Человек как субъект поведения
В системе индивидуальности Б.Г. Ананьевым выделены структуры «субъекта деятельности» и «личности» как социального индивида, носителя социальных ролей.
Проводя анализ понятия «души» в христианской концепции человека, мы предположили, что в теории индивидуальности ему наиболее соответствует структура «субъекта деятельности» как совокупности процессов ума — воли — чувства.
Между тем, совокупность представлений о душе в христианской антропологии не исчерпывается полностью описанием тех психологических особенностей, которые объединяет понятие «субъекта деятельности». Кроме представлений о страстях, компонентах души, в аскетике есть представления о добродетелях человека — о его правильных поступках, поведении.
В психологии есть описание способов поведения, которые интегрируются понятием «характер». Понятие «характера» близко понятию «личность», многие психологи даже отождествляют их. Тем не менее, в отечественной психологии более общепринятым пониманием личности является социальный аспект. Личность традиционно определяется в ней как «совокупность общественных отношений», социальных ролей, как система мировоззрения и ценностей. И хотя все эти «личностные особенности» проявляются в характере, считать их тождественными нельзя.
В.Н. Мясищев говорил, например, что некоторые психические свойства могут быть отнесены и к характеру, и к личности, а некоторые только к личности, или только к характеру; характер — это психическое своеобразие человека, единство отношений и способов их осуществления в переживаниях и поступках [122].
По мнению B.C. Мерлина, характер служит для осуществления и выражения отношений личности [115].
Наиболее точное определение характера дано, на наш взгляд, в «Психологическом словаре» под ред.Б.Ф. Ломова и др.: «характер — это индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека, обусловливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах» [148].
Таким образом, «душевным» качествам человека соответствуют и особенности его характера как способа поведения. Отношения личности, выражаясь через определенные приемы и способы, становятся привычными и закрепляются как черты характера. Черты характера всегда полярны. Между ними могут быть отношения причинной связи, подобия, усиления, подчинения.
В Древней Греции проблема характера всегда ставилась как проблема этическая, моральная, и до сих пор черты характера имеют оценочность. Оценочность черт характера присутствует в культуре, общественном сознании как этическая регуляция.
Многие ученые считают, что исключительная роль в характере принадлежит воле, т.к. именно воля проявляется в действиях и поступках. По особенностям воли характер называют сильным. Реципрокность эмоциональных и волевых процессов приводит к образованию типов характера [159]. Человек с сильной волей менее эмоционален, чем другие, поскольку воля купирует эмоционально? возбуждение, вводит его в определенные рамки.
Другим проявлением сильной воли является чрезмерная локализация поиска решения, «отказ» от творческих поисков иных, новых решений.
Человека go) слабой волей называют «бесхарактерным», мягкосердечным. Основой, на которой формируется характер, является такое психическое образование, как темперамент. Темперамент, как показали исследования B.C. Мерлина, базируется на типе высшей нервной деятельности — особенностях протекания нервных процессов возбуждения и торможения [117].
Если тип высшей нервной деятельности является компонентом индивидной биологической структуры человека, то
темперамент является психофизиологическим образованием, соединяющим биологические и психические свойства человека как субъекта деятельности и поведения.
Темперамент определяет скоростные параметры деятельности, величину и легкость эмоционального реагирования, выносливость к нагрузкам — именно в этих психических свойствах проявляются особенности протекания нервных процессов возбуждения и торможения. Соотношение эмоциональных и волевых особенностей, модулированных процессами возбуждения и' торможения, составляет основу характера.
Таким образом, мы опять обнаруживаем целостность человека, его биологических и психических, или телесных и душевных свойств, проявляющуюся в этом случае в способах поведения и реагирования.
«Способы» — это такие психические «образования», которые соединяют различные психические структуры в системе индивидуальности: темперамент — как способ энергетических затрат, эмоционального и скоростного реагирования, сопрягает структуру «индивида» и «субъекта деятельности».
Характер, как способ поведения, сопрягает структуру «индивида» и «личности».
Таким образом, такие «душевные» образования, как темперамент, характер, способности обнаруживают те области, где дух-сопричастен соме.
Душа — эта та «промежуточная» инстанция, которая объединяет дух и тело.