Способы оперирования информацией
В 1964 г. Б.Г, Ананьев высказал гипотезу о билатеральном контуре регулирования психических процессов [б]. Он предположил, что полушария мозга выполняют разные функции, и доминирование того или иного полушария у конкретного человека в определенной мере обусловлено наследственностью. Он писал, что до-минантность одновременно выступает как структурный и как функционально-динамический принцип деятельности полушарий;
как наследственно-врожденное и как индивидуально-приобретенное свойство.
Многие функции осуществляются при участии обоих полушарий, но характер участия левого и правого полушария оказывается различным. Билатеральное регулирование сочетает управление информационными и энергетическими потоками таким образом, что в каждый момент времени каждое из полушарий выполняет по отношению к другому то информационную, то энергетическую функцию [б].
Как установлено к настоящему времени многочисленными экспериментальными данными, основная функция правого полушария состоит в симультанировании сенсорных раздражителей и переработке информации в образной форме. В левом полушарии находится центр речи — «сигнала сигналов», знакового обозначения сенсорной информации; левое полушарие обрабатывает информацию в сукцессивном режиме, оперирует знаковой, вербальной информацией [27, 169].
£ связи с этим принято считать правое полушарие ответственным за образное, наглядно-действенное мышление; левое полушарие — за вербальное, понятийное, дискурсивное, логическое мышление.
Доминантность полушария проявляется в асимметрии сенсо-моторных функций, парных органов. Асимметрия функций возрастает к периоду зрелости человека и уменьшается в пожилом и старческом возрасте.
Функциональная асимметрия является признаком активности, сопутствует лучшему качеству психической деятельности и проявляется также в эмоциональной сфере.
Как показал клинический материал, правое полушарие связано с отрицательными эмоциями тоски, депрессии, а левое — с чувством эйфории, радости, благодушия [14].
Доминирование того или иного полушария, являясь свойством индивида, наследственно обусловленным, определяет доминирование того или иного способа переработки информации (с типом мышления связан и тип памяти), тем самым может определять и выбор профессиональной деятельности.
Речь. Мышление и речь взаимосвязаны настолько тесно, что почти не существуют одно без другой.
Сущностная особенность человека — сознание — осознание бытия.С.Л. Рубинштейн пишет, что эту функцию осознания бытия язык и речь выполняют специфическим образом:
они отражают бытие, обозначая его.
Таким образом, речь и язык — это обозначающее отражение бытия [152].
Речь — это форма существования мыслей, чувств, переживаний для другого, средство общения с другим, а также «форма обобщенного отражения действительности, форма существования мышления» [152].
Речь выражает единство чувственного и смыслового содержания. .
Речь имеет три функции: побудительную, коммуникативную и информационную.
Наибольший интерес представляетпобудительная функция речи. У ребенка речь возникает тогда, когда связь слова и значения становится смысловой.
Оригинальную точку зрения на генезис речи у ребенка предложил Б. Поршнев. Когда ребенку запрещают сенсорные,
моторные действия каким-либо словом, то ребенок, неодолимо имитируя звуковой комплекс, сопровождающий это насильственное пресечение его хватательных, манипуляцион-ных, касательных, бросательных движений, тем самым запрещает эти действиясам себе, т.е. они оказываются задержанными вследствие повторения им данного слова. При появлении второго слова возникает дифференцировка — первое слово теряет характер универсального «стоп-механизма», второе слово играет функцию «запрета — запрета» — и таким образом начинается речь [144].
Когда ребеноксам себе запрещает первое действие, он впервые постигает смысл, пусть еще смутно, но он понимает первую связь между двумя явлениями. Появляется первый «кирпичик» актом поэтического измерения или сознания.
Слово становится первым управляющим психическим воздействием, которое подавляет собственные действия организма.
Первое такое управляющее действие у ребенка — запрет акта дефекации.
Появление этой способности сигнализирует о возникающем активном процессе торможения в нервной системе.
Возбуждение и торможение — два основных процесса нервной системы.
В физиологии существует точка зрения, что субстратом II сигнальной системы — речи человека — является процесс торможения. В нервной системе имеются два основных процесса, независимых, имеющих собственные особенности протекания — возбуждение и торможение; это два равноправные, всегда сопутствующие, взаимосвязанные и всегда противодействующие друг другу нервные процессы. Эти процессы взаимно индуктируют друг друга: вокруг очага возбуждения возникает зона торможения.
И.П. Павлов считал, что между ними всегда возникает «борьба» за определенные зоны мозга.
Процесс возбуждения является субстратом I сигнальной системы.
Под I сигнальной системой физиологи понимают «сигналы» — информацию о внешнем мире, поступающую в мозг по сенсорным каналам. Слово стало «сигналом сигналов^ — П сигнальной системой.
Возникновение речевой сигнализации внесло новый принцип в деятельность мозга.
«Если наши ощущения и представления, — говорил И.П. Павлов, — относящиеся к окружающему миру, есть для нас первые сигналы действительности, конкретные сигналы, то речь, специально прежде всего кинестезические раздражения, идущие в кору от речевых органов, есть вторые сигналы, сигналы сигналов. Они представляют собой отвлечение от действительности и допускают обобщение, что и составляет наше личное специально человеческое высшее мышление...» [131].
Словесными сигналами человек обозначает все то, что он воспринимает при помощи своих органов чувств.
Многочисленные исследования учеников школы И.П. Павлова показали, что II сигнальная система является высшим регулято-'ром всей высшей нервной деятельности и поведения человека.
«Слово», таким образом, является средством торможения, управления любых «первосигнальных» — двигательных, вегетативных реакций; «слово» — это активное начало, следовательно, процесс торможения — материальный субстрат «слова» — управляет процессом возбуждения.
Совершенствование живого — это совершенствование реак- -ций торможения — можно и так представить процесс эволюции. Возбуждение и автоматическое реагирование на раздражение есть генетически низшая функция нервных тканей. Реактивность, как свойство живого вещества, дополняется в эволюции живой природы выработкой более совершенных средств не реагировать, т.е. затормозить эту самую реактивность. Таким образом, торможение — это активный нервный процесс, более сложный и совершенный [144J.
С развитием науки о высшей нервной деятельности понятие «торможения» наполнилось смыслом о том, что это не отсутствие возбуждения и активности, а' определенная работа нервных клеток мозга. Высшие формы торможения — более мощные по сравнению с возбуждением, более сложные и принадлежат более позднему эволюционному уровню.
Б. Поршнев развивает довольно интересное представление о роли и значении тормозной доминанты, понятия им же и введенного [144].
Представляется, что возбуждение можно трактовать как потенциально разлитое по всей нервной системе, первичное и наличное. Торможение —• вторично — ведет наступление, осаду. От разлитого диффузного возбуждения остается глазок. Торможение есть угнетение всех лишних для этого глазка связей и сохранение всех нелишних. Возбуждение, таким образом, как бы вгоняется в определенные рамки.
Тормозная доминанта как бы лепит, формует антагонистический полюс возбуждения. Она отнимает у возбуждения все, что
можно отнять, и тем придает ему биологическую четкость, верность, эффективность [144]. Автор подбирает очень интересные сравнения для торможения. «Прибой, или вал торможения» — это активная сторона, оформляющая очаг возбуждения, остающийся ей недоступным. Торможение — «это резец скульптора», активное.начало, вырабатывающее поведение так, как скульптор извлекает из глыбы статую.
«Энергетически» — торможение более дорогой процесс для организма. Торможение поглощает подавляющую массу рабочей энергии организма. Так как процессу торможения надо поглотить, «затормозить» «п» степеней свободы пришедших в нервную систему раздражений и оставить одну, значит и расход энергии на это должен относиться как пх: 1, если допустить, что энергетический коэффициент торможения вообще в «х» раз больше динамического эффекта [144]. Есть опыт Хилла А., который рассчитал, что мышца,.играющая роль всего лишь задержки, то есть использующая свой механический потенциал для «статической работы», действует с громадным перерасходом энергии.
Тормозящие II сигнальные управляющие импульсы возникают в рече-двигательных зонах коры. Лобные доли коры больших полушарий — главный аппарат II сигнальной системы. Лобные доли коры осуществляют сложные целенаправленные акты, требующие длительного удержания целей и намерений, осуществляют планирование, синтез первосигнальных раздражителей в соответствии с инструкцией для выполнения задач.
Лобные доли оказывают тормозящее влияние на врожденные виды мотивации. Слово вызывает торможение двигательного побуждения, заменяет его другим, несенсорным побуждением. Слово определяет избирательность восприятия, регулирует афферентацию.
При нарушении функций лобных долей человек становится импульсивным, расторможенным, раздражительным, эйфоричным, эмоционально неустойчивым. Локализовать корковое торможение невозможно.
Итак, II сигнальная система заменяет первосигнальные побуждения к действию такими, которые не требует сенсорики, стимулирует действия, которые не диктуются сенсорными раздражителями.
Побуждение к реакциям, противоречащим рефлекторному I сигнальному поведению, есть суггестия, внушение противодействия импульсам I сигнальной системы [144].
Регулирующая, управляющая роль слова проясняет феномен гипноза — делает выпуклым этот процесс. Б. Поршнев писал, что чужое слово в гипнозе оказывает очень мощное воздействие на человека [144]. Имеется множество экспериментальных данных, которые показывают, что «чужое слово» в гипнозе изменяет со-
став крови, биохимические показатели, вызывает сдвиги в любом физиологическом процессе. Внушение есть явление принудительной силы чужого слова, предопределение поведения другого человека.
Сопротивление внушению обычно связывают с волевыми качествами человека.
Н.И. Чуприкова высказала предположение, что психические явления, которые в психологии называют избирательностью восприятия, произвольным вниманием, произвольной памятью — не есть разные явления, но скорее разные стороны одного и того же процесса II сигнальной системы — регуляции поведения [207].
Б. Ф. Поршнев подчеркнул, что основой этого «многоликого» феномена является речь. Речь трансформируется в задачу, задача детерминирует мышление, мышление детерминирует деятельность [144].
Таким образом, мы видим, что речь, наряду с информирующей, смысловой, мыслительной функцией, выполняющей ориентацию во внешней действительности, через свою побудительную функцию осуществляет и регуляцию действий, деятельности, поведения.
Триада психических процессов, выполняющих функцию регуляции психики: Речь. Внимание. Воля.
Регулятивная сторона психики всегда отражала активное начало человека, направленное на экстериоризацию себя вовне, на преобразование этого внешнего мира или на преобразование себя, внутреннего мира.
Выше мы видели побудительную функциюречи, которая дает основание рассматривать речь как одно из средств регуляции деятельности и состояния человека.
Воля. В психологии воля традиционно рассматривалась как процесс регуляции, управления как психическими состояниями, деятельностью, так и физиологическими состояниями и процессами.
Волевое действие всегда опосредовалось целью и способствовало преодолению противоречий, препятствий, как внешних, так и внутренних.
Воля как реакция на преграду дает дополнительную энергию, активность на преодоление этой преграды.
В идеалистической психологии воля рассматривалась как самодовлеющий источник активности, обусловливающий независимость поведения от «объективных» причин, от детерми
нированности и заданности. Зачатки воли заключены в потребностях, как исходных побуждениях к действию.
Пока действия человека находятся во Власти влечений, определяясь природными особенностями, представляя реакцию на стимул — у него нет воли. Если в борьбе мотивов берут верх непосредственные побуждения, то деятельность осуществляется помимо волевой регуляции. Воля возникает тогда, когда человек способен к рефлексии своих влечений — способен как-то «отнестись» к борьбе разнонаправленных побуждений и принять решение.
Поэтому «проблема» воли связана с содержанием воли — смыслами и ценностями. Волевой акт — это активность самоограничения. Сила воли проявляется не только в умении осуществлять свои желания, но и в умении подавить некоторые из них.
Принятие решения и его исполнение сопровождается чувством усилия, которое вызывается противодействием внешним или внутренним.
Но если человек не испытывает усилий, вызываемых внутренними сомнениями принимая решение, то в этом волевом акте может быть несокрушимая сила.
В. Джеме писал, что чувство усилия составляет нашу внутреннюю сущность, ту, которая из иного мира, тогда как все другие наши достоинства детерминированы внешним миром [58].
Всякий целостный психический акт состоит из четырех стадий.
1 стадия — возникновение потребности и побуждения к ее удовлетворению, или представление цели действия. В зависимости от степени осознания потребности стремление к ее осуществлению выражается в виде:
— влечения (неопредмеченная, органическая потребность, человек не знает, чего хочет);
— желания (установление связи в. сознании между потребностью и предметом — это т.н. «опредмеченное стремление»);
— хотения (предмет становится осознанной целью действия, к знанию цели присоединяется установка на ее реализацию, направленность на овладение соответствующими средствами).
2 стадия — обсуждение и борьба мотивов. Осознание
единичной цели своего желания представляет невысокую ступень сознательности. Сознательный человек, приступая к действию, отдает отчет о последствиях и мотивах.
3 стадия — в сложном целостном акте между импульсом, побуждением и действием вклинивается опосредующий действие процесс принятия решения и планирования действия. Существующие побуждения иерархизируются под поставленную цель. Принятие решения непосредственно слито с принятием цели. Принятие решения выделяется из борьбы мотивов и противостоит ей как особый акт активности — напряженное усилие, сопровождающееся отрицательными эмоциями.
4 стадия — исполнение решения. Действие становится поступком. Это высшая ступень волевой деятельности, может быть сложным длительным процессом.
Таким образом, мы видим, что в целостном психическом акте волевой процесс через побуждение связан с эмоциональным процессом, через анализ мотивов и следствий — с интеллектуальным процессом. Можно сказать, что волевой процесс — это подчинение эмоционального, аффективного процесса умственному.
С.Л. Рубинштейн писал: «Один и тот же процесс может быть (и обыкновенно бывает) и интеллектуальным, и эмоциональным, и волевым. Изучая волевые процессы, мы изучаем волевые компоненты психических процессов» [152, с. 182].
Некоторые авторы, в частности, П.В.Симонов, выделяют два вида регуляционных процессов: эмоциональные и волевые, которые реципрокны друг другу [159]. Он писал, что эмоциональное реагирование расточительно, не экономично, ге-нерализуя поиск выхода, эмоции действуют методом проб и ошибок. Воля купирует уязвимые стороны эмоционального процесса, препятствует его дезорганизующей генерализации, способствует удержанию цели. Эмоция и воля дополняют друг друга в регуляции деятельности. Так, в результате предвидения будущих положительных последствий, возникающих при достижении цели, человек получает положительные эмоции. Эти положительные переживания и выступают в качестве дополнительной мотивации, обеспечивающей перевес побуждения со стороны поставленной цели.
Таким образом, активность во внутреннем плане, волевое усилие дает дополнительную энергию, порождает новую моти-
вационную тенденцию. Воля может быть источником положительных эмоций от преодоления препятствия.
Итак, очевидно, субстратом эмоционального процесса является процесс возбуждения нервной системы, а субстратом воли является процесс торможения центральной нервной системы.
Можно предположить, что вышерассмотренные процессы функции отражения психики — сенсорно-перцептивные, мне-мические, аперцепция имеют своим физиологическим субстратом процесс возбуждения. Такие процессы, выполняющие функцию ориентации, как воображение и мышление, также имеют в качестве своего физиологического субстрата процесс возбуждения нервной системы.
Психические же процессы — речь, воля, выражающие произвольную регуляцию в психике, — имеют своим физиологическим субстратом процесс торможения.
Пониманию регулирующей сути речеволевых процессов очень помогает использованноеБ.Ф. Поршневым образное сравнение функции процесса торможения со скульптором, высекающим из глыбы мрамора заданный образ [144].
Практически никто из ученых не возражает, что физиологическим субстратом речи является процесс торможения, а Б.Ф. Порщнев предлагает рассматривать волю как аутоинст-рукцию, II сигнальную стимуляцию; в таком случае воля имеет тот же субстрат, что и речь [144].
С развитием науки о высшей нервной деятельности понятие «торможения» пополняется смыслом о том, что это не отсутствие, не задержка возбуждения и активности (такая точка зрения еще продолжает существовать в физиологии), а определенная работа, энергичная особая деятельность нервных клеток.
Очаги, доминанты возбуждения и торможения, существующие в каждый момент жизнедеятельности человека в его центральной нервной системе, являются двумя полюсами, двумя противоположными способами соединения всех идущих в организм из внешней и внутренней среды сигналов. Эти способы объединения сигналов происходят по принципам их объективной несвязанности или по их объективной связанности между собой.