Религиозно-философская мысль о единстве ноуменально-феноменального бытия
Оригинальное развитие святоотеческое учение о логосном строении тварного мира приобрело в конкретной метафизике о. П. Флоренского.
«Конкретность для него означает не отсутствие духовного предмета, ноумена (когда реальность приравнивается к чувственной данности, к голому, эмпирическому факту) — пишет С. С. Хоружий, — но именно конкретный характер этого духовного предмета, обретаемый им за счет его непременной воплощенноети в чувственном» [199, с. 105].
Ноумен и феномен для П. Флоренского — неотъемлемые стороны любого явления. Хоружий С.С.: пишет «...нет никакого смысла или смыслов помимо тех, что воплощены и явлены. Связь явления и смысла, феномена и ноумена предстает обоюдной. Ноумен всегда выражен в чувственном, в определенном явлении. Феномен всегда имеет смысл, ноуменальное содержание, он — чувственный облик определенного ноумена» (199, предисловие, т. 2).
В теории философского символизма П. Флоренский утверждает, что феномен 'и ноумен взаимно представляют точное выражение друг друга, образуя неразделимое двуединство — символ. Конкретная метафизика — такой вариант символизма, где мир духовный максимально уподоблен миру физическому и наделен пространственностью. Флоренский полагал, что ноумены пребывают в некотором особом пространстве, которое по отношению к физическому является «обращенным», «вывернутым», или «мнимым»: предметы и процессы в нем подчиняются таким законам, которые в точности обратны, противоположны законам природы (следствие предшествует причине). Оба эти мира образуют один мир, но — двойной, двусторонний: в физическом мире предмет видим физическим зрением как явление, в мире духовном он созер-цает-ся духовным зрением. Флоренский выдвигает гипотезу о двуслойном строении реальности — двуслойное пространство состоит из «реальной» и «мнимой» сторон. Переход от одной поверхности к другой возможен через разлом пространства и выворачивания тела через себя. Т.о., очевидно, полагает С. Хоружий, что философский символизм — разновидность
платонизма, связывающая вещь и идею предельно тесно, до «неразличимого тождества» в символе.
Как известно, Платон утверждал самостоятельное существование «идей» — наличие мира «идей» самого по себе. Его самый великий ученик Аристотель был согласен с ним о существовании «идеи» вещи, но, в отличие от своего учителя, полагал, что «идея» слита с «вещью», не существует вне «вещи».
П. Флоренский, вероятно, более разделяет точку зрения Аристотеля, хотя он говорит об идеальном слиянии ноумена и феномена в совершенном мире. Но явление совершенно выражает смысл в совершенном (безгрешном) бытии; следствие онтологического искажения Вселенной — разрушение символического строения реальности. В явлениях падшего мира мы видим смысл искаженно. В несовершенном, падшем состоянии человеку стал не очевиден ноумен в феномене, и еще менее видим смысл.
Если следовать принципу антиномичности христианства, то, вероятно, обе точки зрения справедливы. Аристотель, может быть, под «идеей» имел ввиду ту информацию, о которой мы выше говорили, как о мере определенности «вещи», как снятую энтропию, отражающую логос, и воспринимаемую в чувственном виде человеком.
А Платон, возможно, имел в виду под «идеей» вещи ту парадигму, замысел о ней, который существует как тварный мир идей — программ «материализации».
Идея, логос — это отражение Логоса, 2-й слой реальности — ноуменальный. Наверное, это то «Тварное Небо»:
«Вначале Бог сотворил Небо и Землю» [Быт. 1; I].
Под «Землей» имеется в виду плотная материя, а «Небо» — это Тонкий, духовный мир. Главное, что существует «инаковость» «субстанции» логоса и «субстанции» «вещи», феномена.
Вспомним здесь А. Сидорова: «Некая умная структурность, незримая плотскими очами, контрастирует с некоей телесной оформленностью» [172, с. 3061.
Человек как Микрокосм
Попробуем в заключение представить все описанные выше процессы в виде схемы, подводящей итоги нашему анализу.
Вне времени и пространства существует Бог. Его Нетвар-ные Энергии — Премудрость, Мысль, Логос, Замысел — исходят от Него в мир.
Нетварной Энергией Логоса и в Логосе Господь творит тварную сущность — логосы вещей и явлений материального мира.
Логос вещи есть парадигма преобразования Нетварной Возможности (Потенции) в тварную актуальность. Логос является «программой», «алгоритмом» материализации феномена.
Логос (тварный «продукт» Нетварной энергии) образует некую целостность (назовем его условно «квантом пространства»), в которой хаос структурирует в порядок — таким образом возникает структура — «объект», «вещь» (материальный продукт тварной энергии логоса). Эта структура, как снятая энтропия в некотором кванте пространства, воспринимается человеком как информация об объекте. Эта информация отражается в сознании (духе) человека как мысль человека — разгадка Замысла Творца.
«...логосы становятся доступными нашему постижению, отражаясь в познании как "способы умозрения"» [172, с. 328].
В Священном Предании неоднократно говорится (св. Вас. Великий и др.), что Бога познавать можно по Его творению — миру. Данная схема показывает «цепочку» отражений Премудрости Божьей, в которой, конечно, происходят неизбежные искажения, но тем не менее человек познает Творца по видимому миру.
Человек выступает в этой схеме как некий преобразователь, ретранслятор материального бытия в ноуменальное. Те свойства мира, которые он отражает в себе как информацию о мире, теперь существуют в нем как его внутренний психический мир. Возникает вопрос, едина ли природа психики и ло-госного мира?
У преп. М. Исповедника есть ответ: «...умопостигаемые сущности обладают внутренним соответствием с душой, а душа — внутренним соответствием с умопостигаемыми сущ-
ностями; вещи же чувственные имеют образ тела, а тело — образ чувственных вещей» [172, с. 167].
Схема 2 Ось времени (симметрии)
Премудрость Бога
Мысль человека
Квант пространства
Феномен (вещь) тварь снятая энтропия
Информация
Схема взаимоотношений между Нетварным и тварным миром
Обратимся опять к мысли преп. М. Исповедника и его комментатора А. Сидорова: «В земном ("феноменальном") мире взаимосвязь всего сущего как бы "замутняется" дебелостью и вещественностью его, строгая и органичная архитектоника бытия обнажается лишь в мире умопостигаемом. Однако не следует забывать, что последний отражается в мире чувственном и активно действует в нем ("логосы" суть и "энергии" духовного мира)» [172, с. 302].
«Для обладающих духовным зрением весь умопостигаемый мир представляется таинственно отпечатленным во всем чувственном мире посредством символических образов. А весь чувственный мир при духовном умозрении представляется содержащимся во всем умопостигаемом мире, познаваясь там благодаря своим логосам. Ибо — чувственный мир существует в умопостигаемом посредством своих логосов, а умопостигаемый в чувственном — посредством своих отпечатлений» (преп. Максим Исповедник [172, с. 160]). Ибо невидимое Его от создания мира через рассматривание творений видимы [Рим. 1:20].
Итак, единство мира проявляется в нераздельности и не-i слиянности энерго-информационных аспектов мирозданья. ;
Тождество формул информации (негэнтропии) и энтропии| (энергии) образует структурно-динамическую целостность фе-' номинального мира. ",
Актуальность феноменального тварного мира есть осуще-| ствление (материализация) Потенциальности Мыслей Божьих.!
Ось времени, преобразуя Потенциальное Бытие в актуаль-Ц ное, является также и осью симметрии, или осью символичес-| кого отражения, уподобления тварного временного мира не-| тварному, вневременному. |
Символическое подобие тварного мира нетварному от-1 крывает человек, отражая в понятиях (информации) логосы и| созидая ноосферу — искусственный феноменальный мир. |
Человек есть Микрокосм, отражающий в себе Макрокосм. |
Анализируя состояние научно-философской мысли в на-| стоящее время, С.С.Хоружий говорит о преобладании струк-| турного подхода в описании реальности и в то же время под-| черкивает его ограниченность, ибо он предполагает статичес-1 кую картину бытия. Структурный подход С.С. Хоружий пред-1 лагает дополнить парадигмой онтологической динамики [201]. j Динамическая трактовка реальности предполагает, что каж-| дый ее уровень претерпевает процесс сущностной трансфер-' мации. Онтология в этом случае определяется как универсаль-1 ное трансцендирование. Каждому уровню реальности отвечает! своя реализация парадигмы трансцендирования, но есть осо- \, бая реализация — трансцендирование всего горизонта здешне- ;
го бытия в целом — теозис. Теозис здешнего бытия онтологически тождественен теозису человека.
Поскольку онтологическая динамика есть динамика претворения в иное, иное оказывается началом, упорядочивающим энергии человека; иное энергийно присутствует и действует в здешнем бытии и именуется Благодатью.
Адам, отказавшись возделывать Рай (что соответствовало Замыслу Творца), поддерживать антиэнтропийный процесс в гармоничной Вселенной, — в результате грехопадения был из Рая изгнан.
Прекращение усилий по поддержанию гармонии Вселенной привело к распаду ее целостности и возрастанию энтропии.
Процесс катастасиса, вступивший в действие с момента грехопадения, сопровождается с начала христианской эпохи апокатастасисом — процессом восстановления утраченной целостности и гармонии Вселенной. Это то трансцендирование здешнего бытия, которое осуществляет Богочеловек в процессе теозиса человека.
Рост энтропии Вселенной симметричен процессу негэнтропии во внутреннем мире человека^ Человек, познавая мир внешний, созидает мир внутренний.
соотношение Богословского
И НАУЧНОГО ЗНАНИЯ