Соотношение понятий «личность», «духовность»
Поскольку наша главная задача состоит в анализе соотношений основных категорий современной психологии и христианской антропологии, то необходимо выяснить, какая категория психологии наиболее соответствует тому компоненту тримерии, который назван «духом».
В теории индивидуальности ближе всего к компоненту «духа» личность — именно личность является «продуктом» «нематериального» — социокультурного — «идеального» воздействия. Она является носителем сознания. По словам о. Павла Флоренского, культура есть среда, питающая личность [186]. -
Социальная среда через культуру и образование формирует позицию человека — его личность и мировоззрение. Мировоззрение человека, как система ценностей и смыслов, является высшим уровнем регуляции поведения человека.
В. Франкл, представитель, западной гуманистической психологии, предложил существование смыслов в структуре человека назвать особым «поэтическим», или духовным измерением [190].
Смыслы своего существования, как утверждал В. Франкл, человек не изобретает, а находит.
Духовная жизнь является, по словам В. Зеньковского, источником смысловой освещенности в душевной жизни [67]. В области человекознания встречаются, кроме «личности», такие понятия, как «лицо», «личина», «лик» — однокоренные с «личностью».
Возможно, их можно рассматривать как личностные «ипостаси», грани личности, ее обращенность, «разворот» вовнутрь, к себе (лицо, найти свое лицо, свою самобытность), вовне к другим, к социуму, (личины, маски и роли); вверх к Богу (отблески, отсветы ЛИКа Бога)2.
«Лицо» может быть как физическое — habitus, внешний вид человека — это его индивидная характеристика («визитная карточка» — конституция). Может быть «психологическое» понятие лица как самобытности и самости. Самость — онтологическая глубина, сущность, экзистенция человека.
Личина — это сфера межличностных отношений — душевный уровень.
И только ЛИК, безусловно, дух. ЛИК — это стремление человеческой сущности, экзистенции к Любви, Истине, Красоте.
С.С. Хоружий пишет, что в современном богословии часто говорят о близости православного умозрения и экзистенциализма, о том, что экзистенциальная философия стремится преодолеть в себе многие родовые черты классической европейской метафизики, отделяющей ее от религиозного миросозерцания. Экзистенциальная философия ставит в центр своего рассмотрения человека в конкретности его существования как недробимую и сверхразумную внутреннюю цельность — экзистенцию. Категория экзистенции, по мнению С.С. Хоружего, может быть сопоставима с аскетическим понятием «сердца» [200].
Экзистенциально самодостоверным способом существования сознания в форме интервала психической активности В. И. Генецинский считал переживание [51]. Переживание обыденноесознание всегда связывало с сердцем. Попытаемся представить соотношения понятий «личности» и «духовности» — «дух» схематически.
2 Именно этой «грани» — отношения человека к Богу не было в советской психологии.
Таким образом, личность можно рассматривать как душевно-духовное образование.
В силу размытости понятия личности в психологии часто происходит смешение понятий «личность» и «характер».
Если Личность, по мысли В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева — это способ, образ бытия, то характер — это способ проявления этого «способа бытия» — способ поведения [162].
Личность, как система отношений и ценностей, через виды отношений реализуется в стратегиях самореализации — поведении, познании, проживании. Та или иная стратегия самореализации «использует» те или иные психические процессы как ведущие — волю, интеллект, чувства; и отражает целевую направленность личности на тот или иной образ бытия как доминирующий. Таким доминирующим для личности, «главным
п г-L ^ r~4-7d ГТ
's Ц^- i § m ^ о
.к ^1 ^Г| -| -| I! 1 ё,
5 \ ___ // \1 О яI ^) в =;" —- t0s
I ^--/n^J LJ \J P ^ ^1 1 iyra.r &e s §
hi ,——, £ t- ^ h ^ C :s <u
^ Dis sH § I
§ I E-l II \ .г-. ___——- 2
g ^ -з- jj \ ГЦ | i S s ! s Д ^ s /^\ g ^ | |LJ ^ be p\ |g i J g ^ g
I | ^.o M| j! i s| st II-§ ё I •Ml1 '^11 ll tir^
?" ^" 0 / j i yllr" —•r^\/ SS |j_| ^-i S —
p"-^ i 'IIHi a_)Wv/ "r'ffl fs* •^ 0 5 i__. I———I f ^ ij l\/ д ч •~' я £ s ст
I ёП оё У ^ ё| е &
111-^11 V ^—1 ^ 1 ^
. ^ §• __ i г Д \ L_ _ _ I ^
s i ^ • ё-Ц Л i—i \ ? s
я 5 _ S. f а ог\ <• s ^
В ? _^~_ ( Ч 2\ u £ О. К
В g V Л s Г\ ^ ^ 0
u" \f/<i>\i-(ci/icea; а
a. ^ • ,—•Г' я "" b;| юл.са „я
й2 ГП^ ёй--§й5 ^ j3
in im-li^tli-!5
>» т о —у л5/ .и '^'я "
вГ^-1/° СО Я S ^-~^ Г-1/ & —————— et
а ^ ^^JiK l—j
5 _]"
5 I83IL|
6 s ' <u
5 fr- • я ев " .,
* о '^ с О в^
.а О a S32!«!3B5!
р я _ 5 so я я з а я
5 3- 'S •яЗ^У^Я^я^»-;"
§ , § -S §i |й gga g.p g5 s/ S .|§ Ц ej |р |is g|
м / ip« S3 c5 ^"то й^п1-о»;л(»0-
I "1
§ i s I g ^ ^g
о • ю §
смыслом» — становится либо преобразование внешней действительности, либо понимание её, либо переживание, проживание действительности в сознании. Ведущий «образ бытия» может определять и профессиональную направленность.
Описанные взаимоотношения представляет граф.
Б.С. Братусь подчеркивал, что стиль действия, манера общения, способы выражения и достижения целей — составляющие характера — сами по себе не отвечают на вопрос,ради чегоони существуют, какие смысловые устремления призваны осуществлять. Нравственно-ценностный выбор — это личность [28]. Выбор смысла жизни, способа существования есть свободное волеизъявление духа человека. Этот выбор может быть осуществлен стихийно, под давлением обстоятельств, без сознательного решения (телесный уровень регуляции), при наличии сознательного принятия решения (душевный уровень регуляции); и на уровне сверхсознания, если человек прислушивается к внутреннему голосу — логосу — Воле Божьей (духовный уровень). Этот выбор духа воплощается в системе отношений личности и проявляется в поведении и деятельности человека на душевном уровне.
Осмысление проблемы выбора смысла самоактуадизации личности приводит В. Франкла к интересным выводам. С его точки зрения, мотивация самореализации — это стремление к ослаблению напряжения, вызванного разрывом между тем, чем человек является, и тем, чем ему следовало бы стать, разрывом между существованием и сущностью, между бытием и смыслом [190].
Смыслы, по мнению В.Франкла, не придумываются людьми, а обнаруживаются, люди трансцендируют себя в направлении смыслов.
Очень близкая мысль была в свое время высказана и Н. Бердяевым. Суть человека, по его мнению, заключается в способности выйти за пределы самого себя как социально-биологического существа и как-то отнестись к самому себе [1б].
К.К. Платонов понимал «личность как носителя сознания» [140].
Наличие подобных точек зрения в психологической литературе дает нам основание рассматривать «личность» и «сознание» как психическую феноменологию, наиболее близкую к понятию «духа» в христианской антропологии.
Э. Шпрангер определяет путь развития личности как ряд духовных превращений, направленных на реализацию идеальной духовной структуры, телеологически определяющей реальную душевную структуру [214].
По утверждениям гуманистических психологов, человек имеет врожденную потребность в самоосуществлении, самореализации, самоактуализации. Самоактуализирующихся людей, писал А. Маслоу, мотивирует нечто, лежащее за пределами ба-зальных человеческих потребностей, — Истина, Красота, Благо [178]. Написаны эти слова с большой буквы, что можно понимать как Абсолют. Самоосуществление является итогом и процессом от рождения до старости.
Предпосылки внутреннего развития личности связаны со способностью вырабатывать и изменять отношение к самому себе, миру, переоценивать свой внутренний опыт.
Способность к самоопределению предполагает нахождение цели призвания, адекватного внутренней сути человека.
Готовность к самоопределению свидетельствует о зрелости личности. Ход самоопределения предполагает полноту-осознания реальных отношений личности, противоречий между «Я — реальным» и.«Я — идеальным», а также осуществление свободного личностного выбора.
Зрелой формой самовыражения становится потребность адекватного проявления сущностного «Я» человека.
Рефлексия становится основой самовоспитания и совершенствования себя. Степень порядочности, как одного из признаков совершенствующейся личности, как правило, вы--ражается в уровне требований к себе. Исследования Р.Х. Шакурова показали, что самооценка связана с развитием таких черт характера, как самолюбие, гордость, тщеславие, совесть [208].
Отношение к себе, самооценка, как правило, связана и с отношением к другим (низкое самоуважение часто провоцирует и недоброжелательное отношение к другим). Отношение к другому человеку — это уже проекция психологии в сферу этики. Отношение к другому нравственно, если подчиняется правилу: не поступай с другими так, как не хочешь, чтобы поступали с тобой.
Таким образом, можно говорить о нравственном самосознании.
В секулярном сознании нравственное сознание и самосознание личности часто отождествляется с духовностью. Развитие нравственности и духовности возможно только при наличии в сознании «резонатора» чувств.
В теории психосинтеза Ассаджиоли духовное измерение отождествляется с переживанием и осознанием человеком своего «Я» [44].
Если первая стадия духовного развития, по Ассаджиоли, это самоактуализация, то вторая стадия — это самопостижение, осознание своего высшего Я — синтезирующего духовного центра.