Представления об эволюции человека в позитивистском знании
Ступени духовного бытия, описанные Ф. Авсеневым, отражают как бы степени проникновения духа в материю.
В научном сознании эти идеи представлены как уровни организации материи (атомный — физический, молекулярный — химический, органический — биологический и психический) и как эволюция живой материи. Каждый уровень организации материи требует определенных энергетических затрат — в I части мы установили, что «организация» == структура есть «связанная» энергия.
Картина космической, земной и биологической эволюции по твореньям, описанным в книге Бытия, во многом подтверждается современными научными данными в области физики, космологии, геологии, биологии [109].
Современная физика считает: Вселенная возникла однажды — имела начало, расширение ее необратимо, она представ-
ляет собой незамкнутую систему. В книге Бытия дана картина постепенного возникновения на земле разных видов растительной, органической жизни, произведенных землею не в силу самопроизвольного зарождения, но по данным ей Творцом особым силам и законам, в той последовательности, которая вполне отвечает данным современной геологии и биологии. Несостоятельность идеи о спонтанном зарождении на Земле жизни была рассмотрена нами в 1 части. Там также была представлена идея о наличии общих для всего мирозданья законов, установленных Творцом при создании тварного мира.
В области последних научных достижений — синергетике — процесс развития описывается в терминах «самоорганизации».
Синергетические процессы совершенствуют формы бытия, давая все разнообразие качественных видов и уровней: от элементарных частиц до сложно организованных космических объектов. В попытках уйти от небытия формируются такие высшие бытийные формы, как живые организмы и человек — так писал СолодухоН.М. [167].
В науке установлено, что к основным условиям возникновения «самоорганизации» на разных стадиях развития материи можно отнести наличие: 1) либо неоднородных элементов в некоей среде или структуре и связей между ними; 2) либо двух систем и открытого (с обратной связью) процесса энерго-ин-формацйонного взаимодействия между ними [175].
Итак, чтобы возник процесс самоорганизации, необходимо наличие неких упорядоченностей, порядков (систем) и некоего процесса между ними. Из 2-х взаимодействующих «сред» (систем, структур) одна становится внутренней, другая — внешней. Процесс взаимодействия должен быть направлен на поддержание устойчивого неравновесия между ними как условия их существования. Именно такое устойчивое неравновесие является признаком «живой системы», на что впервые указал Э. Бауэр [13]. Но не следует забывать, что должен быть источник энергии, затрачиваемой на поддержание этого неустойчивого равновесия, иначе, подчиняясь II закону термодинамики, в системе наступит энтропия.
В живой системе источником этой энергии является обмен веществ, в результате которого создается разность потенциалов и поддерживается работоспособность, активность сис-
темы. Таким образом, в процессе самоорганизации происходит не только изменение внутренней среды (системы), но и внешней среды (системы). Изменяются и параметры взаимодействия между ними.
Условия возникновения самоорганизующейся системы являются и условиями ее существования и развития, которое осуществляется путем ее постоянного взаимодействия с окружающей средой.
Развитие, как результат самоорганизации системы, осуществляется за счет усложнения ее структуры, усложнения структурных связей и проявляется в совершенствовании функций системы и повышении ее активности. Этот процесс происходит путем усвоения структуры и энергии внешней среды. Элементы внешней среды включаются в число внутренних элементов системы. В живой системе в результате самоорганизации как бы происходит трансформация внешней среды, ее энергии и информации во внутреннюю [175].
Процесс становления психического субъективного мира человека, как мы установили в I части, также осуществляется через интериоризацию логосов, трансформацию их в «информацию» — внутренняя среда, таким образом, является преобразованной внешней средой.
Структура, возникающая в результате «самоорганизации» двух сред, формируется из разнородных или разнонаправлен-ных элементов этих сред. При усложнении, дифференциации этой структуры возникают структурные элементы второго порядка, при взаимодействии которых образуется новая подструктура (система в системе). Характер взаимодействия между возникшими структурами подчиняется принципу целесообразности.
Процесс самоорганизации может выполнять разные функции:
— адаптивную — приспособление системы к изменениям внешней среды;
— регулятивную — регуляция внешним поведением системы или внутренним состоянием — саморегуляция;
— накопительную — накопление опыта изменений как основы научения.
Эти функции можно описывать и как уровни организации системы по степени сложности управления.
В I части нашей работы была установлена нераздельная неслиянность энерго-информационных параметров бытия. Процесс «самоорганизации» имеет энергетическое начало.
Первоначальный этап процесса «самоорганизации» материи указывает на существование источника организации системы — «организующей силы», некоей энергии структурообра-зования.
Можно предположить, что такой «энергией структурооб-разования» и является Дух животворящий, та энергия Логоса, которая вносит жизнь в неорганическую материю, или то, что богословы называют душой растительной и животной.
Итак, последовательность развития жизни на Земле по III, IV, V дням Творенья соответствует современным научным представлениям.
Что же касается создания человека в VI день и что, казалось бы, совершенно противоречит столь распространенной точке зрения на этот вопрос — теории Дарвина, то следует отметить, что его учение в современной биологии подвергается очень большим сомнениям.
Так, в частности, Бен Хобринк в 1993 г. писал: «Начиная с 1859 г. дарвиновская эволюционная теория не была подтверждена ни одним эмпирическим фактом... Но обнаружено много фактов, противоречащих теории эволюции» [195].
Многие современные биологи пришли к выводам, что между основными типами растений и животных существуют четкие и непреодолимые границы, естественный отбор не производит сильных особей, а только предохраняет вид от вырождения, отсекая слабых и обеспечивая адаптацию вида к изменениям среды. Точно также не найдены промежуточные формы в антропогенезе.
Высказывалась и такая гипотеза, что умственная жизнь приматов — только среда, условия для «скачка» от животного к человеку.
Сегодня в эволюционной теории ученым все чаще приходится использовать понятие «скачка» — неожиданных изменений, когда новое качество или свойство возникает «вдруг», не будучи подготовленным всем ходам предшествующего развития. Как ни пытались ученые объяснить происхождение этих «скачков», «мутаций» различными факторами, это все-таки очень напоминает «вмешательство», «преднамеренное воздей-
ствие» — цепочку чудес в разрывах детерминированного процесса. И тогда закономерно возникает вопрос — Кто «подарил» человеческому существу речь, психику, сознание? Теория психофизического параллелизма показывает, что два ряда явлений — физических и психических — протекают параллельно во времени, но они несводимы друг к другу — психическое не есть физическое, как и наоборот — физическое не есть психическое.
Выдвинутый Дарвиным тезис о происхождении человека от обезьяны сегодня в науке подвергнут критическому переосмыслению и сохранил мало сторонников. Вот что пишет по этому поводу Б.Ф. Поршнев: «С того момента, как от дарвинизма в вопросе о происхождении человека остался лишь тезис, что человек произошел от обезьяны без промежуточного, зоологического звена, дарвинизм в "вопросе всех вопросов" был побежден, ибо между обезьяной и человеком могло уместиться уже только чудо, либо требовалось — что не лучше — перенесение на обезьяну (и других животных) всех основных психических свойств человека. Первый же факт, извлеченный из-под земли, а именно костяк яванского питекантропа, стал могилой истины: отныне между учеными речь шла не о существах физически почти подобных человеку, но лишенных речи, разума и социальности, а лишь о пропорциях сочетания физических признаков обезьяны и человека. Реформа коснулась не биологии, а преимущественно геологии: было признано, что акт чуда, в том числе акт творенья, можно мыслить как протяженный во времени... Бог мог предпочесть использовать время, т.е. совершить творение не готового человека, а зародыша, из которого тот необходимо разовьется» [144, с. 101—102].