Представления об эволюции человека в позитивистском знании

Ступени духовного бытия, описанные Ф. Авсеневым, от­ражают как бы степени проникновения духа в материю.

В научном сознании эти идеи представлены как уровни организации материи (атомный — физический, молекуляр­ный — химический, органический — биологический и психи­ческий) и как эволюция живой материи. Каждый уровень организации материи требует определенных энергетических затрат — в I части мы установили, что «организация» == струк­тура есть «связанная» энергия.

Картина космической, земной и биологической эволюции по твореньям, описанным в книге Бытия, во многом подтвер­ждается современными научными данными в области физики, космологии, геологии, биологии [109].

Современная физика считает: Вселенная возникла однаж­ды — имела начало, расширение ее необратимо, она представ-

ляет собой незамкнутую систему. В книге Бытия дана картина постепенного возникновения на земле разных видов расти­тельной, органической жизни, произведенных землею не в силу самопроизвольного зарождения, но по данным ей Твор­цом особым силам и законам, в той последовательности, кото­рая вполне отвечает данным современной геологии и биологии. Несостоятельность идеи о спонтанном зарождении на Земле жизни была рассмотрена нами в 1 части. Там также была пред­ставлена идея о наличии общих для всего мирозданья законов, установленных Творцом при создании тварного мира.

В области последних научных достижений — синергети­ке — процесс развития описывается в терминах «самооргани­зации».

Синергетические процессы совершенствуют формы бы­тия, давая все разнообразие качественных видов и уровней: от элементарных частиц до сложно организованных космических объектов. В попытках уйти от небытия формируются такие высшие бытийные формы, как живые организмы и человек — так писал СолодухоН.М. [167].

В науке установлено, что к основным условиям возникно­вения «самоорганизации» на разных стадиях развития материи можно отнести наличие: 1) либо неоднородных элементов в некоей среде или структуре и связей между ними; 2) либо двух систем и открытого (с обратной связью) процесса энерго-ин-формацйонного взаимодействия между ними [175].

Итак, чтобы возник процесс самоорганизации, необходимо наличие неких упорядоченностей, порядков (систем) и некоего процесса между ними. Из 2-х взаимодействующих «сред» (сис­тем, структур) одна становится внутренней, другая — внешней. Процесс взаимодействия должен быть направлен на поддержа­ние устойчивого неравновесия между ними как условия их су­ществования. Именно такое устойчивое неравновесие является признаком «живой системы», на что впервые указал Э. Бауэр [13]. Но не следует забывать, что должен быть источник энер­гии, затрачиваемой на поддержание этого неустойчивого рав­новесия, иначе, подчиняясь II закону термодинамики, в систе­ме наступит энтропия.

В живой системе источником этой энергии является об­мен веществ, в результате которого создается разность потен­циалов и поддерживается работоспособность, активность сис-

темы. Таким образом, в процессе самоорганизации происхо­дит не только изменение внутренней среды (системы), но и внешней среды (системы). Изменяются и параметры взаимо­действия между ними.

Условия возникновения самоорганизующейся системы яв­ляются и условиями ее существования и развития, которое осуществляется путем ее постоянного взаимодействия с окру­жающей средой.

Развитие, как результат самоорганизации системы, осуще­ствляется за счет усложнения ее структуры, усложнения струк­турных связей и проявляется в совершенствовании функций системы и повышении ее активности. Этот процесс происхо­дит путем усвоения структуры и энергии внешней среды. Эле­менты внешней среды включаются в число внутренних эле­ментов системы. В живой системе в результате самоорганиза­ции как бы происходит трансформация внешней среды, ее энергии и информации во внутреннюю [175].

Процесс становления психического субъективного мира человека, как мы установили в I части, также осуществляется через интериоризацию логосов, трансформацию их в «инфор­мацию» — внутренняя среда, таким образом, является преоб­разованной внешней средой.

Структура, возникающая в результате «самоорганизации» двух сред, формируется из разнородных или разнонаправлен-ных элементов этих сред. При усложнении, дифференциации этой структуры возникают структурные элементы второго по­рядка, при взаимодействии которых образуется новая под­структура (система в системе). Характер взаимодействия меж­ду возникшими структурами подчиняется принципу целесооб­разности.

Процесс самоорганизации может выполнять разные функ­ции:

— адаптивную — приспособление системы к изменениям внешней среды;

— регулятивную — регуляция внешним поведением систе­мы или внутренним состоянием — саморегуляция;

— накопительную — накопление опыта изменений как основы научения.

Эти функции можно описывать и как уровни организации системы по степени сложности управления.

В I части нашей работы была установлена нераздельная неслиянность энерго-информационных параметров бытия. Процесс «самоорганизации» имеет энергетическое начало.

Первоначальный этап процесса «самоорганизации» мате­рии указывает на существование источника организации сис­темы — «организующей силы», некоей энергии структурообра-зования.

Можно предположить, что такой «энергией структурооб-разования» и является Дух животворящий, та энергия Логоса, которая вносит жизнь в неорганическую материю, или то, что богословы называют душой растительной и животной.

Итак, последовательность развития жизни на Земле по III, IV, V дням Творенья соответствует современным научным представлениям.

Что же касается создания человека в VI день и что, каза­лось бы, совершенно противоречит столь распространенной точке зрения на этот вопрос — теории Дарвина, то следует от­метить, что его учение в современной биологии подвергается очень большим сомнениям.

Так, в частности, Бен Хобринк в 1993 г. писал: «Начиная с 1859 г. дарвиновская эволюционная теория не была подтверж­дена ни одним эмпирическим фактом... Но обнаружено много фактов, противоречащих теории эволюции» [195].

Многие современные биологи пришли к выводам, что между основными типами растений и животных существуют четкие и непреодолимые границы, естественный отбор не производит сильных особей, а только предохраняет вид от вы­рождения, отсекая слабых и обеспечивая адаптацию вида к из­менениям среды. Точно также не найдены промежуточные формы в антропогенезе.

Высказывалась и такая гипотеза, что умственная жизнь приматов — только среда, условия для «скачка» от животного к человеку.

Сегодня в эволюционной теории ученым все чаще прихо­дится использовать понятие «скачка» — неожиданных измене­ний, когда новое качество или свойство возникает «вдруг», не будучи подготовленным всем ходам предшествующего разви­тия. Как ни пытались ученые объяснить происхождение этих «скачков», «мутаций» различными факторами, это все-таки очень напоминает «вмешательство», «преднамеренное воздей-

ствие» — цепочку чудес в разрывах детерминированного про­цесса. И тогда закономерно возникает вопрос — Кто «подарил» человеческому существу речь, психику, сознание? Теория пси­хофизического параллелизма показывает, что два ряда явле­ний — физических и психических — протекают параллельно во времени, но они несводимы друг к другу — психическое не есть физическое, как и наоборот — физическое не есть психическое.

Выдвинутый Дарвиным тезис о происхождении человека от обезьяны сегодня в науке подвергнут критическому переос­мыслению и сохранил мало сторонников. Вот что пишет по этому поводу Б.Ф. Поршнев: «С того момента, как от дарви­низма в вопросе о происхождении человека остался лишь те­зис, что человек произошел от обезьяны без промежуточного, зоологического звена, дарвинизм в "вопросе всех вопросов" был побежден, ибо между обезьяной и человеком могло умес­титься уже только чудо, либо требовалось — что не лучше — перенесение на обезьяну (и других животных) всех основных психических свойств человека. Первый же факт, извлеченный из-под земли, а именно костяк яванского питекантропа, стал могилой истины: отныне между учеными речь шла не о суще­ствах физически почти подобных человеку, но лишенных речи, разума и социальности, а лишь о пропорциях сочетания физи­ческих признаков обезьяны и человека. Реформа коснулась не биологии, а преимущественно геологии: было признано, что акт чуда, в том числе акт творенья, можно мыслить как протя­женный во времени... Бог мог предпочесть использовать время, т.е. совершить творение не готового человека, а зародыша, из которого тот необходимо разовьется» [144, с. 101—102].

Наши рекомендации