Представления о душе в Святоотеческом Предании, Священном Писании и религиозной философии

«Душа» — термин чрезвычайно многозначный и может включать в себя не только оттенки того или иного смысла, но и полярные характеристики.

У древнегреческих философов «душа» понималась как движение (Фалес), число (Пифагор), умопостигаемая сущ­ность (Платон), энтелехия (Аристотель).

Христианская богословская мысль, как пишет арх.Кипри-ан Керн, зарождалась на пересечении 2-х линий — еврейской традиции Ветхого Завета и философского наследия древнего мира [84]. .

Ветхозаветный смысл «души» — дыхание Бога; дуновение, неотделимое от одушевляемого им тела; жизненный принцип;

жизнь, проявляющаяся в движении; персона как общечелове­ческая природа. Душа как кровь и дыхание — основа жизни.

В Новом Завете «душа» понимается как природная психи­ческая жизнь, как богом данная жизнь, вечное, благо [164, 217].

У христианских философов и богословов достаточно ши­рокий диапазон представлений о душе.

У Филона душа — это жизненное начало, разум.

У Тертуллиана душа — это дыхание Божье.

У Немезия душа — это невещественная субстанция; нача­ло, сохраняющее тело.

Св. Григорий Палама проводил параллели между Богом и миром, душой и телом. Бог содержит мир, душа содержит тело. Как Бог проявляет свои энергии через материальные и видимые твари. Сам будучи невидимым, так же и наша неви­димая душа проявляет свои энергии через видимое тело. Душа тройственна по образу Троицы. Душа в теле есть символиче­ское отображение Бога, — говорил арх. Киприан Керн [84]. Речь, письмо, мысль в символическом святоотеческом реализ­ме отражают Боговоплощение, являются символами иного бы­тия, а не только психофизиологическими процессами.

Св. Гр. Палама писал, что разумное и духовное естество, ангельское или человеческое, имеет жизнь по сущности (т.е. в потенции), благодаря которой оно является бессмертным и не­тленным. Человеческое же разумное и духовное существо име­ет жизнь не только по существу, но и в действии, т.к. оно ожи­вотворяет соединенное с ним тело и считается его жизнью. Это разумное духовное существо считается жизнью по отношению к другому, его действием, но относительно к другому оно ни­когда не может быть названо существом само по себе.

Духовная природа ангелов не имеет жизни в действии, т.к. они не получили земного тела и энергии его оживотворения. Ангелы имеют только ум, но нет у них чувств. Ангелы превос­ходят человека по Подобию, но не Образу Бога. Душа челове­ка выше ангелов. На основании этих мыслей св. Гр. Паламы арх. Киприан писал, что различие между человеком и ангела­ми устанавливается через понятие сущности и действия (энер­гии). Душа человека является жизнью (энергией) одушевлен­ного его тела, но имеет жизнь и как сущность [133].

Если следовать традиции континуального антиномичного мышления, характерного для религиозного мировоззрения, то все предлагаемые подходы к пониманию души оказываются не исключающими (что было бы характерно для дискурсивного мышления), а дополняющими друг друга.

Душа — это и жизненное начало, жизненный принцип, и дыхание жизней, и символ жизни, и начало, сохраняющее тело и принимающее его форму, и премирное небесное существо, способное к духовной жизни, и низшая духовная сущность.

Наиболее полно представления святых отцов о душе выра­зил преп. Иоанн Дамаскин: «Душа есть существо живое, про­стое, бестелесное, телесными очами по своей природе невиди­мое, бессмертное, разумом и умом одаренное, безвидное, дей­ствующее посредством органического тела и сообщающее ему жизнь, возрастание, чувство и силу рождения, имеющее ум, не как что-либо отличное от нее, но как чистейшую часть самой себя. Душа есть существо свободное, одаренное способностью хотеть и действовать, изменяемое и именно изменяемое в воле, как существо сотворенное» [56, с. 4б5].

Обобщая Святоотеческое Предание о человеке, А. Позов предлагает такое резюме: «Душа — это продукт духа при вхож­дении его в материю» [141]. Подобную же мысль высказал и

Ф. Авсенев: душа животная есть духовное существо, связанное веществом [2].

Душа неслиянно связана с телом через чувства.

Св. Гр. Палама — «душа — это единая многоспособная сила, которая пользуется получающим от нее жизнь телом как орудием» [133, с. 43].

Немезий говорил, что душа не ограничена местом4 и на­ходится повсюду в теле — но душа содержится телом, а тело — душою. Тело заключено в душе.

Преп. Анастасий Синаит о душе высказывался так: она создана по Его образу, проявляет свои энергии через видимое тело, в мозгу душа имеет ум, управляющий телом.

А вот что по этому вопросу в XX в. говорил С.Л. Франк:

«Душа», будучи одной своей стороной как-то связана с инди­видуальным телом и потому косвенно, через его посредство локализована (органические ощущения, общее физическое са­мочувствие, вестибулярные ощущения), с другой стороны, по самому своему существу она сверхпространственна — нахо­дится везде и нигде [189, с. 53].

Немезий сравнивает взаимоотношения души и тела с вза­имоотношениями обеих природ в ипостаси Богочеловека. В язык антропологии вводятся христологические термины — ан­тропология становится христоцентричной (Керн) [84].

Св. Фотий говорил, что человек — это отпечаток Боже­ственной ипостаси. Строение человека понимается аналогич­но сложному ипостасному соединению обеих природ — боже­ственной и человеческой во Христе. «В душе нашей, — пишет арх. Киприан, — мы можем усмотреть троичность Ипостасей, единство естества, единовременность, нераздельность, непри­ступность, неизобразуемость, несозерцаемость, нерожден-ность» [84, с. 159].

«Душа» как жизненное начало есть и у животных. Но душа животного, говорил св. Григ. Палама, есть жизнь тела, ею оду­шевленного и имеющего эту жизнь не по сущности саму по себе, но в действии. Эта душа ничего другого не может видеть, кроме действия тела, и при разложении тела распадается вме­сте с ней [133].

4 Не это ли подтверждают клинические данные современной нейро­психологии?

Митрополит Филарет писал, что человек соединяет в себе жизнь растений, животных и ангелов. Человек по совокупле­нии души с телом сделался единым существом — душой живо­го. Душа — это дыхание жизней [184].

Природа души человеческой, по ФАвсеневу, сочетает в себе 3 степени невещественного бытия: 1) растительную (час­тичное осознание отправлений тела — дыхания, питания, ро-дотворения); 2) животную (наблюдение чувственного мира, чувственные желания, произвольная деятельность; 3) челове­ческую разумную (познание Истины, Красоты, Добра). Соот­ветственно, в душе есть стремления действовать, наслаждать­ся, знать. Начало этих стремлений в мире чувственном, а ко­нец — в Боге.

Стремление знать успокаивается светом истины — внут­ренним свидетельством о Боге. Стремление наслаждаться — чувством красоты, созерцанием Божественной красоты.

Стремление действовать почивает в силе добра — укрепле­нии воли в борьбе со злом.

Душа, смотря по нужде, обнаруживает преимущественно то духовную жизнедеятельность, ослабляя растительную, то усиливая растительную за счет духовной (например, у младен­ца или больного) [2].

«Подобно тому, как тело от самого малого приходит в со­вершенный возраст, и энергия души, растущая соответственно подлежащему, вместе с ним прибавляется и увеличивается. В первоначальном устроении предводительствует в душе... одна растительная и питательная сила. Затем... расцветает дар чувственного. Когда же созреет, «тогда начинает просвечивать словесная способность (сила) о (св. Гр. Нисский [126]).

То, что Ф. Авсенев назвал природой души, другие богосло­вы называют «началами» и также выделяют их три:

1) раздражительное (Филон, св. Гр. Нисский), или ярост­ное (преп. М. Исповедник);

2) желательное, вожделяющее;

3) разумное или словесное [126, 172 ].

Разумная часть души воспринимает исходящую от Бога мудрость, вожделенная душа соприкасается с любовью Бога, а раздражительная часть души противостоит через гнев нечис­тым духам.

По святоотеческому воззрению, ум и воля — собственно одна способность — ум — в различных отношениях и проявле­ниях.

«Слово» Бога было действующим — это была не только мысль, но мысль одновременно действующая — «мысль — дей­ствие». «Словом» Бог сотворил мир. Св. Исаак Сирии утверж­дал, что познавательная, эмоциональная и деятельная сила и способности человека — суть лишь разные стороны одной и той же силы души, которая проявляет себя в разных отношениях различно, причем выступает яснее и рельефнее то одна, то дру­гая, то-третья, но в каждой из них присутствуют непременно и две другие. Душевные феномены — воля, чувство, память — не были, пишет арх. Керн, предметом наблюдения у святых отцов;

они их не интересовали в отрыве от их основы — души [84].

Наши рекомендации