Категории «сознание» и «самосознание» в современной психологии
Широко распространенная в позитивистской психологии точка зрения на сознание как свойство высокоорганизованной материи критически рассматривалась уже нами ранее.
Проблема «сознания» в современной психологии — золушка, к которой никто не отваживается подойти серьезно.
«Проблема содержания, механизмов и структур человеческого сознания до сегодняшнего дня, — пишут В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев, — остается одной из принципиально важных и наиболее сложных. .В психологии пока не только отсутствует феноменология^ теория сознания, но и мало достаточно обоснованных гипотез об источниках и природе "Я" (этой центральной инстанции сознания человека)» [162].
«...Дело осложняется и тем, что сознание выступает объектом исследования многих наук, круг которых все более расширяется» [162, с. 178].
Более разработанной на сегодня проблема сознания оказывается в области гуманитарных наук. Сознание составляет специфическое отличие человека. Человеческое бытие — это осознанное бытие.
Вспомним Л. Карсавина, А. Позова — «Я» — это субстанция, сознающая свое бытие [79, 141].
Человеческое сознание — это осознание человеком жизненной реальности. Сознание часто сравнивают с объемным, непрерывно текущим потоком. Практика сознания, работа с ним приводит к тому, пишут В. Слободчиков и Е. Исаев, что сознание перестает быть чем-то спонтанным, непосредственным, автоматическим функционированием. Сознание* начинает быть рефлексией. Реф-
лексия выступает как разрыв, как выход человека из полной поглощенности непосредственным процессом жизни для выработки соответствующего отношения к ней. Практика сознания преобразует бытийное сознание в рефлексивное сознание [162].
На этой основе С.Л. Рубинштейн выделяет два способа жизни:
1) жизнь, не выходящая за пределы непосредственных связей и
2) рефлексирующая жизнь, когда непрерывный поток жизни приостанавливается, а затем восстанавливается на новой основе [151].
Ж. Пиаже также писал о том, что осознание происходит тогда,-когда человек сталкивается с трудностями, приостанавливается течение процесса [139 ].
М, Мамардашвили определял сознание как место соотнесенности и связности того, что мы не можем соотнести естественным образом. «Эта связность есть то, что можно увидеть как бы только в некоем сдвиге» [ 111, с. 49].
Когда отождествляют бытие и мышление, писал М. Мамардашвили, то предполагают, что между ними нет никакого интервала. Сознание же есть некий сверхчувственный интервал. Этот акт, интервал как бы встроен в режим выполнения человеком своих сознательных, духовных целей и жизни. Это пауза недеяния, поскольку движение сознания ненаблюдаемо.
Сознание есть запись этого, сдвига, интервала. Человек, философ, извлекает из впечатления правду по законам мысли и слова, правду о своем собственном состоянии, о чем-то свидетельствующем. И это очень трудно и очень сложно, говорит М. Мамардашвили [111].
Мы говорили уже ранее, что всякий психический акт это не только отражение, образ внешнего мира, формирующийся по законам изоморфизма, но в нем, акте всегда присутствует то, что мы назвали внутренней активностью. И эта внутренняя активность и есть то рефлексивное включение, та пауза, тот интервал, в который происходит «осмысление» отражаемого феномена. В этом «встроенном», сверхчувственном интервале феномену дается «имя», тем самым происходит его идентификация и классификация, или обобщение, или преобразование. Даже то, что, по мнению Ж. Пиаже, суждение математика это суждение по типу импликации, а не логики и причинности, как операции ЭВМ, позволяет человеку создать науку: изоморфизм логических операций механической системы обуславливает только репродуктивное отражение внешних связей и не более того [139].
Это координата «акции» в триаде координат, где две другие — «информация» и .«энергия».
В литературе существует и точка зрения на «сознание» как на некий «уровень». Как правило, это более высокий уровень, на котором отражаются психические явления.
Так, В.И. Генецинскии определяет сознание как «уровень психики, на котором психика предстает как особого рода самодостоверная реальность, тождественная экстрапсихической реальности ив то же время отличная от нее» [51].
Для В.И. Генецинского нет онтологического различия между сознанием и психикой — ...сознание это уровень психики, на котором представлена психика же, но в некоем как бы ином качестве самодостоверности.
Клинический материал представляет феномен расщепления сознания, когда в человеке звучат два голоса, существуют как бы две разные личности. Подобный же феномен можно обнаружить в момент засыпания: кто-то во мне «наблюдаете, какой я смотрю сон. Кто этот «наблюдатель»?
В, Джеме говорил о некоей «константе» в психике: за изменчивыми состояниями сознания существует некий неизменный субстрат — нечто постоянно выходящее из своих пределов настоящего, сознательно присваивающее себе личность и исключающее из себя то, что не принадлежит личности как чуждое [58].
Как пишут В. Слободчиков и Е. Исаев, необходимым и первым этапом в становлении рефлексивного сознания является самосознание. Рефлексия обнаруживает себя как разной степени и глубины осознание самости, собственной субъективности [162].
Шредингер писал, что «Я» — это нечто большее, чем простой набор отдельных восприятий и воспоминаний, и служит именно той канвой, на которой они накапливаются» [215 ].
Н. Лосский рассматривал внутреннее единство —Я—в качестве «сверхвременного», сверхматериального начала [107].
Философ и богослов А. Кураев писал, что для того, чтобы человеку измениться, ему надо быть свободным от своего прошлого. Для того, чтобы не быть под властью временного детерминизма — мира психической причинности — у человека должно быть нечто надвременное [98].
«Рабство от себя» еще Кант называл духовным автоматизмом. Именно различение природы и личности, говорит А. Кураев, помогает обосновать независимость человека от внутреннего детерминизма. Личность через свое произволение может сублимировать природные стремления. Материал низшей онтологической ступени со всеми его законами исполняется в созидании более высоком 3 [98].
Итак, гуманизм в лице В. Франкла, К. Ясперса, Э. Фромма довольно ясно осознает сегодня, что понять и объяснить сущ-
j Удачным сравнением здесь представляется «созидание дома из кирпича».
ность человека без понятий «духовность», «трансцендентность», «запредельность», «высший смысл», «предназначение» невозможно. Пока человек ориентируется на базовые, низшие потребности — он подчинен природному детерминизму. Когда же он начинает ориентироваться на высшие, духовные потребности, он выходит за пределы природного мира и получает «переживание» иной реальности. «Невыход» на эту реальность рождает, как показали исследования В. Франкла, проблему экзистенциального вакуума и отказ от жизни [190].
При этом возникает вопрос — переживание «вакуума» как отсутствие чего-то, что должно бы или могло бы быть, не есть ли смутное ощущение у современного секуляризованного человека атрофии или анабиоза той части души, которая в других источниках называется духом?
Гуманистическая психология сегодня готова сделать следующий шаг в реализации принципа целостности в подходе к человеку, принципа, выдвинутого ею же и помогшего ей уже преодолеть фрагментарность видения человека в бихевиоризме, психоанализе, культурно-исторической концепции и. др.
заключение