Глава 2. развитие И ОБОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА
В области естественных наук широко распространено понятие «эволюции». В применении к человеку разработано учение о биологической эволюции человека как представителя животного мира Homo sapiens. Но на современном этапе чело-векознания закономерно возникает вопрос, достаточно ли для понимания феномена «Человек» знания закономерностей его биологического развития? Приложимо ли к современному представителю вида Homo sapiens понятие о психической эволюции? И в чем в таком случае заключается «эволюция психики», не равноценно ли это достаточно проработанному в психологии понятию «онтогенез психики»? Мы имеем опто-фило-генетическую картину психических функций, но значит ли это, что психика современного человека не развивается далее качественно, а только количественно?
Проблемами совершенствования человека, смысла его существования, места психического в общей картине мира занимались философия, этика, теология, теософия. Психология, на протяжении столетий являясь частью этих направлений человеческой мысли, обогатившись сегодня экспериментальным знанием, более дифференцированными представлениями о психике человека, не должна ли вновь вернуться к осмыслению направления, этапов, критериев развития психики? Решение метазадачи любой науки невозможно внутри нее самой — чтобы познать и оценить систему, надо выйти за ее пределы. Поэтому метазадача психологии не может быть решена ее собственными средствами, а только на стыке смежных областей знания с применениями их аппаратов решения и с формулировкой извне психологии критериев развития и оптимума.
Понятий какой-либо отдельной науки о человеке недостаточно для полного описания такого сложного феномена, как человек. Для описания этого феномена необходим метаязык, отражающий интеграцию человекознания.
Если телеологическую направленность биологической эволюции можно усматривать в максимальной адаптации к среде существования, то телеологическую направленность психического развития чаще всего рассматривают как «самосовершенствование», «самоактуализацию», «самореализацию» в творческом преобразовании мира и себя.
Религия предлагает человеку духовную эволюцию. Христианство предлагает «систему» становления богочеловека.
Наука о человеке будет несостоятельна без осмысления
всех ценностей человека.
Замысел Творца о человеке
Творец, создав Вселенную (Космос), создает человека (Ан-тропос), «задачей» которого является одухотворение Вселенной, перевод материального плана бытия в одухотворенное, духовное бытие.
Человек, пишет С.Л. Епифанович, является образцом Логоса. Именно таким взглядом на человека объясняется, по его мнению, важное значение идеи человека в системе преп. Максима Исповедника [63]. «Представляя собой суммарное повторение всего богатого содержания идеи Логоса, — пишет далее С.Л. Епифанович, — насколько она выражалась в макрокосме, идея человека сводит в себе воедино все нити как от катафати-ки, так и от онтологии» [63, с. 74].
Идея человека имеет, по мнению С.Л. Епифановича, прекрасного знатока наследия преп. Максима, еще и специальное значение. «Как образ Логоса, промыслительно ведущего мир к конечному объединению с Собой, человек получил великое предназначение — фактически осуществить это объединение и таким образом исполнить великий "совет Божий" об обоже-нии всего бытия. Он должен был совершить это в самом себе, в разных частях своего существа, в миниатюре представлявших собой разные части мирового бытия и отражавших все его противоположности или «деления» [63, с. 75].
Если бы человек исполнил это назначение, а пр.Максим предначертывает даже путь выполнения, этого назначения:
подчинить низшие потребности высшим, тело — уму, ум — Богу, — то таким образом человек привел бы всего себя через посредство ума в объединение с Богом. Вместе с этим человек установил бы соответственную гармонию и частей мира — так что это был бы один благоустроенный организм.
«Это обожение, объединение с Богом, погружение в Него, как естественная энергия тварного бытия, всегда стремящего-
ся к свбей Причине, доставило бы твари вечное и непреложное блаженство. Так осуществилась бы та конечная цель, для которой Логос и поставил человека в центре мирозданья, как Свой образ» [63, с. 77].
В богословии существует точка зрения, что человек, как венец творенья, созданный последним в 6-й день, завершает тварный ряд и в силу этого должен включать в себя уровни бытия, созданные до него [2, 141].
Св. Гр. Нисский говорил о процессе постепенной ступене-образной инволюции духа в природу: «Писание показывает, что жизненная сила в некоем последовании присоединяется к телесному естеству, сперва проникая в бесчувственные твари, после сего поступая в чувствующие, а потом уже восходя до разумного "словесного"» [126].
Создав человека, Творец в нем как бы объединяет два края бытия — земной и небесный, феноменальный и умопостигаемый (логосный).
Интегрирующее начало человека, единый принцип, который удерживает во взаимосвязи и иерархическом подчинении все элементы, составляющие человека, есть Логос ' [141].
А. Позов так развивал эту мысль, основываясь на Святоо-теческом Предании. Природа есть система монад, одетых в материю. Жизнь начинается с логоизации Космоса, с внедрения монад Логоса, дающих начало органической жизни (клетке). Жизнь есть деятельность монады в материи. Монада — семя Логоса [141].
Русский богослов Феофан Авсенев также развивал мысль о степенях духовного бытия [2].
Еще в 1859 г. он подчеркивал, что сущность вещества составляют не материальные атомы, а силы, которые сообщают веществу постоянство пребывания и энергию деятельности. Это дух материи, а, по словам преп. М. Исповедника, логос, который проявляется в физических телах в тяготении (стремлении к связи) и движении, а в духе человеческом, соответственно — в чувствовании (познании) и воле. Это, по классификации Ф. Авсенева, I степень духовного бытия.
II степень — силы жизни, которые обнаруживают себя в материи; однако это не есть действие материи, а есть духовное бытие во времени — мысль, понятие (логос).
\ Как было установлено в I части — Логос — Первооснова и Связь всего существующего в мире.
Таким образом, жизнь есть мысль, раскрывающая себя в недрах и посредством вещества. Сила жизни соединяет в себе единство духа и множественность вещества. Вещество является только средством для выражения духа. Сила жизни все производит с целью, но сознания цели в себе она не имеет. Дух всегда причина, вещество — орудие причины, жизненная сила —действие.
Примером такого существа жизненного начала является растение — растительная жизнь — о себе оно не заботится (цель не преследует), о нем заботится Мать-природа.
III ступень духовного бытия, по Ф. Авсеневу, душа животная. Это духовное бытие, начало, которым жизнь телесная, отражаясь сама по себе, чувствует свои нужды, познает полезные предметы и может их достигать. Это дух чувственный, управляемый телесными нуждами; он, как высшее начало по отношению к растительному, заключает его в себя, но имеет и свои особенности — чувствование и движение.
IV ступень — дух человеческий.
Душа животная есть духовное существо, связанное веществом. Когда дух отрешается от уз вещества и действует сам по себе — то это уже дух человеческий.
Таким образом, природа души человеческой сочетает в себе 3 степени невещественного бытия: растительную, животную и собственно человеческую, разумную.
Растительная природа — это дыхание организма, питание, родотворение, которые могут быть частично осознаны.
Животная природа — это наблюдение чувственного мира^, чувства^ желания, произвольная деятельность.
Разумная, собственно человеческая природа проявляется в познании человеком истины, красоты, добра.
По мнению Ф, Авсенева, несмотря на их различия — жизни, души и духа — нельзя признать их различными субстанциями — это все только степени развития одной и той же нераздельной духовной сущности [2]. Высшая часть — дух — дает единство жизни и стремления всему человеческому существу.
И нельзя не вспомнить слова св. Гр. Паламы, размышляя о природе этого единства: «Жизнью мы Его именуем, благом по обнаруживающим энергиям и силам Его сверхсущности» [133]
А. Позов в своей обобщающей работе «Основы древнецер-ковной антропологии» развивает мысль, что тело является условием существования духа на материальном плане [141].
Дух является самостоятельной причиной деятельности в мире. Сила, дух, проявляясь в материи, остается скрытой, ненаблюдаемой реальностью, доступной только в мистическом созерцании.
Человеческое тело это система атомных, молекулярных сил, которые есть, по мнению А. Позова, модификации единой духовной силы.
В основе всего мира лежит одна сила, имеющая духовную природу, являющаяся атрибутом Божества. Эта сила — источник изменений, сущность все вещей, Божественная всесози-дающая идея, творческий принцип.
По христианской концепции, человек представлен триме-рией: тело — душа — дух.
Душа, отождествляемая с психикой, является таким образом как бы промежуточной «инстанцией» между духом и материей, «средством» «одухотворения» материи. Вспомним, что человек должен был, по Замыслу Творца, одухотворить Космос, всю тварь, одухотворив вначале свою тримерию, начав с себя.
Дух — ядро души.
Душа — низшая духовная сущность, в которой сосредоточено начало чувственных восприятий, влечений, ощущений, рассудка, и именно эти «свойства» души должны были стать, по святоотеческому мнению, «инструментами» одухотворения человеческой тримерии, а затем и всей Вселенной.