Представления о душе в Святоотеческом Предании, Священном Писании и религиозной философии
«Душа» — термин чрезвычайно многозначный и может включать в себя не только оттенки того или иного смысла, но и полярные характеристики.
У древнегреческих философов «душа» понималась как движение (Фалес), число (Пифагор), умопостигаемая сущность (Платон), энтелехия (Аристотель).
Христианская богословская мысль, как пишет арх.Кипри-ан Керн, зарождалась на пересечении 2-х линий — еврейской традиции Ветхого Завета и философского наследия древнего мира [84]. .
Ветхозаветный смысл «души» — дыхание Бога; дуновение, неотделимое от одушевляемого им тела; жизненный принцип;
жизнь, проявляющаяся в движении; персона как общечеловеческая природа. Душа как кровь и дыхание — основа жизни.
В Новом Завете «душа» понимается как природная психическая жизнь, как богом данная жизнь, вечное, благо [164, 217].
У христианских философов и богословов достаточно широкий диапазон представлений о душе.
У Филона душа — это жизненное начало, разум.
У Тертуллиана душа — это дыхание Божье.
У Немезия душа — это невещественная субстанция; начало, сохраняющее тело.
Св. Григорий Палама проводил параллели между Богом и миром, душой и телом. Бог содержит мир, душа содержит тело. Как Бог проявляет свои энергии через материальные и видимые твари. Сам будучи невидимым, так же и наша невидимая душа проявляет свои энергии через видимое тело. Душа тройственна по образу Троицы. Душа в теле есть символическое отображение Бога, — говорил арх. Киприан Керн [84]. Речь, письмо, мысль в символическом святоотеческом реализме отражают Боговоплощение, являются символами иного бытия, а не только психофизиологическими процессами.
Св. Гр. Палама писал, что разумное и духовное естество, ангельское или человеческое, имеет жизнь по сущности (т.е. в потенции), благодаря которой оно является бессмертным и нетленным. Человеческое же разумное и духовное существо имеет жизнь не только по существу, но и в действии, т.к. оно оживотворяет соединенное с ним тело и считается его жизнью. Это разумное духовное существо считается жизнью по отношению к другому, его действием, но относительно к другому оно никогда не может быть названо существом само по себе.
Духовная природа ангелов не имеет жизни в действии, т.к. они не получили земного тела и энергии его оживотворения. Ангелы имеют только ум, но нет у них чувств. Ангелы превосходят человека по Подобию, но не Образу Бога. Душа человека выше ангелов. На основании этих мыслей св. Гр. Паламы арх. Киприан писал, что различие между человеком и ангелами устанавливается через понятие сущности и действия (энергии). Душа человека является жизнью (энергией) одушевленного его тела, но имеет жизнь и как сущность [133].
Если следовать традиции континуального антиномичного мышления, характерного для религиозного мировоззрения, то все предлагаемые подходы к пониманию души оказываются не исключающими (что было бы характерно для дискурсивного мышления), а дополняющими друг друга.
Душа — это и жизненное начало, жизненный принцип, и дыхание жизней, и символ жизни, и начало, сохраняющее тело и принимающее его форму, и премирное небесное существо, способное к духовной жизни, и низшая духовная сущность.
Наиболее полно представления святых отцов о душе выразил преп. Иоанн Дамаскин: «Душа есть существо живое, простое, бестелесное, телесными очами по своей природе невидимое, бессмертное, разумом и умом одаренное, безвидное, действующее посредством органического тела и сообщающее ему жизнь, возрастание, чувство и силу рождения, имеющее ум, не как что-либо отличное от нее, но как чистейшую часть самой себя. Душа есть существо свободное, одаренное способностью хотеть и действовать, изменяемое и именно изменяемое в воле, как существо сотворенное» [56, с. 4б5].
Обобщая Святоотеческое Предание о человеке, А. Позов предлагает такое резюме: «Душа — это продукт духа при вхождении его в материю» [141]. Подобную же мысль высказал и
Ф. Авсенев: душа животная есть духовное существо, связанное веществом [2].
Душа неслиянно связана с телом через чувства.
Св. Гр. Палама — «душа — это единая многоспособная сила, которая пользуется получающим от нее жизнь телом как орудием» [133, с. 43].
Немезий говорил, что душа не ограничена местом4 и находится повсюду в теле — но душа содержится телом, а тело — душою. Тело заключено в душе.
Преп. Анастасий Синаит о душе высказывался так: она создана по Его образу, проявляет свои энергии через видимое тело, в мозгу душа имеет ум, управляющий телом.
А вот что по этому вопросу в XX в. говорил С.Л. Франк:
«Душа», будучи одной своей стороной как-то связана с индивидуальным телом и потому косвенно, через его посредство локализована (органические ощущения, общее физическое самочувствие, вестибулярные ощущения), с другой стороны, по самому своему существу она сверхпространственна — находится везде и нигде [189, с. 53].
Немезий сравнивает взаимоотношения души и тела с взаимоотношениями обеих природ в ипостаси Богочеловека. В язык антропологии вводятся христологические термины — антропология становится христоцентричной (Керн) [84].
Св. Фотий говорил, что человек — это отпечаток Божественной ипостаси. Строение человека понимается аналогично сложному ипостасному соединению обеих природ — божественной и человеческой во Христе. «В душе нашей, — пишет арх. Киприан, — мы можем усмотреть троичность Ипостасей, единство естества, единовременность, нераздельность, неприступность, неизобразуемость, несозерцаемость, нерожден-ность» [84, с. 159].
«Душа» как жизненное начало есть и у животных. Но душа животного, говорил св. Григ. Палама, есть жизнь тела, ею одушевленного и имеющего эту жизнь не по сущности саму по себе, но в действии. Эта душа ничего другого не может видеть, кроме действия тела, и при разложении тела распадается вместе с ней [133].
4 Не это ли подтверждают клинические данные современной нейропсихологии?
Митрополит Филарет писал, что человек соединяет в себе жизнь растений, животных и ангелов. Человек по совокуплении души с телом сделался единым существом — душой живого. Душа — это дыхание жизней [184].
Природа души человеческой, по ФАвсеневу, сочетает в себе 3 степени невещественного бытия: 1) растительную (частичное осознание отправлений тела — дыхания, питания, ро-дотворения); 2) животную (наблюдение чувственного мира, чувственные желания, произвольная деятельность; 3) человеческую разумную (познание Истины, Красоты, Добра). Соответственно, в душе есть стремления действовать, наслаждаться, знать. Начало этих стремлений в мире чувственном, а конец — в Боге.
Стремление знать успокаивается светом истины — внутренним свидетельством о Боге. Стремление наслаждаться — чувством красоты, созерцанием Божественной красоты.
Стремление действовать почивает в силе добра — укреплении воли в борьбе со злом.
Душа, смотря по нужде, обнаруживает преимущественно то духовную жизнедеятельность, ослабляя растительную, то усиливая растительную за счет духовной (например, у младенца или больного) [2].
«Подобно тому, как тело от самого малого приходит в совершенный возраст, и энергия души, растущая соответственно подлежащему, вместе с ним прибавляется и увеличивается. В первоначальном устроении предводительствует в душе... одна растительная и питательная сила. Затем... расцветает дар чувственного. Когда же созреет, «тогда начинает просвечивать словесная способность (сила) о (св. Гр. Нисский [126]).
То, что Ф. Авсенев назвал природой души, другие богословы называют «началами» и также выделяют их три:
1) раздражительное (Филон, св. Гр. Нисский), или яростное (преп. М. Исповедник);
2) желательное, вожделяющее;
3) разумное или словесное [126, 172 ].
Разумная часть души воспринимает исходящую от Бога мудрость, вожделенная душа соприкасается с любовью Бога, а раздражительная часть души противостоит через гнев нечистым духам.
По святоотеческому воззрению, ум и воля — собственно одна способность — ум — в различных отношениях и проявлениях.
«Слово» Бога было действующим — это была не только мысль, но мысль одновременно действующая — «мысль — действие». «Словом» Бог сотворил мир. Св. Исаак Сирии утверждал, что познавательная, эмоциональная и деятельная сила и способности человека — суть лишь разные стороны одной и той же силы души, которая проявляет себя в разных отношениях различно, причем выступает яснее и рельефнее то одна, то другая, то-третья, но в каждой из них присутствуют непременно и две другие. Душевные феномены — воля, чувство, память — не были, пишет арх. Керн, предметом наблюдения у святых отцов;
они их не интересовали в отрыве от их основы — души [84].