него, предстанет перед Богом бесплотным — тогда в нем открывается логос — смысл вещественного начала» [84].
Если Разум Бога проявляется, во всеведении и премудрости, то высшее проявление разума человека — это понимание связи Нетварного и тварного бытия, видение мира земного символом Мира Горнего. Так действует в человеке «нус» — духовный ум.
Личностное проявление интеллектуальных процессов — это творчество, интуиция, открытие смыслов существования.
Высшее проявление духовного ума, по словам св. Григ. Паламы, — это' «Когда, превзойдя всякую умственную энергию, ум становится незрячим по преизбытку зрячести, он исполняется прекраснейшего блеска, благодатно укореняясь в Боге и через сверхумное единение неизреченно обретая и созерцая в нем самом и через него самого самовидящий свет» [133].
Если на индивидно-телесном уровнефункция актуализации реализуется в моторике и непроизвольной регуляции, то на субъектно-душевном уровне — в произвольной регуляции действий и эмоций, произвольном внимании, преодолении препятствий, принятии решения при борьбе мотивов, помыслов, приобретении бесстрастия.
На уровне личностно-духовном актуализация смыслов, ценностей становится высшей регуляцией.
Выше уже отмечалось подобие между свойствами духовно-личного бытия. Воле Божьей подобна воля человека в высшей своей реализации, когда человек смиряется и отдает свою волю Богу: «Да будет воля Твоя, а не моя». Соединение воли человеческой с Волей Божьей — богомужное действие, или си-нергия — есть реализация духовного возрастания человека, осуществление выбранного им смысла своего бытия. Это есть проявление воли человека на духовном уровне.
Интегративным, обобщенным параметром этой структуры индивидуальности является самореализация, самоактуализация личности.
По Э. Фромму, человек не выносит пассивности — это заставляет его преобразовывать и изменять мир и себя, для чего он и обладает волей и способностью.
Быть человеком — значит трансцендировать свою тварность [192].
Индивидуальность человека можно рассматривать как интеграл структурированных множеств психических свойств (характеристик) или, точнее, как интеграл иерархии множеств психических свойств, организованных по соответствующим законам в структуры, /-
Гармоническая интеграция, происходящая в процессе развития индивидуальности, выражается в сбалансированности индивидно-субъектно-личностных свойств, что определяет норму психосоматического здоровья; психический комфорт;
эффективность обучения при соответствии тенденций (ценностей личности) и потенций (способностей индивида и субъекта к определенной деятельности); сформированность самоактуализйрующейся личности при наличии адекватной самооценки.
Современные экспериментальные комплексные психологические исследования показывают наличие многочисленных
сложных взаимосвязей и взаимозависимостей между разноуровневыми свойствами человека как индивида, субъекта познания и труда, личности.
Б. Г. Ананьев, автор теории индивидуальности, говорит, что индивидуальность всегда есть индивид, но не всякий индивид является индивидуальностью, для этого индивиду нужно стать личностью, т.е. реализовать стадию социализации [7].
Таким образом, индивидуализация есть процесс и можно выделить стадии этого процесса. На низших стадиях процесса индивидуализации, характерных для раннего онтогенеза, индивидуальность, существует как отдельные, единичные, своеобразные проявления индивида, личности и субъекта деятельности.
На ранних стадиях развития нет стабильности — индивидуальность ребенка вначале представляет собой диффузное и динамично изменяющееся сочетание индивидуальных проявлений.
В процессе развития складываются симптомокомплексы проявлений, характеризующих отдельные свойства человека. Далее развитие заключается в изменении интенсивности и частоты проявления индивидуальных свойств. Затем возникают новые связи между свойствами.
На определенном этапе онтогенеза у человека возникает проблема самоопределения и поиска своей аутентичности — это путь становления индивидуальности, открытия своей экзистенции и освоения своей субъективности.
Индивидуальность становится собой, освобождаясь от нивелирующих социальных ролей.
Самореализация индивида в направлении приобретения знаний об окружающем мире — Истины — и преобразования мира — творчества — образует субъекта деятельности. Самореализация индивида в направлении исполнения этических законов-заповедей — Добра — образует личность.
Направления развития чело